Поддержка внешнеэкономической деятельности в странах Европейского Союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:47, реферат

Краткое описание

На долю ЕС приходится 31 % мирового ВВП. С учетом того, что в странах ЕС проживает 6 % населения земного шара, ВВП в расчете на душу населения в ЕС в 5 раз больше среднемирового уровня. ЕС наряду с США и Японией выступает на мировой арене как единая интегрированная сила. Между этими тремя гигантами идет постоянная борьба за мировые рынки товаров, услуг, капитала, патентов.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 75.24 Кб (Скачать)

На протяжении 25 лет Ломейская Конвенция, ставшая новаторским документом, гарантировала странам Африки, Карибского бассейна и региона Тихого океана финансовую помощь и льготный доступ на европейские рынки. Действие Ломейской Конвенции истекло в феврале 2000 года. ЕС и 71 государство ведут переговоры по продлению ее действия. ЕС предлагает внести в текст Ломейской Конвенции значительные изменения. Появление новых партнеров в Центральной и Восточной Европе, а также бюджетные ограничения, связанные с выполнением условий конвергенции при создании ЭВС, обусловили сдвиг в отношении с государствами АСР. Кроме того, ЕС считает, что Ломейская Конвенция не согласуется с правилами ВТО. Если планы ЕС осуществятся, то для большой группы государств АСР может резко ухудшиться доступ на европейские рынки, что приведет к уменьшению их доходов. В соответствии с новыми планами ЕС, доступ на рынки и финансовую помощь без каких-либо условий должны заменить зоны свободной торговли, частные инвестиции и предоставление помощи с различными условиями. ЕС намеревается сохранить Ломейские преференции для 41 наименее развитой страны АСР. Однако 30 других развивающихся стран могут оказаться перед выбором: форсирование зоны свободной торговли с участием ЕС или присоединение к Общей системе преференций. По мнению авторов доклада ООН «О развитии человека за 1999 год» (стр. 105), ЕС не должен отказываться от своих обязательств перед странами АСР. Вместе с тем при продлении срока действия Ломейской Конвенции необходимо учитывать политические, экономические и культурные различия между странами АСР, т.е. следует проводить дифференцированную политику. Необходимо предусмотреть направление ресурсов на поддержку конкретных проектов. Зоны свободной торговли могут оказаться благоприятной средой для конкурентоспособных секторов стран АСР. Однако более уязвимые сектора, например, сельское хозяйство, должны либо получать финансовую помощь, либо временно освобождаться от обязательного выполнения правил либерализации торговли. 
 
^ Отношения с другими развивающимися странами Азии, Африки, Латинской Америки и Океании

В отношении данной группы стран ЕС не проводит политики каких-либо особых привилегий. Торговля с ними ведется по обычным правилам ВТО. Экспорт ЕС в рассматриваемую  группу стран составлял около 4 % от общего объема экспорта ЕС, а импорт - только 2 %, т.е. торговля ведется с  перевесом в пользу ЕС. Многим слаборазвитым  странам ЕС оказывает продовольственную  помощь. Она составляет 53 % от общего объема продовольственной помощи, осуществляемой различными странами мира. В 1995 году она  была предоставлена на общую сумму 646,3 млн. ЭКЮ. Поставки продовольственной помощи в том году составили: зерно - 1,4 млн. тонн, сухое молоко - 19742 тонн, сливочное масло - 550 тонн, растительное масло - 59,1 тыс. тонн, сахар - 12,3 тыс. тонн. Кроме того, ЕС оказывает специальную помощь беженцам, а также различные виды гуманитарной помощи через специализированную организацию -European Community Humanitarian Office (ЕСНО), основанную в 1992 году. Само собой разумеется, что все эти виды помощи предназначены не только для рассматриваемой группы стран, ее получают и те страны, где имеют место вооруженные конфликты (например, бывшая Югославия), стихийные бедствия (засухи, наводнения, землетрясения). Европейский Инвестиционный Банк выдает ряду стран данной группы кредиты на инвестиции (в 1993-1995 годах - 750 млн. ЭКЮ). Как правило, ЕС заключает с отдельными странами или группами стран соглашения о сотрудничестве. Например, по региону Латинской Америки можно выделить рамочное соглашение с Мексикой, а также отдельные соглашения с Аргентиной, Бразилией и Уругваем, рамочное соглашение со странами Андского Пакта (Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу и Венесуэла). Аналогичное соглашение подписано и со странами Центральной Америки (Коста Рика, Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Сальвадор и Панама). Во многом это сделано по инициативе Испании и Португалии. Помимо торговых отношений эти рамочные соглашения предусматривают сотрудничество в области инвестиций, научных исследований, а также техническую помощь. Так, в 1995 году объем финансовой и технической помощи странам Латинской Америки составил 205 млн. ЭКЮ. Кроме того, были выделены средства на борьбу с наркотиками, оказание помощи беженцам, поставку продовольствия, развитие технологий, сохранение тропических лесов и др. проекты. Общий объем всех видов финансирования в рамках программ помощи странам Латинской Америки составил в 1995 году 520 млн. ЭКЮ. В октябре 1995 года Европейской Комиссией был подготовлен доклад “Европейский Союз и Латинская Америка: современная ситуация и предложения по более тесному сотрудничеству на 1996-2000 г.г.”, в котором изложена стратегия укрепления связей со странами этого обширного региона как в сфере политики, так и экономики. Договора о сотрудничестве заключены также со многими странами Азии: Китаем, государствами АСЕАН (Бруней, Филиппины, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд), а также государствами Индийского субконтинента. При этом следует отметить некоторые послабления в отношении поставок на рынок ЕС сахара, джута и какао-бобов из Индии, Пакистана и Бангладеш. Общий объем финансирования на различные проекты технического, а также экономического сотрудничества с азиатскими странами составил в 1995 году свыше 370 млн. ЭКЮ.

