Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:29, реферат
Реструктуризация компании - это изменение структуры компании, а также элементов, формирующих ее бизнес, под влиянием факторов либо внешней, либо внутренней среды Реструктуризация включает: совершенствование системы управления, финансово-экономической политики компании, ее операционной деятельности, системы маркетинга и сбыта, управления персоналом.
1
Понятие и цели реструктуризации
Реструктуризация компании - это изменение структуры компании, а также элементов, формирующих ее бизнес, под влиянием факторов либо внешней, либо внутренней среды Реструктуризация включает: совершенствование системы управления, финансово-экономической политики компании, ее операционной деятельности, системы маркетинга и сбыта, управления персоналом.
Основной причиной, почему компании стремятся к реструктуризации, обычно является низкая эффективность их деятельности, которая выражается в неудовлетворительных финансовых показателях, в нехватке оборотных средств, в высоком уровне дебиторской и кредиторской задолженности. Впрочем, и успешные компании часто проводят структурные преобразования. Ведь любая модификация масштабов бизнеса или рыночных условий требует адекватного изменения системы управления и проведения реструктуризационных программ.
С какими целями проводится реструктуризация? Традиционно собственники и менеджмент компании преследуют две цели: это повышение конкурентоспособности компании с последующим увеличением ее стоимости [1].
Сегодня реструктуризация необходима в трех основных ситуациях:
- в условиях, когда предприятие находится в состоянии глубокого кризиса;
- в условиях, когда текущее положение предприятия можно признать удовлетворительным, однако прогнозы его деятельности являются неблагоприятными;
- реструктуризации
могут подвергнуться благополучные, быстрорастущие
организации, в целях отрыва от ближайших
конкурентов и создания уникальных конкурентных
преимуществ. Этапы реструктуризации
представлены в Приложении А.
2
Направления, ТИПЫ И
ВИДЫ реструктуризации
Выбор конкретных видов реструктурирования зависит от конкретных внутренних возможностей и интересов самого предприятия, а также от внешних условий, характеризующих данную ситуацию
Можно выделить три основных направления реструктурирования предприятий:
- изменение масштаба (сферы деятельности) предприятия;
- изменение внутренней структуры предприятия;
- изменение структуры собственности, капитала и корпоративного контроля (таблица 1).
Таблица 1 – Направления, виды и типы реструктуризации
Направления
реструктуризации |
Вид реструктуризации |
Тип реструктуризации |
Изменение масштаба (сферы деятельности) предприятия | Увеличение (сферы деятельности) | - слияние; - поглощение; - присоединение; - консолидация; - покупка имущества; - создание совместного предприятия; - аренда имущества; - лизинг имущества. |
Сокращение (сферы деятельности) | - разделение; - выделение; - продажа имущества; - сокращение собственного капитала; - сдача имущества в аренду; - создание дочернего предприятия; - безвозмездная передача. | |
Изменение внутренней структуры предприятия | Реструктуризация производственной структуры | - оптимизация расположения
подразделений предприятия; - модернизация производства; - реконструкция и капитальный ремонт основных фондов; - создание центров финансовой ответственности; |
Продолжение таблицы 1 | ||
Направления
реструктуризации |
Вид реструктуризации |
Тип реструктуризации |
Изменение состава и структуры собственности капитала (активов и пассивов) и корпоративного контроля | Изменение состава собственников (акционеров, участников) | - преобразование
предприятия; - продажа предприятия; - банкротство; - приватизация |
Изменение структуры собственности и контроля | - продажа акций; - приобретение акций; - конвертация акций; - дополнительная эмиссия акций. | |
Изменение состава и структуры активов | - продажа активов; - покупка активов; - переоценка основных фондов; - оценка предприятия | |
Реструктуризация кредиторской задолженности | - погашение; - списание; - отсрочка; - рассрочка. |
Изменение масштаба предприятия может происходить как при его увеличении, так и при уменьшении.
Увеличение масштаба предприятия может быть вызвано 3 причинами:
- растущий спрос на продукцию;
- возможность увеличения сбыта;
- возможность расширения ассортимента продукции.
Цель проводимой реструктуризации путём увеличения масштаба - наращивание производственных мощностей, ресурсов и капитала для адаптации предприятия в новых условиях функционирования.
Изменение внутренней структуры предприятия может производиться за счёт изменения производственной и организационной структуры предприятия.
Изменение
состава и структуры
- изменениях состава и структуры собственников (пайщиков, акционеров) осуществляется путём преобразования предприятия, его продажи или продажи долей, акций, путём приватизации и путём банкротства предприятия;
- изменениях состава и структуры собственности (активов и пассивов) осуществляется путём покупки и продажи активов и пассивов предприятия.
Рассмотрим подробнее типы реструктуризации при увеличении масштаба предприятия [2].
2.1
Реструктуризация путём слияния
Слияние целесообразно, когда оно обеспечивает определённый выигрыш для каждого из участников, участники взаимно дополняют друг друга и при реструктуризации идёт оздоровление одной из сторон.
Слияние всегда носит добровольный характер и может преследовать цель диверсификации производства без существенных капвложений за счёт использования производственных мощностей, устранения НДС, когда между участниками существует производственная кооперация и из внешних отношений они переходят во внутренние.
Общий выигрыш для всех участников слияния:
- сокращение аппарата управления;
- ликвидация дублирующих служб;
- сокращение управленческих ресурсов.
Преимущества слияния:
- вхождение на рынок через слияние с предприятием, имеющим сильные позиции на рынке, занимает меньше времени, чем дорогостоящая конкурентная борьба для нового проникновения на рынок;
- дешевле приобрести активы путём слияния, чем создавать и развивать новое предприятие;
- эффект слияния подразумевает, что стоимость вновь образованного объединения всегда выше суммарной стоимости предприятий до слияния.
Слияние может оказаться неудачным, если:
- предприятие неправильно оценивает привлекательность рынка и конкурентные позиции партнёра;
- предприятие недооценивает необходимость инвестиций и делает невозможным достижение поставленной цели;
- отсутствие чёткой технологии слияния и недостаток опыта управления процессом слияния.
Общества, участвующие в слиянии, подписывают договор о слиянии, в котором определяют порядок и условия слияний, а также порядок конвертации акций каждого общества в акции или иные ценные бумаги нового общества.
На собрании акционеров принимается решение о реорганизации в виде слияния, об утверждении договора слияния и передаточного акта.
Вновь созданное общество проводит совместное собрание акционеров, утверждает устав и новый совет директоров. Предприятия считаются реорганизованными с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.
Полное
слияние целесообразно
Существует 3 типа слияния:
- горизонтальное;
- вертикальное;
- конгломеративное.
Горизонтальное слияние происходит между корпорациями, работающими в одном секторе рынка, в одной отрасли и специализирующимися на производстве сходной продукции.
Основная цель - увеличение своего сегмента рынка, концентрация производимого товара и вытеснение с рынка конкурентов.
Горизонтальные слияния бывают 2 видов:
- расширяющие географию рынка (предприятия выпускают однородную продукцию на разных географических рынках);
- расширение производственного ассортимента (объединение предприятий, производящих сходную, но не абсолютно идентичную продукцию).
Вертикальное слияние - слияние, при помощи которого корпорация покупатель пытается расширить свою операционную деятельность либо на предыдущей производственной стадии вплоть до поставщиков сырья, либо на последующей производственной стадии вплоть до конечного потребителя.
В процессе участвуют все фирмы, ведущие бизнес на разных этапах производства одного конечного продукта или взаимосвязанных продуктов
Вертикальное слияние делится на 2 вида, в соответствии с рисунком 1.
Рисунок
1 - Виды вертикального слияния
Конгломеративное
слияние - участвуют фирмы, работающие
в невзаимосвязанных отраслях, т.е. не
соприкасающиеся между собой как сегментами
рынка, так и производственно-снабженческими
связями [3].
2.2
Реструктуризация путем
Слияния и поглощения компаний имеют свои особенности в разных странах или регионах мира. Так, например, в отличие от США, где происходят, прежде всего, слияния или поглощения крупных фирм, в Европе идет поглощение мелких и средних компаний, семейных фирм, небольших акционерных обществ смежных отраслей.
По данным Mergers & Acquisitions Journal, 61% всех слияний и поглощений компаний не окупает вложенных в них средств. А исследование 300 слияний, происшедших за последние 10 лет, показало, что 57% компаний, образовавшихся в результате слияния или поглощения, отстают по показателям своего развития от других аналогичных представителей данного рынка и вынуждены вновь разделяться на самостоятельные корпоративные единицы.
Слияния и поглощения являются очень эффективным инструментом реструктуризации компании. С помощью этого внешнего пути развития компания обеспечивает соответствие своей деятельности выбранной концепции развития. Слияния и поглощения обладают целым рядом преимуществ по сравнению с внутренними методами корпоративного развития. Основным из них, служащим одновременно главным мотивирующим фактором к проведению слияний и поглощений, является синергетический эффект, выражающийся в создании дополнительной стоимости от слияния/поглощения [3].