Перспективы развития рынка легковых автомобилей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 09:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы, опираясь на теоретические основы маркетинга оценить состояние и тенденции развития легковых автомобилей в России и за рубежом, и предложить практические рекомендации по его совершенствованию.
Объект исследования: особенности развития автомобильного рынка.
Предмет исследования: современные тенденции на рынке автомобилей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…..…..3
Глава 1. Окружающая среда маркетинга легковых автомобилей…….….…....5
1.1 Экономическая коньюктура развития…………………………………….5
1.2 Каналы распределения и способы продвижения…………………….…...9
1.3 Центры развития мировой автомобильной промышленности………....15
Глава 2. Комплекс маркетинга легковых автомобилей……………….….…...19
2.1 Анализ конъюнктурного обзора рынка легковых автомобилей……..…19
2.2 PEST анализ автомобилей………………………………………………….22
2.3 SWOT анализ автомобилей………………………………………….…….28
Глава 3. Перспективы развития рынка легковых автомобилей………………49
3.1 Основные тенденции рынка легковых автомобилей…………………….49
3.2 Рекомендации по совершенствованию рынка легковых автомобилей…..52
Выводы и Предложения………………………………………………..………55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….….……59

Файлы: 1 файл

копия.docx

— 1.12 Мб (Скачать)

Несмотря на стабилизацию или даже улучшение обстановки в автомобильном бизнесе стран Северной Америки и Западной Европы в 2010 году, это не воспринимается пока как наступление «хороших времен». Поскольку экономическая рецессия наиболее остро ощущается в развитых

экономиках мира, автомобильные рынки в этих регионах находятся еще на низких точках исторической ретроспективы и только начали медленное восстановление. Однако многие западные фирмы извлекают выгоду из бума

в восточных страна, и вся структура мирового автопрома трансформировалась под влиянием быстрого экономического роста в Азии, особенно в Китае, где новый спрос рожден ускоренной автомобилизацией

населения на основе значительного роста реальных доходов.

Тем временем, традиционно бывший крупнейшим в мире автомобильный   рынок США уже значительно уступил по объему продаж Китаю, и сегодня General Motors продает в Китае автомобилей больше, чем в США. Но не один лишь Китай был локомотивом роста мирового автомобильного рынка в 2010 году. Уверенный рост был отмечен в Индии, да и бразильская экономика проявила достаточную силу для подъема продаж автомобилей в этой стране.

Наглядную картину поразительных различий в динамике региональных рынков мира за последние 4 года дает приведенная здесь диаграмма. По оценочным данным за 2010 год, мировой рынок автомобилей вырос с 2006 года на 8%, тогда как продажи на рынке Южной

Америки подскочили за тот же период на 50%, а рынок азиатско-тихоокеанского региона (без учета Японии и Южной Кореи) взлетел почти на

90%. Кстати, это – единственный  регион мира, в котором рост  рынка не прекращался и в  кризисном 2009 году. В тоже время, европейский рынок просел на 20%, а рынок Северной Америки, несмотря на отмеченный в 2010 году рост, упал по сравнению с 2006 годом почти на 30%.

Вторая диаграмма показывает, как изменялась за тот же четырехлетний период доля каждого регионального рынка в общем объеме

мировых продаж автомобилей. Стабильную долю (9% мирового рынка) удерживает регион Японии и Южной Кореи.

Рост рыночной доли отмечен у Южной Америки (с 5% до 7%) и, в наибольшей мере, у азиатско-тихоокеанского региона без Японии и Кореи (с 21% до 37%).

В зависимости от конъюнктуры рынков менялась и динамика мирового производства автомобилей. В 2009 году суммарный объем мирового производства автомобилей всех типов сократился, по сравнению с 2008 годом, на 13,5%. Объем российского производства упал за тот же период на

59,7%, а его доля в  мировом производстве сузилась  с 2,5% до 1,2%. Соответственно, в рейтинге  стран-продуцентов автомобилей в 2009 году Россия опустилась с 12-го  на 19-емест. По имеющимся пока  еще за первые три квартала 2010 года данным OICA, мировое производство  автомобилей выросло, по сравнению  с аналогичным периодом 2009 года, на 32,5%.

 

 

 

Рисунок 3. Сравнительная динамика объемов продаж на мировом и региональных автомобильных рынках

Рисунок 4. Динамика объемов мировых продаж автомобилей (в тыс. ед.) и соотношения процентных долей региональных рынков в 2006-2010 годах

При этом заметно подросла доля России в мировом производстве – с 1,2% до 1,7%, а в рейтинге производящих стран Россия поднялась на 15-емест, обойдя Италию, Польшу, Турцию и Чешскую Республику.

