Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 09:48, курсовая работа
Объектом исследования является ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч», а предметом – прибыль ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» как основная цель предпринимательской деятельности. Целью данной курсовой работы является определение основных направлений повышения прибыли и рентабельности ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» как одной из главных целей предпринимательской деятельности.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..3
1.СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И МАСШТАБЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ………………………………………………………..5
1.1 Сущность и основные цели предпринимательской деятельности5
1.2 Масштабы предпринимательской деятельности …………………14
2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВНОЙ ЦЕЛИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………….19
2.1 Общая характеристика ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» и показателей уровня его развития …19
2.2 Анализ показателей прибыли и рентабельности ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» ……………24
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО «КОНДИТЕРСКАЯ ФАБРИКА «СЛОДЫЧ» .29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………35
ПРИЛОЖЕНИЯ.
сокращение накладных расходов.
снижение транспортных расходов.
Ожидаемый результат от внедрения предлагаемых мероприятий должен составить 213,2 млн. руб. за год.
Вторым ключевым фактором роста прибыли предприятия, рентабельности продаж и рентабельности продукции является увеличение прибыли от реализации.
Расчет чистой прибыли от реализации продукции ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» осуществлен исходя из прогнозируемых объемов производства, сложившихся цен на единицу продукции, внутренних издержек предприятия и представлен в Приложении Г. Результаты расчетов показывают, что прогнозируемая хозяйственная деятельность предприятия в 2010 году будет прибыльной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социально-экономическая сущность предпринимательской деятельности анализировалась учеными еще в 17 в., а научные исследования предпринимательской деятельности вели такие известные экономисты, как Р. Кантильон, А. Смит, Ж.-Б. Сей, Й. Тюнен, Й. Шумпетер, П. Друкер и др. При этом каждый из них акцентировал внимание на разных составляющих предпринимательской деятельности.
Предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
Основными признаками предпринимательской деятельности, которые существенно отличают ее от других форм экономической деятельности, являются:
инициатива, самостоятельность и ответственность;
динамичность, активный поиск эффективных решений и инновация;
риск и получение прибыли.
Предпринимательская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах предприятий (юридических лиц). Субъектами предпринимательства являются:
физические лица, не ограниченные в правах в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь;
группы граждан (партнеров) – коллективы предпринимателей.
В Республике Беларусь допускаются следующие формы предпринимательской деятельности: частное предпринимательство и коллективное предпринимательство. При этом предпринимательство может осуществляться без образования юридического лица и с образованием юридического лица, без использования наемного труда и с использованием наемного труда.
Все цели предпринимателя можно разделить на две группы: коммерческие и некоммерческие.
К коммерческим целям относят:
1. рост прибыли;
2. удовлетворение потребностей покупателей;
3. рост компании;
4. выживание в сложившихся условиях;
5. обеспечение ликвидности.
Некоммерческие, или этико-социальные цели предпринимательской деятельности связаны с ответственностью предпринимателя перед обществом, потребителями, собственным персоналом:
обеспечение безопасности производства для окружающей среды (применение защитных сооружений, удаление вредных производств от мест проживания и т.д.);
защита потребителя от недобропорядочной практики, монопольного завышения цен, от недоброкачественных и опасных для жизни и здоровья товаров;
обеспечение профессионального роста персонала, создание системы его социальной защиты, предоставление социальных благ.
Однако, большинство авторов основной целью предпринимательской деятельности считают получение, наращивание прибыли.
Предпринимательство неоднородно не только по сферам и видам деятельности, но и по своим масштабам, размерам предприятий. Выделяют три группы предприятий, определяемых общепринятой терминологией как крупные, средние, мелкие. При этом в экономической литературе внимание уделяется преимущественно рассмотрению малого бизнеса, в частности его роли в экономике, преимуществам и недостаткам, критериям отнесения предприятий к малым и т.д.
Проведенный анализ основных показателей деятельности ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» показал, что данное предприятие относится к числу материалоемких – материальные затраты в себестоимости продукции занимают свыше 60%. Расчет прогноза затрат на производство продукции в 2010 г. показал, что наиболее весомой статьей себестоимости по прежнему останутся сырье и материалы (60,7% от общих затрат). Доля затрат на топливно-энергетические ресурсы в общих издержках не должна превысить 2,8%. При расчете издержек производства также был учтен рост затрат на заработную плату, а налоги и платежи, входящие в состав себестоимости были рассчитаны исходя из существующего налогового законодательства.
