Поддержка внешнеэкономической деятельности в странах Европейского Союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:47, реферат

Краткое описание

На долю ЕС приходится 31 % мирового ВВП. С учетом того, что в странах ЕС проживает 6 % населения земного шара, ВВП в расчете на душу населения в ЕС в 5 раз больше среднемирового уровня. ЕС наряду с США и Японией выступает на мировой арене как единая интегрированная сила. Между этими тремя гигантами идет постоянная борьба за мировые рынки товаров, услуг, капитала, патентов.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 75.24 Кб (Скачать)

 
^ Отношения со странами Центральной и Восточной Европы и странами Балтии

После драматических событий 1989 года, когда Восточная Германия (ГДР) воссоединилась с Западной Германией и развалился экономический союз стран Восточной и Центральной Европы с СССР (СЭВ), ЕС выработал новую стратегию в отношении этой большой группы стран. Она выразилась в программе под названием PHARE и выработке нового типа договоров, названных в обиходе ЕС “европейскими договорами”. Главы государств “большой семерки” (G-7) на своей встрече в Париже в июле 1989 года обратились к Европейской Комиссии с просьбой координировать экономическую и финансовую помощь Польше и Венгрии в рамках программы PHARE. Другие страны ОЭСР (G-24), т.е. кроме США, Великобритании, ФРГ, Франции, Италии, Канады и Японии еще 8 стран ЕЭС, плюс 6 государств ЕАСТ, а также Новая Зеландия, Австралия и Турция, поддержали это решение “большой семерки”. На совещании G-24 в июле 1990 года была достигнута договоренность о распространении этой помощи на Восточную Германию, Чехословакию, Болгарию и Югославию. Позднее к программе PHARE были подключены Румыния, Албания и государства Балтии - Литва, Латвия и Эстония. В 1990 году по программе PHARE было выделено 500 млн. ЭКЮ, а в июне 1995 года Европейский Совет, собравшийся в Каннах, принимает решение о выделении на 1995-1999 годы 6693 млн. ЭКЮ. К финансированию данной программы подключились также МВФ, Всемирный Банк, Европейский Инвестиционный Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития (в основном, это касается строительства и реконструкции объектов инфраструктуры). На очередной встрече глав правительств ЕС в Мадриде (1995 год) было заявлено, что программа PHARE играет ключевую роль в стратегии присоединения государств Центральной и Восточной Европы, а также Балтии к ЕС, что она является инструментом реструктуризации их экономик, адаптирования их законодательства к правовой системе Сообщества. Европейская Комиссия с помощью данной программы поощряет межрегиональную кооперацию вышеперечисленных стран, поддерживая целый ряд проектов по приграничному сотрудничеству. С ее помощью осуществляются реформы в области государственного строительства, развития гражданского общества. Следует также отметить, что посредством программы PHARE осуществляется не только оказание финансовой и технической помощи странам Восточной и Центральной Европы, а также Балтии, но и создается на их территории инфраструктура, соединяющая эти страны с инфраструктурой ЕС, в первую очередь выстраиваются транспортные коридоры в рамках формирования трансевропейских коммуникаций (см. главу 7). В 1993 году ЕС принимает решение о том, что на эти цели в общем объеме финансирования через программу PHARE (а на нее ЕС выделяет около 60 % от общей суммы внешней помощи зарубежным странам) должно ежегодно направляться до 15 % средств. На период 2000-2005 годов ЕС предусмотрел для стран-кандидатов выделение 56 млрд. ЕВРО, в том числе по линии фонда PHARE – 9 млрд., специально для нужд аграрного сектора (программа SAPARD) – 11,7 млрд. и для развития производст-венной инфраструктуры и осуществления природоохранных мероприя-тий (программа ISPA) – 32,4 млрд. ЕВРО. Начиная с 2006 года намечено до 30 % сумм структурных фондов направлять на оказание финансовой поддержки экономики стран Центральной и Восточной Европы. [4, стр.46]

Что же касается “европейских договоров”, то их содержание шире, чем обычных договоров, которые ЕС уже заключил с другими странами, в том числе и с ассоциированными, о свободной торговле и сотрудничестве. Эти договора нацелены на присоединение стран Восточной и Центральной Европы, включая страны Балтии, к Европейскому Союзу. Об этом прямо говорится в преамбуле договора.

