Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:45, реферат
Легальное определение понятия «приватизация» дано в ст. 1 Закона о приватизации. Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Такое определение носит односторонний (в основном юридический) характер и не раскрывает ее существенных признаков.
Приватизацию можно рассматривать в разных аспектах: организационно-техническом, эк
Понятие и основные цели приватизации
Легальное
определение понятия «
Приватизацию можно рассматривать в разных
аспектах: организационно-техническом,
экономическом, юридическом и др.
В качестве особого вида управленческой
деятельности она представляет собой
совокупность взаимосвязанных и целенаправленных
действий субъектов приватизации по передаче
объектов государственной и муниципальной
собственности в частную. Причем эта деятельность
осуществляется по решению и при непосредственном
участии специальных органов государства
и муниципальных образований в установленных
порядке и формах'. Как управленческая
деятельность приватизация структурно
состоит из двух элементов: объектов и
субъектов приватизации. Более подробно
эти элементы будут рассмотрены ниже.
Экономический
аспект приватизации связан с категорией
«собственность». С точки зрения экономической
теории собственность - это отношения
между людьми по поводу вещи. Понять экономическое
содержание собственности можно только
через анализ всей совокупности производственных
отношений данного общества. Она (совокупность)
включает в себя отношения производства,
обмена, распределения, потребления. Приватизация
является способом (средством) распределения
(перераспределения) материальных и нематериальных
благ.
Правовой аспект приватизации находит
отражение в следующих моментах. Во-первых,
право регулирует организацию и проведение
работ по приватизации. В правовых актах
определяются основные цели и принципы
приватизации, порядок ее проведения,
права, обязанности и ответственность
участников приватизации и т. д.
Во-вторых, Гражданский кодекс (ст. 217) рассматривает
приватизацию как производный способ
приобретения права собственности. Переход
права собственности объектов приватизации
определяется договором купли-продажи.
Иначе говоря, приватизация есть производный
способ приобретения права собственности;
договор о продаже приватизированного
имущества - основание (юридический факт)
возникновения, изменения и прекращения
гражданских прав (ст. 8 ГК).
На наш взгляд, термины «способ» и «основания»
- не синонимы. Так, к производным способам
приобретения права собственности относятся
передача, изъятие, выкуп. Основаниями
передачи являются: договоры об отчуждении
вещи; наследование имущества и случаи
правопреемства при реорганизации юридического
лица; переход по наследству выморочного
имущества Причем договор купли-продажи
- не единственный юридический факт в процессе
приватизации. Решение об условиях приватизации,
принимаемое уполномоченным органом,
первично в составе юридических фактов.
За решением следует заключение и исполнение
договора купли-продажи объекта приватизации.
Далее договор между продавцом и покупателем
подлежит обязательной регистрации.
Общее
правило о моменте
В настоящее время государственная регистрация
прав на недвижимое имущество и сделок
с ним осуществляется в соответствии с
Законом о регистрации прав на недвижимое
имущество.
Приватизационный процесс - сложное и
многогранное явление. В рамках данного
процесса имеет место реорганизация государственного
или муниципального предприятия путем
его преобразования (ст. 58 ГК), т. е. смены
организационно-правовой формы. В связи
с этим не убедительно звучит положение
о том, что преобразование юридических
лиц возможно в рамках одной формы собственности1.
Названная статья Гражданского кодекса
не дает основания для такого утверждения.
Напротив, при приватизации предприятия
замена организационно-правовой формы
происходит одновременно с изменением
формы собственности.
Реорганизация предприятия (юридического лица) - самостоятельная стадия процесса приватизации, а потому она (реорганизация) осуществляется по собственным правилам. Покупатель государственного и муниципального предприятия становится универсальным правопреемником его имущественных и неимущественных прав и обязанностей в соответствии с условиями заключенного договора и законодательством. Однако в договоре купли-продажи между продавцом и покупателем могут быть предусмотрены специальные условия, делающие правопреемство не полным, а частичным.
Приватизацию
в узком (строгом) смысле слова надо
отличать от разгосударствления и коммерциализации.
Разгосударствление можно коротко охарактеризовать
как ослабление монополии государства
в сфере управления экономикой путем преобразования
государственных предприятий в иные организационно-правовые
формы. В отличие от приватизации при разгосударствлении
государственная собственность не превращается
в частную. В свою очередь, коммерциализация
представляет собой реорганизацию государственных
и муниципальных предприятий путем выделения
из их состава структурных единиц с предоставлением
им права юридического лица без изменения
форм собственности.
В экономической литературе было высказано
мнение о широкой трактовке понятия «приватизация».
Так, российский ученый А. Радыгин считает,
что определение приватизации в широком
смысле включает не только приватизацию
в собственном смысле, но и процесс модификации
управления государственным предприятием
без отчуждения имущественных прав на
основе подряда, аренды и других договоров3.
Синонимом такой трактовки в значительной
мере является понятие «разгосударствление»,
на что обращалось внимание ранее.
