Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 09:48, курсовая работа
Объектом исследования является ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч», а предметом – прибыль ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» как основная цель предпринимательской деятельности. Целью данной курсовой работы является определение основных направлений повышения прибыли и рентабельности ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» как одной из главных целей предпринимательской деятельности.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..3
1.СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И МАСШТАБЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ………………………………………………………..5
1.1 Сущность и основные цели предпринимательской деятельности5
1.2 Масштабы предпринимательской деятельности …………………14
2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВНОЙ ЦЕЛИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………….19
2.1 Общая характеристика ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» и показателей уровня его развития …19
2.2 Анализ показателей прибыли и рентабельности ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» ……………24
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО «КОНДИТЕРСКАЯ ФАБРИКА «СЛОДЫЧ» .29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………35
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Источник: разработка автора
Как видно из диаграммы (рис. 2.1) в 2008 г. произошло увеличение всех видов прибыли за исключением прибыли от внереализационных доходов и расходов. Прибыль от реализации увеличилась на 1253 млн. руб. или на 79,5% (табл. 2.5). Прибыль от операционных доходов и расходов в 2007 г. имела отрицательное значение, а в 2008 г. данный показатель равен нулю. Прибыль от внереализационных доходов и расходов за два последних года имела отрицательное значение, при этом в 2008 г. оно (отрицательное значение) стало еще больше – минус 882 млн. руб. по сравнению с 2007 г. – минус 646 млн. руб. Увеличение прибыли отчетного периода составило 1029 млн. руб. или 112% (1948 млн. руб. – 919 млн. руб. = 1029 млн. руб.; ). Чистая прибыль увеличилась на 681 млн. руб. или на 188%.
Таким образом, согласно расчетам, представленным в таблице 2.5, в 2008 г. в абсолютном значении наибольшее увеличение произошло прибыли от реализации (на 1253 млн. руб.), однако, в процентном измерении больше всего увеличилась чистая прибыль (на 188, 12%).
2
Таблица 2.5 – Расчет изменения прибыли ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» за 2007-2008 гг.
Наименование показателя | 2007 г. | 2008 г. | Изменение | Темп роста | ||
на млн. руб. | на % | в раз | ||||
Прибыль (убыток) от реализации | 1577 | 2830 | 2830 – 1577 = + 1253 | 79,45% | 1,79 | 179,45% |
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов | – 12 | 0 | 0 – (– 12) = + 12 | – | – | – |
Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов | – 646 | – 882 | – 882 – (– 646) = – 236 | 36,53% | 1,37 | 136,53% |
Прибыль (убыток) отчетного периода | 919 | 1948 | 1948 – 919 = + 1029 | 112% | 2,12 | 212% |
Чистая прибыль | 362 | 1043 | 1043 – 362 = + 681 | 188,12% | 2,88 | 288% |
Источник: разработка автора
2
Далее рассчитаем и проанализируем рентабельность продукции и рентабельность продаж ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч», для чего составим таблицу с необходимыми данными (табл. 2.6). Показатели рентабельности продукции и рентабельности продаж рассчитываются следующим образом:
=;
=.
Таблица 2.6 – Исходные данные для расчета показателей рентабельности продаж и рентабельности продукции ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч»
Показатель | 2007 г. | 2008 г. | Изменение |
Выручка от реализации, млн. руб. | 35039 | 50193 | + 15154 |
Прибыль от реализации продукции, млн. руб. | 1577 | 2830 | + 1253 |
Себестоимость реализованной продукции, млн. руб. | 27970 | 39528 | + 11558 |
Чистая прибыль (после налогообложения), млн. руб. | 362 | 1043 | + 681 |
Источник: разработка автора
В результате анализа данных показателей рентабельности можно сделать следующие выводы.
1. Рентабельность продукции, исчисленная по прибыли от реализации к себестоимости реализованной продукции, в 2008 г. составила 7,16% (табл. 2.7) и увеличилась по сравнению с 2007 г. на 1,52%. Это значит, что в 2008 г. на 1 руб. себестоимости реализованной продукции получено 7,16 коп. прибыли от реализации вместо 5,64 коп. полученных в 2007 г.
Показатели рентабельности | 2007 г. | 2008 г. | Изменение (+, –) |
Рентабельность продукции, рассчитанная исходя из: |
|
|
|
– прибыли от реализации | 5,64 | 7,16 | + 1,52 |
– чистой прибыли (после налогообложения) | 1,29 | 2,64 | + 1,35 |
Рентабельность продаж, рассчитанная исходя из: |
|
|
|
– прибыли от реализации | 4,5 | 5,64 | + 1,14 |
– чистой прибыли (после налогообложения) | 1,03 | 2,08 | + 1,05 |
Источник: разработка автора
Влияние факторов на данный показатель рентабельности можно рассчитать методом цепных подстановок [20]:
=
=
=
Увеличение рентабельности в данном случае произошло за счет:
– увеличения прибыли от реализации:
– изменения себестоимости реализованной продукции:
2. Рентабельность продаж, исчисленная по прибыли от реализации к выручке от реализации продукции, в 2008 г. составила 5,64% и увеличилась по сравнению с 2007 г. на 1,14%. Из этого следует, что на 1 руб. выручки от реализации продукции в 2008 г. приходится 5,64 коп. прибыли от реализации продукции вместо 4,5 коп. как в 2007 г.
