Региональные особенности поддержки развития малого и среднего бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 10:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в анализе региональных особенностей поддержки малого и среднего бизнеса.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
– охарактеризовать направления совершенствования региональной поддержки малого и среднего бизнеса.
– изучить сущность и основные принципы регионального регулирования малого и среднего предпринимательства;
– описать тенденции развития малого бизнеса в Ульяновской области;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Малый бизнес как основа современной экономики………………..5
1.1 Сущность малого бизнеса………………………………………………..5
1.2 Роль малого бизнеса в современной экономике………………………..9
1.3 Проблемы малого бизнеса в российской экономике……………..…...12
Глава 2. Организация поддержки и развития малого и среднего
предпринимательства в Ульяновской области………………………..15
2.1 Анализ развития малого и среднего предпринимательства в
Ульяновской области…………………………..…………………………....15
2.2 Поддержка малого и среднего предпринимательства правительством
Ульяновской области…………………………………………..……………22
2.3 Характеристика и содержание областной целевой программы
«Развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской
области на 2011 – 2015 годы»………………………………………………30
Заключение………………………………………………………………………...38
Библиографический список……………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

курсовая Шерин.docx

— 83.99 Кб (Скачать)

Объем инвестиций в основные средства субъектов малого и среднего предпринимательства в 2009 г. составил 4877,1 млн. руб.

Наиболее привлекательной для  малого бизнеса по прежнему является сфера оптовой и розничной  торговли, где в 2009 году осуществляла свою деятельность наибольшая часть  малых предприятий (43,7%),                                           в обрабатывающих производствах - 1659 малых предприятий (13,2% от общего количества малых предприятий), в строительстве - 1396 предприятий, или (11,1%).

В обрабатывающих производствах  наибольшая доля малых предприятий, занимается производством пищевых  продуктов, включая напитки (10,9%), а  также обработкой древесины и  производством изделий из дерева (10,7%).

В результате  принимаемых  Правительством Ульяновской области  мер  поддержки  в  2009  году впервые  расходы на поддержку малого и  среднего предпринимательства удалось  увеличить до 306 077,8 тыс. руб. (в 2008 году данный показатель составил чуть более 30 млн.) из них:

- расходы на региональную программу поддержки предпринимательства за счёт средств областного бюджета – 63 344,7 тыс.руб.

- расходы на региональную программу поддержки предпринимательства за счёт средств федерального бюджета – 219 033,0 тыс.руб.

- расходы на муниципальные программы за счёт средств местных бюджетов – 23 686,18 тыс. руб. [19]

Поддержка малому бизнесу  предусматривает широкий спектр  услуг  и мероприятий, реализуемых  в рамках программ по следующим направлениям:

-  финансовая поддержка;

- имущественная поддержка;

- информационная поддержка;

- консультационная поддержка;

- поддержка в области  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации кадров;

-поддержка в продвижении  производимых субъектами малого  и среднего предпринимательства  товаров (работ, услуг);

- пропаганда и популяризация  предпринимательства;

- вовлечение в предпринимательскую  деятельность населения Ульяновской  области, в том числе молодёжи  и социально-незащищенных групп;

- поддержка приоритетных  направлений развития предпринимательства;

- совершенствование деятельности  организаций инфраструктуры поддержки  субъектов малого и среднего  предпринимательства.

Однако в области сохраняется  актуальность  решения  целого ряда проблем в формировании  благоприятной  среды  для  развития  малого  и среднего предпринимательства.

Острой остается проблема  доступности  и  обеспеченности малых  предприятий  офисными  и  производственными  площадями,  причем препятствием выступают  как высокая арендная плата,  так  и  отсутствие самих  площадей [15]. 

Концентрируясь на  поддержке  реального сектора малого и среднего бизнеса в сфере промышленного  производства наукоемкой и высокотехнологичной  продукции необходимо продолжить работу по созданию бизнес-инкубаторов и  технологических парков.

Не менее актуальна  и проблема финансового обеспечения  развития и текущей деятельности малых предприятий. Благодаря увеличению объема финансирования, в 2009 году Правительству  Ульяновской области удалось  организовать оказание мер финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства  по следующим основным направлениям:

- субсидии в виде грантов  начинающим предпринимателям;

- компенсации по кредитам  и лизинговым договорам;

- поручительство по привлекаемым  кредитам;

- льготные кредитные ресурсы  для субъектов малого и среднего  предпринимательства в рамках  совместного проекта с ОАО  «Российский Банк Развития». 

