Разработка и реализация инвестиционного проекта в сфере общественного питания

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:28, дипломная работа

Краткое описание

Труд человека всегда предполагает осознанную целенаправленную деятельность по достижению желаемого результата, образ (план, проект) которого он идеально имеет в самом начале любой работы, в том числе и в бизнесе. Поэтому планирование можно рассматривать как проектирование процесса создания из беспорядка порядка и повышения его степени, который уменьшает неопределенность в данном случае системы предпринимательства.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы разработки инвестиционного проекта. 7
1.1 Понятие и содержание инвестиционного проекта. 7
1.2 Классификация инвестиционных проектов. 10
1.3 Фазы развития инвестиционного проекта. 19
1.4 Экспертиза инвестиционных проектов. 36
Глава 2. Обоснование и разработка инвестиционного проекта. 41
2.1 Анализ инвестиционного климата в регионе 41
2.2 Анализ тенденций в отрасли общественного питания в России. 43
2.3 Разработка инвестиционного проекта. 47
Глава 3 Анализ экономической эффективности проекта и проектные предложения по его реализации. 66
3.1 Анализ показателей эффективности проекта. 66
3.2 Система управления проектом. 72
3.3 Проектные предложения по улучшению показателей эффективности проекта. 76
Заключение 80
Список литературы 81

Файлы: 1 файл

ВКР Лысых С.В. 16.06 3-29.doc

— 838.50 Кб (Скачать)

       Чем выше качество ТЭО, тем легче бывает работа по оценке проекта. К этому  моменту со времени возникновения  идеи проекта уже затрачены определенные время и средства. Стоимость предынвестиционных исследование в общей сумме капитальных затрат довольно велика. Она составляет от 0,7% - для крупных проектов до 5% - при небольших объемах инвестиций. Оценочное заключение покажет, насколько оправданы были эти производственные затраты.

       Заключение  по проекту выполняется национальными  или международными финансовыми  учреждениями. При подготовке оценочного заключения внимание концентрируется  на «здоровье» фирмы, которую предполагает финансировать, на доходах владельцев ценных бумаг, а также на защите ее кредиторов. Методы, применяемые для оценки проекта в соответствии с этими критериями, касаются анализа технических, коммерческих, рыночных, управленческих, организационных, финансовых и, возможно, экономических аспектов. Данные такой оценки входят в общее оценочное заключение.

       Оценочные заключения, как правило, делаются не только по конкретному проекту, но также  и по отраслям промышленности, связанным  с ним, и экономике в целом. Так, если оценивается автомобилестроительное предприятие, то заключение учитывает и вопросы взаимоотношения предприятия с отраслями – поставщиками сырья и оборудования, транспортным сектором, наличием шоссейных дорог и возможностями энергоснабжения. Для крупномасштабных проектов при составлении оценочного заключения могут потребоваться проверка собранных данных и анализ всех факторов проекта, обусловленные его деловой средой, месторасположением и рынками, а также наличием ресурсов.

       Необходима  проработка всех вопросов, связанных  с осуществлением инвестиционного проекта, так как это в значительной степени определяет успех или неудачу проекта в целом. Недостаточно или неправильно обоснованный проект обречен на серьезные трудности при его реализации, независимо от того, насколько успешно будут предприниматься все последующий действия.

       Бизнес-план. Результатом предынвестиционных исследований является развернутый бизнес-план инвестиционного проекта. В самом общем смысле под бизнес-планом понимается документ, содержащий в структурированном виде всю информацию о проекте, необходимую для его осуществления.

       Сегодня потребность в бизнес-плане четко  прослеживается при решении многих актуальных задач, таких, как: подготовка заявок существующих и вновь создаваемых  фирм на получение кредитов в коммерческих банках; обоснование предложений по приватизации государственных предприятий; разработка проектов создания частных фирм; выбор видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций действующими предприятиями; составление проспектов эмиссии ценных бумаг и т.п. Значение бизнес-плана особенно велико в условиях, сложившихся в настоящее время в России. В отличии от экономически развитых стран в нашей стране существует множество неблагоприятных факторов, требующих тщательного анализа на этапе планирования и экспертизы инвестиционных проектов.

