Поддержка внешнеэкономической деятельности в странах Европейского Союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:47, реферат

Краткое описание

На долю ЕС приходится 31 % мирового ВВП. С учетом того, что в странах ЕС проживает 6 % населения земного шара, ВВП в расчете на душу населения в ЕС в 5 раз больше среднемирового уровня. ЕС наряду с США и Японией выступает на мировой арене как единая интегрированная сила. Между этими тремя гигантами идет постоянная борьба за мировые рынки товаров, услуг, капитала, патентов.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 75.24 Кб (Скачать)

Поддержка внешнеэкономической  деятельности в странах 

Европейского  Союза.

 

Европейская интеграция происходит не в международном вакууме. Страны ЕС имеют открытую экономику, которая  тесно взаимодействует с мировым  рынком. В силу этого процессы и  события, происходящие в мировой  экономической системе, оказывают  свое влияние на европейскую интеграцию. С другой стороны, ЕС играет в мировой  экономике важную роль и, вне всякого  сомнения, только благодаря объединению  потенциалов западноевропейских государств. ЕС со своими 15 государствами-членами  и 378 млн. населения является в настоящее  время самым мощным экономическим  сообществом в мире. На долю ЕС приходится 31 % мирового ВВП. С учетом того, что  в странах ЕС проживает 6 % населения  земного шара, ВВП в расчете  на душу населения в ЕС в 5 раз  больше среднемирового уровня. ЕС наряду с США и Японией выступает  на мировой арене как единая интегрированная  сила. Между этими тремя гигантами  идет постоянная борьба за мировые  рынки товаров, услуг, капитала, патентов. В 1997 году на мировом рынке было продано  товаров и услуг на общую сумму 6,8 триллиона долларов, в том числе 2,6 триллиона было экспортировано из стран ЕС, или 40 % (для сравнения  доля США составила 14 %, а Японии - 7 %). ЕС поставляет на мировой рынок  товаров и услуг 9 % от ВВП - несколько  меньше, чем США (12 %) и Япония (10 %). Однако эта разница не существенна - практически степень открытости экономик для мирового рынка у  них одинакова.

В 1998 году 63 % от всего экспорта стран ЕС направлялось на единый внутренний рынок ЕС. Этот показатель свидетельствует  о том, что потенциальная емкость  единого европейского рынка была и остается огромной, и, благодаря  его либерализации, снятию всех преград  на пути свободного движения товаров  и услуг между странами Сообщества, этот потенциал был наконец-то задействован. Европейцы как бы заново осваивают свой собственный рынок, пожиная плоды интеграции. Однако за средними цифрами в целом по ЕС скрывается довольно значительная дифференциация по отдельным странам. Основными поставщиками экспортной продукции на мировой рынок, т.е. за пределы ЕС, являются Германия, Франция, Италия Бельгия и Дания, имевшими активный торговый баланс, а другие страны ЕС значительную часть своей продукции реализуют на внутреннем рынке ЕС, особенно Португалия, Испания, Греция.

ЕС главным образом  экспортирует продукцию обрабатывающей промышленности (машины, приборы, транспортные средства), химические продукты, сталь  и чугун, текстильные изделия  и продовольственные товары. Импортирует  же ЕС в основном топливо и горючее, сырье, продовольствие (тропические  культуры), машины и транспортные средства, химические продукты. Анализ информации об экспортно-импортных потоках  позволяет сделать некоторыевыводы об общих тенденциях и специфике внешнеторговой деятельности ЕС, его месте в системе международного разделения труда: 

1. ЕС поддерживает очень тесные экономические отношения с высо-коразвитыми странами Европы, не входящими в состав ЕС, - такими, например, как Швейцария, Норвегия и др., что свидетельствует о взаимозависимости их экономик и является основой для их дальнейшей интеграции.

