Региональные особенности поддержки развития малого и среднего бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 10:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в анализе региональных особенностей поддержки малого и среднего бизнеса.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
– охарактеризовать направления совершенствования региональной поддержки малого и среднего бизнеса.
– изучить сущность и основные принципы регионального регулирования малого и среднего предпринимательства;
– описать тенденции развития малого бизнеса в Ульяновской области;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Малый бизнес как основа современной экономики………………..5
1.1 Сущность малого бизнеса………………………………………………..5
1.2 Роль малого бизнеса в современной экономике………………………..9
1.3 Проблемы малого бизнеса в российской экономике……………..…...12
Глава 2. Организация поддержки и развития малого и среднего
предпринимательства в Ульяновской области………………………..15
2.1 Анализ развития малого и среднего предпринимательства в
Ульяновской области…………………………..…………………………....15
2.2 Поддержка малого и среднего предпринимательства правительством
Ульяновской области…………………………………………..……………22
2.3 Характеристика и содержание областной целевой программы
«Развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской
области на 2011 – 2015 годы»………………………………………………30
Заключение………………………………………………………………………...38
Библиографический список……………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

курсовая Шерин.docx

— 83.99 Кб (Скачать)

Все виды малого бизнеса  достаточно распространены практически  во всех сферах деятельности. Малый  бизнес находится в центре интересов  современного общества. Редко хотя бы один сектор любой развитой страны может функционировать без производства малым бизнесом продукции и услуг, так как именно благодаря развитию малого предпринимательства происходит развитие крупного производства.

Несомненно, у малого бизнеса  есть свои преимущества. Они заключаются в том, что он более быстро адаптируется к местным условиям хозяйствования, субъекты малого предпринимательства имеют большую свободу действий, малый бизнес гибок и оперативен в принятии и выполнении принимаемых решений. У малого бизнеса относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление. Для индивидуума в малом бизнесе есть большая возможность реализовать свои идеи, проявить свои способности. У малого предпринимательства более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков малый бизнес обладает более высокой оборачиваемостью собственного капитала.

Однако, малому предпринимательству  помимо преимуществ присущи и  недостатки. Самые существенные из них это – более высокий уровень риска, а значит и более высокая степень неустойчивости на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих объектов при заключении договоров и контрактов.

Все недостатки и неудачи  определяются не только внутренними, но и внешними причинами, условиями  функционирования малых предприятий. Как показывает опыт, большинство  неудач малых фирм связано с отсутствием  опыта управления или профессиональной некомпетентностью их собственников. Не смотря на свои недостатки, малый  бизнес имеет достаточно большую  роль в современной экономике [5, с.63].

1.2 Роль малого бизнеса  в современной экономике

 

В современной экономике  малый бизнес имеет большое значение. Его роль заключается в производстве продукции и услуг, создании рабочих  мест (а значит, и в сокращении безработицы и социальной нестабильности), развитии крупного предпринимательства, получении людьми возможности организации своего дела.

Мировая практика свидетельствует, что:

Во-первых, деятельность малого предпринимательства напрямую влияет на успешное развитие не только крупного бизнеса, но и экономики страны в  целом, обеспечивая наполнение внутреннего  рынка потребительскими товарами и  услугами, рост экспортного потенциала.

Во-вторых, в условиях усиления конкуренции на мировом рынке  малый бизнес с помощью меньшей  капиталоёмкости, чем у крупного производителя, обеспечивает модернизацию производства и обновление ассортимента выпускаемой продукции, тем самым  приспосабливается к меняющимся условиям состояния рынка и периодически повторяющихся экономических кризисов.

В-третьих, малый бизнес дает обществу дополнительный социально-экономический  эффект. В Японии в этом секторе  экономики работает почти 80% занятого населения страны, в странах Европейского Союза – более 70%. В США доля малого бизнеса в валовом внутреннем продукте страны более 52%. Благодаря  такой большой занятости населения  в малом предпринимательстве  уменьшаются расходы государства  на трудоустройство граждан и  поддержание социальной стабильности, и повышается уровень реальных доходов  граждан [24, с.47].