       Особая  сфера применения бизнес-планов –  привлечение потенциальных инвесторов как отечественных, так и иностранных. Начинать переговоры о получении  инвестиций без бизнес-плана (а он является привычным для зарубежных партнеров) невозможно, не рискуя сразу же породить сомнения в компетентности и серьезности своих намерений.

       Бизнес-план представляет собой документ, в котором  описаны основные аспекты будущего коммерческого мероприятия (предприятия), анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться фирма, а также определяющий способы решения этих проблем. Бизнес-план помогает предпринимателям и финансистам лучше изучить емкость и перспективы развития будущего рынка сбыта, оценить затраты по изготовлению продукции и соизмерить их с возможными ценами реализации, чтобы определить потенциальную прибыльность задуманного дела. Правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопросы, стоит ли вообще вкладывать деньги в данное дело и окупятся ли все затраты сил и средств. Он помогает предугадать будущие трудности и понять, как их преодолеть. Адресуется бизнес-план банкирам и инвесторам, средства которых предприниматель собирается привлечь в рамках реализации проекта, а также сотрудникам предприятия, нуждающимся в четком определении своих задач и перспектив, наконец, самому предпринимателю и менеджерам, желающим тщательно проанализировать собственные идеи, проверить их на разумность и реалистичность. В международной практике считается, что без бизнес-плана вообще нельзя браться за производственную и коммерческую деятельность.

       Составление бизнес-плана требует личного  участия руководителя фирмы или  предпринимателя, собирающегося открыть  свое дело. Многие зарубежные банки  и инвестиционные фирмы отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если становиться известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан. Это не означает, конечно, что надо отказываться от услуг консультантов, наоборот, привлечение экспертов необходимо и весьма приветствуется потенциальным инвесторами. Но, включаясь в эту работу лично, можно моделировать свою будущую деятельность, проверяя целесообразность самого замысла.

       Согласно  рекомендациям ЮНИДО6 бизнес-план имеет следующую структуру:

       1. Цели проекта, его ориентация и экономическое окружение, юридическое обеспечение (налоги, государственная поддержка и т.п.);

       2. Маркетинговая информация (возможности сбыта, конкурентная среда, перспективная программа продаж и номенклатура продукции, ценовая политика);

       3. Материальные затраты (потребности, цены и условия поставки сырья, вспомогательных материалов и энергоносителей);

       4. Место размещения с учетом технологических, климатических, социальных и иных факторов.

       5. Проектно-конструкторская часть (выбор технологии, спецификация оборудования и условия его поставки, объем строительства и т.п.);

       6. Организация предприятия и накладные расходы (управление, сбыт и распределение продукции, условия аренды, графики амортизации оборудования).

       7. Кадры (потребность, обеспеченность, режим работы, условия оплаты, необходимость обучения).

       8.  График осуществления проекта (сроки строительства, монтажа и пусконаладочных работ, период функционирования).

       9. Оценка эффективности инвестиционного проекта.

       Согласно  Методическим рекомендациям Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации бизнес-план инвестиционного проекта, реализуемого в рамках инвестиционной политики предприятия, включает следующие разделы.

       1. Вводная часть (резюме).

       2. Обзор состояния отрасли (производства), к которой относится предприятие.

       3. Описание проекта (в оптимальном объеме представляется информация о продукции (услугах), показывается новизна решения технологических, технических, рецептурных, потребительских и прочих проблем).

       4. Производственный план реализации проекта (экономический потенциал, технологический потенциал, материально-техническое обеспечение, трудовой потенциал и правовая защита производства).

       5. План маркетинга и сбыта продукции предприятия (оценка внешней среды, потенциальных покупателей и потребителей услуг, оценка конкурентов и конкурентной борьбы, комплексное исследование рынка, стратегия маркетинга).

       6. Организационный план реализации проекта (управление проектом, финансовые ресурсы, юридические аспекты).

       7. Финансовый план реализации проекта (план прибыли, движение денежных потоков, анализ безубыточности, финансовый анализ отдельных видов продукции).

       8. Оценка экономической эффективности затрат, осуществленных в ходе реализации проекта.