Ежегодно на ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» разрабатывается и утверждается программа по снижению издержек производства. Согласно плану таких мероприятий на 2010 г. в качестве основных направлений снижения издержек производства определены следующие:
экономия сырья и материалов;
снижение стоимости сырья и вспомогательных материалов;
экономия в результате совершенствования технологий;
внедрение ТЭР в результате внедрения энергосберегающих мероприятий;
снижение затрат на трудовые ресурсы;
сокращение накладных расходов;
снижение транспортных расходов.
Ожидаемый результат от внедрения предлагаемых мероприятий должен составить 213,2 млн. руб. за год.
Расчет чистой прибыли от реализации продукции ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» был осуществлен исходя из прогнозируемых объемов производства, сложившихся цен на единицу продукции, внутренних издержек предприятия. Результаты расчетов показывают, что прогнозируемая хозяйственная деятельность ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» в 2010 году будет прибыльной.
Таким образом, в ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» определены основные мероприятия, которые направлены на повышение прибыли и рентабельности, осуществлены необходимые прогнозные расчеты, дело остается только за их практической реализацией.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на 8 янв. 2009 г. – Минск: Современная школа, 2009. – 576 с.
2. О предпринимательстве в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 28 мая 1991 г., № 813-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 26.12.2007 N 300-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009
3. Акунец, В.П. Планирование и экономика малого бизнеса: основные категории и понятия: учеб.-метод. пособие / В.П. Акунец, Е.В. Филон. – Минск: Частн. ин-т упр. и предпр., 2008. – 90 с.
4. Базылева, М.Н. предпринимательство и трудовые отношения в «новой экономике»: монография / М.Н. Базылева, В.И. Довнар. – Минск: Мисанта, 2007. – 203 с.
5. Балашевич, М.И. Экономика малого бизнеса: учеб. пособие / М.И. Балашевич, Т.П. Быкова. – Минск: БГЭУ, 2005. – 231 с.
6. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. – 5-е изд. перераб и доп. – М.: Институт новой экономики, 2002. – 1280 с.
7. Бусел, И.П. Основы предпринимательской деятельности: учеб. пособие в 2 ч. / И.П. Бусел. – Минск: ГУ «Учебно-методический центр Минсельхозпрода», 2008. – Ч. 1. – 266 с.
8. Гуськов, С.В. Организация предпринимательской деятельности: учеб. пособие / С.В. Гуськов. – М.: Дашков и К, 2007. – 276 с.
9. Дадалко, С.В. Основы формирования механизма стимулирования предпринимательства. – Минск: «Армита-Маркетинг, Менеджмент», 2000. – 183 с.
10. Еловских, В.В. Роль малого бизнеса в белорусской экономике / В.В. Еловских. – Минск: Логвинов, 2005. – 56 с.
11. Журавлев, П.В. Экономика предприятия и предпринимательской деятельности: учебник / П.В. Журавлев, С.А. Банников, Г.М. Черкашин. – 2-е изд. перераб. и доп. – Минск: Экзамен, 2008. – 542 с.
12. Кузьменок, З.И. Экономика малого бизнеса: учеб.-метод. пособие / З.И. Кузьменок, В.С. Печей. – Минск: БГЭУ, 2006. – 66 с.
13. Ледницкий, А.В. Предпринимательская деятельность предприятия: учеб.-метод. пособие / А.В. Ледницкий, Л.Ю. Пшебельская. – Минск: БГТУ, 2007. – 74 с.
14. Мазоль, С.И. Экономика малого бизнеса: учеб. пособие / С.И. Мазоль. – Минск: Книжный Дом, 2004. – 272 с.
15. Предпринимательская деятельность: малый и средний бизнес / В.Г. Янчевский [и др.]. – Минск: Право и экономика, 2008. – 594 с.
16. Предпринимательская деятельность: учеб.-метод. пособие / сост. И.П. Воробьев [и др.]. – Минск: БГТУ, 2006. – 98 с.
17. Предпринимательский менеджмент: учеб.-метод. комплекс / авт.-сост. А.Э. Титовицкая. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2004. – 128 с.
18. Предпринимательский менеджмент: учеб.-метод. комплекс / сост. и общ. ред. В.В. Бичанина. – Новополоцк: ПГУ, 2006. – 316 с.
19. Предпринимательство: учебник / под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляна. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 687 с.
20. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности промышленного предприятия / Г.В. Савицкая. – Минск: ИСЗ, 1996. – 288 с.
21. Фурс, И.Н. Предпринимательство и бизнес-планирование: учеб. пособие / И.Н. Фурс, Г.М. Наливайко. – Минск: БГАТУ, 2009. – 260 с.
