Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 14:08, реферат
Проблема возрастающей трудности управления экономическими и социальными процессами, характерная для всех развитых стран, породила целый ряд научных дисциплин и методов, которые позволяют познать и исследовать сложные экономические явления; выработать конкретные методы и формы управления экономическими процессами.
Оглавление
Проблема возрастающей трудности управления экономическими и социальными процессами, характерная для всех развитых стран, породила целый ряд научных дисциплин и методов, которые позволяют познать и исследовать сложные экономические явления; выработать конкретные методы и формы управления экономическими процессами.
Процесс исследования и познания является основополагающим процессом человеческой жизнедеятельности. Познание предшествует любой осознанной деятельности, а результаты исследований являются основой для деятельности человека. То насколько ясно человек представляет себе природу объектов и процессов окружающего мира и полнота меры его понимания этих объектов и процессов определяет адекватность поведения человека по отношению к ним и то, насколько успешным будет его управление.
Если говорить о социально-экономических процессах, то можно сказать, что это весьма сложные процессы, так же как и сложны объекты социально-экономического и политического миров. В этих отношениях участвуют многие субъекты имеющие многочисленные разнообразные связи. Эти процессы невозможно понять, не рассматривая их как процессы, происходящие в сложных системах и являющиеся результатом взаимодействия множества элементов. Необходимо стремиться познать систему как можно в более полной мере.
Системный анализ и является таким методом исследования, при котором исследуемый объект представляется как система взаимосвязанных компонентов. Сложность системного подхода напрямую зависит от сложности исследуемой системы, потому системный подход в отношении сферы общественных отношений весьма труден, но, тем не менее, он необходим, поскольку даёт наиболее полное представление об объекте исследования.
В мировой экономике во второй половине XX века под воздействием научно-технической революции произошли громадные сдвиги. В научной, технической, производственной и других сферах деятельности выдвинулись новые проблемы, возникли явления, с которыми ранее не приходилось сталкиваться. Растущая потребность в исследованиях и разработках потребовали обращения особого внимания и привели к тому, что прошлый опыт в значительной мере потерял свое значение как руководство при управлении, которое отличается от управления в прошлом не только в глубоко логическом, но и практическом смысле.
Центральным положением новой концепции управления явилось использование систематизированных аналитических проработок. Для проведения аналитических проработок потребовались новые методы анализа, «возникла необходимость создания методологии их наиболее рационального использования на практике, ибо когда «у общества появляется техническая потребность, то она продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов». Именно в так возникла необходимость системного анализа.
Системный анализ возник в США и прежде всего в недрах ВПК. Кроме того, в США системный анализ изучался во многих государственных организациях. Он считался наиболее ценным побочным достижением в области обороны и изучения космического пространства. В обеих палатах конгресса США в 60-е гг. прошлого века были внесены законопроекты «о мобилизации и использовании научно-технических сил страны для применения системного анализа и системотехники в целях наиболее полного использования людских ресурсов для решения национальных проблем».
Системный анализ использовался также руководителями и инженерами в крупных предприятиях промышленности. Цель применения методов системного анализа в промышленности и в коммерческой области - изыскание путей получения высокой прибыли.
По данным на 1969 г., только в гражданских ведомствах США системный анализ применялся при обосновании по крайней мере 50 типов крупных проектов и программ, охватывающих свыше 60% всей гражданской деятельности правительства.
В СССР Александр Александрович Малиновский — один из видных российских политических деятелей, философов и ученых еще в начале второго десятилетия XX в. Богданов начал интенсивно разрабатывать проблемы всеобщей организационной науки — тектологии, замысел которой был подготовлен его предшествующим творчеством, в частности построением эмпириомонизма.. «Богданов» — это его псевдоним, точнее, один из псевдонимов наряду с «Максимовым», «Рядовым», «Вернером» и другими. Он чаще всего использовался А. А. Малиновским, и именно под этим именем мыслитель вошел в историю мировой и русской науки и культуры. В 1910—1913 гг. он работал над первым томом «Тектологии» и опубликовал его в 1913 г., а спустя четыре года издал второй том этой книги. Реакция на это издание — Богданов к этому, должно быть, уже привык — была на удивление скромной: две небольшие рецензии на первый том, на второй том откликов вообще не было.
Для
прохладного отношения к
В
20-е гг. еще при жизни Богданова
в русской философской
"Тектология"
- самый главный труд жизни
Александра Александровича
Однако развернутая в 20-е годы идеологическая борьба за единство мировоззрения граждан, борьба воинствующих материалистов, управляемая партийным руководством страны, привела к тому, что догматически понятый диалектический материализм стал звеном государственной идеологии, а все варианты других мировоззрений представлялись исключительно негативно, и все, что с ними как-то было связано, оказалось насильственно изъято из культурного наследия нашего народа. Теория управления представлялась в рамках позитивистского подхода, соответственно тектология Богданова была неугодна.
