Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 20:15, доклад
Наказание — центральный институт уголовного права. В нем наиболее полно и наглядно проявляются содержание и направление уголовной политики государства, значение отдельных институтов уголовного права и другие уголовно-правовые аспекты борьбы с преступностью. Наказание — это естественная реакция государства на совершенное преступление. Если общественно опасное деяние не влечет за собой наказания, оно не может считаться преступлением. Оно является наиболее эффективным уголовно-правовым средством борьбы с преступностью, поскольку прерывает антиобщественную деятельность лиц, совершающих преступление.
Понятие и цели наказания.
Наказание — центральный институт уголовного права. В нем наиболее полно и наглядно проявляются содержание и направление уголовной политики государства, значение отдельных институтов уголовного права и другие уголовно-правовые аспекты борьбы с преступностью. Наказание — это естественная реакция государства на совершенное преступление. Если общественно опасное деяние не влечет за собой наказания, оно не может считаться преступлением. Оно является наиболее эффективным уголовно-правовым средством борьбы с преступностью, поскольку прерывает антиобщественную деятельность лиц, совершающих преступление.
Признак уголовной наказуемости — обязательный признак понятия преступления.
Статья 43 Уголовного Кодекса Российской Федерации устанавливает, что «наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных Уголовным Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.».
Запрещая и требуя, указывая на необходимость известной деятельности или бездействия, нормы правового порядка являются защитой правовых благ. Для осуществления своей деятельности, для обеспечения повиновения его предписаниям и нормам право нуждается в силе. Эту силу дает ему государственная власть. Именно государственное принуждение, выражающееся в принуждении к выполнению, восстановлению нарушенного порядка и наказанию непослушного, превращает запреты и требования права в уголовные предписания, осуществляемые в порядке уголовного правосудия особыми карательными мерами.
Критерием отнесения тех или иных мер государственного принуждения к уголовным наказаниям является объективная значимость, ценность тех или иных благ и интересов. Государственное принуждение не только обеспечивает соблюдение норм уголовного права, но и раскрывает социальную сущность уголовного наказания, поскольку уголовное наказание — это такая мера государственного принуждения, которая содержится лишь в уголовно-правовой норме.
Как острейшая мера государственного принуждения, наказание заключается в предусмотренном Уголовным Кодексом РФ лишении или ограничении определенных прав и свобод осужденного, что означает принудительное причинение ему страданий, ущемлений, стеснений морального, физического и имущественного характера. Это полностью отвечает требованиям статьи 28 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой каждый член общества может быть подвергнут ограничениям, установленным законом в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Отсюда можно сделать вывод, что уголовное наказание не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Это проявляется в том, что в уголовном законодательстве РФ нет телесных и иных позорящих наказаний.
В статье 3 Уголовного Кодекса РФ закреплен принцип законности, согласно которому преступность деяния и его наказуемость определяются только Уголовным Кодексом.
Из положения статьи 43 Уголовного Кодекса можно выделить некоторые признаки наказания:
1. Наказание — это мера государственного принуждения, которая состоит в ограничении или лишении прав осужденного. Уголовное наказание отличается от иных мер, применяемых, к примеру, в административном праве, тем, что применяется только к тем лицам, которые совершили преступление. Исчерпывающий перечень видов наказаний содержит статья 44 УК РФ.
2. Наказание назначается от имени государства только судом. Таким образом, наказание носит публичный характер.
3. Наказание носит личный характер. Оно может быть назначено только в случае наличия вины лица в совершенном преступлении. Виновность является одним из признаков преступления. Если суд не устаовит вину конкретного лица в совершении преступного деяния, то такое лицо не может быть подвергнуто наказанию. Также уголовное наказание всегда имеет строго индивидуальный характер, то есть применяется конкретно к лицу, совершившему преступление.
4. Карательная
сущность наказания состоит из
предусмотренных Уголовным
5. Наказание
обязательно влечет
В отечественной юридической науке по вопросу о содержании наказания высказано несколько точек зрения. Выделим два основных подхода.
Согласно мнению сторонников первого подхода (А. Л. Ременсон, А. 3. Наташев, Н. А. Стручков), содержание наказания исчерпывается только лишь карой. Если допустить, считают они, что наказание — это совокупность карательной и воспитательной сторон, то применительно к лишению свободы кара должна выражаться в сроках лишения свободы, в степени изоляции осужденных и в ряде других лишений и ограничений, а воспитательную сторону должны составлять труд, лишенный элементов кары, и политико-воспитательная работа. Следуя логике, в частности закону о соотношении части и целого, пришлось бы в противоречие с действительностью признать, что труд в местах лишения свободы не входит в содержание наказания любого его вида и не является его существом.
