Развитие малого бизнеса за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА__________________________________________________________________5
1.1 Понятие и сущность малого бизнеса ______________________________5
1.2 Малые предприятия – составляющая часть рыночной экономики _______8
1.3 Тенденции развития предпринимательства в зарубежных странах____12
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ЗАРУБЕЖОМ
/НА ПРИМЕРЕ США/____________________________________________18
2.1 Анализ развития малого бизнеса зарубежом, современное состояние__18
2.2 Анализ актуальных проблем зарубежного малого бизнеса____________33
2.3 Преимущества и проблемы совершенствования малого бизнеса зарубежом_______________________________________________________37
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА____40
3.1 Направления государственной поддержки малого бизнеса в зарубежныхстранах_________________________________________________________40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________________________44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ__________________47

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 74.78 Кб (Скачать)

Теперь рассмотрим государственную  политику Соединённых Штатов по отношению  к малым предприятиям, производящим продовольственные и другие товары и услуги. Согласно данным последней  промышленной переписи в 1992 году в обрабатывающей промышленности США насчитывалось 382 тысячи предприятий, из которых на 275 тысячах (67%) было менее 20 занятых. В период с 1958 по 1992 года как общее число, так и число мелких предприятий увеличилось примерно на 1/4, при этом доля последних в общем числе предприятий оставалась практически неизменной, что свидетельствует о важности и жизнестойкости подобного сектора промышленного производства (равно как и в производственной структуре хозяйства страны в целом). Несмотря на то, что мелкие фирмы существуют достаточно ограниченный период времени, после чего разоряются либо уходят из бизнеса, им на смену приходят новые и, общее число мелких предприятий в обрабатывающей промышленности имеет тенденцию к росту.

Большую роль в обеспечении конкурентоспособности  мелких предприятий играет их мобильность  в перестройке на выпуск новой  продукции и в первую очередь  благодаря повышению уровня их технологической  оснащённости. Обычной практикой  для них стало широкое использование  компьютерной техники и других современных  высокоэффективных технических  средств. Не случайно именно мелкие машиностроительные предприятия (с числом занятых до 100 человек) являются ведущими потребителями  станков с программным управлением. Достаточно сказать, что если в 1983 году подобные предприятия располагали 40% общей численности парка станков  с Числовым Программным Управлением (ЧПУ), то в 1989 – уже 60%, причём за этот период парк станков с ЧПУ на мелких предприятиях увеличился в 3.3 раза.

Мелким фирмам принадлежит важная роль в решении проблемы занятости, снижения уровня безработицы и создания новых рабочих мест. Именно этот динамичный сектор экономики, благодаря  своей способности оперативно мобилизовать трудовые ресурсы, обеспечил, к примеру, в период 1970-1985 годах создание 35 миллионов новых рабочих мест во всех сферах хозяйства, тогда как предприятия крупного бизнеса и государственные учреждения потеряли в те же годы 6 миллионов рабочих мест.

 

Касаясь производственной сферы, не смотря на весьма ограниченные ресурсы, именно мелкий бизнес явился пионером в разработке и последующем продвижении на рынок некоторых видов антибиотиков, кислородных конверторов, микросхем  и персональных компьютеров, ксерокопировальной техники, фотокамер быстрой съёмки и многого другого. В ряде случаев успешная деятельность мелких фирм послужила основой для создания наукоёмких производств и целых отраслей (полупроводниковая промышленность, биотехнология, биоинженерия, металлургические мини-заводы и другим областям).

Принимая во внимание все обстоятельства, а также проблемы, стоящие перед  мелким бизнесом, государство проводит весьма активную политику, направленную на его поддержку. Её главный смысл  и основная цель заключается в  создании благоприятных условий  для развития мелкого предпринимательства. Организация и координация всей совокупности мероприятий государства  по поддержке мелких фирм осуществляется созданным в 1956 году специальным  правительственным органом Администрацией по Делам Мелкого Бизнеса. Основной формой государственной помощи мелкому  предпринимательству является экономическое  стимулирование путём предоставления прямых и гарантированных займов, субсидий, налоговых льгот, ускоренной амортизации, обеспечения государственными заказами.

Прямые займы предоставляются  небольшим фирмам на определённый срок под более низкие проценты, чем  на частном рынке ссудного капитала. Более распространены займы под  государственные гарантии (до 90% заёмного капитала), что уменьшает возможный  риск и расширяет круг кредиторов (банки, торговые и промышленные корпорации, страховые и пенсионные фонды), повышая  их заинтересованность в предоставлении кредитов мелким фирмам. Возможность  прибегать к подобным займам позволяет  существенно укреплять материальную базу, расширять производство, усиливать  позиции мелких фирм в конкурентной борьбе, особенно на рынках наукоёмкой продукции.

