Разработка мероприятий по совершенствованию инвестиционной деятельности муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2010 в 12:29, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время бюджетная самостоятельность местного самоуправления федеральным центром фактически не гарантируется. В сложившихся условиях активизация инвестиционной деятельности - одна из первостепенных задач органов муниципального управления, от решения которой зависит не только решение широкого круга проблем отдельных муниципальных образований, но, в определенной мере, судьба местного самоуправления в целом.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………. 3
1. Теоретическая часть………………………………………………………………………… 5
1.1. Основные принципы инвестиционной политики муниципальных образований…... 5
1.2. Инвестиционные проблемы муниципалитетов……………………………………….. 11
1.2.1. Инвестиционные потребности муниципалитетов………………………………. 11
1.2.2. Муниципальные заимствования…………………………………………………. 12
1.2.3. Финансовое положение муниципалитетов……………………………………… 14
2. Аналитическая часть………………………………………………………………………... 17
2.1. Социально – экономическая характеристика МО…………………………... ……... 17
2.2. Анализ экономической и инвестиционной ситуации в муниципальном образовании…………………………………………………………………………………. 18
2.3. Характеристика отдела инвестиций Администрации муниципального образования…………………………………………………………………………………. 28
2.4. Анализ инвестиций, привлекаемых на территорию МО…………………………… 30
2.4.1. Анализ источников инвестиций…………………………………………………. 30
2.4.2. Анализ инвестиций в основной капитал………………………………………… 31
2.4.3. Анализ иностранных инвестиций………………………………………………... 33
3. Проектная часть…………………………………………………………………………….. 36
3.1. Цель, задачи и основные принципы региональной инвестиционной политики….. 36
3.2. Основные мероприятия региональной инвестиционной политики……………….. 38
3.3. Формирование нормативной и правовой базы инвестиционной деятельности….. 39
3.4. Обеспечение участия города в федеральных целевых программах………………. 39
3.5. Мониторинг инвестиционной деятельности………………………………………... 40
3.6. Мобилизация инвестиционных ресурсов…………………………………………… 40
3.7. Развитие инвестиционной инфраструктуры………………………………………… 43
3.8. Создание инвестиционного имиджа города………………………………………… 45
4. Экономическая часть……………………………………………………………………….. 47
4.1. Затраты на реализацию предусмотренных программой мероприятий……………. 47
4.2. Прогнозируемые результаты…………………………………………………………. 49
Заключение……………………………………………………………………………………… 52
Список литературы……………………………………………………………………………... 54

Файлы: 1 файл

Совершенствование инвестиционной деятельности.doc

— 647.00 Кб (Скачать)

     Анализ  итогов исполнения местных бюджетов за первое полугодие 2006 г. позволяет  сделать вывод, что положение  большинства муниципальных районов  и городских округов в результате муниципальной реформы как минимум не ухудшилось. При этом большинство вновь образованных поселений оказались фактически лишены финансовой самостоятельности: их зависимость от финансовой помощи в первом полугодии 2006 г. превысила 90%,

     Безвозмездные перечисления в настоящее время распределяются между местными бюджетами в основном по единым формализованным методикам, утвержденным региональными законами. Но при этом объемы фондов, из которых распределяются безвозмездные перечисления, утверждаются ежегодно законами о бюджете субъекта Федерации и муниципальных образований. Это снижает качество перспективного финансового планирования, осуществляемого органами местного самоуправления муниципальных образований всех типов.

     Значительная  часть трансфертов целевого характера  в бюджеты муниципалитетов из фондов софинансирования муниципальных расходов и фондов муниципального развития в настоящее время распределяется фактически по усмотрению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вследствие этого органы местного самоуправления, проводя самостоятельную инвестиционную политику, ограничены в возможностях определять конкретные объемы для инвестирования на своей территории.

     Таким образом, в результате реформы местного самоуправления во многих МО РФ сложилось  затруднительное финансовое положение.

     Для повышения бюджетной обеспеченности и фискальной автономии муниципальных  образований необходимо увеличить  в местных бюджетах долю доходов, получаемых из стабильных и предсказуемых  источников. Эту задачу можно решить путем передачи в местные бюджеты на постоянной основе части доходов от федеральных налогов. В ближайшие годы планируется ввести в действие систему учета розничной продажи алкогольной продукции. Это позволит закрепить за местными бюджетами часть доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию.

     Необходимо  повысить прогнозируемость безвозмездных  перечислений из вышестоящих бюджетов, доля которых в бюджетах муниципальных  образований очень велика. Субъектам  Федерации при осуществлении  среднесрочного финансового планирования следует, кроме основных бюджетных показателей, рассчитывать также величину фондов финансово помощи муниципальным образованиям.

