Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 10:54, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в анализе региональных особенностей поддержки малого и среднего бизнеса.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
– охарактеризовать направления совершенствования региональной поддержки малого и среднего бизнеса.
– изучить сущность и основные принципы регионального регулирования малого и среднего предпринимательства;
– описать тенденции развития малого бизнеса в Ульяновской области;
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Малый бизнес как основа современной экономики………………..5
1.1 Сущность малого бизнеса………………………………………………..5
1.2 Роль малого бизнеса в современной экономике………………………..9
1.3 Проблемы малого бизнеса в российской экономике……………..…...12
Глава 2. Организация поддержки и развития малого и среднего
предпринимательства в Ульяновской области………………………..15
2.1 Анализ развития малого и среднего предпринимательства в
Ульяновской области…………………………..…………………………....15
2.2 Поддержка малого и среднего предпринимательства правительством
Ульяновской области…………………………………………..……………22
2.3 Характеристика и содержание областной целевой программы
«Развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской
области на 2011 – 2015 годы»………………………………………………30
Заключение………………………………………………………………………...38
Библиографический список……………………………………………………..40
Все виды малого бизнеса
достаточно распространены практически
во всех сферах деятельности. Малый
бизнес находится в центре интересов
современного общества. Редко хотя
бы один сектор любой развитой страны
может функционировать без
Несомненно, у малого бизнеса есть свои преимущества. Они заключаются в том, что он более быстро адаптируется к местным условиям хозяйствования, субъекты малого предпринимательства имеют большую свободу действий, малый бизнес гибок и оперативен в принятии и выполнении принимаемых решений. У малого бизнеса относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление. Для индивидуума в малом бизнесе есть большая возможность реализовать свои идеи, проявить свои способности. У малого предпринимательства более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков малый бизнес обладает более высокой оборачиваемостью собственного капитала.
Однако, малому предпринимательству помимо преимуществ присущи и недостатки. Самые существенные из них это – более высокий уровень риска, а значит и более высокая степень неустойчивости на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих объектов при заключении договоров и контрактов.
Все недостатки и неудачи определяются не только внутренними, но и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с отсутствием опыта управления или профессиональной некомпетентностью их собственников. Не смотря на свои недостатки, малый бизнес имеет достаточно большую роль в современной экономике [5, с.63].
В современной экономике малый бизнес имеет большое значение. Его роль заключается в производстве продукции и услуг, создании рабочих мест (а значит, и в сокращении безработицы и социальной нестабильности), развитии крупного предпринимательства, получении людьми возможности организации своего дела.
Мировая практика свидетельствует, что:
Во-первых, деятельность малого предпринимательства напрямую влияет на успешное развитие не только крупного бизнеса, но и экономики страны в целом, обеспечивая наполнение внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами, рост экспортного потенциала.
Во-вторых, в условиях усиления
конкуренции на мировом рынке
малый бизнес с помощью меньшей
капиталоёмкости, чем у крупного
производителя, обеспечивает модернизацию
производства и обновление ассортимента
выпускаемой продукции, тем самым
приспосабливается к меняющимся
условиям состояния рынка и периодически
повторяющихся экономических
В-третьих, малый бизнес дает
обществу дополнительный социально-экономический
эффект. В Японии в этом секторе
экономики работает почти 80% занятого
населения страны, в странах Европейского
Союза – более 70%. В США доля
малого бизнеса в валовом внутреннем
продукте страны более 52%. Благодаря
такой большой занятости
Роль малых предприятий в экономике довольно велика, и эта тенденция не только сохраняется, но даже усиливается. Это происходит под воздействием ряда факторов, действующих порой противоречиво. Так, развитие технологий, науки предполагает, с одной стороны, наличие крупных предприятий (поскольку требуются большие капиталовложения), а с другой стороны, это ведет к сокращению рабочих мест на крупных предприятиях, а, следовательно, к увеличению безработицы. В конечном итоге это вызывает сокращение потребительского спроса и ведет к увеличению социальной напряженности.