Метод тектологии в изучении и объяснении конкретных явлений, имеющих системную природу - исторический анализ генезиса организационных форм, способов их взаимодействия со средой, сложившихся механизмов устойчивости, поддержания подвижного равновесия, характера активностей/сопротивлений и разновидностей связок между ними. На этой основе прогнозируются тенденции развития форм.
"Всеобщая
организационная наука", или "Тектология",
Александра Александровича
Сегодня и за рубежом, и в нашей стране «Тектология» А.А. Богданова получила признание как первая научная концепция, представившая в целом основные идеи кибернетики, теории систем, синергетики. И это вполне оправдано.
Системный подход, или системный анализ как метод исследования в первую очередь, характеризуется тем, что предполагает рассмотрение объекта исследования или любого изучаемого явления как определенной системы составляющих его и взаимодействующих между собой элементов. Понятие система, в связи с этим, является ключевым при рассмотрении этого метода.
Система – это совокупность элементов, объединённых в единое целое, каким-либо образом ограниченное от среды, и структура связей между этими элементами. В качестве системы может быть рассмотрен любой неэлементарный объект, в котором можно выделить части, находящиеся во взаимодействии, будь то организация или целое государство.
При рассмотрении понятия системы упоминается понятие элемент. Элемент можно назвать структурной единицей системы, своего рода, узлом замыкания связей.
Элемент – неделимая часть системы, обладающая самостоятельностью по отношению к данной системе. Неделимость элемента рассматривается как нецелесообразность учёта в пределах модели данной системы его внутреннего строения.
Сами
элементы системы, также, могут рассматриваться
как системы или подсистемы в
зависимости от целей исследования.
В принципе рассматривая какую-либо
систему, принимая её за точку отсчёта
– начальный иерархический
Таким образом, можно сказать, что границы системы определяются исключительно позицией исследователя и целями исследования. А определение границ системы это условное разделение мира на две части, одна из которых называется системой, а вторая средой.
При
этом исходя из того что при взаимодействии
элементов системы как
Из сказанного следует, что любая система представляет собой внутренне расчлененную структурную целостность. Структура системы есть совокупность прямых и обратных связей ее элементов, поэтому исследование любой социальной – экономической или же политической и т.д. – направлено на изучение взаимосвязей и взаимозависимостей ее элементов. Связи обеспечивают процесс обмена информацией в системе и, подтверждая своё название, связывают разрозненные элементы системы в единое целое.
Структура экономических и социальных процессов, как динамично функционирующих систем выражает степень упорядоченности и организованности ее элементов, механизмы их взаимодействий. Таким образом, формируется целостность системы – такое состояние, при котором элементы находятся в постоянном взаимодействии, и изменение состояния одного элемента, через системные связи передаётся другим, то есть система реагирует на воздействие целиком. Кроме того, целостность системы предполагает наличие в системе своего собственного источника развития, то есть некоторой самостоятельности, или, иначе говоря, субъективности.
В то же время система функционирует и развивается в тесном взаимодействии с другими системами. Например, на любую современную экономическую систему, в условиях мировой глобализации, в той или иной степени воздействуют как другие экономические системы, так и разного рода политические, правовые и духовные факторы общественной жизни. На это справедливо указывают представители таких современных направлений экономической науки, как маржинализм, институционализм и др. То же можно сказать и о влиянии на функционирование политических систем различных явлений экономической, социальной и других сфер общественной жизни.
Применение
системного подхода к исследованию
социально-экономических
Важнейшим является принцип фиксирования целостности системы, который предполагает рассмотрение системы как целого, состоящего из элементов. Система состоит из частей, а не делится на части. При этом сама система, при определённом рассмотрении, может выступать как целое и неделимое.
Определяющими характеристиками системы являются её элементы и структура связей и отношений между ними, следовательно, изучить систему это изучить эти самые составляющие её элементы и их взаимосвязи, которые в определяющей степени задаются характером самой системы.
Следующий принцип исследования системы состоит в выявлении источников развития системы (внутренних и внешних). Сложным системам свойственно развитие и изменение под воздействием внешних факторов, что может являться адаптацией системы к среде – природной и социальной. Также системе свойственно воспроизводство своих структуры и функций. Выявление источников развития это определение субъектов формирующих управляющее воздействие на систему и определение природы воздействия. А также механизма формирования реакции системы.
Эти и другие принципы системного анализа выражают теоретико-методологические подходы к изучению социально-экономических процессов.
Как уже говорилось, суть системного подхода состоит в том, что исследуемый объект рассматривается как система. При рассмотрении системы, прежде всего, осуществляется сбор информации о ней, формулируются цели исследования. Цели системного анализа определяются пониманием его сути и содержания, а также обусловлены его логическими основами и заключаются в том, чтобы выявить и изучить основные элементы процессов социальных, политических, экономических, как явлений определенной системы.