Понятие и цели денежно-кредитной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 20:20, реферат

Краткое описание

В современной рыночной экономике существует немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку и требующих государственного вмешательства. Ни сейчас, ни когда-либо прежде нет и не было ни одной страны, экономика которой функционировала бы только при помощи рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас механизм государственного регулирования экономики.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 11111111.docx

— 50.20 Кб (Скачать)

Понятие и цели денежно-кредитной  политики. 

В современной рыночной экономике существует немало социально-экономических  проблем, неподвластных рынку и  требующих государственного вмешательства. Ни сейчас, ни когда-либо прежде нет и не было ни одной страны, экономика которой функционировала бы только при помощи рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас механизм государственного регулирования экономики. 
 
 

  
 
 

  
 
 

Рынок - это не экономическая  система в целом, а лишь один из механизмов координации повеления  экономических субъектов. Этот механизм никогда, даже во времена А. Смита, не был единственным. Во все времена  он использовался вместе с механизмом государственного регулирования. Менялась и меняется только пропорция их использования. При этом оба механизма опираются  на традиции, обычаи данного общества. И если уж использовать принятую сейчас терминологию, то никаких иных экономических  систем, кроме смешанных, не существует. 
 
 

  
 
 

  
 
 

 В развитых  странах со смешанной экономикой  роль государства в функционировании  экономики далеко не одинакова.  Она различается по масштабам,  формам и методам воздействия  государства на экономику, по  готовности общества принимать  и поддерживать такое вмешательство  государства в экономическую  жизнь. Эти различия обусловлены  многими факторами объективного  материального порядка, а также  влиянием традиций и представлений,  характерных для данного общества. 

Независимо от специфики  экономического, культурного, национально-исторического  развития разных стран, в которых  более или менее успешно функционирует  смешанная экономика, независимо от экономических теорий, которым отдается предпочтение в этих странах, экономическая  роль государства в них может  быть представлена следующими важнейшими экономическими функциями: 

разработка хозяйственного законодательства, обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики; 

поддержка конкуренции  и обеспечение сохранности рыночного  механизма; 

перераспределение выгод и материальных благ, направленное, прежде всего, на обеспечение социальных гарантий и защиту нуждающихся в  ней различных общественных групп; 

регулирование распределения  ресурсов для изменения структуры  национального товара; 

стабилизация экономики  в условиях колебания экономической  конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста; 

предпринимательская деятельность. 
 
 

  
 
 

  
 
 

 Все эти функции,  с одной стороны, направлены  на поддержание и облегчение  функционирования рыночной экономики,  а с другой - на корректировку  и модификацию действий рыночной  системы, включая нейтрализацию  ее негативных сторон. 

Таким образом, экономическая  роль государства предполагает его  деятельность по регулированию экономики  в целом, всех его секторов как  единой системы. 
 
 

  
 
 

  
 
 

 Как известно, существуют две группы методов  государственного регулирования:  прямые (административные) и косвенные  (экономические). И хотя в ряде  конкретных случаев такое их  деление оказывается в значительной  мере условным, а иногда его  просто бывает трудно провести, в целом же при анализе данной  проблемы его использование полезно  и целесообразно. 

Финансовые и кредитные  методы государственного регулирования  экономики при их рассмотрении в  комплексе образуют денежно-кредитную  политику государства. Под ней понимается «совокупность мер экономического регулирования денежного обращения  и займа, направленных на обеспечение  устойчивости экономического роста  путем воздействия на уровень  и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия». Рассмотрению основополагающих аспектов данных методов регулирования  экономики посвящена эта курсовая работа. 

Из приведенного определения следует, что денежно-кредитная  политика не является чем-то самодостаточным, она теснейшим образом связана  с прочими регулирующими функциями  государства (регулированием инвестиционной деятельности, бюджетно-налоговой политикой, системой поддержки малого предпринимательства  и т.д.). 

Актуальность рассматриваемой  темы определяется следующим обстоятельством. Противоречивый, в значительной мере неудачный опыт реформирования отечественной  экономики все чаще в последнее  время ставит на повестку дня вопрос о формах и методах проведения денежно-кредитной политики. Характерно, что серьезные разногласия в  стане экономистов наблюдаются  не только по поводу предлагаемых для  реализации мер, но даже в оценке существующего  положения дел 

Целью данной работы является комплексное изучение финансовых и кредитных методов государственного регулирования экономики. Реализация поставленной цели требует решения  следующих задач: 

изучения теоретического наследия, оставленного по данному  вопросу представителями различных  экономических школ; 

ознакомление с  такими инструментами денежно-кредитной  политики, как учетная политика и  операции народного банка на открытом рынке. 

Денежно-кредитная  политика в настоящее время - одна из форм косвенного воздействия государства  на экономику. Она основывается на теоретических  представлениях ученых-экономистов  о роли денег в экономике и  их влиянии на основные макроэкономические параметры: экономический рост, трудоустроенность, цены, платежный баланс. В современных  теориях деньги все чаще рассматриваются  как активный фактор воспроизводственного процесса, а сама теория денег стала  важнейшей частью макроанализа. 

Теория денег (монетаристская теория) - раздел экономической теории изучающий воздействие денег  и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. 

Проблема государственного регулирования рыночной экономики, в том числе и методами денежно-кредитной  политики, не имела практического  значения вплоть до 30-х гг. XX в., пока экономику ведущих стран Европы и Северной Америки не поразил  разрушительный кризис. 

Представления о  денежно-кредитном регулировании  экономики различными экономическими школами 

Неоклассическая школа 

Экономисты классической (неоклассической) школы последней  трети XIX - начала XX в. свято верили в  эффективную саморегулирующуюся и  саморазвивающуюся рыночную экономику, отрицали необходимость широкомасштабного  государственного вмешательства в  экономические процессы, а деньги рассматривали лишь как оболочку для номинального выражения реальных величин, таких, как выпуск продукции, доходы, инвестиции и пр. 
 
 

  
 
 

  
 
 

 Они считали,  что реальный объем производства  определяется имеющимися у общества  основными факторами производства: трудовыми ресурсами, производственными  мощностями, природными ресурсами,  т. е. факторами, изменяющимися  лишь в долгосрочном периоде.  В частности, многие экономисты  этой школы полагали, что объем  производства и скорость обращения  денег имеют тенденцию стремиться  к естественному уровню и не  зависят от воздействия денег  и денежной политики. Изменение  количества денег в экономике  способно оказать влияние лишь на уровень внутренних цен. Придерживаясь количественной теории денег, существенный вклад в модернизацию которой внес видный представитель математической школы И. Фишер (1867 - 1947 гг.). В экономической теории хорошо известно математическое уравнение обмена И. Фишера MV = PQ, где М - количество денег в обращении. V- скорость обращения денег, Р - уровень цены. Q - уровень реального объема производства. В этом уравнении MV характеризует предложение денег в экономике, PQ - спрос на деньги. 

Неоклассики доказывали, что пропорциональное изменение  номинального количества денег вызовет  лишь пропорциональное изменение абсолютного  уровня цен. Поэтому они делали вывод  о неэффективности денежной политики и призывали правительство заботиться, прежде всего, о сбалансированном государственном  бюджете, не допуская его дефицита. 
 
 

  
 
 

  
 
 

 Мировой экономический  кризис 1929--1933 гг. поставил под сомнение  основные положения неоклассической  теории, которая фактически исключала  возможность затяжных кризисов  и вынужденной безработицы в  рыночной экономике. Он обнаружил  также, что классическая количественная  теория денег и цен, оперирующая  на долгосрочных временных интервалах, оказалась неспособной разрешить  проблемы, вызванные кризисом. Для  борьбы с безработицей правительства  США. Англии и других развитых  государств стали использовать меры государственного регулирования, не вписывающиеся в ортодоксальную неоклассическую доктрину. 

Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования 

Наиболее известным  теоретическим обоснованием широкомасштабного  государственного вмешательства в  рыночную экономику стала книга  Дж. Кейнса "Общая теория занятости населения, процента и денег" (1936 г.). Кейнс произвел настоящую революцию в .Макроэкономике, радикально изменившую взгляды экономистов и правительства на деловые циклы и экономическую политику. 
 
 

  
 
 

  
 
 

 Новая экономическая  теория исходила из того, что  современная рыночная экономика,  автоматически стремясь к равновесию, может попасть в состояние  равенства совокупного спроса  и совокупного предложения, при  котором фактический выпуск продукции  оказывается гораздо ниже потенциального  и значительная часть рабочей  силы состоит из вынужденно  безработных. 

В отличие от классиков  Дж. Кейнс считал, что экономика надолго может "застрять" в ситуации низкого выпуска и хронической безработицы, поскольку вследствие негибкости цен и заработной платы отсутствует механизм, посредством которого быстро восстанавливалась бы полная занятость населения и обеспечивалось полное использование производственных мощностей. 

Причину попадания  экономики в ловушку равновесия в условиях неполной трудоустроенности  Дж. Кейнс видел в недостаточном  совокупном спросе и считал, что  правительство может воздействовать на состояние экономической активности, используя методы денежно-кредитной  и бюджетно-налоговой политики для  изменения совокупного спроса 
 
 

  
 
 

  
 
 

 В кейнсианской  теории совокупного спроса решающее  значение отводится инвестиционному  спросу. Колебания в инвестициях  вследствие действия эффекта  мультипликатора вызовут большие  изменения в производстве и  занятости населения. Среди важнейших  факторов, определяющих уровень  инвестиций в экономике, Дж. Кейнс  выделяет % ставку, поскольку последняя представляет собой затраты получения ссуды для финансирования инвестиционных проектов. Рост % ставки при прочих равных условиях будет уменьшать уровень планируемых инвестиций, а ,следовательно, будут падать объем производства и трудоустроенность. 

Цепь функциональных зависимостей можно выразить следующим  образом: рост денежной массы вызывает падение ставки %, это приводит к  росту инвестиций, а, следовательно, прибыли и трудоустроенности. Кейнс  рассматривал влияние ставки процента на инвестиционную политику как рычаг, посредством которого условия денежного  обращения воздействуют на экономику  в целом. Вот почему анализ денежного  рынка, где в результате взаимодействия спроса и предложения денег устанавливается % ставка, является важной составной  частью кейнсианской теории. Раскрывая  механизм изменения % ставки, Дж. Кейнс отверг классическую количественную теорию спроса на деньги и представил свою точку зрения, согласно которой деньги - один из видов богатства, а желание хозяйствующих субъектов хранить часть активов в форме денег определяется так называемым предпочтением ликвидности. 

Кейнс рассматривал спрос на деньги как функцию двух переменных величин: номинального национального  выгоды и ставки %, потому что считал, что совокупный спрос на деньги включает два элемента. Первый элемент - трансакционный спрос, или спрос на деньги как  средство обращения, т.е. спрос на деньги для сделок, покупки товаров и  услуг. Он учитывает трансакционный мотив, когда деньги нужны для  осуществления запланированных  затрат, и мотив предосторожности, который обусловливает необходимость  иметь деньги для возможности  реализовать неожиданные потребности. Трансакционный спрос зависит от уровня национального профита: чем  больше номинальный национальный профит, тем выше уровень издержек, так  как люди вступают в большое число  сделок и им необходимо иметь больше ликвидных средств. 

Информация о работе Понятие и цели денежно-кредитной политики