Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:13, курсовая работа
Переход Российской Федерации к рыночной экономике, федеративному государству, политической демократии и гражданскому обществу представляет собой сложнейший комплекс взаимосвязанных задач исторического характера. Столь масштабные изменения сопровождаются общим системным кризисом всей социально-экономической системы, радикальной сменой институтов, методов, форм и технологий экономического регулирования и социального управления, преобразованием производственных и трудовых отношений, социальной структуры общества и даже системы социальных ценностей.
Введение
1. Антикризисное управление: цели и содержание
1.1 Понятие антикризисного управления
1.2 Проблемы и необходимость антикризисного управления
1.3 Особенности антикризисного управления в муниципальном образовании
1.4. Основные положения стратегии антикризисного управления в регионах
2. Антикризисное управление в Чувашской Республике
2.1 Информация о состоянии антикризисного управления в Чувашской Республике
2.2 Подходы к выводу Чувашской Республики из кризиса
2.3 Реконструкция организации как одно из направлений антикризисного управления Чувашской Республики
3. Подходы к выводу региона из кризиса
3.1 Типы антикризисных процессов и варианты действий в кризисных ситуациях
3.2 Зарубежный опыт антикризисного управления
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Антикризисное управление: цели и содержание
1.1 Понятие антикризисного управления
1.2 Проблемы и необходимость антикризисного управления
1.3 Особенности антикризисного
управления в муниципальном
1.4. Основные положения
стратегии антикризисного
2. Антикризисное управление в Чувашской Республике
2.1 Информация о состоянии антикризисного управления в Чувашской Республике
2.2 Подходы к выводу
Чувашской Республики из
2.3 Реконструкция организации
как одно из направлений
3. Подходы к выводу региона из кризиса
3.1 Типы антикризисных процессов и варианты действий в кризисных ситуациях
3.2 Зарубежный опыт
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Переход Российской Федерации
к рыночной экономике, федеративному
государству, политической демократии
и гражданскому обществу представляет
собой сложнейший комплекс взаимосвязанных
задач исторического характера.
Столь масштабные изменения сопровождаются
общим системным кризисом всей социально-экономической
системы, радикальной сменой институтов,
методов, форм и технологий экономического
регулирования и социального
управления, преобразованием
Осуществление перехода к
рыночной экономике, применение новых
методов хозяйствования предполагает,
во-первых, охват по существу всех сфер
экономики, а, во-вторых, исправление
допущенных ранее ошибок в макроэкономическом
регулировании. Анализ, обобщение и
критическое осмысление накопленного
федеральными и региональными властями
опыта антикризисного регулирования
и управления, его сопоставление
с практикой других стран являются
предпосылкой выработки практических
предложений и рекомендаций для
программ устойчивого и экономически
безопасного социального
Объектом исследования являются процессы регулирования и преодоления кризисных проявлений циклов экономического развития в социальной сфере и экономике регионов России. Предмет исследования - деятельность регионов по выходу из кризиса.
Курсовая работа состоит из введения, трех разделов с выделением подразделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1. Антикризисное управление: цели и содержание
1.1 Понятие антикризисного управления
Термин «антикризисное управление» (антикризисный менеджмент) стало использоваться в российской экономической практике и теории сравнительно недавно. Он появился в российской деловой среде практически одновременно с вводом в действие Закона о несостоятельности (банкротстве). За прошедшее время в России сформировался институт банкротства, который реализует функции антикризисного управления в масштабах всего государства. Некоторые авторы считают, что антикризисные меры следует принимать, когда финансовое положение функционирующего на рынке предприятия становится уже печальным, а перспектива банкротства - реальной. Исходя из этого они полностью игнорируют диагностику угрозы банкротства на ранних стадиях ее возникновения и акцентируют внимание только на "лечение" кризиса. Другие же, считают подобный подход неприемлемым. Так, например, в своей книге "Справочник кризисного управляющего" профессор Уткин Э.А. писал : "Подобный подход - это все равно что "ставить телегу впереди лошади". Главное в антикризисном управлении - обеспечение условий, когда финансовые затруднения не могут иметь постоянный стабильный характер. Речь о банкротстве при таком подходе быть не должно, поскольку должен быть налажен управленческий механизм устранения возникающих проблем до того, пока они не приняли необратимый характер".
