Развитие малого бизнеса за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА__________________________________________________________________5
1.1 Понятие и сущность малого бизнеса ______________________________5
1.2 Малые предприятия – составляющая часть рыночной экономики _______8
1.3 Тенденции развития предпринимательства в зарубежных странах____12
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ЗАРУБЕЖОМ
/НА ПРИМЕРЕ США/____________________________________________18
2.1 Анализ развития малого бизнеса зарубежом, современное состояние__18
2.2 Анализ актуальных проблем зарубежного малого бизнеса____________33
2.3 Преимущества и проблемы совершенствования малого бизнеса зарубежом_______________________________________________________37
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА____40
3.1 Направления государственной поддержки малого бизнеса в зарубежныхстранах_________________________________________________________40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________________________44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ__________________47

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 74.78 Кб (Скачать)

 

(Серегина  А.С. Эффективность малого бизнеса  – М: Юнити, 2010 с 61-63)

Но как только их предприятия  разрастаются, скажем, до 100 работников, предприниматели должны переходить к более сложным способам планирования и контролирования своего дела. К сожалению, им часто не хватает управленческого мастерства для выявления и найма талантливых людей, необходимых им для выживания и развития.

В отличие от них президенты крупных  корпораций чаще всего являются профессиональными  руководителями. Мастерски владея наилучшими и самыми современными управленческими  средствами, они дирижируют талантами десятков знающих работников для решения проблем и реализации возможностей компании.

Слабое представительство национальных меньшинств

Еще одной слабой стороной малого бизнеса является недостаточное  представительство национальных меньшинств. Исследование 1988 г., проведенное АМБ, в котором содержатся самые последние  надежные данные, показывает невысокую  вероятность того, что представители  национальных меньшинств станут владельцами  предприятий18. Как видно из примера 1.11, американцы азиатского происхождения чаще становятся владельцами собственных предприятий, чем представители других национальных меньшинств, особенно чернокожие американцы (данные по североамериканским индейцам отсутствуют).

Таблица 2 показывает также, что объем  продаж в расчете на одно предприятие, принадлежащее представителю национального  меньшинства, значительно ниже, чем  в случае остальных предприятий. И выручка от продаж в расчете на одно предприятие существенно ниже у чернокожих владельцев, чем у американцев латиноамериканского или азиатского происхождения. Причины, по которым чернокожие американцы и латиноамериканцы избегают положения владельца предприятия, являются достаточно сложными.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.

Сопоставление числа предприятий, принадлежащих представителям национальных меньшинств, с их общим числом

 

Доля владения от общего числа (в %)

Выручка от продаж на одно предприятие (в долл. США)

Среднее количество работников на одном  предприятии (чел.)

Все предприятия

6,4

473500

Данных нет

Предприятия, принадлежащие:

 

Американцам азиатского происхождения

5,5

70100

4,7

Американцам латиноамериканского происхождения

1,7

60400

4,8

Чернокожим американцам

1,3

36700

4,3


 

(Сирополис Николас. К. Управление малым бизнесов. Руководство для предпринимателя. М: Дело, 2009. С 93)

 

 

 

2.3 Преимущества и проблемы  совершенствования малого бизнеса  зарубежом

 

Уровень развития бизнеса напрямую определяет степень развития экономики  государства в целом. Достаточно упомянуть, что на 1000 граждан РК приходится примерно около 3 предпринимателей, в то время как в странах - членах ЕС не менее 30. В РК доля малых фирм в общем числе всех предприятий составляет только лишь 30%, в странах ЕС предприятия малого бизнеса составляют около 90% от общего числа предприятий.

Развитие бизнеса на зарубежом  идет более быстрыми темпами, поскольку  национальные власти придают большое  значение предприятиям малого бизнеса  и оказывают им поддержку на федеральном  уровне. Малый бизнес в развитых странах в настоящее время  представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного  развития экономики. Малый бизнес в  Европе составляет основу социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается  свыше 20 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половины общего оборота и  добавленной стоимости. Число занятого населения в малом бизнесе  Европы составляет порядка 70%. Наибольшее количество малых предприятий создано в торговле, строительстве и пищевой промышленности.