Тем не менее, несмотря  на  высокие  темпы роста этого  вида поддержки,  говорить об их  достаточности  не представляется возможным. 

Одним из  последствий  кризиса,  который затронул многие хозяйствующие субъекты, стало увеличение числа высвобождаемых сотрудников  на тех  предприятиях,  которые  были  вынуждены сокращать свою  деятельность.  Это  в  свою  очередь  оказало стимулирующее  воздействие  на  часть  уволенных  сотрудников к началу собственной предпринимательской деятельности или поиску работы,  в том числе  и на малых предприятиях.  В связи с этим можно ожидать в ближайшее время  существенное  увеличение  спроса  на  образовательные услуги, позволяющие получить необходимые   знания в сфере предпринимательства или для овладения новыми профессиями.

Для производственных  малых  предприятий кадровые проблемы особенно актуальны, при этом наибольшее значение имеют:

     - высокий уровень  заработных плат на рынке;

     - сложности  с подбором персонала  (что,  безусловно,  связано  со следующей  по значимости проблемой);

     - нехватка  квалифицированных специалистов.

Таким образом,  проблема дефицита квалифицированных кадров – одна из  самых  острых  кадровых   проблем   для   малых предприятий. В 2009  году в рамках поддержки  было реализовано более 15 учебных  программ,  по  которым прошли обучение  более 2 тыс. предпринимателей.

Тем не менее, как показывает  практика и с  учетом  влияния  финансового кризиса на состояние  рынка труда и рост предпринимательской  активности    населения, следует  ожидать существенного увеличения спроса на   государственные услуги по подготовке и переподготовке   кадров   для   малого   и   среднего предпринимательства [18].

По экспертным  оценкам  порядка  20%  малых  и  микро  предприятий испытывают потребности  в налаживании и  расширении  межрегиональных  и международных  связей.  Основные направления интересов  производственных и научно-технических  малых предприятий в этой сфере - это  продвижение своей  продукции  на региональных и зарубежных рынках,  поиск торговых  партнеров,  поставщиков  сырья,  материалов  и  комплектующих  Торговые предприятия   заинтересованы   в   налаживании   устойчивых  связей  с поставщиками и потребителями  товаров из других регионов и стран.

Наряду с тем, что малый  и средний бизнес Ульяновской  области является активным и  крайне  заинтересованным  участником  процесса  межрегиональной   и международной интеграции экономики области , практически все предприятия при решении задач выхода на  новые  рынки  сталкиваются  с  проблемами внутреннего и внешнего характера.

К внутренним проблемам, возникающим  и действующим внутри предприятий, следует отнести:

     - финансовую  -  ограниченные  возможности   оплаты  маркетинговых мероприятий  по продвижению товаров, программ  поиска  торговых, кооперационных  и инвестиционных партнеров;

     - информационную - недостаток сведений о состоянии  региональных и международных  товарных рынков,  о конкурентной  ситуации, о сложившихся на данный  момент потребительских предпочтениях;

     - образовательную  - недостаточный уровень компетенции руководителей   самих  малых  предприятий  для  выработки  эффективных маркетинговых стратегий повышения конкурентоспособности предприятий  и производимой продукции, продвижения товаров на новые рынки.

Наряду с внутренними  проблемами существуют и внешние, сформировавшиеся под влиянием складывающихся экономической  конъюнктуры и рыночных условий. К ним следует отнести:

     - наблюдающийся   крен  потребительских  предпочтений  россиян  в пользу товаров  крупных российских и зарубежных  производителей;

     - недостаточную  конкурентоспособность продукции  малых предприятий в условиях  растущего давления со стороны  импортных товаров  и  крупных  отечественных предприятий;

     - неразвитость  рыночно ориентированных малобюджетных  маркетинговых технологий,  позволяющих  решать проблемы малых и средних  предприятий, связанных с освоением  новых рынков;

     - значительные  региональные  и  структурные  диспропорции уровней спроса  и предложения продукции малого  и среднего бизнеса.

Все эти  проблемы  внутреннего  и  внешнего  свойства и создают  в своей совокупности тот барьер на пути активного выхода на региональные и  международные  рынки,  перейти  через  который  малому и среднему бизнесу без поддержки и помощи со стороны  государства  и,  в частности,  Правительства Ульяновской области в обозримом будущем не представляется возможным [19].