Широкая трактовка приватизации характерна
и для ученых запада. Например, проф. Э.
Савас под приватизацией понимает осуществление
разнообразных мероприятий по изменению
масштабов деятельности государства либо
по усилению роли частно-го сектора в предпринимательской
деятельности1. Названный ученый включает
в понятие «приватизация» мероприятия
по усилению ориентации общества на частые
интересы.
Итак, приватизация - это совокупность
мероприятий.
Американские ученые X. Фейгенбаум и Д.
Хениг рассматривают тактическую приватизацию
как средство, направленное на достижение
политических целей конкретных партий,
политиков или заинтересованных групп.
Последние стремятся к изменению баланса
власти путем привлечения своих союзников
и вознаграждения тех, кто их поддерживает.
Например, программа продажи собственности,
выдвинутая правительством Ширака, которое
находилось у власти во Франции в 1986-1988
гг., была направлена в основном на то,
чтобы обеспечить победу на выборах. Подобную
стратегию применило правительство М.
Тэтчер в преддверии выборов. Российский
истеблишмент также использует «козырную
карту» приватизации в политических целях.
С юридической точки зрения приватизация
должна иметь строго очерченные законом
границы (понятие приватизации в узком
смысле слова, основные ее цели, круг регулируемых
отношений и т. д.). Что касается широкой
трактовки приватизации, то она лишь отражает
многогранность рассматриваемой категории.
Так, приватизация может иметь политический,
коммерческий, психологический и другие
аспекты. В противном случае (когда термин
«приватизация» обладает разным значением)
весьма сложно очертить круг общественных
отношений, которые подпадают под действие
Закона о приватизации.
Приватизация преследует несколько основных
целей, которые указываются в государственной
программе приватизации. В настоящее время
действует Государственная программа
приватизации, утвержденная Указом Президента
РФ 1993 г. № 2284 (в ред. от 16 августа 2004 г. № 1084).
К числу таких целей относятся:
а) повышение эффективности российской
экономики в целом и деятельности отдельных
предприятий на основе структурной
перестройки экономики;
б) формирование широкого слоя частных
собственников как экономической основы
рыночных отношений;
в) вовлечение в процесс приватизации населения
путем продажи приватизируемого государственного
и муниципального имущества за приватизационные
чеки на специализированных чековых аукционах
до 1 июля 1994 г. и за деньги после 1 июля 1994 г.;
г) завершение в основном приватизации
крупных и средних предприятий промышленности
и строительства, а также объектов «малой
приватизации»;
д) привлечение в производство инвестиций,
включая иностранные;
е) содействие в реализации мероприятий
по социальной защите населения, в том
числе защите прав частных собственников
(акционеров).
В
процессе приватизации некоторые цели
меняются с учетом политической, экономической
ситуации в стране, других факторов.
Так, на первом этапе приватизации была
достигнута главная ее цель - перераспределение
государственной и муниципальной собственности
между участниками приватизации (государством,
субъектами Российской Федерации, муниципальными
образованиями, физическими и юридическими
лицами).
Итак, приватизация государственного
и муниципального имущества представляет
собой один из способов распределения
(перераспределения) материальных и нематериальных
благ в форме возмездного отчуждения имущества,
находящегося в собственности Российской
Федерации, ее субъектов, муниципальных
образований, в собственность физических
и (или) юридических лиц для достижения
основных целей, которые указываются в
Государственной программе приватизации
2.1 Формы приватизации
Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет из себя особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов. Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам. Но до сих пор нет единого определения приватизации. В западных странах можно встретить множество определений, такие как:
-
переход прав собственности
-
полная продажа
- продажа части активов;
-
передача функций
Несмотря на разнообразие определений можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы.
Бесплатная
приватизация. Основные доводы в её
пользу сводятся к следующему: так
как при государственной
Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.[4]
Один
из серьезных вопросов касающийся приватизации
это сроки её проведения: или она
должна быть растянутой на несколько
десятилетий, или быстрой. Существует
мнение части ведущих экономистов,
что находящуюся в
1.
сбережения, необходимые для приобретения
в частную собственность
2.
требуется время, чтобы рынок
стал хорошо функционировать
и определил рыночную
3.
монополизированную
Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников - основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.
Приватизация
с одной стороны, должна стать
элементом экономической
Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими:
1. Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства).
2. Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки).
3. Социальная (обеспечение социального мира).
4.
Перераспределение
Основными
критериями выбора способа приватизации
являются отраслевая принадлежность и
размер предприятия, учет принципов
социальной справедливости и приоритета
трудового коллектива, демонополизация,
необходимость сохранения профиля
предприятия и его
Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ - не навреди!
На
основе опыта приватизации в странах
с рыночной экономикой и с экономикой
переходного периода можно
-
приватизация не должна
-
приватизации должны
-
изменения структуры
-
обязательными условиями
- приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;
-
каждый шаг приватизации