Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 09:48, курсовая работа
Объектом исследования является ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч», а предметом – прибыль ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» как основная цель предпринимательской деятельности. Целью данной курсовой работы является определение основных направлений повышения прибыли и рентабельности ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» как одной из главных целей предпринимательской деятельности.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..3
1.СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И МАСШТАБЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ………………………………………………………..5
1.1 Сущность и основные цели предпринимательской деятельности5
1.2 Масштабы предпринимательской деятельности …………………14
2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВНОЙ ЦЕЛИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………….19
2.1 Общая характеристика ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» и показателей уровня его развития …19
2.2 Анализ показателей прибыли и рентабельности ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» ……………24
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО «КОНДИТЕРСКАЯ ФАБРИКА «СЛОДЫЧ» .29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………35
ПРИЛОЖЕНИЯ.
В этой связи предпринимательство более правильно определять как процесс непрерывного поиска изменений в потребностях, спросе конечного потребителя на продукцию и услуги, удовлетворения этой потребности путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных на самые лучшие новации, приносящие максимум производительности в каждой из стадий процесса воспроизводства.
В этом определении акцент делается не на максимизацию прибыли, а на потребителя, на его потребности, удовлетворение которых благодаря высокому уровню организации предпринимательства и может принести максимальную прибыль.
1.2 Масштабы предпринимательской деятельности
Предпринимательство неоднородно не только по сферам и видам деятельности, но и по своим масштабам, размерам предприятий. И хотя собственников этих предприятий объединяет единый интерес – сохранение, развитие и защита частной собственности, обусловливающий общие черты в их поведении во всех связанных с собственностью отношениях, – каждое предприятие, в зависимости от его размеров, имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.
Можно выделить три группы предприятий, определяемых общепринятой терминологией как крупные, средние, мелкие.
Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или контролирую более мелких партнеров, с одной стороны, а с другой – объединяясь в международные структуры.
Средний бизнес в большей мере зависит от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и иностранным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего предпринимательства в защите на внутреннем рынке путем проведения протекционистской государственной экономической политики и формирования определенных правил рыночных отношений, что обусловливает более тесную связь среднего предпринимательства с национальными интересами. При этом как отмечает Евловских В.В. «критерии отнесения субъектов хозяйствования к «средним» предприятиям законодательно не определены, поэтому точные данные об их количестве и вкладе в экономику отсутствуют» [10, с. 12].
Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и связанных непосредственно с массовым потребителем товаров и услуг. В сочетании с небольшими размерами малых предприятий, их технологической гибкостью это позволят чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
Следует отметить, что анализ литературы по теме курсовой работы показал, что при рассмотрении различных аспектов предпринимательской деятельности практически все авторы уделяют внимание только малому предпринимательству, малому бизнесу. Термин «малые и средние предприятия» впервые использовал британский министр М. Милан в докладе о промышленном и финансовом состоянии Великобритании в 1931 г.; первое определение малого предприятия появилось в США в Законе об определенных видах обслуживания (1948 г.) и Законе о малом бизнесе (1953 г.) [14, с. 12].
Применяются различные классификации, чтобы отделить малые предприятия от больших – законодательные, статистические, бухгалтерские. Понятия «малое» и «большое» содержат количественную характеристику предприятия. По отношению к размеру последнего они выражают масштаб потенциальной или реальной экономической деятельности, но масштабом можно пользоваться при условии, что он имеет размерность.
Масштабы определения размера предприятия могут быть одно- или многомерным. Использование какой-нибудь одной меры, например числа работников, объема продукции, позволяет довольно точно определить размер предприятия, хотя и дает очень малое представление о его сути. Многомерные масштабы лучше подходят для разграничения предприятий, но их использование предполагает более высокие требования к качеству измерений по всем параметрам.
В настоящее время в разных странах применяются различные классификации малых предприятий. Так, в Европейском союзе с 1998 г. действует нижеприведенная классификация малых и средних предприятий (табл. 1.1).
Таблица 1.1 – Классификация малых и средних предприятий в ЕС [5, с. 39]
Показатель | Средние предприятия | Малые предприятия | Очень малые предприятия |
Число работников (не более), чел. | 249 | 49 | 9 |
Годовой оборот (не более), млн. экю | 40 | 7 | – |
Годовая сумма по балансу (не более), млн. экю | 27 | 5 | – |
В нашей республике официальная классификация малых предприятий впервые была введена постановлением Совета Министров от 20.05.1991 г. № 192. В последующие годы в нее неоднократно вносились изменения. Для сравнения приведем аналогичную классификацию в Российской Федерации (табл. 1.2).
