Разработка мероприятий по совершенствованию инвестиционной деятельности муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2010 в 12:29, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время бюджетная самостоятельность местного самоуправления федеральным центром фактически не гарантируется. В сложившихся условиях активизация инвестиционной деятельности - одна из первостепенных задач органов муниципального управления, от решения которой зависит не только решение широкого круга проблем отдельных муниципальных образований, но, в определенной мере, судьба местного самоуправления в целом.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………. 3
1. Теоретическая часть………………………………………………………………………… 5
1.1. Основные принципы инвестиционной политики муниципальных образований…... 5
1.2. Инвестиционные проблемы муниципалитетов……………………………………….. 11
1.2.1. Инвестиционные потребности муниципалитетов………………………………. 11
1.2.2. Муниципальные заимствования…………………………………………………. 12
1.2.3. Финансовое положение муниципалитетов……………………………………… 14
2. Аналитическая часть………………………………………………………………………... 17
2.1. Социально – экономическая характеристика МО…………………………... ……... 17
2.2. Анализ экономической и инвестиционной ситуации в муниципальном образовании…………………………………………………………………………………. 18
2.3. Характеристика отдела инвестиций Администрации муниципального образования…………………………………………………………………………………. 28
2.4. Анализ инвестиций, привлекаемых на территорию МО…………………………… 30
2.4.1. Анализ источников инвестиций…………………………………………………. 30
2.4.2. Анализ инвестиций в основной капитал………………………………………… 31
2.4.3. Анализ иностранных инвестиций………………………………………………... 33
3. Проектная часть…………………………………………………………………………….. 36
3.1. Цель, задачи и основные принципы региональной инвестиционной политики….. 36
3.2. Основные мероприятия региональной инвестиционной политики……………….. 38
3.3. Формирование нормативной и правовой базы инвестиционной деятельности….. 39
3.4. Обеспечение участия города в федеральных целевых программах………………. 39
3.5. Мониторинг инвестиционной деятельности………………………………………... 40
3.6. Мобилизация инвестиционных ресурсов…………………………………………… 40
3.7. Развитие инвестиционной инфраструктуры………………………………………… 43
3.8. Создание инвестиционного имиджа города………………………………………… 45
4. Экономическая часть……………………………………………………………………….. 47
4.1. Затраты на реализацию предусмотренных программой мероприятий……………. 47
4.2. Прогнозируемые результаты…………………………………………………………. 49
Заключение……………………………………………………………………………………… 52
Список литературы……………………………………………………………………………... 54

Файлы: 1 файл

Совершенствование инвестиционной деятельности.doc

— 647.00 Кб (Скачать)

    - модернизация и создание стратегически  важных для муниципального образования объектов транспортной, энергетической, инженерной, информационно-коммуникационной инфраструктуры для развития минерально-сырьевого, топливно-энергетического, транспортно-логистического, туристско-рекреационного, агропромышленного и инновационного комплексов;

    - реконструкция и модернизация  жилищного фонда и инженерно-технической, коммунальной инфраструктуры с целью создания условий для нормального жизнеобеспечения и привлечения частных инвестиций;

    - развитие социальной инфраструктуры  с целью повышения обеспеченности  населения муниципального образования объектами здравоохранения, культуры, образования, спорта, физической культуры, социальной защиты;

    - адресная поддержка реализации  наиболее значимых, эффективных  инвестиционных проектов, направленных  на повышение конкурентоспособности  муниципального образования;

    - государственная поддержка малого предпринимательства;

    -    формирование системы поддержки  инновационной деятельности в  муниципальном образовании;

    - реализация природоохранных мероприятий  и создание условий безопасности  жизнедеятельности.

2.4. Анализ инвестиций, привлекаемых на территорию муниципального образования

2.4.1. Анализ источников инвестиций

    Основной  источник инвестиций – собственные  средства предприятий и организаций  всех форм собственности. Приоритетные цели инвестирования направлены на расширение производства и поддержание мощностей, большая часть инвестиций направляется на строительство зданий, сооружений, приобретение машин и оборудования.

    Основным  источником инвестирования, по-прежнему, оставались привлеченные средства (64,4 процента), собственные средства предприятий и организаций  составили 35,6 процента.

    Традиционно высока инвестиционная активность малых предприятий муниципального образования. В 2004 году объем инвестиций в основной капитал малых предприятий муниципального образования город Брянск вырос по сравнению с 2003 годом на 14 процентов.

Диаграмма 2.8. Инвестиции малых предприятий Брянска, млрд. руб.

    Фактором, позволившим увеличить объемы инвестирования в экономику города Брянска в период с 1998 по 2004 годы, стал рост прибыли предприятий. В 2004 году она составила 7 216,7 млн. руб.

    Однако, в дальнейшем уже стали проявляться  первые признаки грядущего экономического кризиса и в 2005 году прибыль малых предприятий муниципального образования город Брянск составила 5 662,4 млн. руб., 2006 году – 5 814,4 млн. руб., в 2007 году – 6 279,9 млн. руб.

