Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 09:48, курсовая работа
Объектом исследования является ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч», а предметом – прибыль ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» как основная цель предпринимательской деятельности. Целью данной курсовой работы является определение основных направлений повышения прибыли и рентабельности ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» как одной из главных целей предпринимательской деятельности.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..3
1.СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И МАСШТАБЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ………………………………………………………..5
1.1 Сущность и основные цели предпринимательской деятельности5
1.2 Масштабы предпринимательской деятельности …………………14
2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВНОЙ ЦЕЛИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………….19
2.1 Общая характеристика ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» и показателей уровня его развития …19
2.2 Анализ показателей прибыли и рентабельности ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» ……………24
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО «КОНДИТЕРСКАЯ ФАБРИКА «СЛОДЫЧ» .29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………35
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Таким образом, как отмечает Бусел И.П. основными признаками предпринимательской деятельности, которые существенно отличают ее от других форм экономической деятельности, являются:
инициатива, самостоятельность и ответственность;
динамичность, активный поиск эффективных решений и инновация;
риск и получение прибыли [7, с. 8].
Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» предпринимательская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах предприятий (юридических лиц). В ст. 2. данного закона указано, что субъектами предпринимательства являются:
физические лица, не ограниченные в правах в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь;
группы граждан (партнеров) – коллективы предпринимателей.
Не допускается занятие предпринимательской деятельностью должностным лицам и специалистам, работающим в органах государственной власти и управления, прокуратуры и судах [2].
В Республике Беларусь допускаются следующие формы предпринимательской деятельности:
частное предпринимательство, осуществляемое субъектами предпринимательства на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании;
коллективное предпринимательство, осуществляемое предпринимателями на основе коллективной собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании.
Предпринимательство может осуществляться без образования юридического лица и с образованием юридического лица, без использования наемного труда и с использованием наемного труда.
Принципиальная схема организации предпринимательства, осуществления предпринимательской деятельности, генерирования идеи показана на рисунке 1.1, из которого видно, что каждый предприниматель, начинающий свою деятельность, должен спланировать ее осуществление. И в первую очередь он сталкивается с вопросами, касающимися выбора вида предпринимательства, сферы его деятельности и организационно-правовой формы. По нашему мнению сюда также можно отнести определение, установление целей будущей предпринимательской деятельности, их ранжирование по приоритетности.
ГЕНЕРИРОВАНИЕ ИДЕЙ (планирование) |
| – выбор вида (рода) предпринимательской деятельности; – место и условия осуществления; – поиск партнеров по бизнесу и необходимых материально-денежных средств; – выбор организационно-правовой формы предпринимательства; – государственная регистрация | ||
| ||||
|
|
| ||
ИСПОЛНЕНИЕ ИДЕИ |
| Бизнес-планирование Ресурсы: – основные средства производства; – оборотные средства производства; – финансы (собственные и заемные); – трудовые ресурсы; – информационные ресурсы | ||
| ||||
|
|
| ||
НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
| Продукт предпринимательской деятельности: – продукция; – товар; – работы; – услуги | ||
| ||||
|
|
| ||
УПРАВЛЕНИЕ,
КОНТРОЛЬ,
МАРКЕТИНГ |
| Сбыт продукта предпринимательства (РЫНОК): – реклама; – спрос; – предложение; – цена; – конкуренция | ||
|
Рисунок 1.1 – Принципиальная схема организации и функционирования предпринимательской деятельности [7, с. 47]
Цель – это конкретное состояние или желаемый результат, который стремится получить предприятие, предприниматель. Доминирующая цель предпринимателя – получение предпринимательского дохода. Получение и наращивание дохода позволяет предпринимателю или фирме нормально функционировать и решать задачи производства, увеличения, систематического обновления, повышения качества, снижения себестоимости продукции или услуг, создавать благоприятные условия для работы наемным рабочим.
Предприниматель сам выбирает цель, конкретизирует ее исходя из своих интересов и потребностей. Интересы частных лиц не всегда совпадают с интересами государственных органов.
На выбор целей предпринимателем оказывают влияние определенные факторы [18, с. 27]:
наличие и объем спроса на продукцию;
наличие собственных материальных и финансовых ресурсов;
уровень рентабельности производства;
капиталоемкость продукции;
наличие поставщиков сырьевых и материальных ресурсов;
наличие квалифицированных кадров.
Кроме этого, каждый предприниматель учитывает:
наличие конкурентов, их намерения;
степень внутренних и межгосударственных связей;
наличие инфраструктуры.
Таким образом, главная цель достигается как результат поэтапной реализации промежуточных целей, решения конкретных задач. Бичанин В.В. использует широкий подход и представляет структуру целей развития предпринимательства в виде «дерева целей» (рис. 1.2).
Глобальные цели, связанные с укреплением экономики страны, включают блоки локальных целей.
Первая группа включает локальные отраслевые цели. Они преследуют важнейшие направления отраслевых приоритетов – повышение экономической эффективности ведущих секторов экономики страны: промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства, связи.
Группа локальных разноуровневых целей включает проблемы, связанные с укреплением экономики региона, города, сельского района, повышением эффективности деятельности предпринимательских единиц.