Малый бизнес в Европе стимулирует  развитие конкуренции, "вынуждает" крупные компании внедрять новые  технологии и улучшать эффективность  производства, эффективность всей экономики  ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой – сбалансирование  интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий  для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности  малого бизнеса.

Основные цели регулирования  и поддержки малого бизнеса в  Европе:

  • укрепление единого внутреннего рынка ЕС;
  • устранение административных барьеров;
  • унификация законодательной базы, усиление взаимодействия стран ЕС для более
  • глубокого экономического сотрудничества.

Была разработана Европейская  хартия для малого бизнеса Европы. В данном документе правительства  европейских стран признали значительный потенциал малых предприятий  и подчеркнули важность создания благоприятных условий для повторных  попыток создания собственного бизнеса, даже если прежние попытки предпринимателя  были не очень удачными. Положения  Европейской хартии были учтены в  Многолетней программе, и в первый же год было запущено 11 проектов по их внедрению.

Государственное регулирование малого бизнеса в Европе осуществляется путём законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового, технологического, информационного  и кадрового содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны новые  юридические модели (Европейская  акционерная компания, Европейский  пул экономических интересов), которые  позволяют малым предприятиям из разных стран, вступающим в деловые  отношения, эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных  государств.

Политика поддержки малого бизнеса  в Европе осуществляется через деятельность государств и через специальные  программы, которые реализуются  под эгидой Евросоюза. Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется из Структурных  фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд.

К кризисным условиям малый бизнес в Европе адаптировался наиболее эффективно, имея возможность маневрировать  на рынке. Малые предприятия достаточно оперативно стали занимать ниши, неинтересные крупным предприятиям, что в значительной степени помогает европейским странам  преодолевать стагнационные явления  в экономической сфере

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

 

 

3.1 Направления государственной поддержки малого предпринимательства в зарубежных странах

 

В странах - членах ЕС насчитывается  более 20 млн. предприятий, из них более 99% - малые и средние предприятия (МСП). В секторе МСП подавляющее  большинство - 92% - это микро-предприятия, имеющие менее 10 занятых. Таким образом, типичная европейская фирма - это  микропредприятие. Что касается средних предприятий, то их доля составляет всего 1% от европейского сектора МСП, а общее количество в странах ЕС - 220 тысяч. При этом годовой оборот одного такого предприятия превышает 50 млн. евро.

Средний бизнес – важный фактор экономической  стабильности. Средние предприятия  – это финансово устойчивые и  прибыльные предприятия, с хорошо отлаженной структурой, квалифицированным персоналом, налаженной системой финансирования, сбыта. Среднее предприятие имеет  свою стратегию развития, а ее руководство  уделяет разработке стратегии ключевое внимание.

Средний бизнес – это достаточно важная и интересная категория предприятий. Во-первых, показатели их финансовой и  экономической деятельности наиболее высоки в секторе МСП. Во-вторых, уровень управления, оснащения таких  предприятий, а также знаний и  квалификации персонала наиболее высок  в секторе МСП.

Поддержка таких предприятий должна быть не просто адресной – скорее, «штучной». Поэтому политика поддержки средних  предприятий, набор и качество предлагаемых бизнес- услуг должны быть максимально  подстроены под реальные нужды и  потребности конкретных средних  предприятий. В частности, это относится  и программам повышения квалификации руководителей и персонала таких  предприятий. Программы по поддержке  и развитию инноваций, высокотехнологичных  предприятий, а также программы  по развитию международных связей европейских  предприятий рассчитаны скорее не на микро-, а на перспективные малые  и средние предприятия.