22. Шинкевич, Н.В. Предпринимательская деятельность на предприятии: курс лекций / Н.В. Шинкевич. – Минск: Изд-во МИУ, 2005. – 275 с.
23. Шинкевич, Н.В. Предпринимательская деятельность на предприятии: учеб.-метод. комплекс / Н.В. Шинкевич, Р.М. Цимберов. – Минск: Изд-во МИУ, 2006. – 207 с.
24. Экономика предприятия / В.Я. Хрипач, Г.З. Суша, Г.К. Оноприенко; Под ред. В.Я. Хрипача. – Минск: Экономпресс, 2000. – 464 с.
2
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица – Каталог признаков отличия малых предприятий от больших [5, с. 41-44]
Признак | Предприятие | ||
малое | большое | ||
1 | 2 | 3 | |
I. Управление | |||
Кто управляет | Собственник-предприниматель | Менеджер | |
Наличие знаний по управлению | Неглубокие | Фундаментальные | |
Планирование | Слабое | Обширное | |
Как принимаются решения | Редко коллективно | Часто коллективно | |
Уровень управления | Патриархальный | По принципам менеджмента | |
База принятия решения | Много импровизации и интуиции | Мало импровизации и интуиции | |
Связь управляющих с производством | Непосредственно участвуют в производственных делах | Отдалены от непосредственного производства | |
Возможности выхода из трудностей при ошибках управления | Малые | Большие | |
Образование управляющих | Технически ориентированное | Профессиональное. Технические знания представляются специальными подразделениями | |
Возможность замены персонала управления | Отсутствует | Имеется | |
Степень разделения труда | Персональное разделение труда, концентрация функций управления | Глубокое функциональное разделение | |
Информационная база | Недостаточная, чтобы использовать преимущества гибкости производства | Большая формализованная информационная база | |
II. Организация производства | |||
Система организации | Ориентированная на предпринимателя однолинейная система, обозримая им самим или с помощью немногих помощников | Персонально независимая, ориентированная на вещественные компоненты комплексная организационная система | |
Степень разделения труда | Концентрация функций | Высокая | |
Наличие организационных структур | Образование подразделений практически исключено | Создание многих подразделений | |
Система использования информации | Короткий прямой путь информации | Предписанные пути движения информации | |
Взаимосвязи персонала | Сильные личные связи | Незначительные личные связи | |
Сфера делегирования полномочий | Ограниченная | Многоуровневая | |
Продолжение табл. | |||
1 | 2 | 3 | |
Система инструктажа и контроля | Инструкции и контроль при персональных контактах | Формализованные бесконтактные отношения по инструктажу и контролю | |
Наличие проблем координации деятельности | Практически отсутствуют | Имеются | |
Степень формализации процедур | Незначительная | Высокая | |
Степень гибкости организационной системы | Высокая | Низкая | |
III. Финансирование | |||
Источник финансирования | Владельцы или члены семьи | Как правило, многие владельцы | |
Возможности получения средств со стороны | Отсутствие доступа к анонимному рынку капиталов, отсюда ограниченные возможности финансирования | Неограниченный доступ к рынку капиталов, отсюда многообразные возможности финансирования | |
Возможности выхода из кризиса | Отсутствие предпринимательской индивидуальной поддержки. Малая вероятность широкой государственной поддержки в кризисной ситуации | И та, и другая поддержка вероятны | |
IV. Сбыт | |||
Позиция на рынке | Удовлетворение маломерного индивидуализированного спроса в узком пространстве и (или) вещественном сегменте рынка | Удовлетворение многомерного спроса в широком пространстве и (или) вещественном сегменте рынка | |
Позиция в конкуренции | Нестабильная | Прочная | |
V. Производство | |||
Интенсивность | Интенсивно для работников | Интенсивно в использовании капитала | |
Разделение труда | Низкое | Высокое | |
Используемое оборудование | Преимущественно универсальное | Преимущественно специальное | |
Динамика затрат | Незначительное снижение удельных затрат с ростом объема производства | Сильное снижение затрат | |
Основа производства | Часто долго связана с определенным базисным нововведением | Отсутствие связи с нововведением | |
