Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:39, курсовая работа
Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма.
ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА__________________________________________________________________5
1.1 Понятие и сущность малого бизнеса ______________________________5
1.2 Малые предприятия – составляющая часть рыночной экономики _______8
1.3 Тенденции развития предпринимательства в зарубежных странах____12
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ЗАРУБЕЖОМ
/НА ПРИМЕРЕ США/____________________________________________18
2.1 Анализ развития малого бизнеса зарубежом, современное состояние__18
2.2 Анализ актуальных проблем зарубежного малого бизнеса____________33
2.3 Преимущества и проблемы совершенствования малого бизнеса зарубежом_______________________________________________________37
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА____40
3.1 Направления государственной поддержки малого бизнеса в зарубежныхстранах_________________________________________________________40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________________________44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ__________________47
В 90-е годы приоритеты государственной
аграрной политики переместились в
область усиления внимания к научным
и образовательным программам, организации
информационно-управленческой инфраструктуры,
а также защите качества продовольствия
и окружающей среды. В США на долю
государства приходится 35% (1.8 млрд.
долларов) совокупных финансовых расходов
на научные исследования в области
сельского хозяйства и
Начиная с 30-х годов американское
государство субсидирует
Правительство США играет активную
роль в ценообразовании на экспортированные
сельхозпродукты, прежде всего на зерно.
В связи с большими масштабами
государственной поддержки
Субсидирование экспорта осуществляется в рамках программы субсидирования экспорта. Она устанавливает различные уровни выплат на экспорт товаров в различные страны в зависимости от конъюнктуры.
Кроме того в США действуют и другие экспортные программы, например, программа предоставления экспортных кредитных гарантий, которая также способствует поддержанию определённого объёма экспорта сельхозпродуктов в различные регионы и страны.
Опыт государственного регулирования
сельскохозяйственного
Рассмотрим государственную
Начинающий предприниматель, как
правило, испытывает трудности в
получении долгосрочного
Условия, на которых оказываются
эти услуги – размеры риска
каждого из партнёров, величина требуемого
от предпринимателя залога, ставка
вознаграждения фонда и так далее,
- определяются соглашением с банком
и могут варьироваться в
В послевоенной Италии для восстановления
хозяйства была широко использована
схема взаимных кредитных гарантий
(кредитной кооперации). С её помощью
удалось в кратчайшие сроки технически
переоснастить огромную массу малых
и мельчайших предприятий, выдавая
им льготные кредиты сначала через
специально созданную «Ремесленную
Кассу» и сеть местных сберегательных
касс, а позже – через консорциумы
и ассоциации предпринимателей. Государственные
Фонды, организованные как кредитные
кооперативы, работали на базе соглашения
с банками и выдавали своим
членам гарантии в объёме до 50% получаемых
кредитных сумм. В капитале таких
фондов нередко участвовала
В послевоенной Германии была использована иная модель, построенная на взаимодействии Банка Кредитных Гарантий (созданного в 1948 году для управления денежными средствами, поступавшими по плану Маршалио) и региональных кредитных корпораций. Сегодня БКГ входящий в десятку ведущих немецких банков, возглавляет сеть из 24 гарантийных учреждений, 5 из которых действуют в «новых землях», то есть на территории бывшей ГДР. Капитал Банка полностью принадлежит государству (80% - федеральной администрации, 20% - администрации земель), региональная же сеть образована частным капиталом (торгово-промышленные палаты, ассоциации, банки, страховые компании).
Местные Государственные Фонды
имеют форму акционерных
Сегодня Государственные Фонды
активно создаются там, где ощущается
потребность в более
Интересен также опыт создания однородных элементов инфраструктуры разных уровней. Например, опыт Великобритании по созданию предпринимательских агентств позволят рационально распределять функции и ресурсы. Так в рамках иерархии существуют:
Такая система позволяет обеспечить наибольшее число предпринимателей услугами, способствует повышению устойчивости предприятий, позволяя в то же время оптимизировать затраты на поддержку малого предпринимательства внутри системы в целом. В рамках системы поддерживается единый высокий стандарт на оказываемые услуги, общее информационное пространство и обмен информацией с другими системами. Учёт местных условий позволяет системе само развиваться, в том числе за счёт её дополнения другими инфраструктурными элементами в случае необходимости.