На протяжении 70-х годов на мелкие фирмы распространялись разного  рода налоговые льготы, которые ранее  предоставлялись главным образом  крупным компаниям, что нашло  своё отражение в ряде законов, принятых конгрессом США. Так в 1978 году были, в частности, снижены ставки налогов  на прирост доходов, а также разрешено  использование методов ускоренной амортизации основных фондов. Кроме  того, из облагаемых налогом сумм исключалась  часть расходов на проведение научных  исследований и разработок (65%). Согласно принятому в 1986 году новому закону о  налоговой реформе для мелких фирм были значительно уменьшены  максимальные налоговые ставки. Все  эти мероприятия государства  создавали для мелких фирм возможность  аккумулировать дополнительные финансовые средства.

Большое значение для укрепления положения  мелких фирм имеет федеральная контрактная  система, так как госзаказ обеспечивает гарантированный рынок сбыта  и увеличение производственных возможностей за счёт приобретения нового оборудования и привлечения квалифицированных  кадров. Впервые подобная практика распространилась в годы второй мировой  войны, когда многочисленные мелкие промышленные фирмы были привлечены к выполнению государственных военных  заказов. Дальнейшее своё развитие она  получила в годы корейской и вьетнамской  войн, то есть в периоды резкого  наращивания военного производства. В целом на протяжении всего периода  «холодной войны» заказы министерства обороны в немалой мере обеспечивали устойчивое положение мелких компаний, их рост.

В 1978 году законом о мелком бизнесе  предусматривался ряд мер, открывавших  мелким фирмам доступ к госзаказам. В частности, крупные компании были обязаны предоставлять выполнение определённой части госзаказа мелким фирмам – субподрядчикам.

 Начиная с 80-х, годов широко  распространилась система содействия  мелким фирмам в вопросах организации  и управления производством, подготовке  и переподготовке кадров, получении  информационной и консультационной  помощи. При активном участии  государства к этой работе  были привлечены многие крупные  промышленные компании, научно-исследовательские  центры, университеты, юридические  фирмы, государственные учреждения, на базе которых создавались  центры развития мелкого бизнеса.  В середине 80-х годов различные  консультационные услуги мелкому  бизнесу оказывали 1860 учреждений, в 250 университетах и колледжах  были организованы специальные  курсы по проблемам хозяйственной  деятельности мелких фирм.

Большую работу в рамках системы  обслуживания мелкого бизнеса проводит Министерство Торговли США. Направления  этой работы весьма разнообразны:

обеспечение мелких фирм необходимой технико-экономической информацией о новых и высокоэффективных технологических процессах;

выдача лицензий на право использования технико-технологических изобретений, сделанных в государственных исследовательских организациях;

содействие в налаживании сотрудничества с крупными промышленными компаниями и университетами;

консультационная помощь в вопросах стандартизации и контроля качества продукции;

обеспечение статистической информацией и многое другое.

Сельское хозяйство, как и промышленность, является объектом активного экономического вмешательства государства, что  объясняется особенностями формирования спроса на сельскохозяйственную продукцию (не эластичность спроса по доходам), тесной зависимостью отрасли от состояния  мирового рынка, а также наличием большого числа средних и мелких товаропроизводителей.

Аграрное законодательство США  берёт начало со времён президента Ф. Рузвельта и насчитывает более  шести десятилетий. Основные черты  аграрной политики американского государства  определены ещё в Законах о  Сельском Хозяйстве 1933 и 1938 годов, и  с тех пор мало изменилось, модифицируясь  в зависимости от того, какая партия находится у власти – республиканская  или демократическая.

Для США характерно постоянное перепроизводство сельскохозяйственной продукции, что  является следствием огромного производственного  потенциала отрасли. Перепроизводство приводит к низким ценам и, соответственно, к меньшим (по сравнению с другими  отраслями) доходам производителей. И хотя в начале 90-х годов (после  весьма долгого периода) разница  в средних доходах сельских жителей  и горожан заметно уменьшилась, главной задачей аграрной политики государства по-прежнему остаётся сдерживание  роста сельскохозяйственного производства при повышении его эффективности.

Весьма важными задачами государства  следует также назвать поддержание  конкурентоспособности американских сельскохозяйственных товаров на внешних рынках, охрану земельных и водных ресурсов, обеспечение экологической безопасности продовольствия и окружающей человека среды.

Основными направлениями государственной  аграрной политики являются:

  • поддержание фермерских доходов через гарантированные цены, залоговые операции и прямые правительственные платежи;
  • регулирование объёма производства путём изъятия из хозяйственного пользования земель на длительный срок (действовало до 1996 года);
  • строительство производственной инфраструктуры (дорожное строительство, мелиоративные объекты, электрификация и телефонизация, складские помещения и так далее);
  • организация кредитного обслуживания фермеров;
  • финансирование и организация сельскохозяйственной науки, внедрение её результатов в практику, а также развитие сельскохозяйственного образования: охрана земельных и водных ресурсов, контроль за экологической безопасностью среды обитания человека и качеством продовольствия;
  • регулирование экспорта и импорта сельхоз товаров.

