Пути совершенствования организации планирования производства на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы в соответствии с предметом всесторонне изучить и систематизировать полученные знания по данной теме, предварительно ознакомившись с различными теоретическими и методическими материалами.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие основные задачи:
1. Рассмотреть сущность и содержание организации планирования на предприятии.
2.Охарактеризовать организацию материально-технического обеспечения производства.
3. Рассмотреть планирование потребности в персонале, мощности предприятия.
4. Предложить пути совершенствования организации планирования производства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….………….…3
1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………………..5
1.1.Цель, задачи и стадии планирования……………………………….….5
1.2. Принципы и методы планирования производства на предприятии...9
2.ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПЛАНОВ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ….……………………..15
2.1. Планирование потребности в материальных ресурсах…………….15
2.2. Планирование производственных запасов предприятия и организация сбыта продукции………………………………………………….19
2.3. Планирование производственной мощности предприятия………....23
2.4. Организация планирования потребности труда и персонала.……....26
3.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ……...………...34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..37
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

по планированию курсовая.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

    Децентрализация снабжения предусматривает самостоятельное  осуществление закупок служащими  производственных подразделений. При этом на закупки тратится меньше времени, так как отсутствует делегирование полномочий.

    Для крупных предприятий с многочисленными  направлениями производства, территориально удаленными друг от друга и выпускающими различные виды продукции, характерны смешанные закупки. В этом случае производственные подразделения самостоятельно приобретают необходимые им материальные ресурсы, а отдел материально-технического снабжения на уровне предприятия вырабатывает единую политику закупок, координируя и контролируя процесс, осуществляет объемные закупки.

    Прием поступающих на предприятие материально-технических  ценностей осуществляется на складе по накладной, содержащей сведения о  количественных и качественных характеристиках  материалов: реквизиты поставщика и покупателя, сведения о товаре - сорт, артикул, количество мест, масса брутто, нетто тары, вид упаковки, количество упаковочных листов, цена, сумма. В документе отмечаются также дата отправки груза, номер путевого листа, пункты погрузки, разгрузки и перевалочные пункты. Товарно-транспортная накладная заполняется поставщиком и сопровождает товарную партию в течение всего маршрута. Если товары перевозятся морским и речным транспортом, роль накладных выполняют коносаменты. 
При отсутствии претензий со стороны покупателя в отношении количества, качества, комплектности, упаковки поступивших товаров оформляется приходный ордер.

    Поступившие на склад предприятия материальные ценности учитываются в натуральном  выражении открытием «Карточки учета материалов».

    Обеспечение цехов предприятия материальными ресурсами производится в соответствии с режимом и нормами производственного потребления каждого вида материалов. При этом отдел материально-технического снабжения устанавливает порядок их отпуска и доставки со склада к месту потребления.

    В цехах с периодическим (не ежедневным) поступлением материалов появляется необходимость  создания производственного запаса материалов.

    Для планового снабжения материалами  производственных цехов, участков используется лимитная карта на основе расчета максимального количества материальных ресурсов на определенный период времени (квартал, месяц). Цеху (участку) выдается лимитная карта, по которой материалы получают со склада завода в пределах, предусмотренных картой.

    При закупках материально-технических  ресурсов возможны транзитные поставки продукции, т.е. минуя базы и склады снабженческо-сбытовых организаций, и  складские поставки, когда снабжение  осуществляется со складов оптовика. В этом случае потребитель несет дополнительные расходы на складскую переработку, хранение и доставку продукции со складов и баз оптовика.

    Современный уровень организации материально-технического обеспечения отечественных предприятий предопределяет, как правило, формирование определенных запасов товарно-материальных ценностей, страхующих предприятия от колебаний на товарных рынках, снижающих их зависимость от поставщиков материальных ресурсов. 

    2.2. Планирование производственных запасов предприятия и организация сбыта продукции 

    Производственные запасы - это материальные ресурсы, ожидающие использования в процессе производства. Создание запасов требует значительных затрат. Это прежде всего замороженные в запасах финансовые ресурсы; расходы на содержание складских помещений, закупку специального оборудования, оплату труда персонала; контроль и учет складских остатков. Вместе с тем дефицит запасов на предприятии может привести к затратам, связанным с простоем производства, несвоевременным выполнением заказа, потерей сбыта (когда заказчик обращается за покупкой в другую фирму). В результате производители вынуждены создавать запасы на предприятии, что позволяет своевременно обеспечивать производство материальными ресурсами, производить переработку сырья в готовую продукцию оптимальными партиями, учитывая в полном объеме потребности покупателей.

