Региональные особенности поддержки развития малого и среднего бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 10:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в анализе региональных особенностей поддержки малого и среднего бизнеса.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
– охарактеризовать направления совершенствования региональной поддержки малого и среднего бизнеса.
– изучить сущность и основные принципы регионального регулирования малого и среднего предпринимательства;
– описать тенденции развития малого бизнеса в Ульяновской области;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Малый бизнес как основа современной экономики………………..5
1.1 Сущность малого бизнеса………………………………………………..5
1.2 Роль малого бизнеса в современной экономике………………………..9
1.3 Проблемы малого бизнеса в российской экономике……………..…...12
Глава 2. Организация поддержки и развития малого и среднего
предпринимательства в Ульяновской области………………………..15
2.1 Анализ развития малого и среднего предпринимательства в
Ульяновской области…………………………..…………………………....15
2.2 Поддержка малого и среднего предпринимательства правительством
Ульяновской области…………………………………………..……………22
2.3 Характеристика и содержание областной целевой программы
«Развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской
области на 2011 – 2015 годы»………………………………………………30
Заключение………………………………………………………………………...38
Библиографический список……………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

курсовая Шерин.docx

— 83.99 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНЗЕНСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Кафедра государственного управления и права

 

 

 

КУРСОВАЯ   РАБОТА

по дисциплине «Региональная экономика и управление»

Тема:  Региональные особенности поддержки развития малого и среднего бизнеса

 

 

 

                                 Ш    Выполнил студент:

                                                                   Морозова А.Е.

                   Специальность: 08.05.04. - ГМУ

                                            очная форма обучения                                            

                                      Группа: ГиМУ– 08

                 

 

                                                                               Научный руководитель:

                                                                             к.э.н., доцент Шерин В.А.

 

Инза

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Малый бизнес как основа современной экономики………………..5

1.1 Сущность  малого бизнеса………………………………………………..5

1.2 Роль малого  бизнеса в современной экономике………………………..9

1.3 Проблемы  малого бизнеса в российской  экономике……………..…...12

Глава 2. Организация  поддержки и развития малого и  среднего

          предпринимательства в Ульяновской области………………………..15

2.1 Анализ развития малого и среднего предпринимательства в

Ульяновской области…………………………..…………………………....15

2.2 Поддержка малого и среднего предпринимательства правительством

Ульяновской области…………………………………………..……………22

2.3 Характеристика и содержание  областной целевой программы 

«Развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской 

области на 2011 – 2015 годы»………………………………………………30

Заключение………………………………………………………………………...38

Библиографический список……………………………………………………..40

 

Введение

 

В условиях России огромную значимость приобретают реформирующейся  дальнейшей проблемы стабилизации экономики  ее регионов, прогрессивное движение которых не может динамично осуществляться без привлечения всех имеющихся  резервов социально-хозяйственного роста  и развития. Важным компонентом такого развития является сектор малого предпринимательства. Мировой опыт подтверждает: малый  бизнес основной элемент рыночной экономики, без которого она не может гармонично функционировать и развиваться, так как малое предпринимательство  играет решающую роль в активизации  процессов социально-экономического развития, являясь символом динамичности, открытости, гибкости, выравнивания возможностей всех социальных групп и слоев  населения в борьбе за благополучие и процветание. При этом малый  бизнес обладает неиспользуемым в полной мере потенциалом и должен стать  одним из приоритетных направлений  экономики на данном этапе.

Поддержка и развитие малого и среднего бизнеса в России, в том числе и Ульяновской области, относится к числу актуальных вопросов, поскольку разработка экономической политики невозможна без учета роли и места малого предпринимательства, интеграция процессов развития малого и среднего предпринимательства и решения социально-экономических задач является в этом отношении ключевым звеном. Но при этом сектор малого предпринимательства до сих пор не оказывает необходимого влияния на социальное и экономическое развитие страны ни с точки зрения объемов производства товаров и услуг, ни с точки зрения занятости населения, как в иных странах. Недооценка роли малого предпринимательства, игнорирование его значительных технико-производственных и социально-экономических потенций приобретают в современных условиях характер крупномасштабного стратегического просчета. В этих условиях особенно важно осознание необходимости разработки эффективной региональной политики создания максимально охватывающей благоприятных все стороны как условий поддержки и малого развития бизнеса, малого формирования части предпринимательства интегральной народнохозяйственной структуры.

 Региональная поддержка должна исходить из системных представлений о роли малого бизнеса, а не исключительно из благоприятно сложившихся обстоятельств. В ряду актуальных направлений поддержки малого предпринимательства, как на федеральном, так и региональном уровнях должно стать более тесное взаимодействие малого бизнеса в контексте развития предпринимательских структур и, прежде всего, устойчивая хозяйственная кооперация малого, среднего и крупного бизнеса. Поэтому особую значимость с позиции приобретают стимулирования вопросы развития малого и среднего предпринимательства совершенствования интеграционной поддержки предпринимательства государством.