    Соответственно, объем инвестиций от малых предприятий так же стал снижаться. В 2006 году он составил 4 896,3 млн. руб. 2007 году составил 5 714 млн. руб. (116,7 процента к уровню 2006 года в сопоставимых ценах, но на 16 процентов меньше, чем в 2005 году).

2.4.2. Анализ инвестиций в основной капитал

    Инвестиционный  поток в основной капитал муниципального образования в 2008 году составляет 9 244,4 млн. рублей.

    На  долю собственных ресурсов приходится 44%, привлеченные средства составляют 56%, из них кредиты банка – 16,3%, бюджетные средства – 30,3%, заемные средства других организаций – 18,6%.

    Из  крупных инвесторов, вкладывающих собственные  средства в строительство и реконструкцию  своих предприятий следует отметить ОАО «Брянскэнерго», ОАО «Брянский машиностроительный завод», ОАО «Брянский сталелитейный завод», ОАО «Брянконфи», ЗАО «Мелькрукк», ОАО «Брянсксвязьинформ», ОАО «Брянскнефтепродукт», ОАО МН «Дружба», ОАО «Птицефабрика Снежка».

 

Диаграмма 2.9. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования (млн. руб.) 

    За  первый квартал 2009 года инвестиции в основной капитал по крупным и средним организациям составили 973,9 млн. рублей, что на 15,1 процента меньше чем за аналогичный период 2008 года. 

Диаграмма 2.10. Структура инвестиций в основной капитал 
 

2.4.3. Анализ иностранных  инвестиций

    Когда говорят о привлечении инвестиций, то имеют в виду, прежде всего, появление  в регионе иностранного инвестора. А он не торопится - несмотря на усиленную рекламу той же Брянской области на специально организованных презентациях ЦФО в Лондоне и Брюсселе. Интересна динамика привлечения в Брянскую область иностранных инвестиций (до 2002 года включительно). Так, по данным комитета по внешнеэкономической и инвестиционной деятельности администрации Брянской области, объем иностранных инвестиций, поступивших в область в 2000-2001 годах, составил $15 млн, что на $1,5 млн превышает уровень поступлений за все предыдущее десятилетие - начиная с 1991 по 2000 годы объем вложений со стороны иностранных инвесторов составил $13,5 млн. В инвестиционных лидерах (по вложениям в Брянскую область) на 2001 год значились Кипр (кипрский оффшор, учрежденный российской компанией "Итера", вложил $5 млн. в строительство завода по производству пластиковой тары в Брянске), Италия ($ 3.5 млн, вложенные в кожевенное предприятие "Красный Гигант" в Клинцах) и Каймановы острова. В 2002 году самым крупным инвестиционным проектом стало расширение мебельного предприятия "Дятьково-ДОЗ" - в него было вложено около $20 млн. немецких марок.

    Рассмотреть поток иностранных инвестиций в  экономику Брянской области важно  по причине того, что в территориальной  структуре инвестиций Брянской области  преобладает город Брянск – в среднем 87,3% всех поступлений.

    Так, например, объем поступивших иностранных инвестиций в Брянкую область в 2007 г. составил около 411,5 тыс. долларов. Доля города Брянска в общем объеме иностранных инвестиций по Брянской области составила – 53,2%.

    По  состоянию на 1 января 2008 года накопленный иностранный капитал в экономике города Брянска составил 3,0 млн. долларов США, что составляет 30,3 процента к уровню 2007 года. В структуре поступившего иностранного капитала прямые инвестиции составили 37,8 %, прочие инвестиции - 62,2,8%.

    В настоящее время город Брянск осуществляет инвестиционное сотрудничество с партнерами из 18 стран мира. В сферу внешнеэкономической деятельности вовлечено более 200 участников. Основными внешнеторговыми партнерами города явля-ются Кипр, Австрия, Беларусь, Словения, Азербайджан, Армения, Украина, Латвия, Молдова, Италия, Корея, Сейшелы.

    Поступление иностранных инвестиций в экономику  г. Брянска в 2008 году составило 230,5 тыс. долларов США, что в 2,4 раза больше предыдущего года. В структуре поступившего капитала преобладает портфельные инвестиции – 137 тысяч долларов.

Диаграмма 2.11. Соотношение прямых и портфельных иностранных инвестиций в экономику муниципального образования город Брянск в 2007-2008 гг.

    Основными инвесторами в 2008 году выступали следующие страны: Люксембург, Германия, Кипр, Сент-Китс и Невис, Великобритания, Польша.

Диаграмма 2.12. Структура иностранных инвестиций по странам-источникам

    В промышленность было направленно 76,8% от общего объема иностранных инвестиций муниципального образования. Доля предприятий (организаций) материально-технического снабжения и сбыта, получивших иностранные инвестиции, составила 16,1%, предприятий торговли — 7,1%.

Диаграмма 2.13. Структура иностранных инвестиций по объектам вложения

3. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

    Концепция инвестиционной политики в городе Брянске, приведенная ниже, позволяет определить основные подходы и программные  мероприятия, которые должны быть осуществлены Брянской городской администрацией для решения задачи существенного улучшения инвестиционного климата на территории города Брянска.