    В зависимости от целевого назначения производственные запасы предприятия подразделяются на три основные группы: текущие, страховые и сезонные [18,с.257].

    Текущие запасы представляют собой количество материально-технических ресурсов, имеющихся на предприятии между  двумя очередными поставками этих ресурсов. Естественно, что максимальный размер этих запасов имеется в момент поставки, а минимальный (практически нулевой) - в момент, непосредственно предшествующий очередной поставке материалов. Текущие запасы призваны обеспечить непрерывность производственного процесса между поставками материалов.

    Страховые запасы предназначены для обеспечения  непрерывности производственного  процесса в случае непредвиденных обстоятельств (задержка поставок в пути, поставка товаров ненадлежащего качества и в ненадлежащем количестве, непредвиденное изменение интенсивности потребления). В нормальных условиях работы предприятия величина страхового запаса постоянна.

    Сезонные  запасы создаются на предприятиях, где процесс производства, потребление  ресурсов или их транспортировка носят сезонных характер. Например, доставка материально-технических ресурсов в районы Крайнего Севера, производство, переработка, хранение сельскохозяйственной продукции [17, с.314].

    Общая норма производственных запасов  по всем видам материальных ресурсов в сутках складывается из трех видов запасов: запасы текущие, страховые и сезонные .

    Всеми работами по обеспечению материальными  ресурсами на предприятиях занимается отдел (служба) материально-технического снабжения. В его составе обычно выделяются следующие группы (бюро): нормирования и планирования обеспечения ресурсами, организации работы с поставщиками ресурсов, управления запасами, обеспечения подразделений предприятия ресурсами, анализа эффективности использования ресурсов. 
Важным аспектом коммерческой деятельности предприятия является формирование хозяйственных связей по поставкам материальных ресурсов. Работа по формированию таких кооперационных отношений включает в себя комплекс организационных, экономических, правовых, финансовых моментов между поставщиками и потребителями.

    При организации хозяйственных связей особое значение имеет правильный выбор  поставщика. Такому выбору предшествует тщательный анализ потребностей предприятия  в ресурсах и возможностей их удовлетворения на рынке. Изучается информация о потенциальных поставщиках, способных удовлетворять спрос потребителя.

    На  окончательный выбор поставщика влияют: 
качество закупаемых материалов; цена этих материалов; 
надежность поставщика в части выполнения своих обязательств; 
деловая репутация поставщика. При прочих равных условиях предпочтение следует отдавать местным поставщикам, экономя тем самым на транспортных расходах.

    Если  закупки материалов планируется осуществлять с нового рынка, предприятия обычно пользуются услугами посреднических организаций, за определенную плату подыскивающих для предприятия потенциальных поставщиков.

    Традиционная  отечественная практика закупок (особенно до перехода на рыночные отношения) сопровождалась, как правило, накоплением предприятиями излишних запасов материально-технических ресурсов «на всякий случай». Вместе с тем в экономически развитых странах получили распространение прогрессивные системы снабжения «Kanban» и «Just in time», ориентированные на конкретную потребность производства. 
Система «Kanban» была разработана и впервые в мире реализована в Японии фирмой «Toyota». Сущность данной системы заключается в том, что снабжение всех производственных подразделений предприятия происходит в том количестве и к такому сроку, которые необходимы для выполнения заданий этих подразделений. Подразделения жестко связаны конкретным заказом подразделения-потребителя и оптимизируют свою деятельность в рамках этого заказа. Производственный план формируется каждый день, и это позволяет гибко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. 
В карточке производственного заказа указывается количество деталей, которое должно быть изготовлено на предшествующем производственном участке, в карточке отбора - количество деталей, которое должно быть взято на предшествующем участке обработки. Каждый предыдущий по технологической цепочке участок работает в соответствии с поступившим по карточке заказом. Данная система предполагает сотрудничество с ограниченным кругом поставщиков на долговременной основе. 
Анализ опыта применения системы «Kanban» известными машиностроительными фирмами показывает, что она дает возможность существенно уменьшить запасы предприятий: производственные - на 50%, товарные - на 8%.

