Подходы к выводу региона из кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Переход Российской Федерации к рыночной экономике, федеративному государству, политической демократии и гражданскому обществу представляет собой сложнейший комплекс взаимосвязанных задач исторического характера. Столь масштабные изменения сопровождаются общим системным кризисом всей социально-экономической системы, радикальной сменой институтов, методов, форм и технологий экономического регулирования и социального управления, преобразованием производственных и трудовых отношений, социальной структуры общества и даже системы социальных ценностей.

Оглавление

Введение

1. Антикризисное управление: цели и содержание

1.1 Понятие антикризисного управления

1.2 Проблемы и необходимость антикризисного управления

1.3 Особенности антикризисного управления в муниципальном образовании

1.4. Основные положения стратегии антикризисного управления в регионах

2. Антикризисное управление в Чувашской Республике

2.1 Информация о состоянии антикризисного управления в Чувашской Республике

2.2 Подходы к выводу Чувашской Республики из кризиса

2.3 Реконструкция организации как одно из направлений антикризисного управления Чувашской Республики

3. Подходы к выводу региона из кризиса

3.1 Типы антикризисных процессов и варианты действий в кризисных ситуациях

3.2 Зарубежный опыт антикризисного управления

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

антикризисное управление в регионе.docx

— 72.91 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

 

 

Введение

 

1. Антикризисное управление: цели и содержание

 

1.1 Понятие антикризисного  управления

 

1.2 Проблемы и необходимость  антикризисного управления

 

1.3 Особенности антикризисного  управления в муниципальном образовании

 

1.4. Основные положения  стратегии антикризисного управления  в регионах

 

2. Антикризисное управление  в Чувашской Республике

 

2.1 Информация о состоянии  антикризисного управления в  Чувашской Республике

 

2.2 Подходы к выводу  Чувашской Республики из кризиса

 

2.3 Реконструкция организации  как одно из направлений антикризисного  управления Чувашской Республики

 

3. Подходы к выводу  региона из кризиса

 

3.1 Типы антикризисных  процессов и варианты действий  в кризисных ситуациях

 

3.2 Зарубежный опыт антикризисного  управления

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Переход Российской Федерации  к рыночной экономике, федеративному  государству, политической демократии и гражданскому обществу представляет собой сложнейший комплекс взаимосвязанных  задач исторического характера. Столь масштабные изменения сопровождаются общим системным кризисом всей социально-экономической  системы, радикальной сменой институтов, методов, форм и технологий экономического регулирования и социального  управления, преобразованием производственных и трудовых отношений, социальной структуры  общества и даже системы социальных ценностей. Изменяются и функции  самого государства. Складывающейся в  течение последних полутора десятилетий  новой социально-экономической системе  присущи свои формы циклического развития. Они являются по существу главным объектом государственного регулирования, методы которого постоянно  корректируются с тем, чтобы смягчить или сократить периоды кризисных  проявлений. Системный кризис переходного  периода в российской экономике  осложнен глубоким промышленным и инвестиционным спадом.. В подобных условиях для становления новых социально-экономических отношений необходим углубленный мониторинг и анализ постоянно изменяющихся условий и факторов циклического развития экономики, методов и инструментальных технологий предупреждения и предотвращения кризисных явлений. Особо остро стоит задача выработки механизмов антикризисного регулирования и управления на всех уровнях государственного устройства федеративного государства.

 

Осуществление перехода к  рыночной экономике, применение новых  методов хозяйствования предполагает, во-первых, охват по существу всех сфер экономики, а, во-вторых, исправление  допущенных ранее ошибок в макроэкономическом регулировании. Анализ, обобщение и  критическое осмысление накопленного федеральными и региональными властями опыта антикризисного регулирования  и управления, его сопоставление  с практикой других стран являются предпосылкой выработки практических предложений и рекомендаций для  программ устойчивого и экономически безопасного социального развития. Различные аспекты и стадии экономических  циклов и обоснования механизмов выхода из кризисных состояний находились в центре внимания экономической  науки. Причем, на том или ином этапе  на первый план выдвигались разные проблемы, что диктовалось как  конкретной социально-экономической  ситуацией, так и идейно-теоретическими или политическими установками, преобладавшими в определенные исторические периоды. Наиболее подробно исследуются  проблемы, связанные с формированием  механизмов антикризисного регулирования  и управления в условиях российской переходной экономики. Они недостаточно полно и системно изучены, многие из них возникают по ходу развития. Отсутствие постоянного системного, на основе сопоставительного анализа  наблюдения и разработки на этой основе практических рекомендаций по корректировке  соответствующих мер воздействия  замедляет формирование механизмов устойчивого развития, как экономики  регионов, так и экономики страны в целом. Целью курсовой работы является выработка основных направлений  и мер антикризисного регулирования  и управления, нацеленных на выведение  экономики региона на траекторию устойчивого роста и повышение  уровня жизни населения.