“Европейские договора”  охватывают следующий круг вопросов:

  • политический диалог,
  • свободная торговля,
  • свобода передвижения граждан,
  • экономическое сотрудничество,
  • финансовое сотрудничество,
  • сотрудничество в сфере культуры.
  • В договорах сформулированы следующие принципы:
  • либерализация,
  • кондициальность (в отношении перехода на следующие этапы сотрудничества),
  • ассиметрия (более льготные условия для ассоциированных государств),
  • классификация товаров.

Определено, что договор  после его подписания должен быть ратифицирован парламентами всех 15 государств ЕС. Учитывая, что процедура  ратификации займет много времени, предусмотрено заключение промежуточных  договоров по отдельным разделам, в рамках компетенции Европейской  Комиссии. Существует договоренность о том, что ЕС в течение 10 лет  будет поэтапно снимать ограничения  на импорт из стран Восточной и  Центральной Европы, а также снижать  размеры таможенных тарифов с  опережением сравнительно с его  партнерами. Ассоциированные же страны будут открывать свои рынки для  товаров из ЕС по гибкому графику  с учетом конкретной ситуации. В  июне 1993 года на совещании Европейского Совета в Копенгагене были определены основные критерии (условия), которые  должны соблюдаться государствами-кандидатами  при вступлении стран Центральной  и Восточной Европы, а также  Балтии в состав ЕС. [6, стр.36]

 

Членство в  Союзе предполагает:

  • достижение демократии, существование правового государства, соблюдение прав человека и стабильность институтов, обеспечивающих уважение и защиту национальных меньшинств;
  • наличие действующего (функционирующего) рыночного хозяйства, а также способность справиться с давлением конкуренции и рыночных сил в рамках Союза;
  • способность взять на себя членские обязанности, включая соблюдение целей политического, экономического и валютного союза.

Прединтеграционная стратегия с ассоциированными странами данного региона Европы, с которыми подписаны “европейские договора”, была определена Европейским Советом в 1994 году на совещании в г. Эссен и конкретизирована в Белой Книге, подготовленной Европейской Комиссией в 1995 году. В ней определены меры по интеграции экономик стран Восточной и Центральной Европы и Балтии в единый рынок ЕС, в частности, в области трансформации национального законодательства в соответствии с принципами и положениями законодательства ЕС (в Белой Книге содержится информация о 899 законодательных актах ЕС по 23 направлениям деятельности, принятие которых необходимо для обеспечения функционирования единого европейского рынка).

Специалисты, исследующие  проблемы присоединения рассматриваемой  группы стран к ЕС, разделяют их на две подгруппы: первая - это страны Балтии, а также т.н. Вышеградская группа - Польша, Чехия, Словакия и Венгрия; вторая - это балканские государства (Болгария, Румыния, Албания) и вновь образованные государства на территории бывшей Югославии. Развитие торговых отношений ЕС с первой группой стран имеет ту специфику, что их промышленная продукция (сталь, уголь, текстиль, готовая одежда и обувь) и сельскохозяйственная продукция затрагивает чувствительные сектора экономики ЕС, в которых имеют место перепроизводство и большие трудности с экспортом в третьи страны. Более того, эти виды продукции конкурируют с импортом из развивающихся стран, в частности, Средиземноморья и из высокоразвитых индустриальных стран Азии (Япония, Таиланд и др.). Вторая группа стран (исключая Словению) по уровню своего развития значительно отстает от своих северных соседей, особенно Албания. В этом регионе масса людей просто борется за свое существование. К тому же это регион острейших конфликтов, не затихающих и до сих пор. С учетом названных и других факторов ЕС, видимо, будет проводить дифференцированную политику в процессе их интеграции в единый рынок ЕС. Этот вывод подтверждается и решением Европейского Совета, принятым в декабре 1997 года, о начале переговоров с шестью странами (Польша, Чехия, Венгрия, Эстония, Словения и Кипр) по проблеме их присоединения к ЕС, хотя заявления о принятии в состав Союза были направлены Европейской Комиссии и другими странами данного региона. 
 
