Пути совершенствования организации планирования производства на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы в соответствии с предметом всесторонне изучить и систематизировать полученные знания по данной теме, предварительно ознакомившись с различными теоретическими и методическими материалами.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие основные задачи:
1. Рассмотреть сущность и содержание организации планирования на предприятии.
2.Охарактеризовать организацию материально-технического обеспечения производства.
3. Рассмотреть планирование потребности в персонале, мощности предприятия.
4. Предложить пути совершенствования организации планирования производства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….………….…3
1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………………..5
1.1.Цель, задачи и стадии планирования……………………………….….5
1.2. Принципы и методы планирования производства на предприятии...9
2.ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПЛАНОВ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ….……………………..15
2.1. Планирование потребности в материальных ресурсах…………….15
2.2. Планирование производственных запасов предприятия и организация сбыта продукции………………………………………………….19
2.3. Планирование производственной мощности предприятия………....23
2.4. Организация планирования потребности труда и персонала.……....26
3.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ……...………...34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..37
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

по планированию курсовая.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….………….…3

    1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………………..5

    1.1.Цель, задачи и стадии планирования……………………………….….5

    1.2. Принципы и методы планирования производства на предприятии...9

    2.ОРГАНИЗАЦИЯ  РАБОТ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПЛАНОВ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ….……………………..15

    2.1. Планирование потребности в материальных ресурсах…………….15

    2.2. Планирование производственных  запасов предприятия и организация сбыта продукции………………………………………………….19

    2.3. Планирование производственной  мощности предприятия………....23

    2.4. Организация планирования потребности труда и персонала.……....26

    3.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ……...………...34

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..37

    БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………….38 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    В условиях рынка, ориентирующего каждого  производителя и предпринимателя  на получение высоких конечных результатов, планирование приобретает на наших  предприятиях новые функции. Оно  призвано сейчас не только обеспечивать процесс производства конкурентоспособной продукции, но и способствовать при этом достижению полной занятости ресурсов, справедливому распределению доходов и росту качества жизни [11, с.54].

    Сущность  планирования в свободной рыночной экономике состоит в том, чтобы наилучшим образом обосновать такие виды, объемы, сроки и другие показатели производства и продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг, которые при умелом использовании имеющихся ресурсов могут принести предприятию наибольший доход. Из этого положения вытекают два важных в теории планирования метода обоснования и максимизации плановой прибыли на каждом предприятии: сокращение применяемых ресурсов и приращение используемого капитала . Первый путь ориентирует производителей на планирование снижения затрат, а второй – на повышение результатов. Планирование на предприятии в условиях рыночных отношений должно быть ориентировано на потребителя, носить прогнозный характер, поскольку базируется на неполной информации. В процессе планирования определяется глобальная цель развития предприятия, и все частные решения служат условием для достижения поставленной цели [1, с.104].

    Итак  сформулируем основные преимущества, которые нам дает планирование:

    · устранение неопределенности;

    · точное определение целей и действий по их достижению;

    ·  появление осмысленности в деятельности;

    ·  избежание ошибок в будущей деятельности.

    · возможность предвидеть и действовать в будущей ситуации опережая время.

    Цель  работы в соответствии с предметом всесторонне изучить и систематизировать полученные знания по данной теме, предварительно ознакомившись с различными теоретическими и методическими материалами.

    Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие основные задачи:

    1. Рассмотреть сущность и содержание организации планирования на предприятии.

    2.Охарактеризовать  организацию материально-технического  обеспечения производства.

    3. Рассмотреть планирование потребности  в персонале, мощности предприятия.

    4. Предложить пути совершенствования организации планирования производства.

    Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что в рыночной экономике  предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут  четко и эффективно планировать  свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях. 
 
 
 
 
 
 

    1.ОСНОВЫ  ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА  НА ПРЕДПРИЯТИИ 

    1.1. Цель, задачи и стадии планирования 

    Предприятие — сложная система, эффективное  управление которой возможно только на основе планирования его работы с целью обеспечения сбалансированности и взаимосвязи всех элементов  предприятия для достижения основной цели деятельности — удовлетворение потребностей общества в определенных видах продукции и услуг и получение необходимой для его развития прибыли.

    Работа  в рыночных условиях характеризуется  тем, что планирование и прогнозирование  деятельности предприятия осуществляются не на уровне государства или отрасли, а на уровне предприятия.

    Цель  планирования на предприятии — разработка и построение системы планов предприятия, направленных на удовлетворение спроса потребителей и получение достаточной и стабильной прибыли от результатов его хозяйственной деятельности в течение длительного времени. Указанная цель достигается решением комплекса плановых задач по сбору, обработке и анализу информации для подготовки плановых документов, обоснования и принятия плановых решений [19, с.252].

    Задачи  системы планирования подразделяются на:

    1) планово-расчетные: расчеты потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах, расчеты производственных мощностей предприятия и его структурных подразделений;

    2) информационно-справочные; формирование необходимой справочной и нормативной информации, плановой документации, их накопление и хранение;

    3) функциональные: подготовка и разработка плановых документов, 
решение кадровых вопросов, обработка данных, оптимизация плановых 
решений [18, с.98].