2. Сальдо торгового обмена с США и особенно с Японией является отрицательным для ЕС, т.е. импорт из вышеназванных стран превышает европейский экспорт в эти страны. Большое беспокойство европейцев вызывает то обстоятельство, что в составе импорта из США и Японии превалируют изделия высокой технологии (средства телекоммуникации, вычислительная техника, бытовая электроника и т.п.). Европейская Комиссия, встревоженная такой тенденцией, сделала вывод о том, что страны ЕС вместо увеличения экспорта своих аналогичных изделий в США, Японию и другие страны слишком много осуществляют поставок на внутриевропейский рынок и даже здесь теряют свои позиции.

3. Аналогичная тенденция отмечается на рынке машин и особенно - транспортных средств ( в основном автомобилей), где за последние 20 лет резко возрос импорт из Японии, США и других высокоразвитых стран.

4. Быстрыми темпами растет импорт из таких стран, как Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Тайвань. Их доля в импорте ЕС за последние два десятилетия возросла в 4 раза, а общий объем импорта из этой группы стран превышает экспорт ЕС в названные страны, т.е. сальдо внешней торговли с ними также является для ЕС отрицательным. 

5. Сохраняется острейшая конкуренция на мировом рынке продо-вольствия, а также таких традиционных промышленных изделий, как черные металлы, текстиль, обувь, готовая одежда. Многие развивающиеся страны, освоившие промышленный выпуск названных товаров, поставляют изделия по относительно низким ценам благодаря дешевой рабочей силе.

Все это свидетельствует  о том, что ЕС необходимо уделять  значительно больше внимания развитию производств, основанных на применении высоких технологий, а также активизировать свои усилия по повышению конкурентоспособности  своей продукции, чтобы не потерять завоеванных позиций в мировой  системе разделения труда. [2, стр.14]

На сцене мирового экономического театра идет постоянная борьба конкурентов  за рынки сбыта, за сферы влияния, и в этой борьбе побеждает сильнейший. Разве могла бы Западная Европа играть такую выдающуюся роль в мире, если бы она была разобщена, представлена на мировом рынке товаров, услуг и капитала отдельными странами? Ответ на этот вопрос может быть только один - безусловно, нет. Только благодаря тому, что 15 европейских государств объединены в Союз, они могут успешно отстаивать свои интересы. Процесс интеграции в послевоенной Европе совпал с процессами создания общемировых валютных и торгово-экономических систем (1944 год - Бреттон-Вудское валютное соглашение, 1947 год - образование ГАТТ), с либерализацией мировой экономики, с научно-технической революцией, с деколонизацией стран Африки, Азии, Латинской Америки и Океании. И только благодаря интеграции страны Западной Европы смогли достойно отстаивать свои позиции в этом водовороте событий, играть первые роли в мировом экономическом театре, а не прозябать в качестве обычных серых статистов. В то же время интеграция западноевропейских стран не означала самоизоляции от мирового сообщества. Скорее наоборот - она позволила небольшим и средним европейским государствам выступить как единая сила, внося свой и немалый вклад в формирование нового мирового экономического порядка, оказывать сильное влияние на определение правил международной торговли и движения капиталов. Более того, Европейское Сообщество было и до сих пор является первопроходцем в поисках новых путей и механизмов регулирования регионального интегрированного рынка, охватывающего много стран.