 

 

Рисунок 5. Структура производства легковых автомобилей в России

 

 Продолжают  опережать Россию (в порядке убывания объемов производства) следующие страны: Китай, Япония, США, Германия, Южная Корея, Бразилия, Индия, Испания, Мексика, Франция, Канада, Иран, Таиланд и Великобритания. Есть все основания предполагать, что по окончательным итогам года российская позиция в мировом контексте, по меньшей мере, не ухудшится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 PEST анализ автомобилей

В России наблюдается инфляция издержек. Цены на необходимоё сырьё постепенно увеличиваются. Пример: рынок стального проката, средняя цена сырья для производства камазов:

Таблица2.1

Год

Средняя цена стального листа за тонну.

Рост цен в %

2009

19 100 руб.

По сравн. с 2008 0,023%

2010

19 350 руб.

0,02%

2011

19 420 руб.

0,01%


 

Постепенно цены на сырьё увеличиваются, соответственно продукция будет стоить дороже и потребителю придётся отдавать всё больше денег за товар.

Таблица 2.2

Год

% ВВП

2009

Спад на 7,9%

2010

Рост на 4%

2011

Рост на 4,6%


 

За последние два года наблюдается рост ВВП, это означает что организация на ряду с другими увеличила объёмы производства и соответственно повысила свою прибыль.

 

Уровень безработицы:

Таблица 2.3

2008

2009

2010

6.3%

8.4%

8.6%


 

Безработица организации это монета двух сторон. С одной стороны потребитель без дохода не сможет приобрести продукции компании, а с другой компания не будет испытывать дефицит кадров.

 

Рисунок 6. Продукция базовых видов экономической деятельности и ее доля в экономике страны.

 

Набор ценовых инструментов позволяет определить оптимальную стоимость автомобиля (базовая цена, система скидок.), удовлетворяющую основную часть целевых сегментов и максимизирующую доход, получаемый компанией. Ценовой элемент маркетингового комплекса призван ответить на вопрос: во сколько покупатель оценивает автомобиль компании?

Грамотная ценовая политика может привести к значительному увеличению доли рынка. Так, на американском автомобильном рынке вновь обострилась ценовая война среди крупнейших игроков рынка. Корпорация General Motors, пытающаяся увеличить объем продаж, объявила о введении дополнительных скидок на ряд наиболее популярных моделей пикапов, мини-вэнов и внедорожников. Руководство Chrysler рассматривает в качестве альтернативы прямым скидкам возможность улучшения условий гарантии на комплектующие. Новые скидки, предлагаемые GM, делают автомобили этой корпорации значительно более привлекательными для покупателей.

Компания Mazda выпустила изящный двухместный автомобиль с откидным верхом Miata, сконструированный для американского рынка, и обладающий отличными эксплуатационными качествами автомобиля. Автомобиль не имел аналогов на рынке.

Компания Mazda столкнулась с проблемой определения цены этого автомобиля. Японские импортеры контролировали издержки производства таким образом, чтобы цена не превышала 15 тысяч долларов. Первые несколько тысяч автомобилей Miata были распроданы на «ура», едва успев поступить в магазины. Чтобы разжечь еще больший интерес, Mazda поставила в 1989 году всего на 40 тысяч машин больше.

Таким образом, спрос превысил предложение в 10 раз. Модель Miata приобрела такую популярность, что даже существенное повышение цен не позволяло обеспечить автомобилями всех желающих.

Характерно, что цены на автомобили практически не различаются по моделям в разных автосалонах. Поэтому торгующие фирмы все больше переходят от ценовой конкуренции к неценовой, стараясь привлечь покупателей такими методами, как реклама, стимулирование сбыта с помощью увеличения набора предоставляемых дополнительно услуг (страхование, установка сигнализации, постановка на учет в ГИБДД, помощь в растомаживании и т.д.), что является положительным моментом в области развития потребительского рынка. Помимо вышеперечисленных факторов свою положительную роль играют использование различных скидок, проведение праздничных распродаж и других методов стимулирования сбыта.

В процессе исследования выяснилось, что практически все автомобили отечественного производства сходят с конвейера уже с браком, доставляя владельцу массу дополнительных хлопот. И очень мало таких владельцев, которых бы полностью устраивал свой автомобиль.

Отрицательные моменты развития потребительского рынка легковых автомобилей можно подразделить на две группы: внешние и внутренние (региональные).

К внешним моментам, не зависящим от деятельности, связанной с реализацией автомобилей, можно отнести наличие заводского брака, выявляющегося в процессе эксплуатации автомобилей; технические недоработки; применение материалов, которые быстро изнашиваются, ржавеют – 30% владельцев отечественных автомобилей одним из основных недостатков признали ржавчину.

К внутренним (региональным) отрицательным моментам развития рынка легковых автомобилей можно отнести:

1) слабую квалификацию  продавцов-консультантов, которые в  большинстве случаев не могут  предоставить качественную информацию  о приобретаемом автомобиле;

2) слабую материально-техническую  базу для реализации автомобилей (нет специальных павильонов, подиумов  для демонстрации автомобилей  и других технико-эксплуатационных  характеристик автомобилей);

3) недостаточную концентрацию  дополнительных услуг в отдельном  салоне. Это положение отмечают  многие опрашиваемые, в связи с чем возникает трудность в отыскании автосалона, предлагающего оптимальный выбор услуг и т.д.

