Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:47, реферат
На долю ЕС приходится 31 % мирового ВВП. С учетом того, что в странах ЕС проживает 6 % населения земного шара, ВВП в расчете на душу населения в ЕС в 5 раз больше среднемирового уровня. ЕС наряду с США и Японией выступает на мировой арене как единая интегрированная сила. Между этими тремя гигантами идет постоянная борьба за мировые рынки товаров, услуг, капитала, патентов.
^ Отношения со странами
Центральной и Восточной Европы и странами
Балтии
После драматических событий 1989 года, когда Восточная Германия (ГДР) воссоединилась с Западной Германией и развалился экономический союз стран Восточной и Центральной Европы с СССР (СЭВ), ЕС выработал новую стратегию в отношении этой большой группы стран. Она выразилась в программе под названием PHARE и выработке нового типа договоров, названных в обиходе ЕС “европейскими договорами”. Главы государств “большой семерки” (G-7) на своей встрече в Париже в июле 1989 года обратились к Европейской Комиссии с просьбой координировать экономическую и финансовую помощь Польше и Венгрии в рамках программы PHARE. Другие страны ОЭСР (G-24), т.е. кроме США, Великобритании, ФРГ, Франции, Италии, Канады и Японии еще 8 стран ЕЭС, плюс 6 государств ЕАСТ, а также Новая Зеландия, Австралия и Турция, поддержали это решение “большой семерки”. На совещании G-24 в июле 1990 года была достигнута договоренность о распространении этой помощи на Восточную Германию, Чехословакию, Болгарию и Югославию. Позднее к программе PHARE были подключены Румыния, Албания и государства Балтии - Литва, Латвия и Эстония. В 1990 году по программе PHARE было выделено 500 млн. ЭКЮ, а в июне 1995 года Европейский Совет, собравшийся в Каннах, принимает решение о выделении на 1995-1999 годы 6693 млн. ЭКЮ. К финансированию данной программы подключились также МВФ, Всемирный Банк, Европейский Инвестиционный Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития (в основном, это касается строительства и реконструкции объектов инфраструктуры). На очередной встрече глав правительств ЕС в Мадриде (1995 год) было заявлено, что программа PHARE играет ключевую роль в стратегии присоединения государств Центральной и Восточной Европы, а также Балтии к ЕС, что она является инструментом реструктуризации их экономик, адаптирования их законодательства к правовой системе Сообщества. Европейская Комиссия с помощью данной программы поощряет межрегиональную кооперацию вышеперечисленных стран, поддерживая целый ряд проектов по приграничному сотрудничеству. С ее помощью осуществляются реформы в области государственного строительства, развития гражданского общества. Следует также отметить, что посредством программы PHARE осуществляется не только оказание финансовой и технической помощи странам Восточной и Центральной Европы, а также Балтии, но и создается на их территории инфраструктура, соединяющая эти страны с инфраструктурой ЕС, в первую очередь выстраиваются транспортные коридоры в рамках формирования трансевропейских коммуникаций (см. главу 7). В 1993 году ЕС принимает решение о том, что на эти цели в общем объеме финансирования через программу PHARE (а на нее ЕС выделяет около 60 % от общей суммы внешней помощи зарубежным странам) должно ежегодно направляться до 15 % средств. На период 2000-2005 годов ЕС предусмотрел для стран-кандидатов выделение 56 млрд. ЕВРО, в том числе по линии фонда PHARE – 9 млрд., специально для нужд аграрного сектора (программа SAPARD) – 11,7 млрд. и для развития производст-венной инфраструктуры и осуществления природоохранных мероприя-тий (программа ISPA) – 32,4 млрд. ЕВРО. Начиная с 2006 года намечено до 30 % сумм структурных фондов направлять на оказание финансовой поддержки экономики стран Центральной и Восточной Европы. [4, стр.46]
Что же касается “европейских договоров”, то их содержание шире, чем обычных договоров, которые ЕС уже заключил с другими странами, в том числе и с ассоциированными, о свободной торговле и сотрудничестве. Эти договора нацелены на присоединение стран Восточной и Центральной Европы, включая страны Балтии, к Европейскому Союзу. Об этом прямо говорится в преамбуле договора.
“Европейские договора” охватывают следующий круг вопросов:
Определено, что договор
после его подписания должен быть
ратифицирован парламентами всех 15
государств ЕС. Учитывая, что процедура
ратификации займет много времени,
предусмотрено заключение промежуточных
договоров по отдельным разделам,
в рамках компетенции Европейской
Комиссии. Существует договоренность
о том, что ЕС в течение 10 лет
будет поэтапно снимать ограничения
на импорт из стран Восточной и
Центральной Европы, а также снижать
размеры таможенных тарифов с
опережением сравнительно с его
партнерами. Ассоциированные же страны
будут открывать свои рынки для
товаров из ЕС по гибкому графику
с учетом конкретной ситуации. В
июне 1993 года на совещании Европейского
Совета в Копенгагене были определены
основные критерии (условия), которые
должны соблюдаться государствами-
Членство в Союзе предполагает:
Прединтеграционная стратегия с ассоциированными странами данного региона Европы, с которыми подписаны “европейские договора”, была определена Европейским Советом в 1994 году на совещании в г. Эссен и конкретизирована в Белой Книге, подготовленной Европейской Комиссией в 1995 году. В ней определены меры по интеграции экономик стран Восточной и Центральной Европы и Балтии в единый рынок ЕС, в частности, в области трансформации национального законодательства в соответствии с принципами и положениями законодательства ЕС (в Белой Книге содержится информация о 899 законодательных актах ЕС по 23 направлениям деятельности, принятие которых необходимо для обеспечения функционирования единого европейского рынка).