    Планирование  — это сложный многостадийный процесс, основанный на определенной методологии, т.е. системе требований, принципов и методов. Многостадийность планирования выражается в разработке планов на различные временные периоды, в соответствии с которыми для достижения основной цели деятельности предприятия выделяют стадии прогнозирования (5—10 лет), перспективного (2—5 лет), текущего (1 год) и оперативного (до 1 года) планирования.

    Прогнозирование — это долгосрочное стратегическое планирование, на стадии которого в  соответствии с миссией и главной целью предприятия устанавливаются стратегические цели и задачи по функциональным направлениям деятельности предприятия, определяются альтернативные варианты его экономического и социального развития на 5—10 лет. На стадии перспективного (среднесрочного стратегического) планирования разрабатываются и определяются основные технико-экономические показатели технического, организационного, экономического и социального развития предприятия на период от 2 до 5 лет. При формулировании миссии необходимо четко обозначить область деятельности предприятия и определить потребителя продукции. Таким образом, формулировка миссии должна отражать стратегию и тактику деятельности предприятия.

    На  стадии текущего планирования выполняются  плановые расчеты и устанавливаются технико-экономические показатели, на основе которых разрабатываются планы производственно-хозяйственной, социальной и финансовой деятельности предприятия на предстоящий год. На стадии оперативного планирования разрабатываются производственные программы предприятию и его подразделениям на более короткие периоды времени (квартал, месяц, сутки, смену) [2, с.326].

    Многогранность  производственно-хозяйственной деятельности промышленного предприятия, необходимость ее постоянной координации и сложность структуры предприятия обусловливают деление всей плановой работы по объекту планирования, характеру задач и способам их решения на технико-экономическое и оперативно-производственное планирование.

    Таблица 1. Примеры формулировок миссии

    Организация     Миссия
    Государственное предприятие,   опытно-конструкторское бюро 
 
 

    Компания, производящая оборудование для офисов 

    Инвестиционная  компания 

    Коммерческий  банк

    Деятельность  направлена на сохранение и развитие научно-технического потенциала отрасли, поддержание высокого уровня разработок, создание новых рабочих мест и культуры производства, сохраняющей и защищающей окружающую среду

    Наша  цель — это решение проблем. Мы помогаем решать административные, научные  и человеческие проблемы, создавая комфорт и заботясь об условиях вашего труда

    Инвестирование  капитала в любую область, работающую прибыльно и имеющую потенциал  дальнейшего роста

    Содействие  становлению и развитию среднего и малого бизнеса в России путем предоставления широкого спектра банковских услуг, высокого качества обслуживания клиентов и эффективного развития с учетом интересов акционеров, клиентов и сотрудников

    
 
 

    Классификация планов и их взаимосвязь проявляется  в преемственности показателей  планов-прогнозов, перспективных, текущих и оперативных планов. На уровне стратегического планирования определяются средства, обеспечивающие приближение предприятия к стратегическим целям в процессе его долговременного развития; на уровне тактического планирования — средства достижения тактических целей предприятия в рамках периода, на который разрабатывается план (год, квартал, месяц).

    К объектам технико-экономического планирования (ТЭП) относятся: номенклатура и объем реализации и производства продукции- себестоимость продукции, производительность труда, затраты производства на единицу продукции, рентабельность продукции и др.

    ТЭП осуществляет перспективное и текущее  планирование производства без разделения его по календарным срокам.

    В задачи ТЭП входит: определение основных направлений развития предприятия; установление объемов продажи продукции и объемов оказания услуг; расчет и определение объемов производства; расчет и определение экономических показателей работы предприятия и отдельных его подразделений; расчет потребности предприятия в трудовых, материальных и финансовых ресурсах, необходимых для выполнения установленных объемов производства и услуг; подведение итогов и анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

    К объектам оперативно-производственного планирования (ОПП) относятся: номенклатура и объем продукции в натуральных, трудовых и денежных единицах, календарные сроки выпуска готовой продукции предприятием и его подразделениями, объем незавершенного производства, величины заделов и др. ОПП распределяет перспективные задания по исполнителям (цехам, участкам, рабочим местам) на короткие отрезки времени (квартал, месяц, декада, пятидневка, сутки, смена и нередко по часовому графику). Задачами ОПП являются: конкретизация по срокам плана производства и сбыта продукции; разработка оперативно-производственных планов и заданий подразделениям основного производства предприятия (цехам, участкам, рабочим местам); разработка календарных планов-графиков запуска-выпуска изделий, обеспечение ритмичной работы предприятия, непрерывности производственного процесса, полной и равномерной загрузки оборудования [16, с.334]. 

    1.2. Принципы и методы планирования производства на предприятии 

    Методологическую  основу планирования, определяющую требования к построению планов, составляют: принципы, методы, объекты, задачи и временные сроки планирования. К основным принципам планирования на предприятии относятся: комплексность, непрерывность, адаптивность, обоснованность, оптимальность.

    Принцип комплексности означает, что система планирования должна охватывать деятельность предприятия во взаимосвязи всех его элементов, в том числе основного и вспомогательного производства, обслуживающих хозяйств, функциональных служб на всех уровнях управления.

    Принцип непрерывности планирования заключается в сопряженности плановых показателей на различных стадиях планирования (при этом соблюдаются связи прогнозирования, перспективного и текущего планирования) и во взаимосвязи и сопряженности плановых показателей по уровням иерархии и функциональным направлениям деятельности предприятия.

Информация о работе Пути совершенствования организации планирования производства на предприятии