Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 20:20, реферат
В современной рыночной экономике существует немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку и требующих государственного вмешательства. Ни сейчас, ни когда-либо прежде нет и не было ни одной страны, экономика которой функционировала бы только при помощи рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас механизм государственного регулирования экономики.
Принципиально новым
у Кейнса является введение в совокупный
спрос на деньги второго элемента
- спекулятивного спроса, связанного с
куплей-продажей ценных бумаг. Наличие
спекулятивного спроса на деньги обусловлено
тем обстоятельством, что люди в
каждом конкретном случае сами определяют,
какую долю прибыли направить
на потребление, а какую на сбережения,
а также в какой форме хранить сбережения.
Сбережения, представленные в ценных бумагах,
приносят профит. Однако владение ими
связано с риском, так как изменение ставки
процента приведет к изменению курса ценных
бумаг. Поскольку курс ценных бумаг обратно
пропорционален % ставке, то, когда она
повышается, рыночная цена ценных бумаг
снижается. Более того, ожидается, что,
достигнув "естественного уровня",
ставка % в будущем начнет падать и ценные
бумаги можно будет продать с доходом
и по более высокой цене. Естественно,
что каждый хозяйствующий субъект, инвестирующий
активы, предпочтет вкладывать деньги
в ценные бумаги, вследствие чего спекулятивный
спрос на деньги будет отсутствовать.
Наоборот, при низкой ставке % ожидается
ее будущий рост, что приведет к снижению
курса ценных бумаг и вызовет потери капитала
держателей ценных бумаг. В этих условиях
возникает всеобщее стремление к ликвидности,
отказ от кредитования экономического
роста путем инвестиций в ценные бумаги,
и спекулятивный спрос на деньги растет.
Согласно трудам
Дж. Кейнса, спекулятивный мотив формирует
обратную связь между величиной спроса
на деньги и ссудной % ставкой.
Функциональную зависимость
спроса на деньги можно определить
следующим образом: номинальный
спрос на деньги зависит от номинального
национального выгоды и номинальной
% ставки.
Предложение денег
в экономике определяется политикой
национального банка и
Используя методы денежно-кредитной
политики, государство может оказывать
воздействие на ставку %, а через
нее на уровень инвестиций, поддерживая
полную занятость населения и
обеспечивая экономический
Однако Дж. Кейнс
и его последователи отдавали приоритет
бюджетно-налоговой политике. Для объяснения
этого можно привести несколько причин.
Во-первых, попадание
экономики в особое состояние, при
котором увеличение предложения
денег не вызывает изменения национального
профита. Этот случай назван "ловушкой
ликвидности", который означает,
что ставка процента находится на
достаточно низком уровне и изменение
ее возможно только в сторону увеличения.
В этих условиях владельцы денег
не будут стремиться к их инвестированию.
Складывается ситуация, когда даже
очень низкая % ставка не стимулирует
инвестиции и не способствует росту
прибыли. Весь прирост денег поглощается
спекулятивным спросом, т. е. деньги
оседают на руках, а не вкладываются
в экономику. Поскольку ставка % не
изменяется, то инвестиции и профит
остаются постоянными. Рыночный механизм
самостоятельного оживления не срабатывает.
Необходим импульс извне
Во-вторых, в оценке
скорости обращения денег
И, наконец, в-третьих,
Дж. Кейнс считал, что цены в рыночной
экономике негибкие, поэтому все экономические
показатели он выражает в неизменных величинах
заработной платы.
Исследовав каналы,
по которым фискальная и денежно-кредитная
политика правительства воздействует
на состояние экономики, и исходя из
теоретических предпосылок, Кейнс сделал
вывод о том, что в условиях депрессии
методы монетаристского подхода к регулированию
и стимулированию экономики потерпели
крах. Изменения налоговой системы и структуры
государственных затрат он считал более
эффективными способами стабилизации
экономики. Этот вывод привел последователей
Кейнса к провозглашению известного тезиса:
"деньги не имеют значения/ При этом
ранние кейнсианцы, исходя из "ловушки
ликвидности", считали денежно-кредитную
политику неэффективной и подчеркивали
абсолют фискальной политики.
Поздние кейнсианцы
считали также эффективной и денежно-кредитную
политику. Предпочтение отдается смешанной
монетарно-фискальной политике: сравнительно
жесткая фискальная и легкая монетарная,
при этом последней отводится роль приспосабливающейся
политики, сопровождающей мероприятия
бюджетно-налогового регулирования. Денежно-кредитная
политика необходима для того, чтобы удержать
ставку процента на низком уровне и поощрять
инвестиции: прирост предложения денег
будет противодействовать росту ставки
% и таким образом не допускать вытеснения
частного инвестирования, снижать эффект
"выталкивания" при увеличении государственных
издержек.
Монетаристская
количественная теория денег
Послевоенный период
вплоть до конца 60-х - начала 70-х гг. отмечен
самыми благоприятными процессами социально-экономического
развития ведущих западных стран
за все предшествующие 100 лет. Однако
на рубеже 60-70-х гг. обнаружились просчеты
кейнсианской концепции экономического
регулирования.