Специалисты, исследующие
проблемы присоединения рассматриваемой
группы стран к ЕС, разделяют их
на две подгруппы: первая - это страны
Балтии, а также т.н. Вышеградская
группа - Польша, Чехия, Словакия и Венгрия;
вторая - это балканские государства (Болгария,
Румыния, Албания) и вновь образованные
государства на территории бывшей Югославии.
Развитие торговых отношений ЕС с первой
группой стран имеет ту специфику, что
их промышленная продукция (сталь, уголь,
текстиль, готовая одежда и обувь) и сельскохозяйственная
продукция затрагивает чувствительные
сектора экономики ЕС, в которых имеют
место перепроизводство и большие трудности
с экспортом в третьи страны. Более того,
эти виды продукции конкурируют с импортом
из развивающихся стран, в частности, Средиземноморья
и из высокоразвитых индустриальных стран
Азии (Япония, Таиланд и др.). Вторая группа
стран (исключая Словению) по уровню своего
развития значительно отстает от своих
северных соседей, особенно Албания. В
этом регионе масса людей просто борется
за свое существование. К тому же это регион
острейших конфликтов, не затихающих и
до сих пор. С учетом названных и других
факторов ЕС, видимо, будет проводить дифференцированную
политику в процессе их интеграции в единый
рынок ЕС. Этот вывод подтверждается и
решением Европейского Совета, принятым
в декабре 1997 года, о начале переговоров
с шестью странами (Польша, Чехия, Венгрия,
Эстония, Словения и Кипр) по проблеме
их присоединения к ЕС, хотя заявления
о принятии в состав Союза были направлены
Европейской Комиссии и другими странами
данного региона.
^ Отношения со странами
Средиземноморья и Среднего Востока
Специфика отношений ЕС со странами Средиземноморского региона состоит, во-первых, в том, что они в своем большинстве еще совсем недавно (в 50-60-х годах) были или колониями, или зависимыми от таких европейских стран, как Франция, Великобритания, Испания и Италия. Страны Магриба, т.е. арабского Запада (Марокко, Алжир, Тунис, Ливия), а также Сирия и Ливан были в зоне в основном французских, а также итальянских и испанских интересов, а страны Машрика, или арабского Востока (Кипр, Египет, Иордания), а также Израиль и Мальта - в зоне английского влияния. Например, Тунис и Марокко получили национальную независимость от Франции только в 1956 году, а перестали быть английскими колониями Кипр - в 1961 году, Иордания - в 1958 году, Мальта - в 1964 году. Во-вторых, пять стран ЕС (Греция, Италия, Франция, Испания и Португалия) являются средиземноморскими странами со всеми вытекающими из этого обстоятельства интересами к другим странам, расположенным по северным и южным берегам Средиземного моря. В-третьих, поскольку большинство стран Средиземноморского бассейна до сих пор являются слаборазвитыми, бедными странами, имеющими большие суммы внешнего долга, дефицит платежного баланса, с очень высоким уровнем рождаемости, то ЕС опасается в случае ухудшения их экономического положения резкого наплыва нелегальных иммигрантов из этого региона, как это недавно произошло с Албанией и курдами. [5, стр.12]
Учитывая тесную традиционную
экономическую
^ Отношения с независимыми
государствами бывшего СССР и
Монголией
ЕС при участии “большой
семерки”, а также Европейского
Банка Реконструкции и
Отношения со странами, охваченными Ломейской Конвенцией
Эти отношения имеют особую и длительную историю. Страны, охваченные Ломейской Конвенцией - в основном бывшие колонии европейских стран. Первая Конвенция об автоматическом включении африканских колоний Бельгии, а также колоний, заморских территорий и департаментов Франции в систему ЕЭС была подписана “шестеркой” одновременно с Римским договором в марте 1957 года сроком на 5 лет - до 31 декабря 1962 года. Для ФРГ, Италии, Нидерландов и Люксембурга ассоциация открывала новые рынки сбыта продукции, сферы приложения капитала и источники сырья. Путем повышения тарифов на продукцию, поступающую из неассоциированных стран Франция и Бельгия добились ограждения товаров из принадлежавших им африканских колоний от конкуренции на рынках ЕЭС. Для финансирования инвестиционных проектов был создан Европейский фонд развития (см. главу 4). В период действия Конвенции 1957 года в ассоциации назрели большие противоречия, вызванные главным образом успехами национально-освободительной борьбы в Африке. Почти все колонии Франции и Бельгии стали независимыми государствами. В соответствии с нуждами своего экономического развития они предъявили членам ЕЭС ряд требований, в том числе требование прямого представительства в административных органах Сообщества, совместного руководства Европейским фондом