       Понятие «бизнес-план» может трактоваться в узком или широком смысле, а его содержание будет зависеть от назначения данного документа. Например, бизнес-планом может быть назван инвестиционный проект, направленный на предоставление информации о проекте потенциальным инвесторам. В некоторых случаях подготовка бизнес-плана является промежуточной стадией разработки проекта, а сам бизнес-план выступает основой для ведения переговоров между держателем проекта и его потенциальными участниками. В последнем случае в нем может быть опущена или приведена только в самом общем виде оценка форм и условий финансирования.

       В окончательном варианте обосновывающие материалы могут состоять из трех документов различной степени детализации:

       1) Бизнес-проспекта инвестиционного проекта, основное назначение которого – представление предельно сжатой аналитической информации, необходимой инвестору для принятия решения о целесообразности дальнейшего рассмотрения данного проекта, а также для руководства верхнего уровня предприятия с целью формирования пакета проектов организации;

       2) Краткого бизнес-плана инвестиционного проекта, дающего достаточно детальную оценку предложений, представление структурированной информации инвестору и отбор проектов для дальнейшей проработки;

       3) Полного бизнес-плана инвестиционного проекта, предоставляющего необходимое для окончательного решения комплексное, детально проработанное основание использования инвестиций и формирование рабочего плана действий по реализации проекта.

       На  втором этапе – инвестиционном, осуществляются капитальные вложения, определяется оптимальное соотношение по структуре активов (производственные мощности, производственные запасы, денежные средства и др.), уточняются график и целесообразная очередность ввода мощностей, устанавливаются связи и заключаются договоры с поставщиками сырья, материалов и полуфабрикатов, определяются способы текущего финансирования проектом деятельности, осуществляется подбор кадров, заключаются договоры поставки производимой по проекту продукции. Безусловно, ключевой пункт данного этапа – возведение производственных мощностей в соответствии с утвержденным графиком.

         Инвестирование является одним  из наиболее важных аспектов  деятельности любой динамично  развивающейся организации, руководство  которой отдает приоритет рентабельности  с позиции долгосрочной, а не краткосрочной перспективы. Вместе с тем успешная деятельность предприятий, осуществляющих подобную инвестиционную политику, зависит от того, как организован процесс анализа и отбора инвестиционных проектов.

       Оценка  эффективности инвестиционных проектов независимо от технических, технологических, финансовых, отраслевых или региональных особенностей осуществляется на основе единых принципов. К ним относятся:

       • Рассмотрение проекта на протяжении всего его жизненного цикла (расчетного периода) – от проведения предынвестиционных исследований до прекращения проекта;

       • Моделирование денежных потоков, включающих все связанные с осуществление проекта денежные поступления и расходы за расчетный период с учетом возможности использования различных валют;

       • Сопоставимость условий сравнения различных проектов (вариантов проекта);

       • Положительность и максимум эффекта. Для того чтобы инвестиционный проект был признан эффективным с точки зрения инвестора, необходимо, чтобы, во-первых, эффект его реализации был положительным; во-вторых, при сравнении альтернативных инвестиционных проектов предпочтение было отдано проекту с наибольшим значением эффекта;

       • Учет фактора времени. При оценке эффективности проекта должны учитываться различные аспекты фактора времени, в том числе динамичность (изменение во времени) параметров проекта и его экономического окружения, разрывы во времени (лаги) между производством продукции или поступлением ресурсов и их оплатой, неравноценность разновременных затрат и (или) результатов (предпочтительность более ранних результатов и более поздних затрат);

       • Учет только в ходе осуществления проекта затрат и поступлений, включая затраты, связанные с привлечением  ранее созданных производственных фондов, а также предстоящих потерь, непосредственно вызванных осуществлением проекта (например, от прекращения действующего производства в связи с организацией на его месте нового). Ранее созданные ресурсы, используемые в проекте, оцениваются не затратами на их создание, а альтернативной стоимостью, отражающей максимальное значение упущенной выгоды;

       • Сравнение «с проектом» и «без проекта»;

       • Учет всех наиболее существенных последствий проекта. При определении эффективности инвестиционного проекта должны учитываться все последствия его реализации – как непосредственно экономические, так и внеэкономические (внешние эффекты, общественные блага).  В тех случаях, когда их влияние на эффективность допускает количественную оценку, ее следует произвести. В других случаях учет этого влияния должен осуществляться экспертно;

Информация о работе Разработка и реализация инвестиционного проекта в сфере общественного питания