^  Отношения со странами Средиземноморья и Среднего Востока

Специфика отношений ЕС со странами Средиземноморского региона  состоит, во-первых, в том, что они  в своем большинстве еще совсем недавно (в 50-60-х годах) были или колониями, или зависимыми от таких европейских  стран, как Франция, Великобритания, Испания и Италия. Страны Магриба, т.е. арабского Запада (Марокко, Алжир, Тунис, Ливия), а также Сирия и Ливан были в зоне в основном французских, а также итальянских и испанских интересов, а страны Машрика, или арабского Востока (Кипр, Египет, Иордания), а также Израиль и Мальта - в зоне английского влияния. Например, Тунис и Марокко получили национальную независимость от Франции только в 1956 году, а перестали быть английскими колониями Кипр - в 1961 году, Иордания - в 1958 году, Мальта - в 1964 году. Во-вторых, пять стран ЕС (Греция, Италия, Франция, Испания и Португалия) являются средиземноморскими странами со всеми вытекающими из этого обстоятельства интересами к другим странам, расположенным по северным и южным берегам Средиземного моря. В-третьих, поскольку большинство стран Средиземноморского бассейна до сих пор являются слаборазвитыми, бедными странами, имеющими большие суммы внешнего долга, дефицит платежного баланса, с очень высоким уровнем рождаемости, то ЕС опасается в случае ухудшения их экономического положения резкого наплыва нелегальных иммигрантов из этого региона, как это недавно произошло с Албанией и курдами. [5, стр.12]

Учитывая тесную традиционную экономическую взаимозависимость  стран Средиземноморья со странами ЕС, а также заинтересованность Союза  в экономической и политической стабильности в этом регионе мира, непосредственно примыкающему к  границам ЕС, Европейской Комиссией  были в 1994 году разработаны предложения  по широкомасштабному сотрудничеству со странами Средиземного моря в целях  экономического развития, обеспечения макроэкономической и социальной сбалансированности и интеграции. В ноябре 1995 года в Барселоне Европейским Союзом и 12 странами Средиземноморья была принята Декларация о внутрирегиональной кооперации на многосторонней основе в области экономики и финансов в целях создания к 2010 году Евро-средиземноморской зоны свободной торговли, о сотрудничестве в социальной, культурной и гуманитарной сферах. В декабре того же года Европейский Совет, собравшийся в Мадриде, одобрил Барселонскую Декларацию, оценив ее как начало новой широкой ассоциации ЕС с странами Средиземноморья. В целях финансирования новой стратегии была разработана программа MED по образцу программы PHARE. В рамках данной программы ЕС финансирует меры по созданию компаний (MED-Invest), региональные проекты по усовершенствованию инфраструктуры (MED-Urbs), сотрудничество между университетами и в сфере научных исследований (MED-Campus, MED-Avicenne) и сотрудничество в области средств массовой информации (MED-Media). На 1995-1999 годы по программе MED выделено Европейским Союзом 4685 млн. ЭКЮ. Эта программа заменит ранее действовавшую систему двусторонних финансовых протоколов со средиземноморскими странами. В марте 1995 года на совещании в Тунисе была принята программа кооперации ЕС и стран Средиземного моря по вопросам энергетики, а затем была одобрена также совместная программа по охране окружающей среды. Наряду с развитием общерегиональной стратегии и реализацией программы MED, а также других общих проектов, ЕС проводит дифференцированную политику по отношению к отдельным странам данного региона. В отношении Кипра, подавшего заявление о вступлении в состав ЕС, проводится работа по подготовке к интеграции с единым рынком ЕС. Как выше уже было отмечено, по Кипру Европейская Комиссия сделала официальное предложение о начале переговоров по вступлению в Союз, которые, вероятно, начнутся в 1998 году. С Турцией, также подавшей заявление о вступлении в ЕС, Европейская Комиссия проводит постоянные консультации по различным аспектам двустороннего сотрудничества, в частности, по вопросам формирования таможенного союза, финансам, правам человека и др. С другими странами (Алжир, Марокко, Тунис, Ливия, Египет, Иордания, Ливан, Сирия, Израиль) ЕС имеет договора о сотрудничестве в различных сферах (торговли, промышленности, рыболовства и т.п.), а также предоставлении им финансовой и технологической помощи. Эти договора предусматривают относительно свободный доступ на рынок ЕС некоторых видов промышленных товаров, за исключением изделий текстильной и легкой промышленности, а также сельскохозяйственной продукции, на импорт которых в ЕС наложены жесткие ограничения, учитывая перенасыщенность европейского рынка и необходимость защиты собственных производителей от внешней конкуренции. Таким образом, эти договора далеко не равноценны для обеих сторон. Поэтому и неудивительно, что экспорт ЕС в страны Средиземноморья превышает импорт из этих стран. В то же время, в соответствии с Барселонской Декларацией, ЕС проводит работу с этой группой стран по их подключению к Средиземноморской Ассоциации. Например, с Израилем соответствующий договор о присоединении к Ассоциации подписан 20 ноября 1995 года. Что касается Среднего Востока, то ЕС ведет активный диалог с арабскими странами (Gulf Cooperation Council; Arab League; Economic Cooperation Organization) по вопросам экономического сотрудничества в различных сферах, таких, как финансы и банковское дело, инвестиции, торговля, стандарты, гражданская авиация, охрана окружающей среды, просвещение, развитие средств телекоммуникации и т.д. 