При оценке потребительских предпочтений можно отметить, что наибольший удельный вес в их структуре занимают ценовой фактор (свыше 50%), технические характеристики (30%), цвет автомобиля (15%) и престижность модели (5%).

По данным исследования выяснилось, что большинство респондентов (примерно 80%) предпочитают приобретать автомобили в автосалонах, несмотря на то, что данный вид продажи относительно дороже. Будущие владельцы автомобилей готовы заплатить несколько больше, но получить максимум дополнительных услуг, предоставляемых автосалоном.

Поскольку определенная часть населения, представляющая собой потенциальных покупателей, не смогла приобрести автомобиль, то далее рассмотрим неудовлетворенный спрос на потребительском рынке легковых автомобилей.

Общий объем неудовлетворенного спроса составляет 23% от всего объема спроса населения на легковые автомобили. Можно отметить, что в структуре неудовлетворенного спроса в большем объеме (примерно 13%) преобладают импортные автомобили (за исключением марки «Тойота»). Анализ структуры неудовлетворенного спроса среди отечественных автомобилей позволил оценить ситуацию следующим образом: в связи с постоянными колебаниями в структуре потребительских предпочтений происходят постоянные колебания и в структуре неудовлетворенного спроса.

Предложения, сформировавшиеся в процессе работы и являющиеся основой для рекомендаций по улучшению деятельности торговых предприятий и сбалансированности рынка автомобилей, состоят в следующем:

1. Формирование товарного  ассортимента в соответствии  с выявленными предпочтениями  потребителей, объемом и структурой  неудовлетворенного спроса.

По данным исследования выяснилось, что большинство респондентов предпочитают приобретать отечественные автомобили (примерно до 60% в 2011 г. от общего числа опрошенных). Среди них около 50% отдают предпочтение марке «ВАЗ». Среди зарубежных марок наибольшим спросом пользуются автомобили «Тойота» (примерно 40% от всего числа опрошенных).

Анализ структуры факторов, влияющих на потребительские предпочтения, показал, что большинство людей склонны выбирать автомобиль, руководствуясь ценой на него, поэтому ценовой фактор занимает лидирующее положение в составе всех факторов.

 

 

 

2.3 SWOT анализ автомобилей

SWOT-анализ – ОАО «АвтоВАЗ». Сильные (S), слабые (W) стороны организации, возможности для ее развития (О) и существующие угрозы (Т). Альтернативные стратегии развития организации анализ и оценка существующих стратегий, предложения по их корректировке с учётом влияния факторов внешней и внутренней среды. Целевая установка предполагаемые средства достижения целей (программы, проекты, инициативы)

Сильные стороны

Слабые стороны

Выдающаяся компетентность; адекватные финансовые ресурсы; ;известный лидер рынка; изобретательный стратег в функциональных сферах деятельности организации; возможность получения экономии от роста объема производства;

преимущества в области издержек;

наличие инновационных способностей и возможности их реализации;

проверенный временем менеджмент.

связи с потребителями,

связи с поставщиками

огромные мощности

дешёвая рабочая сила

 Устаревшая техника и технология

Морально устаревшие модели

Отсутствие системы исследования рынка и продвижения продукции, Финансовый кризис нет ясных стратегических направлений;

ухудшающаяся конкурентная позиция; устаревшее оборудование;

более низкая прибыльность потому, что...недостаток управленческого таланта и глубины владения, проблемами, отсутствие некоторых типов ключевой квалификации и компетентности; плохое отслеживание процесса выполнения стратегии;

мучение с внутренними производственными проблемами;

уязвимость по отношению к конкурентному давлению;

отставание в области исследований и разработок; очень узкая производственная линия;

конкурентные недостатки;

ниже среднего маркетинговые способности;

неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии.

Возможности

Угрозы

 Поддержка федерального и московского  правительства

Существование пошлин на импортные автомобили

Развитие розничной и мелкооптовой торговли, сферы услуг

Заинтересованность иностранных производителей в освоении российского рынка, Наличие связей в регионах и республиках бывшего СССР. выход на новые рынки или сегменты рынка; расширение производственной линии; увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах; вертикальная интеграция;

возможность перейти в группу с лучшей стратегией; самодовольство среди конкурирующих фирм; ускорение роста рынка.

Конкуренция, местных производителей, Конкуренция иностранных производителей, Изменение протекционистской политики,

Финансовый кризис правительства, Снижение спроса на автомобили в России вследствие финансового состояния потенциальных покупателей, Банкротство местных постав возможность появления новых конкурентов; рост продаж замещающего продукта;

замедление роста рынка;

возрастающее конкурентное давление;

возрастание силы торга у покупателей и поставщиков; изменение потребностей и вкусов покупателей;

Информация о работе Перспективы развития рынка легковых автомобилей