Подходы к выводу региона из кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Переход Российской Федерации к рыночной экономике, федеративному государству, политической демократии и гражданскому обществу представляет собой сложнейший комплекс взаимосвязанных задач исторического характера. Столь масштабные изменения сопровождаются общим системным кризисом всей социально-экономической системы, радикальной сменой институтов, методов, форм и технологий экономического регулирования и социального управления, преобразованием производственных и трудовых отношений, социальной структуры общества и даже системы социальных ценностей.

Оглавление

Введение

1. Антикризисное управление: цели и содержание

1.1 Понятие антикризисного управления

1.2 Проблемы и необходимость антикризисного управления

1.3 Особенности антикризисного управления в муниципальном образовании

1.4. Основные положения стратегии антикризисного управления в регионах

2. Антикризисное управление в Чувашской Республике

2.1 Информация о состоянии антикризисного управления в Чувашской Республике

2.2 Подходы к выводу Чувашской Республики из кризиса

2.3 Реконструкция организации как одно из направлений антикризисного управления Чувашской Республики

3. Подходы к выводу региона из кризиса

3.1 Типы антикризисных процессов и варианты действий в кризисных ситуациях

3.2 Зарубежный опыт антикризисного управления

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

антикризисное управление в регионе.docx

— 72.91 Кб (Скачать)

 

В 1994 году, когда Н. Федоров  вступил в должность Президента на первый срок, уровень газификации  на селе в Чувашии составлял 5 процентов. Газифицированы были только три города из пяти и лишь отдельные сельские районные центры республики. За несколько лет интенсивной работы сделано 10 раз больше, чем за все предыдущие годы советской власти. Газ пришел во все города и районы Чувашии, в большую часть поселений республики. Дальнейшее развитие указ получил в программе "Социальное развитие села в Чувашской Республике до 2010 года", согласно которой на благоустройство села направляются 27,34 млрд. рублей. Ее цели - создание новых рабочих мест в социальной и инженерной инфраструктуре, развитие на селе занятости несельскохозяйственного профиля, развитие бизнеса, ремесел, строительство предприятий по переработке сырья. В целях создания цивилизованных условий жизни на селе высокими темпами ведется строительство автомобильных дорог, водопроводных и канализационных етей, жилья, школ, больниц. В 2003 году в сельской местности введено 280,7 тыс.кв.м жилья, построено 2147,2 км распределительных газовых сетей, газифицировано 23718 жилых домов, построено и реконструировано 45,4 км автомобильных дорог общего пользования. В республике реализуется программа реструктуризации и строительства современных сельских школ, создаются модельные сельские библиотеки, оснащенные комплектами компьютерного оборудования и имеющие доступ к сети Интернет. За 2002 - 2003 годы в Чувашской Республике открыто 135 офисов врача общей практики, большей частью на селе. В соответствии с президентской программой "Школьный автобус" закуплено 153 автобуса для транспортировки учащихся сельских школ из дома до учебного заведения и обратно.

 

Благодаря мерам по повышению  прозрачности исполнения бюджета Чувашия  признана общероссийским лидером в  создании системы прозрачных общественных финансов в стране, что подтверждено экспертами Международного банка реконструкции и развития и Правительства России.

 

Поставлена задача - приблизить производственный менеджмент к европейским  и мировым стандартам. В агропромышленном комплексе Чувашской Республики активно внедряется система качества в соответствии с международными стандартами. В соответствии со специальными решениями Президента республики существенно  активизировалась маркетинговая деятельность сельхозпредприятий республики: они  инициативно участвуют в выставках-ярмарках, проводимых как в Чувашии, так  и в других регионах России, экспонируют  свои достижения на международных выставках. В частности, в 2003 году на региональных, российских и международных выставках  сельхозтоваропроизводителями Чувашской Республики получены 17 золотых и 5 серебряных знака качества ХХI века, 14 золотых, 7 серебряных и 5 бронзовых медалей. Президентом республики издан указ о развитии предпринимательства, в соответствии с которым для всех районов республики созданы представительства Министерства юстиции Чувашии, их задача - снизить до минимума бюрократические барьеры, мешающие развиваться малому бизнесу.

 

Одна из основных целей  Указа - создание и развитие предприятий  по переработке сельскохозяйственной продукции, привлечение в село финансовых инвестиций. Действует Ипотечная  корпорация Чувашской Республики, перед  которой поставлена задача аккумулировать денежные средства и способствовать форсированию жилищного строительства, в том числе - строительства современного, быстровозводимого, комфортного жилья в сельской местности. Реализация программы социального развития села позволит сохранить на объектах социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий на период ее реализации 36,4 тыс. рабочих мест и дополнительно создать 5,1 тыс. рабочих мест.

 

Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2010 года поставлены задачи по увеличению производства продукции сельского  хозяйства во всех категориях хозяйств по сравнению с 2002 годом: в 2005 году - на 15,8 %, а в 2010 году - в 1,7 раза. Столь амбициозные задачи будут достигнуты за счет ориентации агропромышленного комплекса республики на развитие традиционных производств с широким применением современных технологий производства продуктов питания нового поколения, а также привлечения в аграрный сектор новых управленцев "предпринимательского типа".

 

Заметную поддержку в  реализации поставленных задач оказывают  федеральные органы исполнительной власти. Так, например, в 2003 году на финансирование строительства в сельской местности  из федерального бюджета выделено всего 235,24 млн. рублей, в том числе: на строительство  жилья - 61,04 млн.руб., распределительных газовых сетей - 119,2 млн.руб.; дорог - 41,1 млн.руб., групповых водопроводов - 13,9 млн.рублей. При этом из республиканского бюджета на развитие инженерной и социальной инфраструктуры профинансировано более 2,5 млрд. рублей.

 

В целях повышения уровня жизни, улучшения условий труда  и содействия занятости сельского  населения, эффективной реализации бюджетной политики издан Указ Президента Чувашской Республики от 8 января 2004 года "О дополнительных мерах  по содействию занятости населения  и повышению эффективности труда  в сельской местности".

 

2.3 Реконструкция организации  как одно из направлений антикризисного  управления Чувашской Республики

 

 

Более двенадцати лет на предприятиях Чувашии как и в России в целом ведутся процедуры финансового оздоровления и банкротства. За этот период три раза менялась идеология Закона о банкротстве - защищая то кредиторов, то должника. Структура управления подвергалась революционным преобразованиям, т.е. разрушалось все до основания, и система начинала строиться заново, без подготовленных кадров, методом проб и ошибок. Все это отрицательно отразилось на практической деятельности арбитражных управляющих.

 

Основная идея современных  развитых систем правового регулирования  несостоятельности (банкротства) заключается  в том, что целесообразнее сохранить  действующее предприятие, чем распродать его по частям.

 

Первая процедура несостоятельности  организации - наблюдение, не относится  к реорганизационным процедурам процесса банкротства в их общепринятой мировой трактовке. Ее основное предназначение: на основе финансового анализа, представленного  временным управляющим - обеспечить возможность принятия кредиторами  и судом объективного решения  о судьбе предприятия - должника, соответствующего целям, поставленным законодателем  при регулировании вопроса о  несостоятельности. Успех реабилитационных процедур в немалой степени зависит  от оперативности принятия решения  о введении наблюдения. К сожалению, налоговые органы и кредиторы  часто опаздывают в решении этого  вопроса на два - три года, организации  переходят свой рубикон экономического падения и возврат их к финансовой и стабильной деятельности уже невозможен.

Примером финансового  оздоровления в 1997-2002 годы могут служить  положительно завершенные процедуры  внешнего управления на ГРСМУ-1 ПСО "Химтехперевооружение", ОАО "Чуваштехобслуживание", ЗАО "Волгоэнергомонтаж". Эти предприятия разные по отраслевой принадлежности, состоянию экономики и профессиональному уровню работников, имели один общий финансовый диагноз - неплатежеспособность. Для решения этой проблемы необходимо было провести структурные изменения, избавиться от неэффективно используемых основных фондов, взыскать дебиторскую задолженность, увеличить объемы производства и денежную составляющую реализованной продукции, что было важно в период бартера.

 

Безусловно внешнее управление проходило в сложных условиях неплатежей и бартера и выход каждого предприятия из кризиса имел свои присущие только ему специфические черты. Первые положительные сдвиги в экономике этих предприятий имели свои особенности, но главное - это привлечение квалифицированных специалистов, особенно руководителей среднего звена, значительное увеличение объема работ, соответственно и зарплаты, внедрение новой техники и технологий.

 

Вся работа по обеспечению  плана внешнего управления строилась  открыто и гласно. Ежемесячно проводились  собрания, информировался трудовой коллектив  об этапах реализации и дальнейших целях плана внешнего управления, что позволило им контролировать ход его выполнении и самим  принимать участие в его реализации. Наведения трудовой и технологической  дисциплины и порядка на производстве, выявление и использование внутренних источников улучшения финансового  положения организации, снижение издержек, внедрение бюджетирования и внутреннего  хозрасчета в подразделениях, большей  экономической заинтересованности работников при достижении качественного результата и освоение новых видов работ позволили завершить процедуры финансового оздоровления этих предприятий успешно.

 

С середины 2002 года по настоящее  время проводятся процедуры банкротства - конкурсное производство на ряде предприятий, где основной целью является полное и соразмерное удовлетворение требований кредиторов и при возможности  сохранение бизнеса.

 

Например автобаза РГУП " Агропромтранс", которая в до перестроечное время осуществляла централизованную перевозку груза перерабатывающей промышленности республики. В связи с акционированием перерабатывающей промышленности часть транспортных средств перешла к ним. Положение автобазы было незавидное - старый (более 20 лет), необновляемый автопарк, ко всему на него наложен арест за неуплату налогов, полугодовая задолженность по заработной плате работникам.

