Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:13, курсовая работа
Переход Российской Федерации к рыночной экономике, федеративному государству, политической демократии и гражданскому обществу представляет собой сложнейший комплекс взаимосвязанных задач исторического характера. Столь масштабные изменения сопровождаются общим системным кризисом всей социально-экономической системы, радикальной сменой институтов, методов, форм и технологий экономического регулирования и социального управления, преобразованием производственных и трудовых отношений, социальной структуры общества и даже системы социальных ценностей.
Введение
1. Антикризисное управление: цели и содержание
1.1 Понятие антикризисного управления
1.2 Проблемы и необходимость антикризисного управления
1.3 Особенности антикризисного управления в муниципальном образовании
1.4. Основные положения стратегии антикризисного управления в регионах
2. Антикризисное управление в Чувашской Республике
2.1 Информация о состоянии антикризисного управления в Чувашской Республике
2.2 Подходы к выводу Чувашской Республики из кризиса
2.3 Реконструкция организации как одно из направлений антикризисного управления Чувашской Республики
3. Подходы к выводу региона из кризиса
3.1 Типы антикризисных процессов и варианты действий в кризисных ситуациях
3.2 Зарубежный опыт антикризисного управления
Заключение
Список использованной литературы
Внешние факторы возникновения кризиса можно в свою очередь подразделить на:
1. Социально-экономические
факторы общего развития
o Рост инфляции;
o Нестабильность налоговой системы;
o Нестабильность регулирующего законодательства;
o Снижение уровня реальных доходов населения;
o Рост безработицы.
2. Рыночные факторы:
o Снижение емкости внутреннего рынка;
o Усиление монополизма на рынке;
o Нестабильность валютного рынка;
o Рост предложения товаров-
3. Прочие внешние факторы:
o Политическая нестабильность;
o Стихийные бедствия;
o Ухудшение криминогенной ситуации
Внутренние факторы
1. Управленческие:
o высокий уровень коммерческого риска;
o недостаточное знание конъюнктуры рынка;
o неэффективный финансовый менеджмент;
o плохое управление издержками производства;
o отсутствие гибкости в управлении;
o недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности.
2. Производственные:
o Необеспеченность единства
предприятия как
o Устаревшие и изношенные основные фонды;
o Низкая производительность труда;
o Высокие энергозатраты;
o Перегруженность объектами социальной сферы.
3. Рыночные:
o Низкая конкурентоспособность продукции;
o Зависимость от ограниченного
круга поставщиков и
Основу микросреды муниципального образования, местного бюджета, занятости составляют предприятия, действующие на его территории. Их кризис может быть обусловлен действием внешних факторов, но, вероятнее всего, фактором, определяющим устойчивое или неустойчивое развитие организации является состояние менеджмента.
Построение системы
Специфические действия в
системе антикризисного управления
можно представить в виде последовательности
шагов, которые по-разному
- анализ внешней среды
и внутреннего потенциала
- предварительную диагностику
причин возникновения
- комплексный анализ финансово-
- бизнес-планирование
- процедуры антикризисного управления и контроль за их проведением.
Происходит естественный процесс развития научных основ антикризисного управления - дальнейшая детализация предметной области , выделение относительно - самостоятельных областей, где кризисные явления имеют свою специфику, среди них - антикризисное управление муниципальными образованиями.
1.3 Особенности антикризисного
управления в муниципальном
Важным фактором устойчивого развития экономики России является экономическая состоятельность ее хозяйствующих субъектов, к которым относятся муниципалитеты.
Кризис муниципальной
власти - особое переломное состояние
в развитии и функционировании социально-экономической
и политической системы местного
общества, характеризующееся снижением
уровня управляемости социально-
Таким образом, антикризисное
управление в системе муниципального
управления предполагает два взаимосвязанных
аспекта - экономический и социально-
Первая группа исследователей
рассматривает муниципальное
Вторая группа исследователей относит к муниципальному хозяйству всю совокупность хозяйств, расположенных на территории муниципального образования, поскольку властные полномочия органов местного самоуправления распространяются на все хозяйствующие на его территории субъекты. Подобный подход ставит местное самоуправление над всеми другими хозяйствующими на его территории субъектами, предполагает известные монопольные права его органов и дает им необоснованные преимущества в конкуренции прежде всего с частным сектором на территории муниципального образования. Происходит подрыв авторитета власти.