Группа подцелей носит специализированный характер. Специфика связана с удовлетворением первичных потребностей различных социальных групп населения страны. Прежде всего, ликвидация дефицита товаров потребительского спроса. Предпринимательство способно решить эту проблему, т.к. стремится осуществлять деятельность на коротком интервале оборота денежных средств на всех трех стадиях процесса создания продукта и превращения первичного денежного капитала в новый в увеличенном объеме.
|
| Глобальная цель (укрепление экономики страны) |
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
| Локальные отраслевые цели |
|
| Локальные разноуровневые цели |
| Специализированные подцели |
| ||||
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
| Экономическая эффективность промышленности |
|
| Укрепление экономики региона |
| Ликвидация дефицита |
| ||||
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
| Экономическая эффективность строительства |
|
| Укрепление экономики города |
| Структурная перестройка |
| ||||
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
| Экономическая эффективность прочих отраслей |
|
| Высокая эффективность предпринимательских единиц |
| Рост благосостояния населения |
| ||||
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| Содействие занятости |
| ||||
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| Увеличение экспорта |
| ||||
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| Повышение производительности труда |
| ||||
|
Рисунок 1.2 – Структура целей развития предпринимательства [18, с. 28]
Для специализированной системы подцелей характерна структурная перестройка, направленная, например, на создание новых рабочих мест, нового товара. Каждая из последующих подцелей носит адресное направление, связанное с решением социальных проблем посредством осуществления предпринимательской деятельности.
Таким образом, по мнению Бичанина В.В., развитие предпринимательства должно способствовать:
удовлетворению потребностей людей в свободном, творческом труде, снижению безработицы;
удовлетворению потребностей общества, ликвидации дефицита;
созданию новых, с лучшими условиями труда рабочих мест;
быстрому использованию достижений науки и техники;
росту благосостояния людей и общества в целом; моральному оздоровлению общества [18, с. 28].
Бусел И.П. отмечает, что «цель предпринимательской деятельности – производство (или приобретение) и предложение рынку такого продукта, который пользуется спросом на рынке и который принесет предпринимателю излишек доходов над его расходами. При этом под расходами понимается все то, что предприниматель тратит (обычно в денежной форме)» [7, с. 9].
Как уже неоднократно отмечалось выше по определению предпринимательская деятельность направлена на получение прибыли. В связи с этим очень часто прибыль определяют как важнейшую и единственную цель предпринимательской деятельности. Исходя из мотиваций предпринимателя (например, возможность выбора сферы деятельности в соответствии с индивидуальными чертами характера и способностями; удовлетворение от радости свободного творчества; стремление к независимости, делать свое дело по-своему; естественное желание быть уверенным в результативности собственного существования [15, с. 10]) спектр целей предпринимательской деятельности гораздо шире. И в ряде случаев прибыль переходит из категории цели в необходимое условие осуществления предпринимательской деятельности.
По мнению Шинкевич Н.В. все цели предпринимателя можно разделить на две группы: коммерческие и некоммерческие [22, с. 62].
К коммерческим целям относят:
1. рост прибыли;
2. удовлетворение потребностей покупателей;
3. рост компании;
4. выживание в сложившихся условиях;
5. обеспечение ликвидности.
Рост прибыли как цель предпринимательской деятельности может быть обеспечен как в краткосрочном периоде, так и в долгосрочном. Быстрое увеличение прибыли не предполагает решения задач развития деятельности компании в перспективе, решает только краткосрочные задачи и может повлечь неблагоприятные последствия. Такую цель предприниматель может ставить в том случае, если ему срочно необходим капитал, в том числе для других предпринимательских проектов. Долговременный рост прибыли как цель обеспечивает гарантированное развитие фирмы, укрепление позиций в данной отрасли.
Удовлетворение потребностей покупателей как цель деятельности соответствует маркетинговой концепции современного управления предприятием. Способствует росту объема продаж, укреплению рыночной позиции и, как следствие, росту прибыли и капитала.
Рост компании как цель предпринимательской деятельности связан с творческой самореализацией предпринимателя, удовлетворением его амбиций. Рост компании проявляется опосредованно в достижении таких показателей, как:
долговременный рост прибыли;
возросший объем продаж, увеличение доли рынка;
достижение лидирующих положений на рынке;
рост числа сбытовых и торговых предприятий;
увеличение численности занятых на производстве;
повышение квалификационного уровня персонала и др.
Росту компании может препятствовать нежелание отдельных служащих прибегать к дополнительным усилиям по выпуску новой продукции и освоению новых рынков, негибкость организационной структуры, нехватка высококвалифицированных специалистов, противодействие конкурентов.
Выживание как цель может формулироваться на этапе становления собственного дела, в кризисных ситуациях, при неблагоприятной рыночной конъюнктуре.
Обеспечение ликвидности рассматривается как способ предприятия немедленно осуществить платежи по предъявляемым требованиям. Данная цель актуальна в условиях резкого колебания рыночной конъюнктуры, нестабильности общей экономической и политической ситуации.
Некоммерческие, или этико-социальные цели предпринимательской деятельности связаны с ответственностью предпринимателя перед обществом, потребителями, собственным персоналом:
обеспечение безопасности производства для окружающей среды (применение защитных сооружений, удаление вредных производств от мест проживания и т.д.);
защита потребителя от недобропорядочной практики, монопольного завышения цен, от недоброкачественных и опасных для жизни и здоровья товаров;
обеспечение профессионального роста персонала, создание системы его социальной защиты, предоставление социальных благ.
Таким образом, большинство практиков и исследователей делают акцент на получение прибыли, рассматривая ее как конечную цель предпринимательства. Однако предпринимательство имеет своей конечной целью не столько прибыль, сколько непрерывность воспроизводственного процесса, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением постоянно меняющихся, постоянно возрастающих потребностей индивидуума или социальной группы, общества в целом.