Приватизация: цели и результаты

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 16:14, реферат

Краткое описание

Цель работы заключается в том, чтобы понять сущность разгосударствления и приватизации, рассмотреть основные способы приватизации, изучить особенности приватизации в России.

Оглавление

Введение 3

1. Собственность. .. 4

2. Сущность приватизации, ее формы.. 6

3. Цели и этапы приватизации в России. 11

4. Результаты приватизации в нашей стране. 14

Заключение 17

Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

мой реф.docx

— 60.15 Кб (Скачать)

     Содержание

 
 

     Введение 3

     1. Собственность. .. 4

     2. Сущность приватизации, ее формы.. 6

     3. Цели и этапы приватизации в России. 11

     4. Результаты приватизации в нашей стране. 14

     Заключение 17

     Список  использованной литературы 20

     Введение.

       Взяв курс на переход к рыночной  экономике, государство и общество  вынуждены преобразовать формы  и отношения собственности. Попытки  введения рыночного механизма  без вмешательства в сложившиеся  базисные отношения — отношения  собственности — представляются  экономически наивными, поскольку  рынок— есть прежде всего взаимодействие  многообразных равных в реализации  своих экономических прав собственников.  Рынок без развитых отношений  и разнообразия форм собственности  невозможен в принципе.

       Наиболее типичными ситуациями, возникающими при формировании  рынка, являются: 
- формирование новой собственности; 
- передел существующей собственности.

     Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки.

     Приватизация  требует изучения как нормальное явление в истории многих развитых стран мира. На рубеже 80-90-х гг. двадцатого века приватизация стала важнейшим  элементом процесса экономического обновления развития частной собственности  и рыночного хозяйства во многих странах, в том числе стран  бывшего социалистического мира. Как  и в нашей стране, потребность  в осуществлении приватизации была обусловлена требованиями выхода из экономического кризиса и активизации  экономического роста, и эти цели были реализованы во многих странах. Изучение такого позитивного опыта  осуществления приватизации представляется весьма востребованным для России.

       Важнейшими направлениями формирования рыночной экономики России являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции.

       В этой связи, в условиях  перехода России к многоукладной  экономике, потребовалось преобразование  государственной собственности  на основе ее приватизации  и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка. В этих условиях складывается необходимость понять и проанализировать процессы приватизации, проходившие в России, выявить задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки.

       Анализ правового механизма приватизации в историческом контексте, выявление причин негативных результатов приватизации, определение перспектив совершенствования процессов приватизации, обусловили актуальность настоящего реферата.

     Цель  работы заключается в том, чтобы  понять сущность разгосударствления и  приватизации, рассмотреть основные способы приватизации, изучить особенности  приватизации в России.

  1.  Собственность.

       В развитой рыночной экономике  важную роль играют экономические  институты и государство. Упразднив  советскую модель в различных  ее проявлениях, правительства  ряда стран выразили желание  ввести рыночную экономику. Говоря  о рынке, о процессе перехода  от административно-командной к  рыночной системе хозяйства, нельзя  не сказать о собственности.

       Радикальная реформа отношений  собственности является ключевым  вопросом современных преобразований  в экономике России. Обусловлено  это тем, что отношения собственности  составляют основу любой экономической  системы. Сложившиеся более чем  за 70 лет отношения собственности  в России составляли основу  административно-командной системы  хозяйства. Если они остаются  неизменными, то система рыночных  отношений обречена на провал. Для перехода к рыночной экономике  необходим ряд условий, среди которых важнейшим является наличие многообразных форм собственности.

       Проблемы содержания отношений  собственности как экономической  категории являются важнейшими  методологическими проблемами экономической  теории. Они служат  предметом  самого пристального изучения  многих экономистов-ученых. Эти проблемы  уже не один десяток лет  выступают объектом теоретических  споров и дискуссий.1

       Истории известны разные типы  собственности, главными из которых  является общая и частная. Исторически  исходной была общая собственность.  Она основывалась на общем  труде и совместном присвоении. В дальнейшем появилась частная  собственность. В России в соответствии  с законом признаются частная,  государственная, коллективная и  иные формы собственности.

     Частная форма собственности - форма при  которой правом владения, пользования  и распоряжения, включая передачу или продажу имущества и дохода обладает отдельный индивид (семья).

     Собственность традиционно относится к важнейшим  элементам национальной экономики  и затрагивает проблемы политики и социальных отношений. Формы централизованного  и индивидуального использования  собственности, средств производства, недвижимости определяют сущностные характеристики общественного строя. Процесс и  результативность реформирования экономики  тесно связаны с эффективностью управления собственностью как на федеральном, так и на субфедеральном уровнях.

  1.   Сущность приватизации, ее формы.