Таблица 1.2 – Классификация предприятий в Российской Федерации и Республике Беларусь [5, с. 39-40]
Российская Федерация | Число работающих, чел. | Республика Беларусь | Число работающих, чел. |
Промышленность, строительство и транспорт, не более | 100 | Промышленность и транспорт, не более | 100 |
Наука и научное обслуживание, не более | 60 | Сельское хозяйство, включая фермерское хозяйство и научно-техни-ческую сферу, не более | 60 |
Сельское хозяйство, не более | 60 | Строительство и оптовая торговля, не более | 50 |
Оптовая торговля, не более | 50 | Розничная торговля и бытовое обслуживание населения, не более | 30 |
Розничная торговля и бытовое обслуживание населения, не более | 30 | Другие отрасли непроизводственной сферы, не более | 25 |
В остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности, не более | 50 |
|
|
Ученые разных стран предпринимали попытки установить единые критерии разграничения предприятий, но не смогли добиться успеха. Причиной тому были некоторые национальные особенности функционирования экономик разных стран:
статистическая структуризация экономик стран;
содержание экономического и социального законодательства;
претензии на получение льгот со стороны государства;
масштабы хозяйствования и емкость рынка и др. [5, с. 40].
При разграничении предприятий с количественными используются и качественные критерии. Первые подходят для этой цели лучше, т.к. дают однозначную оценку. С помощью вторых точное разграничение предприятий по размерам невозможно, поскольку типичный признак малого предприятия может подходить и для большого. В совокупности же они позволяют составить довольно полное представление о сути предприятия, масштабах его деятельности. Качественные признаки больше используются при организации управления производством.
Выявление качественных отличий малых предприятий от больших шло по пути создания каталогов отличительных функциональных признаков. Достижения западных ученых в этом направлении обобщил в своих исследованиях Й. Муглер. В своей работе он приводит наиболее полный каталог, составленный немецкими учеными Г. Пфолем и П. Коллервесселем, который включает качественные признаки отличий малых предприятий от больших по отдельным сферам их деятельности (см. Приложение А) [5, с. 40].
Как отмечают Балашевич М.И. и Быкова Т.П. достоинством этого каталога является то, что большое количество критериев дает весьма наглядную картину различий между малыми и большими предприятиями. Вместе с тем он имеет недостатки: большое количество признаков создает неудобство при их использовании; далеко не все названные признаки присущи отдельным малым предприятиям [5, с. 44].
Недостатки подобных каталогов побудили ученых выявить наиболее важные признаки. Швейцарский ученый Х. Плайтнер в качестве основных признаков малых предприятий предложил следующие:
предприятие представлено личностью самого предпринимателя, который является руководителем, а часто и собственником;
предприниматель располагает сетью личных контактов с покупателями, поставщиками и имеет известность;
предприятие изготавливает продукцию по индивидуальным желаниям покупателей;
контакты между руководством и сотрудниками тесны и неформальны;
организация производства незначительно формализована;
предприятие может быстро реагировать на изменения окружающей среды [5, с. 44-45].
Таким образом, в заключении данного раздела можно сделать следующие выводы и обобщения. Предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
Основными признаками предпринимательской деятельности, которые существенно отличают ее от других форм экономической деятельности, являются:
инициатива, самостоятельность и ответственность;
динамичность, активный поиск эффективных решений и инновация;
риск и получение прибыли.
Все цели предпринимателя можно разделить на две группы: коммерческие и некоммерческие. При этом большинство авторов основной целью предпринимательской деятельности считают получение, наращивание прибыли.
Предпринимательство неоднородно не только по сферам и видам деятельности, но и по своим масштабам, размерам предприятий. Выделяют три группы предприятий, определяемых общепринятой терминологией как крупные, средние, мелкие. При этом в экономической литературе внимание уделяется преимущественно рассмотрению малого бизнеса, в частности его роли в экономике, преимуществам и недостаткам, критериям отнесения предприятий к малым и т.д.
2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВНОЙ ЦЕЛИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Общая характеристика ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» и показателей уровня его развития
ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» является крупнейшим производителем мучных кондитерских изделий в Республике Беларусь. Предприятие производит и реализует более 100 видов печенья (затяжного, сахарного, сдобного и диабетического), а также, более 10 видов крекеров.
История предприятия началась в начале прошлого века, когда было создано предприятие «Первая белорусская кондитерская фабрика», которая в 1926 г. была переименована в «Прогресс», где в 1924 г. в самостоятельное производство был выделен ее бисквитный цех. В 1929 г. предприятие было переименовано в «Коммунарка», которая была головным предприятием производственного объединения «Минсккондитерпром» в состав которого вошли четыре предприятия Минской области. В 1991 г. произошел распад объединения. 30 декабря 1991 г. решением Мингорисполкома № 125 от 02.02.2001 г. в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности, предприятие было преобразовано в ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч».