Понятие и цели реструктуризации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:29, реферат

Краткое описание

Реструктуризация компании - это изменение структуры компании, а также элементов, формирующих ее бизнес, под влиянием факторов либо внешней, либо внутренней среды Реструктуризация включает: совершенствование системы управления, финансово-экономической политики компании, ее операционной деятельности, системы маркетинга и сбыта, управления персоналом.

Файлы: 1 файл

реструктуризация.doc

— 116.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

      1 Понятие и цели реструктуризации 

     Реструктуризация  компании - это изменение структуры  компании, а также элементов, формирующих  ее бизнес, под влиянием факторов либо внешней, либо внутренней среды Реструктуризация включает: совершенствование системы управления, финансово-экономической политики компании, ее операционной деятельности, системы маркетинга и сбыта, управления персоналом.

     Основной  причиной, почему компании стремятся  к реструктуризации, обычно является низкая эффективность их деятельности, которая выражается в неудовлетворительных финансовых показателях, в нехватке оборотных средств, в высоком уровне дебиторской и кредиторской задолженности. Впрочем, и успешные компании часто проводят структурные преобразования. Ведь любая модификация масштабов бизнеса или рыночных условий требует адекватного изменения системы управления и проведения реструктуризационных программ.

     С какими целями проводится реструктуризация? Традиционно собственники и менеджмент компании преследуют две цели: это  повышение конкурентоспособности компании с последующим увеличением ее стоимости [1].

     Сегодня реструктуризация необходима в трех основных ситуациях:

     -  в условиях, когда предприятие находится в состоянии глубокого кризиса;

     -  в условиях, когда текущее положение предприятия можно признать удовлетворительным, однако прогнозы его деятельности являются неблагоприятными;

     -  реструктуризации могут подвергнуться благополучные, быстрорастущие организации, в целях отрыва от ближайших конкурентов и создания уникальных конкурентных преимуществ. Этапы реструктуризации представлены в Приложении А.  
 
 
 
 
 
 

      2 Направления, ТИПЫ И ВИДЫ реструктуризации 

     Выбор конкретных видов реструктурирования зависит от конкретных внутренних возможностей и интересов самого предприятия, а также от внешних условий, характеризующих данную ситуацию

     Можно выделить три основных направления  реструктурирования предприятий:

-   изменение масштаба (сферы деятельности) предприятия;

-   изменение внутренней структуры предприятия;

- изменение структуры собственности, капитала и корпоративного контроля (таблица 1).

Таблица 1 – Направления, виды и типы реструктуризации

Направления  

реструктуризации

Вид реструктуризации

Тип реструктуризации

Изменение масштаба (сферы деятельности) предприятия Увеличение  (сферы деятельности) - слияние; 
- поглощение; 
- присоединение; 
- консолидация; 
- покупка имущества; 
- создание совместного предприятия; 
- аренда имущества; 
- лизинг имущества.
Сокращение (сферы деятельности) - разделение; 
- выделение; 
- продажа имущества; 
- сокращение собственного капитала; 
- сдача имущества в аренду; 
- создание дочернего предприятия; 
- безвозмездная передача.
Изменение внутренней структуры предприятия Реструктуризация производственной структуры - оптимизация расположения подразделений предприятия; 
- модернизация производства; 
- реконструкция и капитальный ремонт основных фондов; 
- создание центров финансовой ответственности;
Продолжение таблицы 1    
Направления

реструктуризации

Вид реструктуризации

Тип реструктуризации

Изменение состава и структуры собственности капитала (активов и пассивов) и корпоративного контроля Изменение состава  собственников (акционеров, участников) - преобразование предприятия; 
- продажа предприятия; 
- банкротство; 
- приватизация
Изменение структуры собственности и контроля - продажа акций; 
- приобретение акций; 
- конвертация акций; 
- дополнительная эмиссия акций.
Изменение состава и структуры активов - продажа активов; 
- покупка активов; 
- переоценка основных фондов; 
- оценка предприятия
Реструктуризация кредиторской задолженности - погашение; 
- списание; 
- отсрочка; 
- рассрочка.
 

      Изменение масштаба предприятия может происходить  как при его увеличении, так и при уменьшении.

      Увеличение  масштаба предприятия может быть вызвано 3 причинами:

      - растущий спрос на продукцию;

      - возможность увеличения сбыта;

      - возможность расширения ассортимента продукции.

     Цель  проводимой реструктуризации путём  увеличения масштаба - наращивание производственных мощностей, ресурсов и капитала для адаптации предприятия в новых условиях функционирования.

     Изменение внутренней структуры предприятия  может производиться за счёт изменения  производственной и организационной  структуры предприятия.

     Изменение состава и структуры собственности, капитала и корпоративного контроля предприятий выражается в:

      - изменениях состава и структуры собственников (пайщиков, акционеров) осуществляется путём преобразования предприятия, его продажи или продажи долей, акций, путём приватизации и путём банкротства предприятия;

      - изменениях состава и структуры собственности (активов и пассивов) осуществляется путём покупки и продажи активов и пассивов предприятия.

      Рассмотрим  подробнее типы реструктуризации при  увеличении масштаба предприятия [2].

      2.1 Реструктуризация путём слияния 

     Слияние целесообразно, когда оно обеспечивает определённый выигрыш для каждого из участников, участники взаимно дополняют друг друга и при реструктуризации идёт оздоровление одной из сторон.

     Слияние всегда носит добровольный характер и может преследовать цель диверсификации производства без существенных капвложений за счёт использования производственных мощностей, устранения НДС, когда между участниками существует производственная кооперация и из внешних отношений они переходят во внутренние.

     Общий выигрыш для всех участников слияния:

      - сокращение аппарата управления;

      - ликвидация дублирующих служб;

      - сокращение управленческих ресурсов.

      Преимущества  слияния:

      - вхождение на рынок через слияние с предприятием, имеющим сильные позиции на рынке, занимает меньше времени, чем дорогостоящая конкурентная борьба для нового проникновения на рынок;

      - дешевле приобрести активы путём слияния, чем создавать и развивать новое предприятие;

      - эффект слияния подразумевает, что стоимость вновь образованного объединения всегда выше суммарной стоимости предприятий до слияния.

     Слияние может оказаться неудачным, если:

    - предприятие неправильно оценивает привлекательность рынка и конкурентные позиции партнёра;

    - предприятие недооценивает необходимость инвестиций и делает невозможным достижение поставленной цели;

    - отсутствие чёткой технологии слияния и недостаток опыта управления процессом слияния.

     Общества, участвующие в слиянии, подписывают  договор о слиянии, в котором определяют порядок и условия слияний, а также порядок конвертации акций каждого общества в акции или иные ценные бумаги нового общества.

     На  собрании акционеров принимается решение  о реорганизации в виде слияния, об утверждении договора слияния  и передаточного акта.

     Вновь созданное общество проводит совместное собрание акционеров, утверждает устав и новый совет директоров. Предприятия считаются реорганизованными с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

     Полное  слияние целесообразно проводить, если есть возможность объединить финансовые ресурсы, сократить операционные расходы и проводить единую рыночную политику.

     Существует 3 типа слияния:

      - горизонтальное;

      - вертикальное;

      - конгломеративное.

     Горизонтальное  слияние происходит между корпорациями, работающими в одном секторе  рынка, в одной отрасли и специализирующимися на производстве сходной продукции.

     Основная  цель - увеличение своего сегмента рынка, концентрация производимого товара и вытеснение с рынка конкурентов.

     Горизонтальные  слияния бывают 2 видов:

      - расширяющие географию рынка (предприятия выпускают однородную продукцию на разных географических рынках);

      - расширение производственного ассортимента (объединение предприятий, производящих сходную, но не абсолютно идентичную продукцию).

     Вертикальное  слияние - слияние, при помощи которого корпорация покупатель пытается расширить свою операционную деятельность либо на предыдущей производственной стадии вплоть до поставщиков сырья, либо на последующей производственной стадии вплоть до конечного потребителя.

     В процессе участвуют все фирмы, ведущие бизнес на разных этапах производства одного конечного продукта или взаимосвязанных продуктов

     Вертикальное  слияние делится на 2 вида, в соответствии с рисунком 1.

     

Рисунок 1 - Виды вертикального слияния 

      Конгломеративное слияние - участвуют фирмы, работающие в невзаимосвязанных отраслях, т.е. не соприкасающиеся между собой как сегментами рынка, так и производственно-снабженческими связями [3]. 

     2.2 Реструктуризация путем  поглощения

     Процедуру поглощения отличает то, что здесь приобретающая (поглощающая) компания выкупает у акционеров приобретаемой (поглощаемой) компании все или большую часть акций. Таким образом, акционеры поглощаемой компании теряют свои права на долю в новой компании. 

     Слияния и поглощения компаний имеют свои особенности в разных странах или регионах мира. Так, например, в отличие от США, где происходят, прежде всего, слияния или поглощения крупных фирм, в Европе идет поглощение мелких и средних компаний, семейных фирм, небольших акционерных обществ смежных отраслей.

     По  данным Mergers & Acquisitions Journal, 61% всех слияний  и поглощений компаний не окупает  вложенных в них средств. А  исследование 300 слияний, происшедших за последние 10 лет, показало, что 57% компаний, образовавшихся в результате слияния или поглощения, отстают по показателям своего развития от других аналогичных представителей данного рынка и вынуждены вновь разделяться на самостоятельные корпоративные единицы.

      Слияния и поглощения являются очень эффективным  инструментом реструктуризации компании. С помощью этого внешнего пути развития компания обеспечивает соответствие своей деятельности выбранной концепции развития. Слияния и поглощения обладают целым рядом преимуществ по сравнению с внутренними методами корпоративного развития. Основным из них, служащим одновременно главным мотивирующим фактором  к проведению слияний и поглощений, является синергетический эффект, выражающийся в создании дополнительной стоимости от слияния/поглощения [3].

Информация о работе Понятие и цели реструктуризации