VI. Исследования и развитие | |||
Организация работ | Отсутствие продолжительно функционирующих специально созданных подразделений, занимающихся исследованиями и развитием | Наличие таких подразделений | |
Продолжение табл. | |||
1 | 2 | 3 | |
Технология работ | Краткосрочно интуитивно направляемые исследования и развитие | Долгосрочно и систематически проводимые исследования и развитие | |
Связь с производством | Совершенствование продукции и методов изготовления практически исключительно направлено на спрос, фундаментальные исследования почти не проводятся | Совершенствование продукции и методов ее изготовления проводится в тесной связи с фундаментальными исследованиями | |
Скорость освоения результатов исследований | Относительно быстрое хозяйственное освоение | Относительно продолжительное хозяйственное освоение | |
VII. Получение материальных ресурсов | |||
Позиции на рынках ресурсов | Слабые | Сильные | |
Способы получения ресурсов | Чаще ориентация на заказы (исключение – торговля) | Преимущественно ориентированные на долгосрочные контракты с поставщиками | |
VIII. Персонал | |||
Число занятых | Небольшое | Большое | |
Квалификационный состав кадров | Часто незначительная доля необученных и обученных работников | Часто большая доля тех и других работников | |
Образовательный состав кадров | Как правило, небольшое число специалистов с высшим образованием | Большое число занятых с высшим образованием | |
Уровень профессионализма кадров | Наличие преимущественно широких профессиональных знаний | Сильная тенденция к специализации | |
Взаимоотношения между сотрудниками | Четко выраженные личные контакты между всеми занятыми | Персональные контакты возможны только внутри группы занятых | |
Удовлетворенность в труде | Сравнительно высокая | Более низкая |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Расчет затрат на производство и реализацию продукции (прогноз на 2010 г.), млн. руб.
Наименование показателя | янв | фев | мар | апр | май | июн | июл | авг | сен | окт | ноя | дек | 2010 г. |
Затраты на производство продукции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Материальные затраты | 1682 | 1970 | 2021 | 2072 | 2080 | 2100 | 395 | 2218 | 2320 | 2232 | 2281 | 2289 | 23658 |
в т.ч. сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты | 1505 | 1789 | 1841 | 1901 | 1967 | 1972 | 320 | 2036 | 2116 | 2019 | 2059 | 2067 | 21592 |
в т.ч. топливно-энергетические ресурсы | 94 | 97 | 97 | 88 | 75 | 80 | 27 | 79 | 81 | 90 | 99 | 99 | 1006 |
в т.ч. работы и услуги производственного характера | 80 | 80 | 80 | 80 | 35 | 45 | 45 | 100 | 120 | 120 | 120 | 120 | 1025 |
в т.ч. прочие материальные затраты | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 36 |
Расходы на оплату труда | 459 | 522 | 524 | 524 | 524 | 524 | 524 | 524 | 524 | 524 | 525 | 525 | 6223 |
Отчисления на социальные нужды | 161 | 183 | 183 | 183 | 183 | 183 | 183 | 183 | 183 | 183 | 184 | 184 | 2178 |
Амортизация основных средств и нематериальных активов | 81 | 81 | 81 | 81 | 82 | 82 | 82 | 82 | 82 | 82 | 82 | 82 | 980 |
Прочие затраты | 200 | 192 | 200 | 201 | 137 | 171 | 137 | 232 | 270 | 273 | 272 | 273 | 2557 |
в т.ч. налоги и неналоговые платежи | 77 | 70 | 77 | 78 | 79 | 78 | 79 | 45 | 83 | 86 | 84 | 85 | 922 |
в т.ч. платежи по страхованию | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 18 |
в т.ч. проценты по полученным ссудам, кредитам и займам (в соответствии с законодательством) | 6,0 | 6,0 | 6,0 | 6,0 | 6,0 | 6,0 | 6,0 | 6,0 | 6,0 | 6,0 | 6,0 | 6,0 | 72 |
в т.ч. другие затраты | 115 | 115 | 115 | 115 | 50 | 85 | 50 | 180 | 180 | 180 | 180 | 180 | 1545 |
Всего затраты на производство продукции | 2582 | 2947 | 3009 | 3061 | 3006 | 3060 | 1321 | 3239 | 3380 | 3295 | 3344 | 3353 | 35596 |
в т.ч. условно-переменные издержки | 1860 | 2167 | 2205 | 2256 | 2264 | 2286 | 586 | 2406 | 2504 | 2426 | 2478 | 2487 | 25924 |
в т.ч. условно-постоянные издержки | 722 | 780 | 804 | 805 | 742 | 774 | 735 | 834 | 876 | 868 | 865 | 866 | 9672 |
Справочно: затраты на производство в пересчете на реализованную продукцию | 2508 | 2597 | 2721 | 2729 | 2750 | 2764 | 2534 | 2780 | 2808 | 2927 | 2844 | 2937 | 32899 |