     Для повышения уровня фискальной автономии  МО, а значит, увеличения возможностей для их заимствований, органам государственной  власти субъектов РФ следует увеличить объем нецелевой финансовой помощи бюджетам муниципалитетов, сократив межбюджетные трансферты, имеющие целевой характер. Безвозмездные перечисления нецелевого характера относятся в соответствии с Бюджетным кодексом РФ к собственным доходам бюджета. Направления использования собственных доходов муниципалитет вправе определять самостоятельно в пределах своей компетенции, в том числе направлять их на обслуживание и погашение муниципального долга.

2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Социально – экономическая характеристика муниципального образования

    Брянск  является не только административным, но и индустриальным центром Брянской области, во многом определяющим экономический  потенциал региона. Достаточно сказать, что продукция городских предприятий составляет более 60 процентов от общего объема промышленного производства области.

    Брянская  область выгодно располагается  в Центральной части Восточно-европейской  равнины на водоразделе двух крупных  речных систем – Днепровской и  Волжской, что оказывает большое влияние на хозяйственное развитие. Область граничит с двумя государствами СНГ и четырьмя областями РФ: на западе – с Беларусью (Гомельской и Могилевской областями), на севере – с Калужской и Смоленской областями, на востоке и юго-востоке – с Орловской и Курской областями, а на юге – с Украиной (Черниговской и Сумской областями). Площадь области – 34,9 тысяч кв. км. Протяженность с запада на восток – 270 км, с севера на юг – 190 км. Областной центр – город Брянск – находится на расстоянии 379 км к юго-западу от Москвы, является крупнейшим центром нечерноземной зоны. Население области составляет 1474,9 тыс. человек, в том числе в городе Брянске – 469,3 тысяч человек.

    Население города распределено по районам и  поселкам следующим образом: Бежицкий район –36,2%, Советский район – 26,7%, Володарский район – 16,4%, Фокинский район – 16,0%, п. Белые Берега – 2,3%, п. Большое Полпино – 1,6%, п. Радица-Крыловка – 0,8%.

    Административно город разделен на 4 района – Бежицкий, Советский, Володарский и Фокинский, возглавляемые главами районных администраций. В состав 3-х районов входят населенные пункты, имеющие свои поселковые администрации – Белые Берега, Большое Полпино и Радица-Крыловка.

     По  предварительной оценке на 1 апреля 2009 года численность постоянного населения г. Брянска насчитывает 429,4  тыс. человек и уменьшилась за  январь - март 2008 года на 0,8 тысячи   человек или на 0,2 процента (464 человек за счет естественной убыли и на 292  человек  -  миграционной убыли).

     Естественная  убыль населения (разница между родившимися и умершими), являющаяся определяющим фактором сокращения численности населения, составила  - 464 человека и по сравнению  с аналогичным периодом прошлого  года  уменьшилась на 15,5 процента. В январе – марте 2009 года  коэффициент  рождаемости остался на уровне аналогичного периода 2008 года и составил 10,7 родившихся на 1000 населения. Общий коэффициент смертности составил 15,1 умерших в расчете на 1000 жителей, это на 4,4  процента ниже уровня аналогичного периода прошлого года.  Миграционная ситуация. В январе-марте 2008 года в город прибыло 531 человек, выехало – 693 человека. Миграционная убыль составила 162 человека.

    Уровень безработицы по городу Брянску на конец марта 2009 года составил 1,7 процента (к численности экономически активного населения), (по области-2,5%). За содействием в трудоустройстве в службы занятости города на конец отчетного периода обратилось 4 402 человека незанятых граждан.

2.2. Анализ экономической  и инвестиционной  ситуации в муниципальном  образовании

    В 2002 году Брянск вошел в число лучших городов России по предпринимательскому климату, обойдя практически всех своих  соседей по Центральному Федеральному Округу (Курск, Тула, Калуга, Смоленск, Орел), и занял 24-ую позицию. Этому  во многом способствовал стабильный политический климат (13-ое место). Высок рейтинг транспортной доступности – 13-е место, обеспеченности связью – 17-е место.

    В рейтинге, опубликованном экономическим журналом «Эксперт» в 2003 году, Брянск по-прежнему занимал 24-е место. В дальнейшем в экономическом развитии муниципального образования наблюдается активный рост.

    Так, в 2004 году увеличился объем производства продукции (работ и услуг) малыми предприятиями Брянской области. В 2004 году он составил 6,8 млрд. рублей или на 45,3 процента больше чем в 2003 году.

Диаграмма 2.1 Выпуск продукции, работ, услуг малыми предприятиями Брянской области, млрд. руб. 

    Наибольшее  число малых предприятий сосредоточено  в сфере торговли и общественного  питания. В общем объеме товарооборота  Брянска 20% приходится на малый бизнес. Примерно 35% малых предприятий специализируется на выпуске промышленной продукции и выполнении строительных работ. Объем продукции, выпущенной малыми промышленными предприятиями, составляет 8% от общего объема промышленной продукции, произведенной в городе.

Диаграмма 2.2. Распределение субъектов предпринимательской деятельности по форме собственности.