По мнению автора курсовой работы, верным является системный подход к антикризисному управлению, когда антикризисное управление рассматривается как комплекс мероприятий от предварительной диагностики кризиса до методов по его устранению и преодолению. Исходя из этого, наиболее верным определением является определение антикризисного управления, данное профессором А.Г. Грязновой в книге "Антикризисный менеджмент":
"Антикризисное управление
- такая система управления, которая
имеет комплексный, системный
характер и направлена на
Рассмотрим на каких принципах базируется система антикризисного управления. К числу основных принципов относятся:
· Ранняя диагностика кризисных явлений. Возможность возникновения кризиса должна диагностироваться на самых ранних стадиях с целью своевременного использования возможностей ее нейтрализации.
· Срочность реагирования на кризисные явления. Каждое появившееся кризисное явление не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом, но и порождает новые сопутствующие ему явления. Поэтому чем раньше будут применены антикризисные механизмы, тем большими возможностями к восстановлению будет располагать предприятие.
· Адекватность реагирования
на степень реальной угрозы его финансовому
равновесию. Используемая система механизмов
по нейтрализации угрозы банкротства
в подавляющей своей части
связана с финансовыми
· Полная реализация внутренних возможностей выхода я из кризисного состояния. В борьбе с угрозой банкротства предприятие должно рассчитывать исключительно на внутренние финансовые возможности.
Вышеперечисленные принципы
являются основой организации
Какую роль играет финансовый
менеджмент в антикризисном управлении?
Практически все
Итак, можно сделать следующие выводы, что антикризисное управление - это целый комплекс взаимосвязанных мероприятий от ранней диагностики кризиса до мер по его преодолению. Антикризисное управление базируется на некоторых принципах, которые и отличают антикризисное управление от обычного. Большую роль в антикризисном управлении играет финансовый менеджмент.
1.2 Проблемы и необходимость антикризисного управления
До настоящего времени
отсутствует однозначное
Рассматривая причины кризисов с общеэкономических позиций отмечают, что кризис является одной из фаз жизненного цикла развития любой микро- и макросистемы, в которой выделяются внешняя микро-, макросреда и внутренняя среда, элементы которых могут являться источниками кризисного состояния.
Влияние элементов макросреды
связывают с наличием экономических
циклов различной продолжительности.
В циклическом
1) короткие (до 3 лет) - «цикл Китчина», который объясняется наличием лага между выделением инвестиций и вводом новых средств производства;
2) средние (7-11 лет) - «цикл Жуглара» связан с заменой активной части средств производства в результате сопряженности эволюционного технологического прогресса в производстве различных видов продукции (взаимопроникновение новаций, открытий, технологий из одной отрасли в другую);
3) длинные (40-60 лет) - «цикл
Кондратьева» обусловлен
4) строительные циклы,
или циклы С. Кузнеца, который
считал, что колебательные процессы
(длительность 15-20 лет) связаны с
периодическим обновлением
5) сезонные циклы, обусловленные
природными явлениями,
6) цикля, связанные с
принципом акселерации - возрастание
спроса на предметы
Роль органов местного самоуправления в условиях волнообразного развития заключается в антициклическом регулировании с целью поддержания социально- экономической стабильности и смягчения размаха колебаний:
в фазе кризиса и спада
- стимулирование деловой активности,
развития предпринимательской
в фазе подъема - предотвращение перегрева экономики мерами противоположного характера.
Например, в случае возникновения
кризисной ситуации на местном предприятии
акционерного типа местная администрация
может выкупить контрольный пакет
акций данного предприятия. В
случае успешного антикризисного управления
местная администрация получит
дополнительный бюджетный доход
от продажи «выросших» акций и
поступление налоговых
Закономерное цикличное развитие или случайные кризисы могут быть вызваны множеством факторов, которые можно проанализировать с использованием подхода М Портера (приложение 1).
Причины кризиса можно разделить на внешние и внутренние. Внешние связаны, в первую очередь, с цикличностью развития. Внутренние же причины классифицируются по-разному. Оценивая кризис как финансовое явление, связанное с банкротством, называют в качестве его источников следующие:
- серьезное нарушение
финансовой устойчивости
- существование
- продолжительная
Другие авторы, рассматривая кризис как социально-экономическое явление, в качестве внутренних причин называют: потребности в развитии, ошибки деятельности, несовершенство управления, противоречия интересов и пр.