^ ЕС выступает в экономических отношениях со всеми странами, во всех международных экономических организациях как единый субъект. По мандату Совета Министров ЕС Комиссия проводит переговоры с США, Японией, другими странами, во Всемирной торговой организации (ВТО), в специализированных организациях ООН и т.д., причем от имени всего Союза. На заседаниях Совета Министров вырабатывается общая внешнеэкономическая политика, единая позиция на переговорах (и это порой происходит весьма трудно), а затем Комиссия претворяет ее уже в жизнь. У ЕС заключены договоры о торговле и других формах экономического взаимодействия почти со всеми странами мира, его представительства работают более чем в 110 государствах. Помимо участия в деятельности ВТО, ЕС сотрудничает с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР,Organization for Economic Cooperation and Development), созданной в 1961 году в целях координации экономической политики 24 развитых государств мира и осуществления программ помощи развивающимся странам. ЕС участвует в работе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Западно-Европейского Союза (ЗЕС), Совета Европы, а также имеет постоянные деловые контакты с Международным Валютным Фондом (МВФ), Всемирным Банком, Европейским Банком реконструкции и развития (ЕБРР). ЕС имеет статус наблюдателя в специализированных организациях ООН: Конференции Объединенных наций по торговле и развитию (UNCTAD - UN Conference on Trade and Development), Организации Объединенных наций по образованию и культуре (UNESCO - UN Educational, Scientific and Cultural Organization), Экономическом и Социальном Комитете ООН (ECOSOC -Economic and Social Committee), Организации Объединенных Наций по индустриальному развитию (UNIDO - Industrial Development Organization). ЕС в организациях ООН представляют Комиссия, а также то государство ЕС, которое по ротации является в данное время председательствующим. Кроме того, ЕС является полноправным членом ФАО (FAO - Food and Agriculture Organization). ЕС подписал от своего имени примерно 50 конвенций и договоров по линии ООН; в числе последних подписанных документов, например, Монреальский протокол по защите озонового слоя. [3, стр.8]

^ 9.2. Механизм реализации внешнеэкономической  
политики ЕС

Общий рынок, а затем и  единый рынок не смогли бы нормально  функционировать без унификации правил внешней торговли, а также  совместного отстаивания своих  интересов в отношениях со странами, не являющимися членами ЕС. 

Главным инструментом общей  внешнеторговой политики ЕС являются единые внешние тарифы (см. главу 3). Именно они выполняют роль главного регулятора по отношению к импорту из третьих стран. Когда в 1958 году образовалась “шестерка”, общие таможенные тарифы составляли в среднем 17-20 %, после Токийского раунда переговоров в рамках ГАТТ они снизились до 4,7 %, а в итоге Уругвайского раунда они в настоящее время составляют 3,6 % (средне-взвешенная величина в целом по ЕС). За пределами этого регулирования остаются продовольственные товары, охватываемые общей аграрной политикой Сообщества (см. главу 6). С середины 70-х годов уменьшается роль тарифов как инструмента торговой политики, особенно по отношению к развивающимся странам, и возрастает роль НТБ как на уровне Сообщества, так и на государственном уровне. Среди НТБ значительная роль принадлежит многосторонним соглашениям об ограничении экспорта, а также квотам. Немалую роль играют в регулировании импорта и общеевропейские стандарты. 

Уровень тарифов и правила, регулирующие внешнеторговую деятельность государств, были постоянными темами переговоров в рамках ГАТТ (Генеральное  Соглашение о тарифах и торговле - General Agreement on Tariffs and Trade). Первое международное соглашение в рамках ГАТТ было подписано в 1947 году 23 странами. С тех пор эта международная структура весьма успешно развивалась и с 1 января 1995 года была преобразована во Всемирную торговую организацию (World Trade Organization - WTO). В настоящее время в ее составе числится 135 государств, а правила этой организации регулируют 95 % мировой торговли. Ждут приема в члены ВТО около 30 государств, в том числе такие страны, как Россия и Китай. В рамках ГАТТ было проведено несколько раундов переговоров, известных под названием “раунд Кеннеди” (1964-1967 годы), “Токийский раунд” (1975-1979 годы), “Уругвайский раунд” (1986-1993 годы). Особенно острым был раунд Кеннеди, когда США, пытаясь нейтрализовать тарифную систему ЕЭС, особенно в отношении сельскохозяйственных продуктов, предложили осуществить т.н. линейное сокращение на 50 % всех таможенных пошлин стран, являющихся членами ГАТТ. В итоге весьма конфликтных переговоров было достигнуто соглашение о снижении тарифов на 35 % в два этапа, начиная с 1968 г. В целом, начиная с 1947 года, таможенные пошлины в мировой торговле понизились на 90 %. 

