Понятие и основные цели приватизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:45, реферат

Краткое описание

Легальное определение понятия «приватизация» дано в ст. 1 Закона о приватизации. Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Такое определение носит односторонний (в основном юридический) характер и не раскрывает ее существенных признаков.
Приватизацию можно рассматривать в разных аспектах: организационно-техническом, эк

Файлы: 1 файл

Понятие и основные цели приватизации.docx

— 25.09 Кб (Скачать)

     Понятие и основные цели приватизации

     Легальное определение понятия «приватизация» дано в ст. 1 Закона о приватизации. Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Такое определение носит односторонний (в основном юридический) характер и не раскрывает ее существенных признаков. 
Приватизацию можно рассматривать в разных аспектах: организационно-техническом, экономическом, юридическом и др. 
В качестве особого вида управленческой деятельности она представляет собой совокупность взаимосвязанных и целенаправленных действий субъектов приватизации по передаче объектов государственной и муниципальной собственности в частную. Причем эта деятельность осуществляется по решению и при непосредственном участии специальных органов государства и муниципальных образований в установленных порядке и формах'. Как управленческая деятельность приватизация структурно состоит из двух элементов: объектов и субъектов приватизации. Более подробно эти элементы будут рассмотрены ниже.

     Экономический аспект приватизации связан с категорией «собственность». С точки зрения экономической теории собственность - это отношения между людьми по поводу вещи. Понять экономическое содержание собственности можно только через анализ всей совокупности производственных отношений данного общества. Она (совокупность) включает в себя отношения производства, обмена, распределения, потребления. Приватизация является способом (средством) распределения (перераспределения) материальных и нематериальных благ. 
 
Правовой аспект приватизации находит отражение в следующих моментах. Во-первых, право регулирует организацию и проведение работ по приватизации. В правовых актах определяются основные цели и принципы приватизации, порядок ее проведения, права, обязанности и ответственность участников приватизации и т. д. 
Во-вторых, Гражданский кодекс (ст. 217) рассматривает приватизацию как производный способ приобретения права собственности. Переход права собственности объектов приватизации определяется договором купли-продажи. Иначе говоря, приватизация есть производный способ приобретения права собственности; договор о продаже приватизированного имущества - основание (юридический факт) возникновения, изменения и прекращения гражданских прав (ст. 8 ГК). 
На наш взгляд, термины «способ» и «основания» - не синонимы. Так, к производным способам приобретения права собственности относятся передача, изъятие, выкуп. Основаниями передачи являются: договоры об отчуждении вещи; наследование имущества и случаи правопреемства при реорганизации юридического лица; переход по наследству выморочного имущества Причем договор купли-продажи - не единственный юридический факт в процессе приватизации. Решение об условиях приватизации, принимаемое уполномоченным органом, первично в составе юридических фактов. За решением следует заключение и исполнение договора купли-продажи объекта приватизации. Далее договор между продавцом и покупателем подлежит обязательной регистрации.

     Общее правило о моменте возникновения  права собственности у приобретателя по договору содержится в ст. 223 ГК. В частности, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. В силу п. 4 ст. 32 Закона о приватизации право собственности на приватизируемое недвижимое имущество переходит к покупателю со дня государственной регистрации перехода права собственности на такое имущество. Основания государственной регистрации такого имущества - договор купли-продажи недвижимого имущества, а также передаточный акт или акт приема-передачи имущества. 
В настоящее время государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется в соответствии с Законом о регистрации прав на недвижимое имущество. 
Приватизационный процесс - сложное и многогранное явление. В рамках данного процесса имеет место реорганизация государственного или муниципального предприятия путем его преобразования (ст. 58 ГК), т. е. смены организационно-правовой формы. В связи с этим не убедительно звучит положение о том, что преобразование юридических лиц возможно в рамках одной формы собственности1. Названная статья Гражданского кодекса не дает основания для такого утверждения. Напротив, при приватизации предприятия замена организационно-правовой формы происходит одновременно с изменением формы собственности.

     Реорганизация предприятия (юридического лица) - самостоятельная стадия процесса приватизации, а потому она (реорганизация) осуществляется по собственным правилам. Покупатель государственного и муниципального предприятия становится универсальным правопреемником его имущественных и неимущественных прав и обязанностей в соответствии с условиями заключенного договора и законодательством. Однако в договоре купли-продажи между продавцом и покупателем могут быть предусмотрены специальные условия, делающие правопреемство не полным, а частичным.