Они состоят в
недооценке опасности развития инфляции,
преувеличении роли прямых государственных
инвестиций и бюджетных методов
регулирования конъюнктуры, переоценке
реального эффекта дефицитного
финансирования.
Дискредитация и
кризис кейнсианства способствовали реабилитации
роли денег в экономике и
Монетаризм - школа
экономической мысли, акцентирующая
внимание на изменениях в количестве
денег в обращении как
Монетаристы расходятся
с кейнсианцами не только в вопросах
роли денег в экономике, но, и прежде
всего, в оценке функционирования рыночного
хозяйства в целом. Они считают,
что рыночная экономика довольно
устойчива и рыночный механизм способен
самостоятельно восстанавливать экономическое
равновесие. Поэтому монетаристы
выступают против активного вмешательства
государства в экономику, отстаивают
принципы свободной конкуренции
вообще и в денежной сфере в
особенности. Деньги рассматриваются
монетаристами как решающий фактор
развития производства. Чрезмерное государственное
регулирование денежно-
Недооценка роли
денег, и денежного обращения
в частности, неспособность Федеральной
резервной системы (ФРС) США предотвратить
резкое сокращение количества денег
в обращении в конце 20-х гг.
существенно усилили, по мнению М. Фридмена,
негативные стороны спада в экономике.
М. Фридмен был убежден, что деньги
и денежное обращение всегда имели
очень большое значение для развития
экономики и игнорирование
Анализ деловых
циклов и денежного обращения
позволил М. Фридмену и его единомышленникам
существенно модернизировать
Новые исследования
представителей
Монетаристы выступали
против проведения активной денежной
политики, направленной на стабилизацию
одновременно предложения денег
и ставки процента.
Кейнсианскую концепцию
они считали ошибочной и
В 70-е - начале 80-х
гг. практическое применение монетаристских
положений позволило выработать
довольно эффективные меры борьбы с
инфляцией. В то же время стабилизация
инфляционных процессов, изменения
финансовых институтов и переход
к новому качеству экономического роста
в 80-е гг. значительно снизили
актуальность монетаристских рецептов
денежной политики, разработанных в
инфляционный период предыдущего десятилетия.
Однако во многом благодаря научным
достижениям монетаристов экономисты
навсегда распрощались с утверждением
"деньги не имеют значения".
Современная денежная
теория все более приобретает
синтетические формы моделей, включающих
элементы кейнсианства, монетаризма, неоклассической
"экономики предложения" и др.
В целом же в экономической
науке сформировалось направление,
получившее название "неоклассический
синтез", которое включает разнообразные
точки
Агапова И. История экономической мысли
ОГЛАВЛЕНИЕ
ЛЕКЦИЯ 2. ПЕРВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
1. Меркантилизм — теория и практика
До эпохи развития
капитализма экономические
*1* Merchent (англ.) — купец, торговец.
Каковы же отличительные особенности данной школы? Естественно, будучи выразителями интересов купеческого капитала, представители этой школы не могут не рассматривать деньги как абсолютную форму богатства. Отождествляя свои интересы с интересами государства, представители меркантилизма утверждают, что нация тем богаче, чем больше золота и серебра она имеет. Накопление же богатства (естественно, в денежной форме) происходит в процессе внешней торговли или в ходе добычи благородных металлов. Отсюда следует утверждение, что только труд, занятый в сфере добычи благородных металлов является производительным. Впрочем, сугубо теоретические исследования мало интересуют представителей школы меркантилистов. Основной акцент в их исследованиях сделан на вопросах экономической политики и лежит в области рекомендаций по увеличению притока золота и серебра в страну. Слова, приписываемые Х.Колумбу о том, что “золото — удивительная вещь, открывающая душам дорогу в рай” стали знаменем этого периода развития буржуазного общества.
В рамках “эпохи меркантилизма”
различают ранний и поздний меркантилизм.
Представители раннего
Суть данной политики
в следующем: обеспечение увеличения
благородных металлов в стране не
административными, а экономическими
средствами. К ним относятся все
средства, которые способствуют достижению
активного торгового баланса, т.е.
превышению экспорта над импортом товаров,
ибо положительная разница в
форме благородных металлов будет
оставаться в стране. Подробно эти
средства были описаны Т.Манном (1571—1641),
влиятельным английским купцом и
наиболее известным представителем
позднего меркантилизма. Т.Манн писал,
что нет иных способов получить деньги,
кроме торговли, и когда стоимость
экспортных товаров будет превышать
стоимость ежегодного ввоза товаров,
денежный фонд страны будет увеличиваться.
Для увеличения этого фонда Т.Манн
предлагал, помимо прочего, обрабатывать
земли под такие культуры, которые
помогли бы избавиться от ввоза некоторых
товаров (в частности, конопли, льна,
табака), а также рекомендовал отказаться
от чрезмерного потребления
Информация о работе Понятие и цели денежно-кредитной политики