Разработка и реализация инвестиционного проекта в сфере общественного питания

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:28, дипломная работа

Краткое описание

Труд человека всегда предполагает осознанную целенаправленную деятельность по достижению желаемого результата, образ (план, проект) которого он идеально имеет в самом начале любой работы, в том числе и в бизнесе. Поэтому планирование можно рассматривать как проектирование процесса создания из беспорядка порядка и повышения его степени, который уменьшает неопределенность в данном случае системы предпринимательства.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы разработки инвестиционного проекта. 7
1.1 Понятие и содержание инвестиционного проекта. 7
1.2 Классификация инвестиционных проектов. 10
1.3 Фазы развития инвестиционного проекта. 19
1.4 Экспертиза инвестиционных проектов. 36
Глава 2. Обоснование и разработка инвестиционного проекта. 41
2.1 Анализ инвестиционного климата в регионе 41
2.2 Анализ тенденций в отрасли общественного питания в России. 43
2.3 Разработка инвестиционного проекта. 47
Глава 3 Анализ экономической эффективности проекта и проектные предложения по его реализации. 66
3.1 Анализ показателей эффективности проекта. 66
3.2 Система управления проектом. 72
3.3 Проектные предложения по улучшению показателей эффективности проекта. 76
Заключение 80
Список литературы 81

Файлы: 1 файл

ВКР Лысых С.В. 16.06 3-29.doc

— 838.50 Кб (Скачать)

       Управленческие  решения по поводу целесообразности инвестиции (в особенности реальных), как правило, относятся к решениям стратегического характера. Они требуют тщательного аналитического обоснования в силу целого ряда причин. Во-первых, любая инвестиция требует концентрации крупного объема денежных средств. Во-вторых, инвестиции, как правило, не дают сиюминутной отдачи и вследствие этого возникает эффект иммобилизации собственного капитала, когда средства омертвлены в активах, которые, возможно начнут приносить прибыль лишь через некоторое время. Поэтому любая инвестиция предполагает наличие у компании определенного «финансового жирка», позволяющего ей безболезненно пережить этап становления нового бизнеса (подразделения, технологической линии и т.п.). В-третьих, в подавляющем большинстве случаев инвестиции делаются с привлечением заемного капитала, а поэтому предполагаются обоснование структуры источников, оценка стоимости их обслуживания и формулирования аргументов, позволяющих привлечь потенциальных инвесторов и лендеров.

1.2 Классификация инвестиционных проектов.

       С позиции управленческого персонала  компании инвестиционные проекты могут  быть классифицированы по различным  основаниям.

       Предназначение  инвестиций  - это ключевой признак  классификации проектов, в соответствии с которым можно выделить семь основных причин инвестирования, а, следовательно, и групп проектов: 1) инвестиции в повышение эффективности производства; 2) инвестиции в расширение действующего производства; 3) инвестиции в создание производственных мощностей при освоении новых сфер бизнеса; 4) инвестиции, связанные с выходом на новые рынки сбыта; 5) инвестиции в исследования и разработку новых технологий; 6) инвестиции преимущественно социального предназначения; 7) инвестиции, осуществляемые в соответствии с требованиями закона.

       Инвестиции  в повышение эффективности производства. Логика данных проектов совершенно очевидна. Деятельность любой фирмы связана  прежде всего с извлечением прибыли, представляющей собой превышение доходов  над затратами. Первый фактор – доходы – с позиции фирмы управляем лишь частично, поскольку существенную роль играет конкурентная среда. Второй фактор – затраты – уже более управляем, по крайней мере, путем выбора ресурсосберегающих технологий, более экономичного оборудования, лучшей организацией труда, повышения квалификации работников и т.п. можно добиться относительного сокращения затрат, а следовательно повышения эффективности производства. Примером подобного инвестиционного проекта может служить, например, проект, связанный с внедрением новой схемы ресурсопотоков, позволяющий повысить оборачиваемость средств в производственных запасах.

       Инвестиции  в расширение действующего производства. В данном случае речь идет о банальном  наращивании производственных мощностей  ввиду возрастающей емкости рынков сбыта. Докупается аналогичное по техническим      характеристикам оборудование, доукомплектовывается штат работников, расширяются закупки сырья и материалов у традиционных поставщиков.