По мнению сторонников второго подхода (И. С. Ной, Б. С. Никифоров, А. С. Шляпочников и др.), наказание содержит и кару, и воспитание, рассматриваемые в диалектическом единстве. Так, И. С. Ной применительно к лишению свободы писал, что карательный элемент выражается в самом факте лишения свободы. Однако этим не исчерпывается принудительная сторона наказания. Она выражается, кроме того, в режиме лишения свободы, в принуждении всех способных к труду заключенных заниматься общественно полезным трудом, повышать свой общеобразовательный уровень и т. д.
Я считаю, что такой подход более верен. С одной стороны, и это отчетливо следует из смысла закона, наказание является карой за совершенное преступление, карой, обладающей свойством ущемлять принадлежащие человеку материальные и духовные блага, лишать или ограничивать его в определенных правах и свободах. С другой стороны, оно направлено на исправление осужденного, предупреждение совершения им новых преступлений, т. е. законодатель прямо говорит о том, что нельзя рассматривать наказание лишь как кару — содержание его гораздо шире.
Содержание карательных и воспитательных элементов в наказании предопределяется характером и степенью общественной опасности совершенного преступления, а также опасностью личности преступника. Чем выше степень общественной опасности преступления и лица, его совершившего, тем выше уровень содержания карательных элементов в уголовном наказании.
Учитывая все сказанное, можно сделать вывод, что по российскому уголовному праву под наказанием следует понимать особую юридическую меру государственного принуждения, включающую в себя как карательные, так и воспитательные элементы, назначаемую судом лицу, виновному в совершении преступления, и влекущую судимость. Наказание выражает от имени государства и общества отрицательную правовую, социальную и моральную оценку преступного деяния и преступника и заключается в предусмотренных в УК РФ лишении или ограни- чении прав и свобод.
Характеристика наказания не ограничивается лишь уяснением его сущности и содержания. Немаловажно определить цели уголовного наказания — те фактические результаты, которых стремится достичь государство, осуждая виновного в совершении преступления и применяя к нему ту или иную меру уголовного наказания.
Без учета целей нельзя определить социально-правовое назначение наказания и, соответственно, его полезность. Специфичность целей наказания оказывает большое влияние на методику исправления преступника.
Определение целей наказания — один из наиболее принципиальных вопросов уголовного права.
Цель наказания влияет на существо кары и определяет направленность наказания, его основное назначение. Определяя цели наказания, законодатель указывает на желаемый результат выраженной в законе угрозы наказанием.
Цели наказания определены в части 2 статьи 43 Уголовного Кодекса РФ: «Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений».
Следует заметить, что подобное определение целей наказания не является абсолютно новым в истории уголовного законодательства, впервые аналогичные цели были сформулированы в Уложении о наказаниях 1845 г. Согласно Уложению наказание должно было преследовать три цели: удовлетворение; исправление и устрашение.
Восстановление социальной справедливости означает, что наказание должно соответствовать совершению преступления и личности виновного и восстанавливать в глазах общества справедливость, то есть соответствовать тяжести преступления. Иными словами цель восстановления социальной справедливости заключается в том, чтобы оградить государство, общество в целом и каждую личность в отдельности от произвола преступности. Наказание виновного в нарушении установленного в государстве правопорядка свидетельствует, таким образом, о торжестве, законности и справедливости в обществе. Кроме того, и сама деятельность правоохранительных органов в первую очередь направлена на восстановление социальной справедливости, нарушенной в результате общественно опасного противоправного деяния.
Цель исправления осужденного, о которой говорится в статье, заключается в том, чтобы осужденный стал добропорядочным,а самое главное — законопослушным гражданином общества. Исправление предполагает изменение системы ценностей преступника, его представление о позволительном и недопустимом.
Цель предупреждения преступлений принято делить на 2 группы: частное и общее предупреждение.
Частное адресовано непосредственно преступнику и заключается в том, чтобы удержать его от новых противоправных деяний, продемонстрировав последствия их совершения.
Общее предупреждение заключается в том, что посредством принудительного воздействия на осужденного другие лица удерживаются от аналогичного преступного посягательства в будущем.
Общее предупреждение преступлений осуществляется уже с момента опубликования закона. Обшее предупреждение рассчитано на все общество, а не на незначительную неустойчивую ее часть. Говоря иными словами, под общепревентивным воздействием наказания следует понимать предупреждение государством всех членов общества о тех негативных последствиях, которые могут последовать для них в случае совершения преступления.
Цели наказания достигаются единством назначения и исполнения. Назначение наказания должно быть справедливым, соразмерным тяжести содеянного и общественной опасности личности виновного. Только тогда оно будет максимально способствовать достижению поставленных перед ним целей. Вместе с тем не меньшее значение имеет и надлежа-щее исполнение правильно назначенного наказания на основе принципов законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, соединения наказания с исправительным воздействием.
Литература: