Поддержка внешнеэкономической деятельности в странах Европейского Союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:47, реферат

Краткое описание

На долю ЕС приходится 31 % мирового ВВП. С учетом того, что в странах ЕС проживает 6 % населения земного шара, ВВП в расчете на душу населения в ЕС в 5 раз больше среднемирового уровня. ЕС наряду с США и Японией выступает на мировой арене как единая интегрированная сила. Между этими тремя гигантами идет постоянная борьба за мировые рынки товаров, услуг, капитала, патентов.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 75.24 Кб (Скачать)

Общая внешнеэкономическая  политика потребовала от ЕС укрепле-ния и своих внешних границ, усиления таможенных и пограничных служб, защиты единого рынка от недобросовестной конкуренции, контрабанды, преступных акций, наплыва нелегальных иммигрантов. Осуществляется политика защиты торговых марок европейских фирм, авторских прав, патентов, общеевропейских и национальных стандартов качества продукции. В усилении внешних границ заинтересованы все 15 государств, ибо после ликвидации внутренних границ у граждан и предпринимателей ЕС должна быть уверенность, что их интересы прочно защищены на внешних границах Союза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политические  аспекты международной деятельности государства.

 

ЕС проводит дифференцированную внешнеэкономическую политику по отношению  к различным странам и регионам мира. Можно выделить следующие ее направления, с учетом классификации  Европейской Комиссии:

  • отношения с США, Японией и другими развитыми индустриальными странами;
  • отношения с европейскими странами, входящими в состав Европейской Ассоциации свободной торговли (ЕАСТ);
  • отношения со странами Центральной и Восточной Европы, а также государствами Балтии;
  • отношения со странами Средиземноморья и Среднего Востока;
  • отношения с независимыми государствами бывшего СССР (странами СНГ) и Монголией;
  • отношения со странами, охваченными Ломейской Конвенцией;
  • отношения с другими развивающимися странами Азии, Африки, Латинской Америки и Океании.

Особое место в системе  этих отношений занимают развитые индустриальные страны, в первую очередь США и Япония. Общие проблемы развития экономических связей с данной группой стран рассматриваются ежегодно на встречах глав ведущих государств мира (G-7); это - США, Великобритания, Канада, Германия, Франция, Италия и Япония. В этих встречах принимает участие и ЕС как самостоятельный субъект в лице Президента Комиссии и главы того государства, которое в данный момент по ротации является председательствующим в ЕС (даже если оно не входит в состав “семерки”). Периодически встречаются для взаимных консультаций министры торговли США, Японии, Канады и представители Европейской Комиссии. ЕС экспортирует в четыре самые развитые неевропейские страны (США, Япония, Канада, Австралия) примерно 1/4 своих товаров и услуг, а доля импорта из этой группы стран в общем объеме импорта ЕС составляет 31 %. Таким образом, сальдо торгового баланса с этими четырьмя странами для ЕС является отрицательным. Несбалансированность торговли с ведущими индустриальными странами мира, естественно, не может не вызывать озабоченности у ЕС, который осознает, что причиной тому является отставание в секторе высоких технологий. Рассмотрим эту проблему более подробно в аспекте экономических связей ЕС с США и Японией, ибо с Канадой и Австралией у ЕС товарооборот более или менее сбалансирован. [3, стр.12]

 

 

^ Отношения с Соединенными Штатами Америки

Выше уже отмечалось, что  США сыграли выдающуюся роль в  становлении и развитии Европейского Экономического Сообщества. ЕС и США  до сих пор остаются стратегическими  партнерами, и не только в сфере  экономики, но и в области международной  политики. Как отмечается в Трансатлантической Декларации, принятой ЕС и США в 1990 году (впоследствии к ним присоединилась и Канада) сотрудничество между ними основывается на четырех базовых принципах: обеспечение мира, стабильности, демократии и развития во всем мире; совместная ответственность за глобальные процессы; содействие расширению всемирной торговли и установлению более тесных экономических связей; упрочение тесных связей между обоими партнерами. В коммюнике Европейской Комиссии от 26 июля 1995 года сказано, что ключевыми элементами отношений США и ЕС являются: безопасность, международная политика, экономические и торговые связи, а также макроэкономическое сотрудничество. Основными сферами развития кооперации между обоими партнерами должны быть: охрана окружающей среды, информационное общество, социальная политика, научные исследования, просвещение и профессиональная подготовка кадров. В 1998 году в Лондоне между США и ЕС была подписана программа сотрудничества в ХХI веке.

Однако диалектика жизни  такова, что ЕС и США, несмотря на особые партнерские отношения, были и остаются конкурентами. На протяжении последних четырех десятилетий  эта конкурентная борьба велась вокруг таких вопросов, как экспорт сельскохозяйственных продуктов, стали, самолетов, доступ к  рынкам средств телекоммуника-ции, космическая промышленность, электроника и вычислительная техника. Острота этой борьбы объясняется тем, что объем экспорта европейских товаров в США меньше импорта американских товаров в Союз примерно на 1/4. США, являясь крупнейшим производителем сельскохозяйственной продукции и ее экспортером, еще в начале 60-х годов предприняли наступление на ЕЭС, чтобы, с одной стороны, пробиться на его рынок, защищенный высокими таможенными барье-рами, а, с другой стороны, потеснить европейцев на мировом рынке продовольствия (раунды Диллона в 1960-1962 годах и Кеннеди в 1964-1967 годах в рамках ГАТТ). США в этом наступлении поддерживали другие крупнейшие экспортеры сельскохозяйственных продуктов (Канада, Австралия). Они выбрали своей мишенью таможенные тарифы ЕЭС и систему субсидирования экспортных операций, в частности, по зерну, сахару и молочным продуктам. Следует еще раз подчеркнуть, что ЕС является крупнейшим экспортером этих продуктов, продавая их в третьи страны по ценам значительно более низким, чем те, которые действуют на внутреннем рынке ЕС, благодаря системе субсидирования. Это позволило ЕС потеснить другие страны на мировом рынке сельскохозяйственных продуктов, в частности США, Канаду, Австралию и Новую Зеландию. Конечно, многие слаборазвитые страны от этой конъюнктуры только выиграли, покупая у европейцев продукты по относительно низким ценам. В ходе острейших переговоров в рамках ГАТТ европейцы, парируя аргументы США, заявили, что американцы и сами небезгрешны, проводя протекционистскую политику в отношении своих фермеров. Так, общий размер государственных субсидий ферме-рам США составлял 35 % от общей стоимости произведенной ими продукции (для сравнения: в Канаде - 46 %, Австралии - 15 %, Японии - 75 %), а в ЕЭС он составлял 49 %. В ходе последнего, Уругвайского раунда переговоров ЕС согласился сократить объем своего экспорта сельскохозяйственных продуктов на 24 %, а также уменьшить объем субсидирования. Еще одним товаром, по которому долгое время шла борьба в рамках ГАТТ и двусторонних переговоров между ЕЭС и США, была сталь. США в конце концов заявили европейцам, что если они добровольно не ограничат поставки стали на американский рынок по низким ценам, то США вынуждены будут установить высокие защитные таможенные пошлины на европейскую сталь. И ЕЭС вынужден был уступить, подписав с США соглашение, устанавливающее предельные квоты на поставку стали в США. В рамках двусторонних переговоров, а не через ГАТТ, был урегулирован конфликт между США и ЕЭС по вопросу микросхем. До 1987 года не существовало никаких преград, препятствующих поставке американскими предприятиями на европейс-кий рынок микросхем, являющихся копиями европейских. Такая практика наносила большой урон европейской автомобильной, медицин-ской и электронной промышленности. В 1987 году ЕЭС было вынуж-дено ввести систему защиты, которая больше не допускала продажу американских микросхем на рынке Сообщества. Аналогичные проблемы в торговых отношениях между США и ЕС возникают постоянно. Например, только в июле 1997 года было найдено компромиссное решение по вопросу о продаже самолетов американскими концернами “Дуглас” и “Боинг”, которые недавно объединились. В решение этой проблемы пришлось вмешаться лично президентам США Биллу Клинтону и ЕС Жаку Сантеру. В 1999 году после вмешательства ВТО закончилась длившаяся шесть лет т.н. «банановая война». [3, стр.45]