     Приватизацию  в узком (строгом) смысле слова надо отличать от разгосударствления и коммерциализации. Разгосударствление можно коротко охарактеризовать как ослабление монополии государства в сфере управления экономикой путем преобразования государственных предприятий в иные организационно-правовые формы. В отличие от приватизации при разгосударствлении государственная собственность не превращается в частную. В свою очередь, коммерциализация представляет собой реорганизацию государственных и муниципальных предприятий путем выделения из их состава структурных единиц с предоставлением им права юридического лица без изменения форм собственности. 
В экономической литературе было высказано мнение о широкой трактовке понятия «приватизация». Так, российский ученый А. Радыгин считает, что определение приватизации в широком смысле включает не только приватизацию в собственном смысле, но и процесс модификации управления государственным предприятием без отчуждения имущественных прав на основе подряда, аренды и других договоров3. Синонимом такой трактовки в значительной мере является понятие «разгосударствление», на что обращалось внимание ранее. 
Широкая трактовка приватизации характерна и для ученых запада. Например, проф. Э. Савас под приватизацией понимает осуществление разнообразных мероприятий по изменению масштабов деятельности государства либо по усилению роли частно-го сектора в предпринимательской деятельности1. Названный ученый включает в понятие «приватизация» мероприятия по усилению ориентации общества на частые интересы. 
Итак, приватизация - это совокупность мероприятий. 
Американские ученые X. Фейгенбаум и Д. Хениг рассматривают тактическую приватизацию как средство, направленное на достижение политических целей конкретных партий, политиков или заинтересованных групп. Последние стремятся к изменению баланса власти путем привлечения своих союзников и вознаграждения тех, кто их поддерживает. Например, программа продажи собственности, выдвинутая правительством Ширака, которое находилось у власти во Франции в 1986-1988 гг., была направлена в основном на то, чтобы обеспечить победу на выборах. Подобную стратегию применило правительство М. Тэтчер в преддверии выборов. Российский истеблишмент также использует «козырную карту» приватизации в политических целях. 
С юридической точки зрения приватизация должна иметь строго очерченные законом границы (понятие приватизации в узком смысле слова, основные ее цели, круг регулируемых отношений и т. д.). Что касается широкой трактовки приватизации, то она лишь отражает многогранность рассматриваемой категории. Так, приватизация может иметь политический, коммерческий, психологический и другие аспекты. В противном случае (когда термин «приватизация» обладает разным значением) весьма сложно очертить круг общественных отношений, которые подпадают под действие Закона о приватизации. 
Приватизация преследует несколько основных целей, которые указываются в государственной программе приватизации. В настоящее время действует Государственная программа приватизации, утвержденная Указом Президента РФ 1993 г. № 2284 (в ред. от 16 августа 2004 г. № 1084). К числу таких целей относятся: 
а) повышение эффективности российской экономики в целом и деятельности отдельных предприятий на основе структурной 
перестройки экономики; 
б) формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений; 
в) вовлечение в процесс приватизации населения путем продажи приватизируемого государственного и муниципального имущества за приватизационные чеки на специализированных чековых аукционах до 1 июля 1994 г. и за деньги после 1 июля 1994 г.; 
 
г) завершение в основном приватизации крупных и средних предприятий промышленности и строительства, а также объектов «малой приватизации»; 
д) привлечение в производство инвестиций, включая иностранные; 
е) содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения, в том числе защите прав частных собственников (акционеров).

     В процессе приватизации некоторые цели меняются с учетом политической, экономической  ситуации в стране, других факторов. Так, на первом этапе приватизации была достигнута главная ее цель - перераспределение государственной и муниципальной собственности между участниками приватизации (государством, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, физическими и юридическими лицами). 
Итак, приватизация государственного и муниципального имущества представляет собой один из способов распределения (перераспределения) материальных и нематериальных благ в форме возмездного отчуждения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц для достижения основных целей, которые указываются в Государственной программе приватизации
 

 

     2.1 Формы приватизации

     Приватизация  является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет из себя особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов. Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам. Но до сих пор нет единого определения приватизации. В западных странах можно встретить множество определений, такие как:

     - переход прав собственности государства  в пользу частных лиц (частного  сектора) или смена государственной  собственности на частную;

     - полная продажа государственных  предприятий частным лицам;

     - продажа части активов;

     - передача функций государственной  собственности частному сектору  народного хозяйства с тем,  чтобы распределение и взаимодействие  ресурсов осуществлялось через  рынок.

     Несмотря  на разнообразие определений можно  выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы.

     Бесплатная  приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так  как при государственной монополии  каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками - ваучерами.

     Платная приватизация. В этом случае государственная  собственность подлежит продаже  по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах  за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем  его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что  только в этом случае появится эффективный  собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.[4]

     Один  из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её проведения: или она  должна быть растянутой на несколько  десятилетий, или быстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в государственной  собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:

     1. сбережения, необходимые для приобретения  в частную собственность объектов  промышленности, накапливаются медленно;

     2. требуется время, чтобы рынок  стал хорошо функционировать  и определил рыночную стоимость  предприятий;

     3. монополизированную социалистическую  промышленность необходимо реструктурировать,  прежде чем производственные  предприятия можно было бы  выставить на продажу;

     Сторонники  быстрой приватизации считают, что  таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс  частных собственников - основную базу социальных реформ. В конкретном плане  предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.

     Приватизация  с одной стороны, должна стать  элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного  характера.[7]

     Основные  цели приватизации в переходной экономике  должны быть следующими:

     1. Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства).

     2. Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки).

     3. Социальная (обеспечение социального мира).

     4. Перераспределение экономических  основ власти. Следует отметить, что реализация целей приватизации  взаимопротиворечива.

     Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и  размер предприятия, учет принципов  социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля  предприятия и его производственного  потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные  критерии обусловили следующие основные способы приватизации - акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и  имущества по коммерческому или  инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство. Чтобы добиться наибольшего результата надо отдать предприятие в руки умелых управляющих и суметь заинтересовать их в достижениях наилучших конечных результатов.[6]

     Основным  принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ - не навреди!

     На  основе опыта приватизации в странах  с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов:

     - приватизация не должна являться  догмой или капризом моды, государственная  собственность необходима как  дополнение к рыночному механизму;

     - приватизации должны предшествовать  реструктуризация и разрушение  неоправданных монополий;

     - изменения структуры собственности  должны носить постепенный характер;

     - обязательными условиями приватизации  должны быть новые, инвестиции, совершенствование управления, сохранение  определенного уровня занятости  и социального обеспечения, формирование  и поддержка средних слоев;

     - приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;

     - каждый шаг приватизации должен  быть обоснованным, публичным и  доступным народному контролю.

Информация о работе Понятие и основные цели приватизации