 

Объектом исследования являются процессы регулирования и преодоления  кризисных проявлений циклов экономического развития в социальной сфере и  экономике регионов России. Предмет  исследования - деятельность регионов по выходу из кризиса.

 

Курсовая работа состоит  из введения, трех разделов с выделением подразделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

 

 

1. Антикризисное  управление: цели и содержание

 

1.1 Понятие антикризисного  управления

 

Термин «антикризисное управление» (антикризисный менеджмент) стало  использоваться в российской экономической  практике и теории сравнительно недавно. Он появился в российской деловой  среде практически одновременно с вводом в действие Закона о несостоятельности (банкротстве). За прошедшее время  в России сформировался институт банкротства, который реализует  функции антикризисного управления в масштабах всего государства. Некоторые авторы считают, что антикризисные  меры следует принимать, когда финансовое положение функционирующего на рынке  предприятия становится уже печальным, а перспектива банкротства - реальной. Исходя из этого они полностью игнорируют диагностику угрозы банкротства на ранних стадиях ее возникновения и акцентируют внимание только на "лечение" кризиса. Другие же, считают подобный подход неприемлемым. Так, например, в своей книге "Справочник кризисного управляющего" профессор Уткин Э.А. писал : "Подобный подход - это все равно что "ставить телегу впереди лошади". Главное в антикризисном управлении - обеспечение условий, когда финансовые затруднения не могут иметь постоянный стабильный характер. Речь о банкротстве при таком подходе быть не должно, поскольку должен быть налажен управленческий механизм устранения возникающих проблем до того, пока они не приняли необратимый характер".

 

По мнению автора курсовой работы, верным является системный  подход к антикризисному управлению, когда антикризисное управление рассматривается как комплекс мероприятий  от предварительной диагностики  кризиса до методов по его устранению и преодолению. Исходя из этого, наиболее верным определением является определение  антикризисного управления, данное профессором  А.Г. Грязновой в книге "Антикризисный  менеджмент":

 

"Антикризисное управление - такая система управления, которая  имеет комплексный, системный  характер и направлена на предотвращение  или устранение неблагоприятных  для бизнеса явлений посредством  использования всего потенциала  современного менеджмента, разработки  и реализации на предприятии  специальной программы, имеющей  стратегический характер, позволяющей  устранить временные затруднения,  сохранить и преумножить рыночные  позиции при любых обстоятельствах,  при опоре в основном на  собственные ресурсы".

 

Рассмотрим на каких принципах базируется система антикризисного управления. К числу основных принципов относятся:

 

· Ранняя диагностика кризисных  явлений. Возможность возникновения  кризиса должна диагностироваться  на самых ранних стадиях с целью  своевременного использования возможностей ее нейтрализации.

 

· Срочность реагирования на кризисные явления. Каждое появившееся  кризисное явление не только имеет  тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом, но и  порождает новые сопутствующие  ему явления. Поэтому чем раньше будут применены антикризисные  механизмы, тем большими возможностями к восстановлению будет располагать предприятие.

 

· Адекватность реагирования на степень реальной угрозы его финансовому  равновесию. Используемая система механизмов по нейтрализации угрозы банкротства  в подавляющей своей части  связана с финансовыми затратами  или потерями. При этом уровень  этих затрат и потерь должен быть адекватен  уровню угрозы банкротства предприятия. В противном случае или не будет достигнут ожидаемый эффект (если действие механизмов недостаточно), или предприятие будет нести неоправданно высокие расходы (если действие механизма избыточно).

 

· Полная реализация внутренних возможностей выхода я из кризисного состояния. В борьбе с угрозой  банкротства предприятие должно рассчитывать исключительно на внутренние финансовые возможности.

 

Вышеперечисленные принципы являются основой организации антикризисного управления.

 

Какую роль играет финансовый менеджмент в антикризисном управлении? Практически все вышеперечисленные  авторы сходятся во мнении, что финансовый менеджмент является основным элементом  антикризисного управления. Ведь финансовый менеджмент представляет сочетание  стратегических и тактических элементов  финансового обеспечения предпринимательства, позволяющих управлять денежными  потоками и находить оптимальные  решения. Усиление контроля за денежными средствами крайне необходимо любому предприятию, тем более находящемуся в стадии кризиса. Огромна роль финансового менеджмента и в диагностике кризисных ситуаций, т.к. одной из задач финансового менеджмента является анализ финансового состояния предприятия. Анализируя финансовое состояние предприятия возможно установит зачатки кризиса на самых ранних этапах развития. Рыночная экономика выработала обширную систему финансовых методов предварительной диагностики и возможной защиты предприятия от банкротства.