Влияние факторов на данный показатель рентабельности можно рассчитать методом цепных подстановок:
=
=
=
Увеличение рентабельности в данном случае произошло за счет:
– увеличения прибыли от реализации:
– изменения выручки от реализации:
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО «КОНДИТЕРСКАЯ ФАБРИКА «СЛОДЫЧ»
Основным фактором от которого зависит уровень прибыли и рентабельности является себестоимость продукции. ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» относится к числу материалоемких предприятий – материальные затраты в себестоимости продукции занимают свыше 60%. Ежегодно ОАО выполнял доведенный вышестоящей организацией целевой показатель по снижению материалоемкости продукции. Однако в 2008 г. материалоемкость увеличилась по сравнению с 2007 г. Увеличение себестоимости выпускаемой продукции произошло в результате удорожания потребляемых сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. Основным сырьем для производства мучных кондитерских изделий является мука, сахар, маргарин, сливочное и растительное масла, яичный порошок. На протяжении 2008 г. цены на указанное сырье существенно повысились и имеют тенденцию к дальнейшему повышению.
С целью разработки конкретных предложение по снижению себестоимости продукции на предприятии ежегодно осуществляется прогноз затрат на производство продукции. Согласно прогнозным расчетам затрат на производство продукции, приведенным в Приложении Б, в 2010 г. наиболее весомой статьей себестоимости по прежнему останутся сырье и материалы (60,7% от общих затрат), отнесение которых на себестоимость осуществляется по фактическому расходу в пределах утвержденных норм. Доля затрат на топливно-энергетические ресурсы в общих издержках не должна превысить 2,8%, причем данную статью составляет сумма фактической оплаты за ТЭР, а остальные накладные расходы на содержание энергоцехов распределены по другим статьям. При расчете издержек производства учтен рост затрат на заработную плату. Налоги и платежи, входящие в состав себестоимости рассчитаны исходя из существующего налогового законодательства.
Кроме того, ежегодно на предприятии разрабатывается и утверждается программа по снижению издержек производства. План таких мероприятий на 2010 г. представлен в Приложении В. В качестве основных направлений снижения издержек производства определены следующие.
Экономия сырья и материалов.
Снижение стоимости сырья и вспомогательных материалов.
Экономия в результате совершенствования технологий.
Для реализации данного направления предприятие в 2010 г. планирует реализацию двух инвестиционных проектов: реконструкция первой производственной линии (420 млн. руб.) и приобретение линии для производства отсадных сортов печенья (3200 млн. руб.).
Модернизация 1 производственной линии предполагает приобретение следующего оборудования – ротационной машины с помазкой и посыпкой тестовых заготовок, питатель теста в комплекте с металлодетктором для исключения посторонних попаданий. Внедрение данного оборудования позволит наладить выпуск печенья с нанесением глянца, отделанного сахаром, корицей, маком и др. посыпками, таким образом расширить ассортимент сахарного печенья. Тендер по выбору поставщика комплекта оборудования для модернизации первой производственной линии выиграла итальянская фирма «Полин С.С.п.А». Финансирование данного проекта предполагается осуществить на 70% за счет краткосрочного кредита банка и на 30% за счет собственных средств (амортизационный фонд).
Для увеличения объемов производства и расширения ассортимента выпускаемой продукции было решено приобрести отсадочную линию ориентировочной стоимостью 3,2 млрд. руб., мощность которой составляет 1500 тонн в год. Реализация такого крупного проекта проходит через длительную процедуру закупки, включая прохождение технической экспертизы в НАН Беларуси, процедуру открытого конкурса и изготовление, составляющее не менее 150 дней. В настоящее время завершена процедура проведения открытого конкурса по выбору поставщика оборудования и рассматриваются конкурсные предложения. Приобретение отсадочной линии позволит существенным образом увеличить объем и расширить ассортимент выпускаемой продукции, разнообразить его как новыми видами, так и новыми формами и размерами. Линия даст возможность производить экструзионное печенье с начинкой, фаршированную палочку, одно и двухцветное отрезное печенье.
Финансирование данного проекта предполагается на 70% за счет собственных средств (лизинг) и на 30% за счет кредита банка (на выкупную стоимость).
внедрение ТЭР в результате внедрения энергосберегающих мероприятий.
снижение затрат на трудовые ресурсы.