^ Отношения с независимыми государствами бывшего СССР и  
Монголией

ЕС при участии “большой семерки”, а также Европейского Банка Реконструкции и Развития, Всемирного Банка оказывает России и другим странам СНГ экономическую и техническую помощь в рамках специальной программы TACIS, аналогичной программе PHARE для стран Восточной и Центральной Европы, включая государства Балтии. Помощь от ЕС по своей стоимости составляет примерно 70 % от общего объема помощи, получаемой Россией и странами СНГ от всех других стран мира в целом. Так, в 1995 году по программе TACIS было выделено 511,19 млн. ЭКЮ, в том числе России - 161,19, Украине - 35, Казахстану - 15, Белоруссии - 12, Узбекистану - 10, Молдавии - 9, Киргизстану - 8, Армении, Азербайджану и Грузии - по 6, Таджикистану и Туркменистану - по 4 млн. ЭКЮ. В рамках этой программы финансировались внутригосударственные программы в сумме 66 млн. ЭКЮ, план обеспечения ядерной безопасности - 58,5 млн. ЭКЮ, программа для Чернобыльской ЕЭС - 37,5 млн. ЭКЮ, Международный научный и технологический Центр - 10 млн. ЭКЮ, а также другие программы на сумму 63 млн. ЭКЮ. По данной программе намечено финансирование большого проекта для среднеазиатских государств СНГ по управлению водными ресурсами (проблема Аральского моря), чтобы предотвратить сокращение продуктивности сельского хозяйства и возможный риск для здоровья людей. Предусмотрено также финансирование проекта по озеру Байкал. Всего начиная с 1991 по 1998 год только России в рамках программы TACIS было выделено 2 млрд. ЭКЮ. Осуществляются и другие формы помощи помимо программы TACIS. Так, в целях предоставления продовольственной и медицинской помощи России был выделен в 1991 году заем на сумму 1,25 млрд. ЭКЮ. Аналогичная помощь оказывалась и в последующие годы, особенно в 1998-1999 годах. ЕС заключил с Россией и другими государствами СНГ договора о партнерстве и кооперации. Они включают в себя мероприятия по сотрудничеству в области энергетики, а также положение о распространении на торговлю с этими странами режима наибольшего благоприятствования. Этот режим не предусматривает отмены таможенных пошлин, однако он запрещает применение дискриминационных, протекционистских мер по отношению друг к другу во взаимной торговле, например, каких-либо ограничительных квот или двойного таможенного обложения. Что касается Монголии, то ей ЕС также предложил заключить договор о партнерстве и кооперации. [4, стр.10]