       Инвестиции  в создание производственных мощностей  при освоении новых сфер бизнеса. Одним из ключевых требований рациональной организации бизнеса является его диверсификация, смысл которой заключается в развитии в рамках фирмы производств, различающихся видом продукции. Две основные причины: во-первых, сглаживается колебание прибыли по годам (спад в одном секторе экономики может сопровождаться ростом в другом) и, во-вторых, осваиваются новые перспективные секторы, потенциально обещающие прибыль в будущем. Примерами подобных проектов являются строительство автомобилестроительной компанией линий по ремонту бывших в употреблении шин и по производству новых покрышек. Логика здесь очевидна – в зависимости от платежеспособного  спроса населения либо первый, либо второй проект будет давать относительно больший доход, однако в любом случае потенциальные клиенты не будут потеряны независимо от экономической ситуации.

       Инвестиции, связанные с выходом на новые  рынки сбыта. Подобные проекты чаще всего предусматривают расширение производства (если нет перенасыщенности производимой продукцией традиционного рынка), вместе с тем они имеют и определенную специфику. Суть ее заключается в том, что при расширении рынков сбыта принципиальные конструктивные изменения в продукцию не вносятся, но могут быть некритические изменения и доработки, обусловленные, например, национальными, климатическими и другими особенностями нового рынка. Кроме того, появляется необходимость в развитии средств доставки, рекламы, обслуживания и др.

       Инвестиции  в исследования и разработку новых  технологий. Подобные проекты в современном динамично развивающемся мире играют исключительно важную роль. Крупные компании тратят весьма солидные суммы на исследования и разработки, отчетливо понимая, что результат реализации подобных проектов не является предсказуемым.

       Инвестиции  преимущественно социального предназначения. Цель подобных инвестиций – обеспечение некоторого социального преимущества, хотя достижение косвенного экономического эффекта не исключается. Примеры подобных проектов – строительство рекреационных центров, домов отдыха, спортивных центров и др. Подобные проекты носят очевидно затратный характер и поэтому осуществляются либо государственными и муниципальными органами, либо крупными фирмами.

       Инвестиции, осуществляемые в соответствии с  требованиями закона. Инвестиции в  рамках ранее предусмотренных групп с очевидностью носят инициативный характер, т.е. инвестор, руководствуясь собственными аргументами, принимает решение о целесообразности разработки и реализации того или иного проекта. Однако могут быть и другие ситуации, когда инвестор вынужден внедрять некий проект. В частности, любое государство в той или иной степени озабочено состоянием здоровья нации, духовным и интеллектуальным развитием граждан. В связи с этим периодической ревизии подвергаются требования к бизнесу в отношении сохранения окружающей среды, повышения безопасности пользования производимой продукцией, степени эксплуатации работников и др. Особенно существенны требования и ограничения экологического характера, в связи с чем предприятиям приходиться тратить значимые суммы на удовлетворение подобных требований. Соответствующие инвестиции могут быть как самостоятельными проектами (например, строительство новых очистных сооружений), так и субпроектами в рамках крупной инвестиционной программы. Изначально инициатором таких проектов выступает государство, однако по мере социально-экономического прогресса сами компании и общественные организации могут инициировать соответствующие капиталовложения. Пробная практика, в частности, характерна ведению бизнеса в рамках так называемой рейнской модели капитализма.

       Величина  требуемых инвестиций. Инвестиционные проекты существенно разняться  по объему требуемых инвестиций, продолжительности  периода освоения капиталовложений, сроку «эксплуатации» проекта. На практике это находит отражение в классификации проектов на крупные, традиционные и мелкие, причем обычно в качестве критерия отнесения проекта к той или иной группе берется объем капиталовложений. В частности, градация проектов по объему требуемых инвестиций чаще всего зависит от размеров самой компании, поскольку очевидно, что в солидной финансово-промышленной группе и небольшом заводе по производству мебели используемые критерии отнесения анализируемого проекта к крупному или мелкому существенно разняться. Несмотря на известную условность смысловая нагрузка подразделения проектов на крупные, традиционные и мелкие достаточно существенна. Дело в том, что проекты из разных групп, как правило,  находятся в компетенции руководителей различного уровня. Так, в крупной фирме является обычной практика ограничения объема капиталовложений, которым вправе распоряжаться менеджер того или иного уровня; что касается амбициозных и затратоемких проектов, то решение об их целесообразности обычно принимается на самом высоком уровне (например, совете директоров или собрании акционеров).

       Существуют  и другие причины, обуславливающие  необходимость рассматриваемой  квалификации; это в частности, поиск  соответствующих источников финансирования, различие в оценке риска и последствий  в случае того или иного развития событий на рынке товаров и услуг и т.п. Так, если мелкий проект может быть профинансирован за счет собственных источников, то доля реализации крупного проекта необходимо привлечение дополнительных источников, что связано с оценкой риска, необходимостью обеспечения полученных кредитов и займов, оценкой средневзвешенной стоимости источников и др.