На сессии ВТО в Сингапуре (9-13 декабря 1996 года) ЕС занял наступательную позицию, предложив провести очередной  раунд переговоров, посвященный  выработке правил торговли в наступающем  новом тысячелетии. Выступая на сессии ВТО, министр торговли Великобритании Ян Ланг заявил от имени ЕС, что только всемирная свободная торговля сможет обеспечить быстрый экономический рост и всеобщее повышение благосостояния. Новый раунд переговоров следует начать еще до конца XX века. Это позволило бы выработать меры по либерализации мировой торговли, которые начали бы применяться с 2010 года. На этой сессии в очередной раз столкнулись интересы США, Японии и ЕС. США совместно с Японией предложили заключить договор по освобождению продажи средств вычислительной техники и телекоммуникации от взимания внешних таможенных пошлин в объеме 1 млрд. долларов в год. Япония уже практически полностью ликвидиро-вала таможенные пошлины на средства инфотехнологии. США в лице своего представителя Карлен Баршефски заявили, что, по данным Всемирного Банка, мир в ближайшие 10 лет затратит на развитие инфо-технологий и телекоммуникационных систем до 1,5 триллионов долларов. США и Япония как крупнейшие экспортеры средств инфо-технологии заинтересованы в снятии всех ограничений на их продажу в других странах. ЕС, который проигрывает США и Японии в конкурент-ной борьбе на данном рынке товаров, поставил условие - увязать реше-ние этой проблемы с либерализацией по другим видам товаров и услуг.

Как выше уже отмечалось, средний уровень внешних таможенных тарифов (ССТ) на импортируемые промышленные товары, согласован-ный в рамках ГАТТ, составляет в настоящее время немногим менее 4 %. Однако за этой средней величиной скрываются очень большие различия по отдельным товарным группам. Наибольший уровень ССТ поддер-живается ЕС на текстиль, одежду, а также на бытовую электронику, в целях защиты соответствующих отраслей промышленности от внешних конкурентов, недопущения банкротства предприятий и появления дополнительной армии безработных. Практически нулевые тарифы установлены ЕС на ввоз промышленного сырья. Помимо ССТ, ЕС использует также и другие инструменты регулирования импорта из третьих стран, а именно:

Антидемпинговые меры в виде временных антидемпинговых  пошлин. Статья 6 Генерального Соглашения по таможенным тарифам и торговле, подписанного в 1947 году, а также кодекс, принятый в ходе Токийского раунда переговоров, считают демпингом распространение товаров одной страны на рынке другой страны по цене ниже ее нормальной стоимости. ЕС имеет право вводить для определенного товара дополнительные антидемпинговые пошлины в размере разницы между заниженной ценой и нормальной стоимостью этого товара. ЕС вынужден был прибегать к антидемпинговым мерам в отношении товаров, поступающих из Японии, Южной Кореи и других стран Азии, например, по текстилю и электронике. 

  1. Введение временных или постоянных компенсационных пошлин на конкретные виды импортируемой продукции, субсидируемой странами, не являющимися членами ЕС.
  2. Установление квот для ограничения импорта, чтобы избежать серьезного ущерба промышленности Сообщества.
  3. Применение начиная с 1984 года т.н. ^ Инструмента новой торговой политики в целях быстрого реагирования на ведение недобросовестной торговли третьими странами. Это означает, что сначала используются международные консультационные и примирительные процедуры, однако если они не дают желаемого результата, то Сообщество вправе применить и более жесткие меры, такие, например, как ограничение торговых концессий, увеличение импортных пошлин и установление квот.

ЕС, защищая свой внутренний рынок и способствуя освоению новых рынков в третьих странах  своими предпринимателями, в частности, с помощьюэкспортных кредитов и субсидий, в то же время предостав-ляет фирмам других стран возможность вести торговлю на своем едином рынке на тех же условиях, что и своим предприятиям. Так, если какая-то фирма из третьей страны уплачивает при пересечении внешней границы ЕС установленный таможенный тариф и предъявляет нормальный сертификат качества своих товаров, то дальше она может торговать ими без каких-либо ограничений на территории всех 15 государств ЕС. [3, стр.47]

Информация о работе Поддержка внешнеэкономической деятельности в странах Европейского Союза