    Система «Just in time» предполагает поставку необходимых  материальных ресурсов к месту их производственного потребления  в требуемом количестве и в  нужное время, минуя промежуточные  склады. Это позволяет свести нежелательные запасы к минимуму. При этой системе задание доводится до последнего звена производственной цепи - склада готовой продукции, минуя другие подразделения предприятия. От склада готовой продукции задание последовательно поступает в подразделения, осуществляющие операции на предшествующих стадиях технологического цикла. Производитель не имеет законченного плана и графика работы и связан с конкретным заказом потребителя. Детализация планов производится непосредственными исполнителями работ с учетом объема полученного задания и сроков его исполнения.

    Система «Just in time» предполагает сотрудничество с единственным источником снабжения  на основе долговременного контракта. Закупки осуществляются, как правило, мелкими партиями. Главное требование к поставщику  -  обеспечение высокого качества поставляемой продукции, так как продукция в основном поступает в производственное потребление «с колес».

    Использование методов «Kanban» и «Just in time», как  свидетельствует мировой опыт, позволяет  существенно снизить запасы предприятия, сократить длительность производственного цикла, повысить гибкость производства [8,с.211].

    Процесс производства продукции заканчивается  ее сбытом. Именно поэтому данная стадия жизненного цикла продукции является своего рода оценочной, так как на основании того, насколько легко и выгодно реализованы произведенные товары, можно судить о правильности стратегической политики предприятия, эффективности всех его звеньев.

    Важное  значение сбыта в деятельности предприятия (особенно в рыночных условиях) определяется тем, что в процессе реализации продукции уточняются запросы потребителей, что, в свою очередь, помогает предприятию укреплять свои позиции на рынке. Технологически процесс сбыта включает в себя складирование готовой продукции, ее хранение, доработку (если это требуется), транспортировку, доставку к торговым (оптовым и розничным) организациям, предпродажную подготовку, собственно продажу продукции, а в ряде случаев и послепродажное обслуживание. Сбытовая политика предприятия строится на результатах маркетингового анализа рынка. Основными целями такого анализа являются изыскание путей наиболее полного удовлетворения запросов потребителей, повышение объема продаж, наиболее полное использование ресурсов предприятия, снижение коммерческих рисков [8,с.212].

    Большинство производителей предлагают свои товары рынку через посредников, что объясняется их высокой эффективностью в обеспечении широкой доступности товара и доведении его до целевых рынков.Реализация продукции предприятия может осуществляться либо через розничную торговлю, определяемая как любая деятельность по продаже товаров или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования, либо через оптовую торговлю, включающую любую деятельность по продаже товаров или услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования [21, с.271]. 

    2.3. Планирование производственной  мощности предприятия 

    Производственная  мощность предприятия является важнейшим  инструментом планирования производства. Она позволяет определить оптимальную  сменность работы парка основного технологического оборудования, выявить внутрипроизводственные резервы оборудования, производственных площадей и трудовых ресурсов, разработать план организационно - технических мероприятий по устранению несопряженности между взаимосвязанными цехами, участками и оборудованием, обосновать производственную программу, необходимость расширения специализации, кооперации производства и т.п. Производство промышленной продукции основывается на использовании средств производства и рабочей силы. В составе средств производства орудия труда являются материальной основой производства, предопределяющей возможности промышленного предприятия, т.е. производственную мощность. Производственная мощность действующего промышленного предприятия рассчитывается по каждому ведущему подразделению с учетом сложившейся кооперации и плана организационно-технических мероприятии по ликвидации «узких мест» [8, с.123].

    Успешное  функционирование предприятия на конкурентном рынке во многом определяется объемом  произведенной продукции или  оказываемых услуг, который, в свою очередь, зависит от производственной мощности предприятия .

    При определении производственной мощности потребности общества должны быть соизмеримы с возможностями промышленного производства, т.е. действует принцип достижения наилучших результатов при наименьших материальных, трудовых и финансовых затратах .

    Планы использования мощностей позволяют  гарантировать, что для удовлетворения долгосрочного спроса имеющихся у организаций мощностей будет достаточно. Под мощностью операции понимается ее максимальная пропускная способность в заданный промежуток времени. Ограничение по мощности означает, например, что предприятие может выпустить не более определенного количества продукции за неделю, самолет может взять на борт только ограниченное количество пассажиров, университет может принять на обучение не больше определенного количества студентов и т. п. [13,с. 97]

Информация о работе Пути совершенствования организации планирования производства на предприятии