В то же время развитие технологий,
науки и техники вызывает необходимость
постоянного качественного
Но самая важная роль малых
предприятий заключается в
Малым бизнесом необязательно
должно являться целое предприятие,
им является и небольшая торговая
точка, при организации которой
не требуется образования
Таким образом, малый бизнес даёт многим людям возможность организации своего дела, а государству помогает в сокращении безработицы и социальной нестабильности. Благодаря малому предпринимательству крупное производство может развиваться, но в тоже время малый бизнес развивается за счёт капиталовложений крупных предприятий. Значит, малое и крупное производства тесно связаны и не могут развиваться друг без друга. Малое предпринимательство способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды.
Международный и отечественный
опыт показывает, что благодаря малому
бизнесу происходит создание новых
рабочих мест и тем самым расширение
занятости и сокращение безработицы.
Малое предпринимательство
Из этого всего можно
сделать вывод, что малый бизнес
является не только звеном в формировании
валового внутреннего продукта страны,
но и важнейшим фактором занятости
и источником доходов населения,
обеспечения национального
Сегодня у малого бизнеса много крупных проблем, таких как проблемы роста конкурентоспособности и глобализации.
В наше время современное мировое хозяйство представляет собой интегрирующуюся, объединяющуюся, систему. Свободное движение капитала и труда, информационные технологии размывают национальные границы.
Для защиты своих национальных ценностей в процессе глобализации решающим становится международное сотрудничество с теми, кто разделяет общие цели и задачи интернационализации правового пространства, рынков товаров и услуг, а также правила свободной торговли, устанавливаемые Всемирной торговой организацией (ВТО).
При всей противоречивости результатов глобализации большие государства, такие как: США, Канада, Мексика и Бразилия, и малые страны: Финляндия, Сингапур, Швеция, Норвегия, Венгрия, Чехия и другие - в целом извлекают из этого процесса немало полезных результатов. В этих странах поддержка развития малого бизнеса основывается на создании законодательной базы и надёжной системы защиты прав и интересов предпринимателей, их доступа к льготным кредитным ресурсам, производственной, финансовой, социальной и рыночной инфраструктур, которые способствуют развитию этого сектора экономики [8, с.93].
В России же у малого бизнеса существуют различные трудности:
– несовершенстве правовых
основ и высоком уровне налогообложения,
отсутствии законодательной базы и
правовых гарантий. В законе «О поддержке
малого предпринимательства» закреплена
обязанность исполнительной власти
всех уровней разрабатывать и
осуществлять меры по созданию информационной
инфраструктуры в целях получения
субъектами малого предпринимательства
экономической, правовой, статистической,
производственно-
– негативном отношении определённой части населения, связывающей предпринимательство напрямую с посредничеством, куплей-продажей. Определённая часть населения не имеет знаний о деятельности малого бизнеса, то есть при отсутствии знаний о понятии и роли малого предпринимательства у этой части населения создаётся неправильное впечатление о его деятельности, из чего и следует появление негативного отношения к этому виду предпринимательства.
– экономической и политической нестабильности в обществе;
– несовершенстве банковской и кредитной систем, то есть в ограничении возможностей для финансирования инвестиций и низкий круг источников финансирования.
В России малый бизнес, к
сожалению, пока что развит слабо
и территориально очень неровно,
то есть в центральном регионе
и в регионах с высокоразвитым
крупным предпринимательствах (в
регионах с наиболее благоприятной
средой для создания и развития малого
предпринимательства) малый бизнес
развивается быстрее, а значит и
расположен он в основном в этих
регионах. Во многом именно поэтому
немалое количество областей и часть
автономных республик не могут интенсивно
развиваться исключительно из-
Таким образом, развитие малого
предпринимательства – одно из главных
направлений создания среднего класса,
отмеченного высокой
Из этого всего следует, что первоочередные задачи на пути развития малого бизнеса в России - это совершенствование правовых основ, снижение налогообложения, обеспечение законодательной базы и правовых гарантий, совершенствование банковской и кредитных систем.
Решительную помощь в этих областях может и должно оказывать государство.
Глава 2. Организация поддержки и развития малого и среднего
предпринимательства в Ульяновской области
Роль и значение малого
и среднего предпринимательства
в экономике Ульяновской
По состоянию на начало 2010 года в Ульяновской области осуществляли деятельность 12567 малых предприятий, из них микропредприятий – 10868 (86,5%). На предприятиях малого и среднего бизнеса занято 93268 человек, что составляет более 15% всего экономически активного населения Ульяновской области.
При этом оборот малых
и средних предприятий в
Информация о работе Региональные особенности поддержки развития малого и среднего бизнеса