Роль малых предприятий  в экономике довольно велика, и  эта тенденция не только сохраняется, но даже усиливается. Это происходит под воздействием ряда факторов, действующих  порой противоречиво. Так, развитие технологий, науки предполагает, с  одной стороны, наличие крупных  предприятий (поскольку требуются  большие капиталовложения), а с  другой стороны, это ведет к сокращению рабочих мест на крупных предприятиях, а, следовательно, к увеличению безработицы. В конечном итоге это вызывает сокращение потребительского спроса и  ведет к увеличению социальной напряженности.

В то же время развитие технологий, науки и техники вызывает необходимость  постоянного качественного изменения  спроса, на которое не могут оперативно реагировать крупные предприятия  в силу инертности производства из-за его громоздкости. Это могут сделать  малые предприятия в силу гибкости и быстроты принятия решения, поскольку  хозяину легче проконтролировать  производственный процесс и быстро его переналадить исходя из изменений  спроса на рынке.

Но самая важная роль малых  предприятий заключается в решении  ряда, социальных аспектов. Малые предприятия  создают условия для увеличения рабочих мест. Это подтверждается и современным характером экономического развития промышленно развитых стран. В США ежегодно создается 600 000 новых  предприятий. На каждые 100 новых предприятий  с новой технологией приходится одно или два рабочих места.

Малым бизнесом необязательно  должно являться целое предприятие, им является и небольшая торговая точка, при организации которой  не требуется образования юридического лица.

Таким образом, малый бизнес даёт многим людям возможность организации  своего дела, а государству помогает в сокращении безработицы и социальной нестабильности. Благодаря малому предпринимательству  крупное производство может развиваться, но в тоже время малый бизнес развивается  за счёт капиталовложений крупных предприятий. Значит, малое и крупное производства тесно связаны и не могут развиваться  друг без друга. Малое предпринимательство  способствует формированию рыночной структуры  экономики и конкурентной среды.

Международный и отечественный  опыт показывает, что благодаря малому бизнесу происходит создание новых  рабочих мест и тем самым расширение занятости и сокращение безработицы. Малое предпринимательство насыщает рынок разнообразными товарами и  услугами. В целом в валовом  внутреннем продукте стран Европейского Союза доля малого бизнеса превышает 67%. Из этого следует, что государство  заинтересовано в создании благоприятных правовых и экономических условий для его интенсивного развития. Но не всегда это так. Часто бывает, что государство пресекает развитие малого предпринимательства из-за больших затрат времени и денег.

Из этого всего можно  сделать вывод, что малый бизнес является не только звеном в формировании валового внутреннего продукта страны, но и важнейшим фактором занятости  и источником доходов населения, обеспечения национального благосостояния. Несомненно, малое предпринимательство  – жизненно важный фактор экономики [24, с.48].

1.3 Проблемы малого бизнеса  в российской экономике

 

Сегодня у малого бизнеса  много крупных проблем, таких  как проблемы роста конкурентоспособности  и глобализации.

В наше время современное  мировое хозяйство представляет собой интегрирующуюся, объединяющуюся, систему. Свободное движение капитала и труда, информационные технологии размывают национальные границы.

Для защиты своих национальных ценностей в процессе глобализации решающим становится международное  сотрудничество с теми, кто разделяет  общие цели и задачи интернационализации  правового пространства, рынков товаров  и услуг, а также правила свободной  торговли, устанавливаемые Всемирной  торговой организацией (ВТО).

При всей противоречивости результатов глобализации большие  государства, такие как: США, Канада, Мексика и Бразилия, и малые  страны: Финляндия, Сингапур, Швеция, Норвегия, Венгрия, Чехия и другие - в целом  извлекают из этого процесса немало полезных результатов. В этих странах  поддержка развития малого бизнеса  основывается на создании законодательной  базы и надёжной системы защиты прав и интересов предпринимателей, их доступа к льготным кредитным  ресурсам, производственной, финансовой, социальной и рыночной инфраструктур, которые способствуют развитию этого  сектора экономики [8, с.93].