Для экономических отношений  США и ЕС характерна еще одна особенность. Она состоит в тесном переплетении взаимно инвестированных капиталов. На территории ЕС действует большое  число дочерних фирм американских транснациональных  компаний (ТНК), которые производят ежегодно продукции на сумму свыше 620 млрд. долларов, что почти в 9 раз  превышает объем американского  экспорта в ЕС. И, наоборот, европейские  концерны осуществили огромные вложения своих капиталов в американскую экономику, в объемах даже больших, чем американские инвестиции в страны ЕС. По данным Европейской Комиссии, при объеме взаимного товарооборота  в 1994 году в сумме 190 млрд. ЭКЮ общий  объем взаимных инвестиций составил 410 млрд. ЭКЮ. В этом тесном переплетении капиталов проявляется процесс  глобализации экономик стран мира. И огромную роль в этом играют не усилия государств и международных  структур, а транснациональные корпорации (ТНК). Значение международных концернов  в мировой экономике оценить  очень трудно. По данным ЮНКТАД, доля внутрифирменной торговли ТНК составляет около 30 % от общего объема мировой торговли, т.е. столько же, сколько весь экспорт  ЕС. По оценке специалистов, прямые капиталовложения ТНК являются важным, если не решающим фактором в экономической интеграции европейских и вообще западных стран, а также в дальнейшем углублении международного разделения труда. [5, стр.25]

Следует также отметить уникальный организационный механизм отношений  между ЕС и США, определенный вышеназванной  Трансатлантической Декларацией 1990 года. Действует система постоянных взаимных консультаций на пяти уровнях: первый уровень - это дважды в год проводимые встречи Президента США и делегации  ЕС в составе Президента Комиссии и главы государства, которое  в данный момент является в ЕС председательствующим. Второй уровень - дважды в год проводятся встречи министров иностранных  дел ЕС, представителей Комиссии и  госсекретаря США. Третий уровень - это оперативные консультации госсекретаря США и министра иностранных дел государства ЕС, которое является председательствующим в данный момент. Четвертый уровень - дважды в год проводятся консультативные встречи Комиссии и правительства США. Пятый уровень - это политические встречи министров ЕС с членами правительства США по отдельным проблемам. Диапазон обсуждаемых проблем весьма широкий: это - и сотрудничество в области атомной энергетики, и развитие высшего и специального образования, и кооперация в сфере научных исследований и новых технологических разработок, и процесс сближения систем сертифицирования продукции, и положение дел в гражданской авиации и т.д. 

Отношения с Японией

Экономические отношения  европейских стран с Японией  не имеют столь длительной истории, как с США. Особенность японской внешнеэкономической политики состоит  в том, что Япония очень активно  прорывается на мировой рынок, однако сама весьма неохотно пускает импортные  товары и капиталы на свой внутренний рынок. Такая политика позволила  Японии создать огромный положительный  платежный баланс буквально со всеми  странами и регионами, включая США  и ЕС. Объем импорта в ЕС из Японии превышает объем экспорта ЕС в Японию более чем в 2 раза. История отношений ЕС с Японией  изобилует многолетними торговыми  сражениями, при этом японцы проявляли  исключительную изобретательность. Возьмем, к примеру, поставки японских автомобилей  на европейский рынок. Автомобильная  промышленность в ЕС имеет значительный удельный вес, предоставляя работу большому количеству людей, и она на протяжении многих лет проигрывала в конкурентной борьбе не только на мировом рынке, но и у себя дома. ЕС в итоге  был вынужден ввести ограничения  на экспорт японских автомобилей  на свой рынок. Одновременно проводилась  политика экономического поощрения  “чемпионов”, т.е. ведущих фирм европейских стран, производящих автомобили (кстати, не только автомобили) путем инвестиций для реконструкции и модернизации предприятий, рационализации производства, внедрения новых технологий. Однако японцы нашли слабые места в европейской “крепости”, в частности, в Великобритании, которая не сумела добиться должного уровня модернизации своих автомобильных компаний. В этой стране были созданы дочерние предприятия автомобильных концернов “Ниссан” и “Тойота”, которые выполняли роль Троянского коня. В связи с этим правительства Франции и Италии поставили вопрос о включении производимых в Великобритании на японских дочерних предприятиях автомобилей в общую квоту на импорт японских автомобилей в ЕС, оспаривая их европейское происхождение. Наряду с применением ограничительных квот на импорт, ЕС в стремлении обуздать доступ японских товаров на свой рынок начал применять также антидемпинговые высокие пошлины на импорт узлов и компонентов из Японии на сборочные предприятия (т.н. “отверточные” предприятия, которые во множестве были созданы в странах ЕС), чтобы избежать обложения таможенными пошлинами готовой продукции на этих монтажных заводах. Эти антидемпинговые меры применяются в основном в тех секторах, где Европа проигрывает Японии по уровню качества или себестоимости (конторская техника, компьютеры, средства телекоммуникации, бытовая электроника). Применение таких защитных мер в отношении японского импорта диктовалось также и тем соображением, что Япония ограничивала экспорт европейских товаров на своей внутренний рынок. Все это не могло не вызвать нарастающей напряженности в отношениях между ЕС и Японией. По инициативе Японии в повестку дня Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ был поставлен вопрос о правомерности протекционистских действий европейцев в отношении японских фирм. В 1991 году японское правительство выступило с инициативой, обращенной к ЕС о начале переговоров об упорядочении взаимных экономических отношений, выработке такого же механизма консультаций, который существует в отношениях между США и ЕС. Ответная реакция ЕС была такова:

  1. ЕС настаивает на том, что Япония должна проводить более открытую, либеральную политику в отношении европейского экспорта товаров и капитала, не применяя дискриминационных мер.
  2. ЕС готов пойти на уступки японской стороне, если та выполнит вышеуказанное требование, осуществив в этом случае либерализацию своего рынка в отношении импорта японских товаров, постепенно снимая свои ограничения. 
  3. ЕС готов пойти на сотрудничество в области высоких технологий и научных разработок, поощряя японские инвестиции в этот сектор экономики, вместо того, чтобы Япония наращивала свой экспорт соответствующих готовых товаров на европейский рынок. 

29 мая 1995 года Европейская  Комиссия представила Совету  Министров доклад “Европа и  Япония: следующие шаги”, содержащий  новую стратегию в отношении  Японии. Ее целью является сокращение  дефицита торгового баланса в  торговле с Японией, развитие  диалога с ней, а также сотрудничества  в сфере экономики. В соответствии  с выработанной стратегией, ЕС  провел с Японией серию переговоров.  К настоящему времени достигнута  договоренность о поощрении взаимных  инвестиций, взаимопризнании стандартов по большому списку товаров, составляющих 30 % от объема товарооборота. ЕС передал Японии около 200 конкретных предложений, направленных на преодоление чрезмерной закрытости японского рынка для европейских товаров. 

 

^ Отношения со странами ЕАСТ

В 1992 году ЕС заключил специальное  соглашение с Австрией, Финляндией, Исландией, Норвегией и Швецией  о создании Европейского экономического пространства (European Economic Area - EEA), которое вступило в силу 1 января 1994 года. Этим соглашением был образован интегрированный рынок, на котором обеспечивается свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Этим же соглашением о создании ЕЕА предусматривалось сотрудничество ЕС со странами ЕАСТ по широкому спектру проблем. После присоединения с 1 января 1995 года к ЕС Швеции, Австрии и Финляндии в составе ЕАСТ остались Швейцария, Лихтенштейн, Норвегия и Исландия, а партнерами ЕС по ЕЕА - Норвегия, Исландия и Лихтенштейн, который присоединился к соглашению по ЕЕА после референдума с 1 мая 1995 года. Швейцария же 6 декабря 1992 года после референдума, в ходе которого большинство граждан выступило против присоединения к ЕС, решила не присоединяться к соглашению по ЕЕА. ЕС ведет со Швейцарией активные переговоры, направленные на обеспечение свободного передвижения людей, кооперацию в сфере научных исследований, публичного права, на обеспечение взаимного признания стандартов на качество продукции и по другим вопросам. 30 мая 1995 года ЕС совместно со странами, входящими в ЕЕА, была принята Совместная Декларация об интенсификации сотрудничества в области внешней политики и политики безопасности. Соглашение по ЕЕА является по существу не только документом о сотрудничестве, но и программой интеграции. Оно знаменует радикальное изменение политики ЕС по отношению к странам ЕАСТ, которые рассматриваются теперь не как конкуренты, а партнеры. В результате была создана самая большая в мире зона свободной торговли, правда, территориально меньшая, чем у Североамериканского соглашения о свободной торговле (NAFTA), однако охватывающая большее чиcло потребителей и создающее больший объем ВВП. Вместе с тем, рассматривая юридические аспекты ЕЕА, следует отметить, что экономическая интеграция не сопровождалась предоставлением членам ЕАСТ соответствующих прав в органах ЕС. Это означает, что страны ЕАСТ должны применять правовые нормы ЕС (включая решения Суда ЕС), в создании которых они не могут принимать участия. В частности, в соглашении указано, что если страны ЕАСТ откажутся признавать применимость для них новых правовых норм ЕС, то они могут быть лишены прав в соответствующей сфере деятельности (более подробно об этом см. Хартли Т.К. «Основы права Европейского Сообщества», COLPI, Москва, Будапешт, 1998, стр. 6).

Информация о работе Поддержка внешнеэкономической деятельности в странах Европейского Союза