Кризис кейнсианства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 21:57, доклад

Краткое описание

Вторая половина 70-х годов прошла под знаком глубокого кризиса буржуазной экономической мысли, острой критики сложившейся ортодоксальной экономико-теоретической системы, в важнейшую основу которой превратилось кейнсианство. Неоклассический синтез, которым увенчалось развитие буржуазной экономической мысли в относительно спокойные 60-е годы, – это своеобразное соединение кейнсианской и неоклассической теории – потерпел крах.

Файлы: 1 файл

кейнс .docx

— 16.12 Кб (Скачать)

     1. Кризис кейнсианства 

         Вторая половина 70-х годов прошла  под знаком глубокого кризиса  буржуазной экономической мысли,  острой критики сложившейся ортодоксальной  экономико-теоретической системы,  в важнейшую основу которой  превратилось кейнсианство. Неоклассический  синтез, которым увенчалось развитие  буржуазной экономической мысли  в относительно спокойные 60-е  годы, – это своеобразное соединение  кейнсианской и неоклассической теории – потерпел крах. Ортодоксальное кейнсианство, выросшее на почве теории Кейнса и ставшее частью неоклассического синтеза, оказалось под огнем острой критики не только его традиционных противников – неоклассиков (особенно монетаристов), но и новых кейнсианцев – посткейнсианцев, выступающих за реконструкцию кейнсианства на его «истинной» основе и развитие новой теоретической системы. Круг дискуссий, порожденных этим кризисом, охватил центральные вопросы западной политэкономии: роль рыночного механизма, эффективность прежних форм макроэкономической политики, цели, масштабы, формы государственного вмешательства. Государство стало объектом критики со стороны как его принципиальных противников, так и защитников государственного вмешательства, выступающих, однако, за его модернизацию и совершенствование. Государственное вмешательство рассматривалось в качестве главной причины экономической неэффективности, снижения производительности труда, уменьшения нормы производственного накопления, инфляции и даже роста безработицы* [Известный американский экономист Э. Денисон, анализируя причины падения темпов роста производительности труда в США, из 17 факторов, которые, по его мнению, могли оказать негативное влияние на это падение, треть связывал с ростом государственного регулирования бизнеса и отвлечением ресурсов через высокие налоги на непроизводительные цели .

         Дискуссии по вопросам кейнсианской теории сфокусировались вокруг целей и средств макроэкономической политики. В прежней, кейнсианской макроэкономической политике, главными целями которой были стабилизация экономического цикла и достижение высокого уровня занятости («полного» или, позднее, «неинфляционного»), ведущую роль играла налогово-бюджетная политика. Она была главным инструментом осуществления антициклического регулирования, а также стимулирования темпов роста в долгосрочной перспективе. Причем особенно важное значение придавалось управлению бюджетным дефицитом в целях расширения или сокращения совокупного спроса.

         Кредитно-денежная политика в  этой макроэкономической «смеси»  призвана была приспосабливаться  к бюджетной, подкрепляя бюджетную экспансию расширением кредитно-денежного предложения, а бюджетное сдерживание – ограничениями последнего. Главной целью «аккомодативной», согласованной кредитно-денежной политики было поддержание устойчивых или снижающихся в долговременном плане процентных ставок.

         Использование государственного  бюджета, в первую очередь дефицитного  финансирования, в качестве ведущего  инструмента кейнсианского макроэкономического регулирования предполагало наряду со спецификой целей этого регулирования наличие также определенных условий. Помимо упомянутой «аккомодативности» кредитно-денежной политики оно опиралось на преимущественно циклический характер бюджетного дефицита и отсутствие заметного влияния внешних факторов.

         Консервативные критики кейнсианства  выступили против кейнсианской макроэкономической политики стабилизации экономического цикла, предполагающей управление эффективным спросом с помощью налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики в целях достижения полной занятости и полного использования производственных мощностей. Государственное регулирование спроса нарушает, по их мнению, действие рыночных сил, а в долговременном плане ведет к усилению инфляционных тенденций.

         «Именно политика устойчивости, отказа от резких изменений  курса в области регулирования  денег или других макропоказателей, отказа от того, что может быть названо «точной настройкой», должна стать нашей целью... – писал американский экономист умеренно-консервативного толка Уоллич. – Политика устойчивости, отсутствия резких реакций на каждый циклический сдвиг, видимо, лучший способ не только сокращения самих колебаний в долгосрочной перспективе, но и ограничения роли государства и обеспечения существования свободной рыночной системы» 1 [Wallich H. Monetary Policy and Practice. Lexington, 1982. P. 48 – 49].

         В обстановке усилившегося теоретического  разброда спектр представлений  о путях и возможностях реформирования  капиталистического общества как  бы раздвинулся: ослабление, размывание  центра произошло за счет поляризации  консервативного и радикального  крыла западной политической  экономии. Если неоконсерваторы видели выход в резком ограничении государственного вмешательства в экономику, в «дерегулировании», особенно в свертывании социальных форм регулирования, то либеральные и радикальные сторонники реформ, напротив, выступали за совершенствование форм и методов регулирования, за повышение его эффективности. Эта поляризация точек зрения, идейная и теоретическая дифференциация, стала наиболее примечательной чертой развития западной экономической мысли второй половины 70-х – начала 80-х годов. Однако в этом разноголосом хоре именно консервативные ноты стали звучать все громче и увереннее, определив в ряде ведущих капиталистических стран крутой поворот к неоконсерватизму и в идеологии, и в экономической теории, и в экономической политике.

     

Информация о работе Кризис кейнсианства