    Снижение  налогового бремени для предпринимателей после введения на территории Брянской области законодательства о едином налоге на вмененный доход и упрощенной системы налогообложения способствовало определенному выведению субъектов малого бизнеса из "тени". Это дало прирост поступлений налоговых платежей в бюджетную систему области. От субъектов малого бизнеса поступило в 2004 году 235,2 млн. рублей единого налога на вмененный доход, 135,0 млн. рублей – единого налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, что соответственно на 34,4 процента и в 1,8 раза больше, чем в 2003 году.

Диаграмма 2.3 Поступление налоговых платежей от субъектов малого предпринимательства Брянской области, млн. руб. 

    Положительные тенденции в развитии экономики  муниципального образования г. Брянск наблюдались вплоть до 2008 года. В  этот период доля предприятий, получивших прибыль, возросла в период с 2003 по 2008 годы с 57,7 процента до 83,2 процента. В 4 квартале 2008 года доля предприятий, получивших прибыль, составила 79,1 процента. Существенно сократилось число убыточных предприятий города: с 96  в 2006 году (32,3 процента от общего количества предприятий) до 43 в 2008 году (16,8 процента). В 4 квартале 2008 года 52 предприятия города сработали убыточно (20,9 процента от общего количества предприятий).

Диаграмма 2.4 Доля предприятий города, получивших прибыль (процент)

     Однако, в 2008 году ситуация изменилась. До середины 2008 года развитие было динамичным, с  начала второго полугодия развивающийся кризис усилил негативное влияние на экономику города.

     Если  за 9 месяцев 2008 года общий объем  розничного товарооборота крупных и средних предприятий всех видов экономической деятельности   составил 124,7 процента к соответствующему периоду 2007 года, то в 4 квартале 2008 года темп роста сократился до 116,5 процента. Снизились темпы роста оборота общественного питания (со 146,5 процента за 9 месяцев 2008 года до 141,9 процента в 4 квартале 2008 г.), объем платных услуг (со 122 процентов за 9 месяцев 2008 года до 115,8 процента в 4 квартале 2008 года).

     Наиболее  значительное снижение темпов роста произошло в промышленном производстве, транспорте и строительстве. Существенный спад промышленного производства наблюдается на обрабатывающих предприятиях (106,1 процента в 4 квартале 2008 года, 65 процентов в январе 2009 года).

    Объем работ, выполненных  крупными и средними организациями по виду деятельности “Строительство” в январе-марте 2009 года, составил 416,1 млн. рублей, на 12,5 процента меньше чем в январе-марте 2008 года.  Построено 44 дома (52 квартиры) общей площадью 11 261 кв. метров,  что составляет – 38,3 процента к уровню января-марта 2008 года.

    Вполне  предсказуемым последствием финансового  кризиса стал рост инфляции. За январь-декабрь 2008 года инфляция составила 116,8 процента, превысив показатели за последние 5 лет, в том числе в 2007 году  на 6,1 пункта. До октября 2008 года ежемесячные темпы были достаточно высокими, а в целом за период с января по сентябрь 2008 года инфляция составила 117,13 процента, что на 7,68 пункта выше,  чем в 2007 году.

    Динамика  темпов инфляции за ряд лет представлена на диаграмме.

Диаграмма2.5. Динамика темпов инфляции, процент

    Признаки  кризисных явлений  реально ощутимы  в сфере занятости населения. Ряд предприятий заявил о приостановке производства и сокращении рабочих мест, отдельные предприятия перешли на неполную рабочую неделю, количество безработных увеличилось, выросла задолженность по заработной плате. По состоянию на 1 января 2009 года 5 предприятий города допустили задолженность по выдаче средств на заработную плату в сумме 35,2 млн. рублей.

Диаграмма2.6 Задолженность по выплате заработной платы (млн. руб.)

    Таким образом, на данный момент в муниципальном  образовании город Брянск сложилась  экономическая ситуация, характеризующаяся  спадом. В этих условиях одной из центральных проблем, стоящих перед Брянской городской администрацией, является обеспечение экономического роста на основе кардинальной структурной перестройки экономики.

    Для решения стратегических задач структурной  перестройки экономики города требуется  мобилизация весьма значительных инвестиционных ресурсов. Реализация структурной политики предопределяет необходимость перехода к целенаправленной политике по восстановлению инвестиционного процесса в экономике города.

    Следует отметить, что состояние инвестиционного  климата является од ним из важнейших показателей общеэкономической ситуации и перспектив развития региона.

    Рост  инвестиций является одним из основных факторов, способствующих подъему промышленного  производства, общему оздоровлению экономики, решению проблем обновления региональной технической и технологической базы, изношенности основных фондов в промышленности. Только привлечение инвестиций в экономику может предотвратить невосполнимые потери экономического потенциала.

Информация о работе Разработка мероприятий по совершенствованию инвестиционной деятельности муниципального образования