       Тип предполагаемого эффекта. Цели, которые  ставятся при оценке проектов, могут  быть различными, а результаты, получаемые в ходе их реализации, не обязательно носят характер очевидной прибыли. Могут быть проекты, сами по себе убыточные в экономическом смысле, но приносящие косвенный доход за счет обретения стабильности в обеспечении сырьем и полуфабрикатами, выхода на новые рынки сырья и сбыта продукции, достижения некоторого социального эффекта, снижения затрат по другим проектам и производствам и др. Во многих экономически развитых странах очень остро ставиться вопрос об охране окружающей среды и обеспечении безопасности продукции компаний для пользователей и природы (нередко крупные компании включают в аналитические разделы своих годовых отчетов соответствующую информацию о капитальных и эксплутационных затратах в этом направлении). В этом случае традиционные показатели эффекта, а также критерии оценки целесообразности принятия проекта, основанные на формализованных алгоритмах, могут уступать место неким неформализованным критериям.

       Несложно  обособить шесть видов эффекта: 1) наращивание объемов производства; 2) сокращение затрат, сопровождающееся получением дополнительной прибыли; 3) снижение риска производства и сбыта; 4) новое знание (технология); 5) политико-экономический эффект; 6) социальный эффект.

       Наращивание объемов производства. Проекты этого  типа ориентированы на расширение традиционного  производства. Здесь эффект – в увеличении доли рынка продукции, контролируемой данной фирмой, и в получении дополнительных прибылей при сохранении уровня рентабельности продукции. На самом деле и в этом случае может иметь место рост рентабельности, в частности, могут проявляться эффект от масштаба и относительное снижение общепроизводственных расходов. Подобные проекты носят рутинный характер.

       Сокращение  затрат, сопровождающееся получением дополнительной прибыли. Проекты данного  типа имеют цель сокращение затрат либо по какому-либо действующему производству (технологической линии, производственному участку), либо по компании в целом. Поскольку прибыль – это разница между доходами и затратами, то при прочих равных условиях сокращение затрат приводит к росту прибыли и рентабельности (естественно, речь идет об обоснованном снижении затрат). Пример – внедрение технологии оптимального раскроя материалов, переоснащение материально-технической базы менее энергоемким оборудованием. Подобные проекты носят в основном вспомогательный, обеспечивающий характер.

       Снижение  риска производства и сбыта. Проекты  этой группы имеют цель снижение рисковости производственной и коммерческой деятельности фирмы. В качестве примеров можно  привести проекты, связанные с переоснащением компании более надежным оборудованием, внедрением менее рисковой технологии снабжения сырьем и материалами, внедрением технологии контроля за состоянием и тенденциями изменения на рынке продукции и др. Эти проекты не приносят непосредственно идентифицируемой с ними прибыли, однако они сопровождаются косвенным экономическим эффектом.

       Новое знание (технология). Выше упоминалось  о проектах инновационного характера, направленных на формирование нового знания. Подобные проекты с очевидностью носят затратный характер, вместе с тем предполагается, что впоследствии при внедрении разработок в практику будет получен и экономический эффект.

       Политико-экономический  эффект. Проекты этой группы, как  правило, имеют место при освоении новых рынков сбыта и в той  или иной степени предназначены для решения задач, имеющих прежде всего политическую подоплеку. Логика достаточно очевидна – через постепенное расширение сегмента нового рынка осуществить внедрение собственной идеологии в различных сферах, в том числе и в сфере бизнеса. Яркий пример подобного подхода – проекты, связанные с развитием совместных предприятий в СССР и в России; расширение деятельности подобных предприятий было одной из весомых причин признания Минфином РФ  необходимости модернизации отечественной системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Безусловно, при идентификации подобных проектов речь идет именно о политико-экономическом эффекте, достижение политических целей подразумевает и получение в конечном итоге экономических «дивидендов».

       Социальный  эффект. Проекты, предназначенные для  получения социального эффекта, не являются какой-то редкостью; безусловно, они имеют место, прежде всего, при  реализации государственных и муниципальных  программ, однако и в крупных компаниях подобные проекты достаточно обыденны. Модно упомянуть о проектах, связанных с повышением квалификации работников фирмы, строительством центров релаксации и физического развития. Например, фирмы так называемой «большой пятерки» имеют учебные центры переподготовки кадров, на строительство и поддержание деятельности которых затрачиваются немалые денежные суммы. Вместе с тем при надлежащем развитии системы переподготовки кадров деятельность подобных центров становиться оправданной не только в социальном, но и в экономическом смыслах.

Информация о работе Разработка и реализация инвестиционного проекта в сфере общественного питания