 

Итак, можно сделать следующие  выводы, что антикризисное управление - это целый комплекс взаимосвязанных  мероприятий от ранней диагностики  кризиса до мер по его преодолению. Антикризисное управление базируется на некоторых принципах, которые  и отличают антикризисное управление от обычного. Большую роль в антикризисном управлении играет финансовый менеджмент.

 

1.2 Проблемы и необходимость  антикризисного управления

 

 

До настоящего времени  отсутствует однозначное толкование термина «антикризисное управление». Наиболее часто под этим понимается чисто финансовый процесс, связанный  с ликвидацией кредиторской задолженности  предприятия- банкрота. По мнению Ряховской А.Н., которого придерживается автор, более правы те специалисты, которые определяют антикризисное управление как комплексный, многоплановый процесс, включающий специальные финансовые процедуры, особый маркетинговый план, чрезвычайные меры по мобилизации персонала и другие меры, которые дают возможность предприятию не только вернуть долги, но обеспечить его эффективное функционирование в дальнейшем. Аналогично, антикризисное управление муниципальным образованием- это комплексный многоуровневый процесс, который дает возможность муниципалитету восстановить свою платежеспособность и обеспечить стабильное функционирование муниципальной экономики.

 

Рассматривая причины  кризисов с общеэкономических позиций  отмечают, что кризис является одной  из фаз жизненного цикла развития любой микро- и макросистемы, в  которой выделяются внешняя микро-, макросреда и внутренняя среда, элементы которых могут являться источниками  кризисного состояния.

 

Влияние элементов макросреды связывают с наличием экономических  циклов различной продолжительности. В циклическом макроэкономическом росте выделяются системные факторы, которые являются причинами возникновения  различных волн. Традиционно выделяются следующие циклы:

 

1) короткие (до 3 лет) - «цикл  Китчина», который объясняется наличием лага между выделением инвестиций и вводом новых средств производства;

 

2) средние (7-11 лет) - «цикл  Жуглара» связан с заменой активной части средств производства в результате сопряженности эволюционного технологического прогресса в производстве различных видов продукции (взаимопроникновение новаций, открытий, технологий из одной отрасли в другую);

 

3) длинные (40-60 лет) - «цикл  Кондратьева» обусловлен кардинальным  обновлением пассивной части  средств труда при революционном обновлении технологического базиса общества;

 

4) строительные циклы,  или циклы С. Кузнеца, который  считал, что колебательные процессы (длительность 15-20 лет) связаны с  периодическим обновлением жилищ  и определенных типов производственных  сооружений;

 

5) сезонные циклы, обусловленные  природными явлениями, особенностями  ведения сельского хозяйства;

 

6) цикля, связанные с  принципом акселерации - возрастание  спроса на предметы потребления  порождают цепную реакцию, ведущую  к многократному увеличению спроса  на оборудование и машины. Эта  закономерность является, по мнению Дж.М. Кларка, активно изучавшего эту проблему, ключевым моментом процесса циклического развития.

 

Роль органов местного самоуправления в условиях волнообразного развития заключается в антициклическом регулировании с целью поддержания социально- экономической стабильности и смягчения размаха колебаний:

 

в фазе кризиса и спада - стимулирование деловой активности, развития предпринимательской деятельности, повышение спроса путем увеличения бюджетных расходов (на общественные работы, социальный заказ);

 

в фазе подъема - предотвращение перегрева экономики мерами противоположного характера.

 

Например, в случае возникновения  кризисной ситуации на местном предприятии  акционерного типа местная администрация  может выкупить контрольный пакет  акций данного предприятия. В  случае успешного антикризисного управления местная администрация получит  дополнительный бюджетный доход  от продажи «выросших» акций и  поступление налоговых платежей. Если кризис является общим, затрагивает  и местный бюджет, то антикризисное  управление должно быть направлено на переход от безвозвратных субсидий к налоговым кредитами поручительствам, от лимитного финансирования отраслей к программно-целевому подходу.

 

Закономерное цикличное  развитие или случайные кризисы  могут быть вызваны множеством факторов, которые можно проанализировать с использованием подхода М Портера (приложение 1).

 

Причины кризиса можно  разделить на внешние и внутренние. Внешние связаны, в первую очередь, с цикличностью развития. Внутренние же причины классифицируются по-разному. Оценивая кризис как финансовое явление, связанное с банкротством, называют в качестве его источников следующие:

 

- серьезное нарушение  финансовой устойчивости предприятия,  препятствующему нормальному осуществлению  его хозяйственной деятельности;

 

- существование несбалансированности  в рамках относительно продолжительного  периода времени объемов денежных  потоков;

 

- продолжительная неплатежеспособность  предприятия, вызванная низкой  ликвидностью активов.

 

Другие авторы, рассматривая кризис как социально-экономическое  явление, в качестве внутренних причин называют: потребности в развитии, ошибки деятельности, несовершенство управления, противоречия интересов  и пр.

Информация о работе Подходы к выводу региона из кризиса