развития (ЕФР). При этом следует отметить, что в течение действия первой Конвенции ЕФР были выделены субсидии на выполнение лишь 39 % проектов, представленных ассоциированными странами, что покрывало тем самым только 33 % их потребности в инвестициях. Новые независимые государства Африки поставили также вопросы об увеличении доли субсидируемых экономических проектов и повышении удельного веса ассоциированных стран в импорте тропических товаров в ЕЭС. Большие различия в позициях наметились и внутри Сообщества. Нидерланды выступили против заключения новой Конвенции с африканскими странами, Франция, наоборот, - за самую тесную ассоциацию. Францию поддержали Бельгия и Люксембург. Одновременно все партнеры стремились ослабить влияние Франции на ход дел в ассоциации. ФРГ, которая остро нуждалась во внешних рынках, защищала идею расширения ассоциации за пределы бывших колониальных империй Франции и Бельгии, выступала за менее жесткие торговые ограничения по отношению к экономически отсталым странам, не имеющим пока общего соглашения с ЕЭС. Переговоры между ЕЭС и африканскими странами затянулись и неоднократно находились на грани срыва. Наконец, 20 января 1962 года в Брюсселе было принято решение о возобновлении ассоциации. В 1963 году в городе Яунде (Камерун) была подписана новая Конвенция об ассоциации (первая Яундская Конвенция). В нее вошли 18 африканских государств. Вторая Яундская Конвенция об ассоциации была заключена в июле 1969 года на период 1970-1975 годы. Эстафету Яундских Конвенций, начиная с 1975 года, переняли Ломейские Конвенции. С тех пор круг стран, охваченных этой Конвенцией, значительно расширился за счет бывших колоний Великобритании, а также Испании и Португалии. В настоящее время действует IV Ломейская Конвенция, рассчитанная на 10 лет (1990-2000 годы). До этого Конвенции подписывались в 1975, 1979, 1984 годах сроком на 5 лет каждая. С 1975 года число стран, охваченных Конвенцией, возросло с 46 до 71. Таков был длинный шлейф бывших колоний, принадлежавших огромным колониальным империям. В обиходе ЕС рассматриваемая группа стран называется African, Caribbean and Pacific (ACP) countries, South Africa and the overseas countries and territories (OCTs). В соответствии с Ломейской Конвенцией, страны АСР могут беспошлинно экспортировать свою продукцию на единый рынок ЕС без каких-либо количественных ограничений. Это, в основном, тропические культуры (какао, кофе, орехи, бананы, пальмовое масло, цитрусовые и т.п.). Еще со времен Яундских Конвенций действует система стабилизации экспорта ассоциированных государств; она носит название Stabex. Эта система предусматривает нейтрализацию колебаний цен на 40 видов тропических сельскохозяйственных культур и сырья (хлопок, кожи, древесину), которые бывают весьма ощутимыми и являются бичом других слаборазвитых, как правило, монокультурных стран. По последним имеющимся данным за 1994 год, общая сумма 30 трансферов 26 странам АСР составила 138,1 млн. ЭКЮ. Как отметила Европейская Комиссия в своем отчете за 1995 год, ЕС впервые со времени вступления в силу IV Ломейской Конвенции ЕС смог полностью покрыть все убытки стран, возникшие из-за колебаний цен. Начиная со II Ломейской Конвенции действует также система финансовой поддержки производства продукции горнодобывающей промышленности (уран, золото, фосфат и т.п.), называемая Sysmin, которая, как и предыдущая, защищает страны-поставщики от колебаний цен на мировом рынке. В рамках III Ломейской Конвенции финансовую поддержку по системе Sysmin получили 10 проектов на сумму 159 млн. ЭКЮ. Свыше 100 млн. ЭКЮ было выделено в 1995 году. Согласно IV Ломейской Конвенции намечено выделить уже 480 млн. ЭКЮ, в том числе 58 млн. для Мавритании (золото, железо), 11 млн. для Буркина Фасо (золото). Рассматриваются вопросы финансирования Суринама, Ботсваны, Ямайки, Новой Каледонии и Зимбабве. Кроме того, ЕС оказывает странам АСР техническую помощь, кредитует инвестиционные проекты, особенно в сельском хозяйстве, энергетике, промышленности, а также для развития объектов инфраструктуры. На первое пятилетие действия IV Ломейской Конвенции (1990-1995 годы) на цели кредитования и субсидирования было выделено 12 млрд. ЭКЮ - примерно на 20 % больше, чем по III Ломейской Конвенции. На следующий пятилетний период (1996-2000 годы) намечено выделить 14,6 млрд. ЭКЮ, в том числе почти 13 млрд. из ЕФР и 1,6 млрд. по линии Европейского Инвестиционного Банка. Примерно половину из этих сумм страны получают в виде безвозвратных займов.
Информация о работе Поддержка внешнеэкономической деятельности в странах Европейского Союза