2.2 Анализ актуальных проблем зарубежного малого бизнеса
Финансовые результаты, нововведения, быстрота реагирования и создание рабочих мест представляют собой сильную сторону малого бизнеса. В противоположность этому слабая сторона отражает проблемы, свойственные исключительно малому бизнесу. Многие малые предприятия угасают в самом начале своей деятельности. Из 600 тыс. новых предприятий, ежегодно возникающих в США, только половина дотягивает до 18 месяцев и только одно из пяти доживает до 10 лет.
Почему так высок показатель
неудач? Может быть, главной причиной
является легкость создания предприятия.
Фактически часто проще самостоятельно
организовать свое дело, чем найти
работодателя. Ни один закон не запрещает
работникам стать собственными боссами.
И они могут выбрать почти
любое направление
Но, как часто указывают
Однако повсеместно принятая статистика неудач может быть открыта для обсуждения. По словам профессора Альберта Шапиро из Университета шт. Огайо: "... Никто не знает числа возникающих предприятий или числа неудач. Фактически мы даже не знаем, что означает неудача. Имеем ли мы в виду банкротство? Но многие люди выходят из дела без объявления банкротства, работая, как безумные, чтобы погасить любую задолженность...
Другие предприятия
И является ли неудача действительно неудачей? Многие герои бизнеса, по крайней мере один раз, оказывались неудачниками. Генри Форд дважды терпел неудачу в делах. Может быть, делая попытки и терпя неудачи, можно приобрести лучшее предпринимательское образование, нежели посещая школу бизнеса, где почти ничего не говорится о малом бизнесе и предпринимательстве".
Следует ли каким-то образом тестировать предпринимателей, прежде чем рынок осуществит свой отбор?. Право делать выбор лежит в самой сердцевине американской экономической системы. Без этого права инициатива и побудительные причины вскоре бы иссякли и американская система свободного предпринимательства перестала бы быть свободной.
Каковы же причины "умирания" множества только что возникших предприятий? Что такие крупные эксперты, как фирма "Дан энд Брэдстрит", определяют в качестве причин неудачи предприятия? Плохое управление. Фирма "Дан энд Брэдстрит" имеет более чем вековой опыт обобщения информации о финансовом здоровье предприятий. Фактически эта фирма составила картотеку данных о более чем 9 млн. предприятий США, чтобы обеспечивать их информацией о тенденциях неудач и возникновении новых предприятий. Фирма обнаружила, что предприятия терпят неудачу в делах из года в год по одним и тем же причинам, которые перечислены в примере 1.10. Отметим, что первые по важности четыре причины сводятся к плохому управлению, именно с этим связаны 92% неудач в делах.
Согласно данным фирмы "Дан энд Брэдстрит", плохое управление часто проявляется в таких проблемах, как большие эксплуатационные расходы или задерживающие платежи клиенты, неудачное местоположение или низкая конкурентоспособность, трудности с товарно-материальными запасами или избыточные постоянные активы.
Хотя эта статистика и может произвести сильное впечатление, однако на самом деле она маскирует реальную причину того, почему так много предприятий "умирает", только появившись на свет. Легкость создания предприятия — вот главная причина, а плохое управление является просто следствием.
Отсутствие управленческого опыта
Часто малые предприятия терпят неудачу, потому что не могут справиться с возрастающими управленческими требованиями. Одно дело — управлять магазином с 10 работниками, и совершенно иное — руководить магазином с сотней работников. В случае с 10 работниками предприниматели осуществляют визуальный контроль над всеми и всем, находящимся в их распоряжении.
Таблица 1
Причины деловых неудач
Доля деловых неудач (в %) |
Причина неудач |
Объяснение |
44 |
Некомпетентность |
Неспособность вести дело (физически, морально или интеллектуально) |
17 |
Отсутствие управленческого |
Малый опыт (или его отсутствуие) в управлении работниками и другими ресурсами до начала своего дела |
16 |
Несбалансированный опыт |
Недостаток опыта в маркетинге, финансах, снабжении и производстве |
15 |
Отсутствие опыта в отрасли |
Малый опыт (или его отсутствие) в производстве данной продукции или услуги до начала своего дела |
1 |
Небрежность |
Слишком малое внимание к делу в
связи с дурными привычками, плохим
здоровьем или семейными |
1 |
Мошенничество или бедствие |
Мошенничество: вводящие в заблуждение наименование, фальшивые финансовые отчеты, преднамеренные чрезмерные закупки или неравномерное распоряжение активами. Бедствие: пожар, наводнение, ограбление, мошенничество сотрудников или забастовка (последствия некоторых бедствий можно смягчить путем страхования) |
6 |
Неизвестны |