Масштабы государственной помощи сельскому хозяйству, если их сравнивать с малой занятостью в отрасли, довольно значительны. Тем не менее, за последние десятилетия бюджетные  расходы по министерству сельского  хозяйства в абсолютном выражении  колеблются в скромных пределах от 10 до 26 млрд. долларов. Доля правительственных  платежей в чистом доходе фермеров составляет примерно 20-25%. Следует подчеркнуть, что эти затраты не ложатся  тяжёлым бременем на американскую экономику. Они составляют всего 1.7%  Федерального бюджета, или менее 0.5% ВВП.

 В США цены поддерживаются  государством на те продукты, которые сильно подвержены дестабилизирующему  влиянию мирового рынка и занимают  важное место в структуре фермерских  доходов. Это прежде всего производство  пшеницы, кукурузы, риса, хлопка, молока. На эти 5 позиций приходится  более 80% всей суммы государственных  субсидий. В целом система поддержания  цен охватывает примерно 50% производимой  сельхозпродукции, в том числе  33% сборов пшеницы, 100% кукурузы, 55-60% риса, 45-50% сбора хлопка и так  далее.

До принятия в апреле 1996-го года 21-го по счёту Закона о Сельском Хозяйстве  основным методом поддержания фермерских доходов была система компенсационных  платежей. Производители зерна и  хлопка получали от правительства специальные  выплаты, покрывающие разницу между  «целевыми» и рыночными ценами. Размеры  «целевых» цен устанавливаются  Конгрессом расчётным путём по критерию гарантии минимального уровня доходов  фермерам. В период высоких цен  на сельхозпродукцию этот механизм не действовал. В итоге фермеры получают доходы из 2-х источников: от продажи  продукции на рынке и в виде прямых выплат, которые в последние  годы не превышали 5-7% всех поступлений  от реализации сельхозпродукции. В  период с 1985 по 1992 год компенсационные платежи составляли в среднем за год 5.4 млрд. долларов. В 1987 году они достигли 16.7 млрд. долларов, или 12% всех поступлений от продажи фермерской продукции. Участие в товарных программах добровольное. Однако до 1996 года для получения специальных выплат фермеры должны были соглашаться на сокращение посевных площадей. Таким образом, Министерство Сельского Хозяйства контролировало производство и предложение зерна, что способствовало росту рыночных цен и в конечном итоге поддержанию фермерских доходов.

В  настоящее время получение прямых правительственных платежей поставлено в зависимость от участия фермеров в предыдущих товарных программах и от проведения почвозащитных мероприятий в хозяйствах. Для аграрной политики американского правительства наших дней характерно ослабление экономического вмешательства в процесс ценообразования и усиление рыночной ориентации производства. Новым моментом в Законе 1996 года является отказ от обязательного сокращения посевных площадей под сельскохозяйственными культурами.

Государственное регулирование сельскохозяйственного  кредитования развивалось в США  в форме создания государственных  кредитных институтов, содействующих  организации сельскохозяйственных кредитных кооперативов, предоставления кредитным организациям права выпуска  ценных бумаг, установления для фермеров льготных кредитных ставок, поддержания  деятельности кредитных организаций  за счёт бюджетных средств. Основными  государственными организациями фермерского  кредита являются Федерация Фермерского  Кредита, Администрация По Делам  Фермеров, Товарно-Кредитная корпорация, Администрация Сельской Электрификации и Телефонизации.

Краткосрочные ссуды выдаются фермерам для кредитования текущих производственных расходов по льготной процентной ставке с 5-ти летним сроком погашения. Долговременные кредиты (до 40 лет) предоставляются  под залог фермерской собственности  для покупки земли, возведения построек и мелиоративных сооружений.

Большую поддержку развитию фермерского  хозяйства оказывает государство  путём строительства сельской производственной инфраструктуры. Оно финансирует  и осуществляет строительство дорог, крупных мелиоративных объектов, средств электрификации и телефонизации. В США интенсивное дорожное строительство  началось ещё в 20-е годы. И хотя было несколько источников его финансирования (Федеральное правительство, правительства штатов, фермерские кооперативы, частные фирмы), основным финансовым донором оставалось государство. Ремонт более половины дорог в Америке также осуществляется за счёт государственных средств. Государство финансировало сооружение крупных ирригационных объектов (водохранилищ, насосных станций, плотин и каналов) в 17 засушливых западных штатах страны, где сконцентрировано 70%  фонда орошаемых земель.

Американское государство активно  участвовало в сельской электрификации и телефонизации прежде всего  за счёт предоставления фермерским кооперативам льготных кредитов (2% годовых на срок 35 лет). Уже в конце 60-х годов  все фермы были электрифицированы. Государство взяло на себя и значительные финансовые расходы по строительству  основной части оптовых складов  и хранилищ для сельскохозяйственной продукции. Ему принадлежит 60% этих ёмкостей.

Информация о работе Развитие малого бизнеса за рубежом