       Известно, что никакой рынок не может функционировать без развитого института частной собственности. Поэтому вопрос о переходе от государственной собственности к частной был одним из кардинальных еще на этапе «Перестройки» . Когда советская экономика вплотную подошла к необходимости постепенного перехода от единой государственной собственности к многообразию ее форм.2

       Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет собой особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную».   Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов. Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам. Но до сих пор нет единого определения приватизации. В западных странах можно встретить множество определений, таких как: переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности частной, полная продажа государственных предприятий частным лицам, продажа части активов, передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок.  Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России означает приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных органов власти в собственность: предприятий и их подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; материальных и нематериальных активов предприятий; долей (паев, акций) государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных предприятий. Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т. д. 3

       Главное содержание приватизации заключается в трансформации предприятий- производителей,  основанных  на  том  или  ином производственно-техническом комплексе  (звеньев  «единой  фабрики»  плановой   экономики),   к   фирмам, базирующимся на капитале. Капитал как  самовозрастающая  стоимость  несет  с собой  коренные  изменения  всех  функций,  жизненных  циклов,   структурных сдвигов бывших государственных предприятий.    Зарождение  и  развитие  отношений  по  капиталу  (при   сохранении   в превращенной форме отношений  по  труду)  кардинальным  образом  меняют  всю систему интересов  в  рамках  предприятия  и  требуют  новых  механизмов  их согласования. В процессе приватизации в ходе массовых трансакций  (передачи, перехода     прав     собственности)     появляются     новые     социальные категории—собственников  (акционеров),  управляющих  (менеджеров),   наемных

     работников. Приватизация, таким образом, создает  предпосылки  для  коренных изменений  в структуре общественных групп  и отношений.

       По  существу,  приватизирующиеся   предприятия  переходного   периода—это основная ячейка, где  совершается  главное  таинство  рыночной  трансформации экономики.  Успешность и темпы трансформации  зависят как от  общей  логики  и последовательности проходимой  экономической  политики  (внешние   условия  и среда  функционирования  капитала),  принципов  и   методов   самих   реформ  отношений   собственности   (подходы   к   приватизации   и   реформированию госсектора), так и от рыночной реструктуризации  экономики  (консолидация  и эффективный  перелив капиталов). При  этом  именно  рынок  капитала  является  ключевой проблемой создания  эффективного  комплекса  рыночных  механизмов  в переходной экономике.

       Конкретные методы проведения  реформы собственности зависят  от того,  на каких принципах  передается государственное   имущество  новым  собственникам.  Это прежде всего выбор между  платной (за полную стоимость   или  на  льготных условиях) или бесплатной формами приватизации. Весьма  остро  перед  началом  приватизации во всех странах  стоял вопрос о том, кто может   претендовать  на имущество   приватизируемых  государственных   предприятий  —  все   граждане, только  члены  трудовых  коллективов,  обладатели  достаточных   для   выкупа капиталов. Актуальным  был  и  вопрос  о  масштабах   допуска  к  приватизации  иностранного  капитала.  По  всем  этим  проблемам  в   постсоциалистических  странах  шли  острые  дискуссии   социально-политического  и   экономического плана. Приватизация  вообще  является  одним  из  наиболее  политизированных элементов  рыночной трансформации.

       Понятие «приватизация» не всегда употребляется в одинаковом значении. Порой преобразование предприятий или сфер деятельности из государственных в частные называется приватизацией даже в том случае, если пакеты акций данных компаний продолжают оставаться полностью во владении государства. В более узком понимании приватизация имеет место лишь тогда, когда государство перестает быть основным собственником, а покупателями или владельцами долей выступают частные лица или предприятия с преобладающим частным капиталом. Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.

       Лидер приватизации Великобритания предложила следующие способы приватизации: распродажа и безвозмездное распределение акций; подряды на оказание услуг; продажа государственного жилья квартиросъемщикам; отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. Всего мировой опыт насчитывает 22 способа частичной и полной передачи государственной собственности и функции частному сектору.

     Наряду  с существующими способами приватизации установлен ряд новых:

     - Преобразование государственных  и муниципальных унитарных предприятий  в ОАО, 100% акций которых находится  в государственной и муниципальной  собственности;

     - Внесение государственного и  муниципального имущества в уставные  капиталы хозяйственных обществ;

     - Отчуждение акций, находящихся  в государственной и муниципальной  собственности, владельцем государственных  и муниципальных бумаг. 

       Различают несколько основных форм приватизации. Каждая опирается на определенные доводы и аргументы. 

       Льготная приватизация, предполагающая скидки и льготы определенным категориям населения (трудовым коллективам). Особенно велики такие скидки и льготы были в России и Югославии. Кроме того в ряде государств получил распространение процесс реприватизации - возвращения собственности прежним владельцам или их наследникам (Чехословакия). 4

       Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Формальная приватизация ничего не меняет в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.

Информация о работе Приватизация: цели и результаты