Отношения со странами, охваченными Ломейской Конвенцией

Эти отношения имеют особую и длительную историю. Страны, охваченные Ломейской Конвенцией - в основном бывшие колонии европейских стран. Первая Конвенция об автоматическом включении африканских колоний Бельгии, а также колоний, заморских территорий и департаментов Франции в систему ЕЭС была подписана “шестеркой” одновременно с Римским договором в марте 1957 года сроком на 5 лет - до 31 декабря 1962 года. Для ФРГ, Италии, Нидерландов и Люксембурга ассоциация открывала новые рынки сбыта продукции, сферы приложения капитала и источники сырья. Путем повышения тарифов на продукцию, поступающую из неассоциированных стран Франция и Бельгия добились ограждения товаров из принадлежавших им африканских колоний от конкуренции на рынках ЕЭС. Для финансирования инвестиционных проектов был создан Европейский фонд развития (см. главу 4). В период действия Конвенции 1957 года в ассоциации назрели большие противоречия, вызванные главным образом успехами национально-освободительной борьбы в Африке. Почти все колонии Франции и Бельгии стали независимыми государствами. В соответствии с нуждами своего экономического развития они предъявили членам ЕЭС ряд требований, в том числе требование прямого представительства в административных органах Сообщества, совместного руководства Европейским фондом развития (ЕФР). При этом следует отметить, что в течение действия первой Конвенции ЕФР были выделены субсидии на выполнение лишь 39 % проектов, представленных ассоциированными странами, что покрывало тем самым только 33 % их потребности в инвестициях. Новые независимые государства Африки поставили также вопросы об увеличении доли субсидируемых экономических проектов и повышении удельного веса ассоциированных стран в импорте тропических товаров в ЕЭС. Большие различия в позициях наметились и внутри Сообщества. Нидерланды выступили против заключения новой Конвенции с африканскими странами, Франция, наоборот, - за самую тесную ассоциацию. Францию поддержали Бельгия и Люксембург. Одновременно все партнеры стремились ослабить влияние Франции на ход дел в ассоциации. ФРГ, которая остро нуждалась во внешних рынках, защищала идею расширения ассоциации за пределы бывших колониальных империй Франции и Бельгии, выступала за менее жесткие торговые ограничения по отношению к экономически отсталым странам, не имеющим пока общего соглашения с ЕЭС. Переговоры между ЕЭС и африканскими странами затянулись и неоднократно находились на грани срыва. Наконец, 20 января 1962 года в Брюсселе было принято решение о возобновлении ассоциации. В 1963 году в городе Яунде (Камерун) была подписана новая Конвенция об ассоциации (первая Яундская Конвенция). В нее вошли 18 африканских государств. Вторая Яундская Конвенция об ассоциации была заключена в июле 1969 года на период 1970-1975 годы. Эстафету Яундских Конвенций, начиная с 1975 года, переняли Ломейские Конвенции. С тех пор круг стран, охваченных этой Конвенцией, значительно расширился за счет бывших колоний Великобритании, а также Испании и Португалии. В настоящее время действует IV Ломейская Конвенция, рассчитанная на 10 лет (1990-2000 годы). До этого Конвенции подписывались в 1975, 1979, 1984 годах сроком на 5 лет каждая. С 1975 года число стран, охваченных Конвенцией, возросло с 46 до 71. Таков был длинный шлейф бывших колоний, принадлежавших огромным колониальным империям. В обиходе ЕС рассматриваемая группа стран называется African, Caribbean and Pacific (ACP) countries, South Africa and the overseas countries and territories (OCTs). В соответствии с Ломейской Конвенцией, страны АСР могут беспошлинно экспортировать свою продукцию на единый рынок ЕС без каких-либо количественных ограничений. Это, в основном, тропические культуры (какао, кофе, орехи, бананы, пальмовое масло, цитрусовые и т.п.). Еще со времен Яундских Конвенций действует система стабилизации экспорта ассоциированных государств; она носит название Stabex. Эта система предусматривает нейтрализацию колебаний цен на 40 видов тропических сельскохозяйственных культур и сырья (хлопок, кожи, древесину), которые бывают весьма ощутимыми и являются бичом других слаборазвитых, как правило, монокультурных стран. По последним имеющимся данным за 1994 год, общая сумма 30 трансферов 26 странам АСР составила 138,1 млн. ЭКЮ. Как отметила Европейская Комиссия в своем отчете за 1995 год, ЕС впервые со времени вступления в силу IV Ломейской Конвенции ЕС смог полностью покрыть все убытки стран, возникшие из-за колебаний цен. Начиная со II Ломейской Конвенции действует также система финансовой поддержки производства продукции горнодобывающей промышленности (уран, золото, фосфат и т.п.), называемая Sysmin, которая, как и предыдущая, защищает страны-поставщики от колебаний цен на мировом рынке. В рамках III Ломейской Конвенции финансовую поддержку по системе Sysmin получили 10 проектов на сумму 159 млн. ЭКЮ. Свыше 100 млн. ЭКЮ было выделено в 1995 году. Согласно IV Ломейской Конвенции намечено выделить уже 480 млн. ЭКЮ, в том числе 58 млн. для Мавритании (золото, железо), 11 млн. для Буркина Фасо (золото). Рассматриваются вопросы финансирования Суринама, Ботсваны, Ямайки, Новой Каледонии и Зимбабве. Кроме того, ЕС оказывает странам АСР техническую помощь, кредитует инвестиционные проекты, особенно в сельском хозяйстве, энергетике, промышленности, а также для развития объектов инфраструктуры. На первое пятилетие действия IV Ломейской Конвенции (1990-1995 годы) на цели кредитования и субсидирования было выделено 12 млрд. ЭКЮ - примерно на 20 % больше, чем по III Ломейской Конвенции. На следующий пятилетний период (1996-2000 годы) намечено выделить 14,6 млрд. ЭКЮ, в том числе почти 13 млрд. из ЕФР и 1,6 млрд. по линии Европейского Инвестиционного Банка. Примерно половину из этих сумм страны получают в виде безвозвратных займов. 

Информация о работе Поддержка внешнеэкономической деятельности в странах Европейского Союза