В экономической политике Евросоюза  большое внимание уделяется поддержке  быстро растущих компаний, которые, по сравнению с другими категориями предприятий, представляют собой также довольно интересную группу. Вклад именно таких компаний в рост производства и занятости выше среднего. Кроме того, растущие компании более инновационные, чем обычные предприятия. К тому же быстро растущие предприятия способствуют возникновению и росту производства и других предприятий, в частности, за счет развития отношений субконтрактации. Быстро растущие компании являются важным фактором достижения целей Лиссабонской стратегии - превращения Евросоюза к 2010 г. в наиболее конкурентоспособную и динамичную в мире экономическую зону, в пространство экономики, основанной на знаниях.

Быстро растущие компании - это  компании, имеющие от 50 до 1000 занятых, на которых численность персонала  за последние 3 года выроста на 60%. С 1998 по 2005 гг. доля быстро растущих компаний в общем числе предприятий (с  числом занятых от 50 до 1 000 человек) составляла от 8% в Нидерландах до 23% в Италии. В среднем, в каждой из этих стран доля средних предприятий  составляла 12% от общего числа предприятий. До 2005 года эти цифры были примерно такими же. В среднем, рост занятости  на таких предприятиях составил 115% за период 2002 – 2005гг.

В Европе сложилось определенное разделение обязанностей и функций, при котором  прямая, в том числе и финансовая, поддержка (налоговые и кредитные  льготы, субсидии, покрытие издержек по учреждению предприятий) оказывается предпринимателям в основном в конкретных странах-членах ЕС. При этом сам Евросоюз берет на себя дополняющую эти национальные меры ответственность, в частности, за создание на едином рынке благоприятных условий для деятельности МСП, в том числе, через европейское законодательство и право (правила конкуренции, нормы охраны среды, стандарты, валютное регулирование и т.д.), отраслевую и региональную политику, программы и источники финансирования развития (банки, фонды, бюджет).

Основными направлениями политики ЕС в отношении МСП являются:

  • упрощение нормативной базы, административных процедур;
  • участие ассоциаций, представляющих интересы МСП, в принятии решений в ЕС;
  • финансовая поддержка МСП, создающих новые рабочие места;
  • содействие МСП в сфере исследований, инноваций и подготовки кадров;
  • устранение нарушений в функционировании «единого рынка» и конкуренции на нем, снижающих эффективность деятельности МСП;
  • повышение конкурентоспособности МСП, в том числе, в целях их выхода на внешние рынки;
  • культивирование среди населения ЕС духа предпринимательства и поддержка различных форм сотрудничества между МСП.

Национальная политика в странах-членах ЕС имеет своей целью предоставление лучших условий для бизнеса, увеличения конкурентоспособности и обеспечения  роста предприятий. При этом заметен  уход от поддержки в форме займов и дотаций и переход к поддержке  в форме консультационных и информационных услуг. Одной из главных задач  Европейского Союза является претворение  в жизнь принципа «социального и  экономического слияния», направленного  на установление равенства возможностей для регионов с различным уровнем  развития, а также для разных социальных групп. Этот принцип подразумевает, что менее развитые регионы и  менее обеспеченные слои общества в  ЕС следует поддерживать в первую очередь.

В ЕС достаточно отлажена инфраструктура поддержки МСП. Все страны-члены  ЕС имеют хорошо развитую сеть организаций  по регулированию и поддержке  развития малого и среднего предпринимательства  как государственных, так и частных. При этом политика по развитию малого и среднего предпринимательства  в каждой стране ЕС разрабатывается  министерством экономики и/или  министерством промышленности и  торговли. Другие министерства также  участвуют в поддержке МСП (министерство занятости, министерство экономики  и пр.). Они оказывают помощь МСП  в вопросах занятости, обучения, международной  торговли, развития и т.д.

Торгово-промышленные палаты занимаются обучением и повышением квалификации, технологическим консультированием, стимулированием международной  торговли и сотрудничества, выдачей  сертификатов качества, предоставлением  деловой информации. Частные финансовые учреждения - коммерческие банки, венчурные  компании предоставляют кредитную  поддержку МСП, а частные исследовательские  и консалтинговые структуры консультируют  по различным вопросам менеджмента, маркетинга, технологий.

Информация о работе Развитие малого бизнеса за рубежом