3.1 Цель, задачи и основные принципы региональной инвестиционной политики

    Основной  целью региональной инвестиционной политики на 2009 – 2012 годы является обеспечение экономического подъема за счет привлечения инвестиций в эффективные и конкурентно способные производства и виды деятельности, способные обеспечить создание собственного инвестиционного потенциала города и содействовать ориентации отраслей и производств к рыночным условиям, что позволит им сохранить устойчивое положение на внутреннем рынке и активизировать продвижение на внешний рынок. На этой основе должны решаться задачи обеспечения занятости и доходов населения, расширения налоговой базы и сбалансированности бюджета, ослабляться напряженность в социальной сфере.

    Реализовать поставленную цель можно на основе проведения последовательной политики, направленной на поддержку инвестиционной деятельности на территории города, отработки механизмов мобилизации бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов для реализации инвестиционных программ, привлечения внешних инвестиций и повышения эффективности их использования.

    Для этого предстоит решить следующие задачи:

  • создать законодательное, организационное, инфраструктурное и ин формационное обеспечение для осуществления инвестиционной деятельности;
  • привлечь внимание российских и иностранных инвесторов к городу Брянску, показать привлекательные для потенциальных инвесторов характеристики города и представить ее как перспективного партнера, обеспечить активное взаимодействие с потенциальными участниками инвестиционного процесса с целью вовлечения их в инвестиционный процесс;
  • обеспечить продвижение инвестиционных проектов предприятий го рода на российский и внешний рынки инвестиционных проектов;
  • содействовать предприятиям города в привлечении частных инвестиций;
  • обеспечить участие города в реализации федеральных целевых про грамм;
  • мобилизовать инвестиционные ресурсы города и обеспечить их эффективное использование;
  • осуществлять оценку инвестиционного потенциала города. Региональная инвестиционная политика осуществляется на основе следующих принципов:
  • обеспечения государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории города;
  • обеспечения инвесторам равных прав на получение государственной поддержки в инвестиционной деятельности;
  • конкурсного отбора проектов для включения в инвестиционную про грамму города;
  • предоставления инвесторам гарантий от инвестиционных рисков;
  • льготного (в первую очередь налогового) режима осуществления инвестиционной деятельности на территории города;
  • совместного государственного и частного финансирования быстро окупаемых и высокоэффективных проектов;
  • инвестиционной направленности бюджетной политики при соблюдении принципа разумной достаточности на остальных направлениях расходов.

    Корректировка региональной инвестиционной политики осуществляется на основе мониторинга  и анализа инвестиционных процессов  в городе Брянске.

3.2 Основные мероприятия региональной инвестиционной политики

    Региональная  инвестиционная политика проводится на основе реализации следующих мероприятий:

  • осуществление мониторинга инвестиционной деятельности и систематизация информации о соискателях инвестиций и инвесторах;
  • создание эффективных механизмов мобилизации и концентрации финансовых ресурсов для реализации инвестиционных программ;
  • обеспечение участия города в федеральных целевых программах;
  • привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций;
  • разработка городских нормативно-правовых и законодательных актов, регулирующих инвестиционную деятельность;
  • развитие инвестиционной инфраструктуры города, необходимой для обслуживания инвестиционной деятельности финансово-кредитных организаций, страховых компаний, профессиональных участников рынка ценных бумаг, консалтинговых, аудиторских, оценочных и других фирм, формирование инвестиционного имиджа города в России и за ее пределами.
 
 

3.3 Формирование нормативной  и правовой базы  инвестиционной деятельности

    В сфере правового обеспечения  и формирования благоприятного правового  климата для инвестиционной деятельности предполагается в пол ной мере использовать право города и области  осуществлять собственное законодательное  и нормативно-правовое регулирование по предметам совместного ведения, если таковые не регламентируются федеральным законодательством. Перечень первоочередных нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию инвестиционной политики в городе, будет включен в комплексный план мероприятий по реализации инвестиционной политики в городе на 2009-2012 годы.

3.4 Обеспечение участия  города в федеральных  целевых программах

    В качестве одного из приоритетных направлений инвестиционной политики рассматривается совместное с областной администрацией участие города в федеральных целевых программах.

    Участие города в федеральных целевых  программах может быть обеспечено на основе повышения качества представляемых инвестиционных проектов, обоснованности заявляемых ассигнований из федерального бюджета, соблюдения требований долевого финансирования за счет средств бюджетов всех уровней, привлечения внебюджетных источников финансирования проектов, постоянности совместного с областной администрацией взаимодействия с федеральными министерства ми и ведомствами. Предстоит отработать порядок подготовки инвестиционных проектов для включения их в федеральные целевые программы, определив функции и порядок, взаимодействия структурных подразделений Брянской городской администрации на этапах подготовки инвестиционных проектов и их защиты в федеральных министерствах и ведомствах. 
 

Информация о работе Разработка мероприятий по совершенствованию инвестиционной деятельности муниципального образования