 

Проведенный анализ финансово - хозяйственной деятельности предприятия  показал неудовлетворительную структуру  баланса, невозможность его восстановления в сроки и на условиях, которые  определяет Закон о банкротстве. Арбитражный суд ввел конкурсное производство. С целью уменьшения напряженности в коллективе ввиду  невыплаты зарплаты и отсутствия работы проведено общее работников, где гласно и открыто доведен план конкурсного производства автобазы, разъяснены их права, порядок и сроки погашения зарплаты.

 

Проведена оценка всего имущества  автобазы аудиторской фирмой, затем  был проведен аукцион по продаже  автотранспорта с участием в комиссии специалистов и профсоюзной организации  предприятия, что положительно отразилось на объективности результатов торгов среди коллектива. В последствии используя средства массовой информации мы неоднократно проводили аукционы по реализации движимого и недвижимого имущества, что позволило привлечь инвесторов, которые приобрели объекты недвижимости для своих производств.

 

На базе имущества РГУП "Агропромтранс" создано два предприятия - это современное предприятие по оптово - розничной продаже продуктов питания и организация по оказанию бытовых услуг населению. Надо отдать должное новым собственникам, которые в течении года провели коренную реконструкцию всех зданий, сооружений, коммуникаций.

 

Положительный результат  при проведении процедуры банкротства  в данной организации стал возможен только при совместном участии квалифицированных  специалистов Арбитражного суда ЧР, Федеральной  службы по финансовому оздоровлению, так как для решения ряда вопросов по данной организации необходимо было принятие Постановления Правительства  России.

 

Экономические и социальные итоги конкурсного производства автобазы РГУП "Агропромтранс" следующие: в течении первых трех месяцев банкротства погашена заработная плата всем работникам, полностью уплачены все текущие и мораторные долги в бюджет и внебюджетные фонды, часть средств ( около 500 тыс. рублей) после всех расчетов с кредиторами перечислено государству как учредителю. Но самое главное то, что на базе этого предприятия созданы две другие организации с большим числом рабочих мест и заработной платой значительно выше, чем было ранее.

 

В их решениях зачастую отсутствует  государственный подход к финансовому  оздоровлению экономики республики, а преобладает узко отраслевой подход - плати текущие налоги при любой процедуре. Арбитражный суд ЧР, ФАС Волго - Вятского округа, Прокуратура неоднократно указывали налоговым органам на грубые нарушения ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в части взыскания налогов в ходе конкурсного производства, однако воз и ныне там. Эта проблема может быть разрешена только при замене уполномоченного органа, например на Министерство экономики.

 

Целенаправленная работа конкурсного производства по поиску инвестора (за год проведено 5 открытых аукционов), способного реанимировать  завод крупно-панельного домостроения дала положительный результат - аукцион, проводимый в начале февраля 2005 года состоятся и основные объекты имущества предприятия купил собственник, который возобновил производство на заводе.

 

Поступившие денежные средства позволили в течение месяца рассчитаться с первой и второй очередью и частично погасить задолженность перед кредиторами  третьей очереди.

 

3. Подходы к  выводу региона из кризиса

 

 

3.1 Типы антикризисных  процессов и варианты действий  в кризисных ситуациях

 

 

Проблемы антикризисного управления актуальны в настоящее  время не только для предприятий, но и для муниципалитетов. При  этом, общепринятое определение потери долговой и текущей платежеспособности как «банкротства» психологически оцениваются как оскорбляющее честь  и достоинство руководителей  местного самоуправления.

 

При анализе мер антикризисного управления важно отметить, что российское законодательство не обладает нормами  профилактики «чрезвычайного положения», к которым можно отнести процедуры  банкротства органа публичного управления.

 

Учитывая, что в РФ нет  законодательства о банкротстве  муниципальных образований, то сам  процесс антикризисного управления носит либо более общий характер предвидения кризисных тенденций  и разработке соответствующих стратегий  по их определению, либо выливаются в  кризис власти с применением чрезвычайных мер вмешательства федеральной  власти. Так, в результате поиска ответственности  в Приморском кризисе 2001 года она  была найдена на всех уровнях: федеральном - в лице Министра топлива и энергетики, субфедеральном - в лице губернатора  Приморского края и местном - в  лице главы муниципального образования.

 

По существу банкротство  местного самоуправления не может быть реализовано в полной мере. Многочисленные переговоры представителей власти и  их кредиторов, протоколы о намерениях сторон по восстановлению текущей платежеспособности существуют и являются безуспешной  попыткой найти способ решения кризисных  проблем. Многие регионы рассчитывают только на экстремальную помощь федерального правительства, а иногда и лично  Президента РФ не только по погашению  долгов прошлых лет перед энергетическими  компаниями, но и восстановление текущей  платежеспособности субъектов Федерации  и органов местного управления.

Информация о работе Подходы к выводу региона из кризиса