В России же у малого бизнеса  существуют различные трудности:

– несовершенстве правовых основ и высоком уровне налогообложения, отсутствии законодательной базы и  правовых гарантий. В законе «О поддержке  малого предпринимательства» закреплена обязанность исполнительной власти всех уровней разрабатывать и  осуществлять меры по созданию информационной инфраструктуры в целях получения  субъектами малого предпринимательства  экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и  иной информации, необходимой для  их эффективного развития, и в целях  обмена между ними указанной информации. Также по этому закону исполнительная власть должна осуществлять меры по развитию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров малого предпринимательства, а учреждения, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров малого бизнеса пользуются льготами в порядке, установленном действующим  законодательством. Исполнительная власть обязана предусматривать резервирование для субъектов малого предпринимательства  определённой доли заказов на производство и поставку продукции и товаров  для государственных нужд – не менее 15% от общего объёма поставок. Таким  путём предполагается создать гарантированный  рынок сбыта для высокоэффективных  малых предприятий, содействовать  стабилизации их финансового положения, стимулировать повышение уровня производства и качества продукции. К сожалению, не всё из вышеперечисленного работает в настоящее время, так  как правовые нормы не носят конкретный характер, то есть не разработана в  деталях процедура защиты прав и  интересов малого предпринимательства  на всех стадиях формирования и исполнения заказов на поставки для государственных  нужд и не указана мера ответственности  государственных заказчиков за несоблюдение этой процедуры.

– негативном отношении  определённой части населения, связывающей  предпринимательство напрямую с  посредничеством, куплей-продажей. Определённая часть населения не имеет знаний о деятельности малого бизнеса, то есть при отсутствии знаний о понятии и роли малого предпринимательства у этой части населения создаётся неправильное впечатление о его деятельности, из чего и следует появление негативного отношения к этому виду предпринимательства.

– экономической и политической нестабильности в обществе;

– несовершенстве банковской и кредитной систем, то есть в  ограничении возможностей для финансирования инвестиций и низкий круг источников финансирования.

В России малый бизнес, к  сожалению, пока что развит слабо  и территориально очень неровно, то есть в центральном регионе  и в регионах с высокоразвитым крупным предпринимательствах (в  регионах с наиболее благоприятной  средой для создания и развития малого предпринимательства) малый бизнес развивается быстрее, а значит и  расположен он в основном в этих регионах. Во многом именно поэтому  немалое количество областей и часть  автономных республик не могут интенсивно развиваться исключительно из-за высокой трудоизбыточности и  её невозможно ликвидировать из-за практического отсутствия общенационального  рынка труда и крайней нищеты большей части населения[8, с.94].

Таким образом, развитие малого предпринимательства – одно из главных  направлений создания среднего класса, отмеченного высокой квалификацией, культурой труда и достаточно высоким, стабильным уровнем жизни.

Из этого всего следует, что первоочередные задачи на пути развития малого бизнеса в России - это совершенствование правовых основ, снижение налогообложения, обеспечение  законодательной базы и правовых гарантий, совершенствование банковской и кредитных систем.

Решительную помощь в этих областях может и должно оказывать  государство.

 

Глава 2. Организация  поддержки и развития малого и  среднего

          предпринимательства в Ульяновской области

2.1 Анализ развития малого и среднего предпринимательства в

Ульяновской области 

 

Роль и значение малого и среднего предпринимательства  в экономике Ульяновской области  определяют совокупность мер государственной  поддержки, которые осуществляется в рамках областных целевых программ развития малого и среднего предпринимательства. Меры содействия развитию и укреплению малого бизнеса стали одним из факторов, позволивших ульяновским  предпринимателям этого сектора  существенно минимизировать потери из-за начавшегося в конце 2008 г. финансово-экономического кризиса.

По состоянию на начало 2010  года  в Ульяновской области  осуществляли деятельность 12567 малых  предприятий, из них микропредприятий – 10868 (86,5%). На  предприятиях  малого и  среднего  бизнеса занято  93268 человек, что составляет более 15%  всего экономически активного  населения  Ульяновской области.

При  этом  оборот  малых  и средних предприятий в Ульяновской  области в 2009 году превысил 112 224 млн.  рублей. Налоговые поступления от  субъектов малого и среднего предпринимательства в 2009 г. только по системам налогообложения УСН, ЕНВД превысили 961 619 рублей, что составляет 4,5 % от налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в налоговых доходах консолидированного бюджета (федерального, областного и местных бюджетов).

Информация о работе Региональные особенности поддержки развития малого и среднего бизнеса