Таким образом, муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей его населения.
В связи с этим, изучение проблемы антикризисного управления в муниципальных образованиях можно вести в трех напрвлениях:
1 - участие органов
2 - участие органов местного
самоуправления в процессах
3 - антикризисное управление
муниципальным образованием
Местное самоуправление несет на себе признаки как государства, так и хозяйствующего субъекта. В этой двойственности природы местного самоуправления и кроется корень дискуссий по определению понятия муниципального хозяйства и это источник двойственного отношения к системе антикризисного управления, которая должна быть как в структурах местной власти, так и являться элементом государственного управления.
В условиях современной России, когда федеральный , и региональные бюджеты имеют существующий дефицит, стабильной и достаточной финансовой помощи от вышестоящих структур органам местного самоуправления ожидать не приходиться.
Естественный выход из сложившейся ситуации, когда муниципальный бюджет недостаточен - это саморазвитие территорий за счет «зарабатывания» средств собственными силами.
Таким образом, на современном
этапе развития экономики нашей
страны муниципальные образования
России могут стабильно
Исполнение муниципальных
услуг составляет суть хозяйственной
деятельности местного самоуправления.
Большинство муниципальных
Муниципальное предприятие
всегда желает быть монополистом в
своей сфере деятельности и отрицательно
относится к появлению любого
конкурента. В российских городах
острая конкуренция между
Одной из важных причин возникновения
кризисов в муниципальном образовании
является нерациональное использование
кредитов. Вопрос об использовании
кредитных ресурсов для развития
муниципальных образований
Муниципальный кредит следует использовать только для финансирования инвестиционных проектов. Несоблюдение данного условия может привести лишь к ухудшению финансового положения муниципального образования, может даже стать причиной банкротства органов местного самоуправления Одной из стабилизационных мер в данном случае может стать более широкое привлечение к финансированию местных социально-экономических программ средств внебюджетных фондов.
1.4. Основные положения
стратегии антикризисного
Системный кризис переходного
периода в российской экономике
осложнен глубоким промышленным и инвестиционным
спадом, дезинтеграцией расширенного
воспроизводственного процесса, расстройством
финансового хозяйства, повышенной
зависимостью от внешних обстоятельств,
отсутствием эффективного контроля
над использованием государственной
собственности, падением жизненного уровня
населения, безработицей и высокой
социальной ценой реформ. В подобных
условиях для становления новых
социально-экономических
Неравномерность проявляется
в дифференциации уровней дохода
на душу населения, уровня жизни, платежеспособного
спроса, в отставании от показателей
докризисного периода. Экономический
рост в большинстве российских регионов
не имеет пока основы в виде качественно
новых, инновационных, устойчивых или
долговременно действующих
Ответственность за все негативные последствия реформ, падение социальных стандартов в регионах не может лежать только на региональных властях. Заметная часть кардинальных мер, проводимых федеральным правительством, носила не столько экономический, сколько политический характер, часто в большей степени учитывала интересы корпораций и крупных банков, действовавших на внешних рынках, чем интересы населения большинства российских регионов. И это не всегда было оправдано. Многие изменения в организации и регулировании экономики приобрели столь стремительный характер, что разрушение прежних механизмов хозяйствования не было подкреплено последовательной их заменой на новые. Во многом действия властей в регионах являлись попыткой преодолеть негативные последствия этой разрушительной политики. Но в силу экономической слабости большинства из них, неподготовленности кадрового состава, политической дезориентации их решения продемонстрировали низкую эффективность самостоятельного регулирования.