Существенной проблемой  для  всех  предприятий,  а  для  малых  в особенности,  является получение достоверной и оперативной  информации, необходимой  для  рациональной организации бизнеса.  При этом характер востребованной  информации  самый  разнообразный:   от   правовой   до маркетинговой.  Для  повышения  качества  управления бизнесом в рамках поддержки малого предпринимательства в Ульяновской  области создан и  функционирует Интернет-портал «Малый бизнес».

Однако предоставление   доступа  к  информации  не  всегда  может оказаться достаточным.  Для  правильной  интерпретации  и  корректного использования  зачастую необходимо воспользоваться  консультацией высококвалифицированного специалиста.  Такие консультации на  льготной или возмездной основе предоставляются в рамках мер  поддержки малого предпринимательства  через центры поддержки предпринимательства.

Решение вышеперечисленных  проблем лежит в основном  в  плоскостях финансовой,   информационной,   консультационной   и   образовательной  поддержки.  Решать  эти  проблемы  необходимо   комплексно,   совмещая общедоступную  и  адресную  поддержку  по  различным  ее направлениям, организуя  участие предпринимателей в  сотнях  и  тысячах  мероприятий.

Обеспечить это возможно исключительно с использованием программно-целевого метода формирования и  выполнения  соответствующих  разделов   разрабатываемой   Программы.  Финансовая  поддержка  должна предполагать предоставление государственных  гарантий по обязательствам перед  кредиторами,  микрофинансирование,  субсидирование части затрат малых  и микро-предприятий на приобретение основных  средств  и  аренду помещений,  финансирование  начинающих, участие  в выставочно-ярмарочных мероприятиях и пр. Информационное обеспечение  предпринимательской  деятельности  должно   предусматривать   создание консультационных  пунктов  и  электронных  площадок  для представления информации по порядку создания  и  защиты  бизнеса  от  противоправных действий,    применению    гражданского,    налогового,    таможенного законодательства продвижению своей  продукции,  размещению  заявок  на партнерство    в   целях   поддержки   интерактивного   взаимодействия предпринимателей разных стран через каналы Интернета [15].

В качестве отдельного направления  консультационной поддержки следует  рассматривать помощь производственным предприятиям в  создании брендов  их продукции, с организацией продвижения  отраслевых групп малых предприятий  под специально разработанными для  них коллективными брендами.

В сфере образовательной  поддержки необходимо продолжать работу по ознакомлению и обучению предпринимателей  современным  подходам  к вопросам создания и развития бизнеса, общего и финансового менеджмента, использования  инструментов маркетинга.

Представленные данные свидетельствуют, что деятельность   и развитие  сектора  малого и среднего предпринимательства  не могут быть сведены   к   отдельным   отраслевым   направлениям или элементам предпринимательской  деятельности. Комплексный характер взаимосвязанных проблем в секторе  малого и среднего предпринимательства  определяет  в качестве  единственно  возможного программно-целевой метод  их решения, предполагающий  увязку  в  рамках   единой   программы   значительного множества  мероприятий  по целям,  содержанию работ,  их исполнителям и ресурсам.  В противном случае даже при  неполном  решении  проблем  по отдельности суммарные затраты  на это значительно превысит те,  которые потребовались бы при  комплексном решении той же группы проблем [19].

Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ  и рисков, возникающих при различных  вариантах решения проблемы.

Решение проблемы возможно по одному из следующих вариантов:

     - решение   обеспечивается  посредством   мероприятий,  реализуемых органами  государственной власти Ульяновской  области и финансируемых за  счет средств бюджета Ульяновской  области;

     - решение   обеспечивается  посредством   мероприятий,  реализуемых субъектами  предпринимательской деятельности  и  финансируемых  за  счет  средств указанных субъектов;

     - решение   обеспечивается  посредством   мероприятий,  реализуемых органами  государственной власти Ульяновской  области и финансируемых за  счет средств  бюджета  Ульяновской  области,  федерального  бюджета   и   средств субъектов предпринимательской деятельности.

Сравнительные оценки степени  влияния различных рисков на эффективность  указанных  вариантов  решения  проблемы  представлены  в следующей  таблице.

Анализ вариантов  решения  проблемы показывает, что наиболее предпочтительным по соотношению затрат и устойчивости к возможным рискам является третий вариант решения  проблемы, предусматривающий совместное финансирование за счет бюджетных средств  и  средств субъектов предпринимательской  деятельности [18].

Информация о работе Региональные особенности поддержки развития малого и среднего бизнеса