Особые отношения складываются у ЕС с Китаем, учитывая масштабы его динамично развивающейся  экономики и огромную емкость  китайского рынка. В июне 1998 года министры иностранных дел стран ЕС одобрили план стратегического партнерства  с Китаем. Он содержит следующие  четыре пункта. Во-первых, предусматривается  интенсифицировать политический диалог на тех же основаниях, что и с  США, Японией и Россией. В этих целях будут ежегодно проводится встречи на высшем уровне. Во-вторых, способствовать вовлечению Китая в мировое хозяйство, в частности в состав ВТО, а также оказывать содействие Китаю в создании открытого финансового сектора. В-третьих, поддерживать процессы, которые превратили бы Китай в открытое общество, соблюдающее права человека. В-четвертых, намечено продолжать оказание экономической помощи Китаю.

С 1978 года действует соглашение о политическом сотрудничестве во странами АСЕАН (Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам) в форме Конференции министров иностранных дел, созываемой два раза в год. Многочисленные комитеты и постоянное бюро (Брюссельский комитет АСЕАН/АВС) гарантируют постоянный контакт в период между конференциями на уровне министров. При этом особое значение придается развитию взаимной торговли.

В декабре 1994 года Европейский  Совет в Ессене утвердил новую Азиатскую стратегию для развития отношений со странами Азии в сферах торговли, промышленного сотрудничества, содействия инвестированию, исследованиям и развитию как на двухсторонней основе, так и в широком региональном аспекте. В марте 1996 года на первом Евро-Азиатском саммите в Бангкоке ЕС и 10 ведущих азиатских стран определили комплекс мер по либерализации взаимной торговли, договорились увеличить число консультаций в рамках ВТО, а также решили разработать конкретные программы по инвестированию и упрощению таможенных процедур.

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что создание единого  рынка позволило государствам Западной Европы усилить свои позиции на мировом  рынке, занять лидирующую роль в мировом хозяйстве. Выработка и осуществление общей внешней экономической политики позволяет ЕС успешно отстаивать свои интересы в острейшей конкурентной борьбе. Как вытекает из изложенного выше материала, ЕС проводит внешнеэкономическую политику, дифференцированную по отношению к отдельным странам и регионам мира. В отношении европейских стран проводится политика, нацеленная на их интеграцию (ЕЕА, “европейские договора”, договора об ассоциированном членстве с Кипром и Мальтой). В отношении бывших колоний, с которыми заключена Ломейская Конвенция, т.е. соглашение об ассоциации, а также большинства стран Средиземноморья проводится политика, нацеленная на защиту инвестиций европейских фирм в этих странах, а также беспошлинной торговли сельскохозяйственным и минеральным сырьем, что также выгодно ЕС. В отношениях с главными конкурентами (США, Япония) и другими высокоразвитыми странами (Канада, Австралия, Южная Корея, Таиланд, Сингапур, Израиль) проводится политика защиты своего единого рынка и обеспечения экспорта своих товаров и услуг в эти страны. В отношениях с Россией, странами СНГ, развивающимися странами третьего мира проводится политика обычной, т.е. не преференциальной торговли на условиях ВТО, а также партнерства и сотрудничества в различных сферах экономики с учетом интересов всех 15 государств ЕС. ЕС выступает мощной интегрированной силой, заставляя международные организации, другие страны и их группировки считаться с Западной Европой. [5, стр.23]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников:

  1. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью: Учебное пособие/ В.М.Руденков.- Мн.: МГЭИ.-2005.
  2. Киреев А.П. Международная  экономика в 2-х част. Уч. пособие д/вузов,- М. : Международ. отнош. 2002.
  3. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Учеб. Для вузов, Р.И.Хасбулатов, В.М.Попов, А.Н.Тарнаев С.Ю. Муртузалиева.
  4. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики. Учебник – Мн. : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002.
  5. Рубинская Э.Т. Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия. Государственное регулирование, влияние международных норм и принципов, организация управления, внешнеторговый контракт,- М, : Приор, 2001.
  6. Мировая экономика. Учебн. пособие для вузов ( под ред., проф. И.П.Николаевой.- 3-е изд., перераб. и допол. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2005.
  7. Алехнович А.В. управление внешнеэкономической деятельностью Республики Беларусь: практ. пособие/ А.В. Алехнович.- Мн.: Амалфея, 2005.

 

 

 

 


Информация о работе Поддержка внешнеэкономической деятельности в странах Европейского Союза