Цель курсовой работы заключается  в анализе региональных особенностей поддержки малого и среднего бизнеса.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие  задачи:

– охарактеризовать направления совершенствования региональной поддержки малого и среднего бизнеса.

– изучить сущность и основные принципы регионального регулирования малого и среднего предпринимательства;

– описать тенденции развития малого бизнеса в Ульяновской области;

 Предметом курсовой работы является региональная политика поддержки малого и среднего бизнеса.

Объектом курсовой работы является практика реализации региональной поддержки малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области.

 

 

 

Глава 1. Малый бизнес как основа современной экономики

    1. Сущность малого бизнеса

 

Бизнес - это предпринимательская экономическая деятельность, приносящая доход, прибыль. Существует несколько видов предпринимательства: крупное предпринимательство, среднее предпринимательство и малое предпринимательство.

Малый бизнес в настоящее  время – широко распространённое явление. Малое предпринимательство  – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики  при определённых, установленных  законами, критериях, показателях, конституирующих  сущность этого понятия.

Часто определение малого бизнеса связывают с критериями, по которым разделяют малое, среднее  и большое предпринимательство: численностью персонала (занятых работников), величиной оборота (прибыли, дохода), величиной активов, размером уставного  капитала. По данным Всемирного банка, общее число критериев, по которым  определяют малое предпринимательство, превышает 50. Но почти во всех развитых странах первым критерием для  малого бизнеса является численность  работающих на предприятии.

В соответствии с Федеральным  законом от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций/объединений, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчётный период не превышает предельных уровней, представленных в таблице 1 [23, с.77].

Таблица 1. Допустимая численность занятых на предприятиях малого бизнеса по отраслям

Отрасль деятельности

Предельный уровень  работников, чел.

Промышленность

100

Строительство

100

Транспорт

100

Сельское хозяйство

60

Научно-техническая сфера

60

Оптовая торговля

50

Розничная торговля и бытовое  обслуживание населения

30

Остальные отрасли и другие виды деятельности

50


 

Изучая численность занятых  на предприятии, представленную в таблице 1, можно сделать вывод о том, что она является оптимальной  для сфер малого бизнеса, то есть такого количества занятых на малом предприятии  людей достаточно для ведения  малого бизнеса. И чем меньше товарооборот в определённой отрасли, тем меньше допустимое число занятых в ней.

Средняя численность работников за отчётный период малого предприятия  определяется с учётом всех его работников, в том числе работающих по договорам  гражданско-правого характера и  по совместительству с учётом реально  отработанного времени, а также  работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений  указанного юридического лица.

В случаях превышения малым  предприятием вышеназванной численности  работников данное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим  законодательством, не период, в течение  которого допущено указанное превышение, и на последующие 3 месяца.

Многопрофильные малые предприятия, то есть осуществляющие несколько видов  деятельности, относятся к таковым  по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом  объёме оборота или в годовом объёме прибыли.

В Российской Федерации к  субъектам малого бизнеса относятся  и индивидуальные предприниматели, то есть физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица [7, с.89].

В Европейском союзе принята  такая классификация малых и  средних предприятий:

-микропредприятия – предприятия с числом работающих не более 9 человек;

-малые предприятия – предприятия с числом работающих от 10 до 49 человек;

-средние предприятия – предприятия с числом работающих от 50 до 249 человек.

Но для всех категорий  предприятий товарооборот должен быть менее 40 млн. евро либо общий баланс менее 27 млн. евро. Достаточно важным критерием  является экономическая независимость  предприятий (не очень большой процент  зависимости от внешних собственников).

Например, в Австрии к  малым относят предприятия с  числом работающих не более 50 человек, у них должен быть годовой доход  не более 5 млн. евро или балансовая стоимость активов, не превышающая 2 млн. евро. Доля внешних собственников  в собственности малого предприятия  должна составлять не более 25%.

Из выше изложенного следует, что наиболее оправданным критерием  является показатель годовой товарооборот, потому что существуют предприятия  с численностью около 10 человек, но с товарооборотом, превышающим границы  товарооборота, требуемого от малых  предприятий. Такими предприятиями  являются, например, небольшие фирмы  оценщиков ювелирных изделий. А  значит, при рассмотрении только численности  нельзя сделать точный вывод о  том, является ли это предприятие  малым или нет [9, с.37].

Малый бизнес можно разделить  не несколько видов, но также как  и определение малого предпринимательства, это можно сделать по разным признакам: виду или назначению, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим  формам.

По формам собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций).

По количеству собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу, а при коллективном она принадлежит одновременно нескольким субъектам с определением доли каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность).

По организационно-правовым формам предпринимательства разделяют на товарищества, общества, кооперативы.

По виду или назначению предпринимательская деятельность может быть производственной, коммерческой, финансовой, консультативной (консалтинговой). Все эти виды могут существовать как раздельно, так и вместе. Чаще всего используют разделение по виду или назначению. Есть много видов малого предпринимательства, но основные из них: производственная деятельность, коммерческая деятельность и финансовая деятельность.

Информация о работе Региональные особенности поддержки развития малого и среднего бизнеса