Анализ рынка легковых автомобилей России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:28, научная работа

Краткое описание

Автомобильная промышленность является ведущей отраслью отечественного машиностроения, определяющей экономический
и социальный уровень развития страны.
Ситуацию в российской автомобильной промышленности
в последние несколько лет можно охарактеризовать как неоднозначную.

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ
1. Отраслевая структура экономики и место рынка легковых автомобилей в национальной экономике
2. «Отрасль» и «рынок»: их сущность, общее и различие
3. Фирма, предприятие и организация. Границы рынка
4. Типы рынка
5. Рейтинг рынка легковых автомобилей
6. Барьеры входа - выхода фирм на отраслевой рынок.
7. Ценовая дискриминация
8. Информация на рынке легковых автомобилей
9. Государственная отраслевая и антимонопольная политика
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

История-Бердска.doc

— 821.00 Кб (Скачать)


5

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра математических методов, статистики и информационных технологий в экономике

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Экономика отраслевых рынков

На тему: «Анализ рынка легковых автомобилей России»

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 4 курса,

группа 25э803

Какосян Ф.М.

Проверил:

к.э.н., доцент

Юшков О.А.

 

 

 

 

 

Тюмень 2011


СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

1.              Отраслевая структура экономики и место рынка легковых автомобилей в национальной экономике

2.              «Отрасль» и «рынок»: их сущность, общее и различие

3.              Фирма, предприятие и организация. Границы рынка

4.              Типы рынка

5.              Рейтинг рынка легковых автомобилей

6.              Барьеры входа - выхода фирм на отраслевой рынок.

7.              Ценовая  дискриминация

8.              Информация на рынке легковых автомобилей

9.              Государственная отраслевая и антимонопольная  политика

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.      Отраслевая структура экономики и место рынка легковых автомобилей в национальной экономике

 

Автомобильная промышленность является ведущей отраслью отечественного машиностроения, определяющей экономический
и социальный уровень развития страны.

Ситуацию в российской автомобильной промышленности
в последние несколько лет можно охарактеризовать как неоднозначную.
С одной стороны, происходил бурный рост рынка, вызванный, в том числе, ростом покупательской способности населения, развитием потребительского кредитования и укреплением национальной валюты.
С другой стороны, постоянно сокращалась доля отечественных производителей на автомобильном рынке при одновременном усилении конкуренции внутри ценовых сегментов.

Прогнозируя рост автомобильного рынка и изменение предпочтений потребителей, в Российской Федерации с 2005 года для привлечения инвестиций иностранных автопроизводителей был введен режим «промышленной сборки», предусматривающий поэтапную локализацию производства автомобильной техники и компонентов на территории России. В результате часть прямого импорта автомобильной техники была замещена продукцией, произведенной в Российской Федерации.

Российский рынок легковых автомобилей отличается высоким уровнем фрагментации по моделям, что характеризует относительную развитость рынка, но создает проблемы конкурентоспособности по масштабам производства. Основным традиционным производителем легковых автомобилей в России является ОАО «АВТОВАЗ», производственные мощности которого составляют около 1 млн. шт. в год. При этом подавляющее большинство иных автопроизводителей в России производят в среднем значительно менее 100 тыс. легковых автомобилей.

 

Развитие автомобильной промышленности страны происходило под активным воздействием со стороны государства, приняты законы и нормативные акты, существенно повлиявшие на структуру первичного рынка легковых автомобилей в России (новые автомобили, а также бывшие в употреблении, ввезенные в страну в отчетном периоде). Помимо этого на изменение структуры рынка повлияли такие макроэкономические и рыночные факторы как рост доходов населения, развитие системы автокредитования, расширение географии дилерской и сервисной сетей ведущими иностранными производителями. Действия этих факторов, в совокупности с отмеченной активностью государства, привели к структурным изменениям первичного рынка легковых автомобилей в России: быстрый рост объема рынка в целом; быстрый рост доли новых иномарок (в т.ч. собираемых в России); резкое сокращение доли новых отечественных автомобилей.

Однако количество работ, посвященных российскому рынку легковых автомобилей, а тем более учитывавших его быстрый рост в последние годы, весьма ограничено. Большинство из них содержат общие обзоры рынка или рассмотрение деятельности отдельных компаний-производителей.

В настоящий момент автомобильная промышленность Российской Федерации создает порядка 1% ВВП, обеспечивая около 400 тыс. рабочих мест непосредственно в компаниях-производителях автомобилей и комплектующих. Кроме того, отрасль создает около 1 000 000 рабочих мест в зависимых и дилерских компаниях.

Производство автомобильной техники осуществляется в тесной кооперации с предприятиями электротехнической, металлургической, химической, электронной, легкой и других отраслей промышленности. Благодаря мультипликативному эффекту автомобилестроение  обеспечивает в смежных отраслях дополнительную занятость в экономике страны около 4,5 млн. человек

2009 год стал одним из наиболее сложных в современной истории российской автомобильной промышленности. Российский автомобильный рынок, который до середины 2008 года был одним из самых быстрорастущих и динамичных в мире, утратил свои позиции. Устойчивые темпы роста ранее поддерживались за счет низкого уровня безработицы, конкурентных процентных ставок и широкого доступа к кредитованию.

►По итогам 2009 года темп роста безработицы превысил 8%, а объем ВВП сократился на 7,9%. Снижение уверенности потребителей, заработной платы и доступа к кредитованию — все эти факторы обусловили падение спроса.

►Объем продаж легковых автомобилей снизился почти на 50% по отношению к 2008 году, однако ряд факторов, включая улучшение условий кредитования и начало реализации государственной программы по утилизации старых автомобилей, позволяют с оптимизмом смотреть в будущее. Все это  способствовало смене тенденции и положило начало росту рынка уже в 2010 году, где объём продаж увеличился по сравнению с 2009 г. на 446310 штук и составил 1909 792шт.

2.      «Отрасль» и «рынок»: их сущность, общее и различие

 

Распределение ресурсов в рыночной экономике осуществляется с помощью рынка. Рынок – это экономический механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей.

Рынок базируется на трех основных элементах:

         1) цене;

2) спросе и предложении;

3) конкуренции.

Он имеет сложную структуру. Существуют рынки различных типов, но все они тесно связаны между собой.

Рис.1 Структура рынка

 

Есть и другие классификации рынков. Так, например, в зависимости от особенностей ценообразования и характера конкуренции можно выделить следующие типы рынка:

1) рынок совершенной конкуренции (много продавцов и много покупателей);

2) монопольный рынок (один продавец и много покупателей);

3) рынок олигополии (мало продавцов и много покупателей);

4) рынок монополистической конкуренции (рынок, сочетающий элементы монополии и совершенной конкуренции);

5) рынок монопсонии (много продавцов и один покупатель).

Ключевыми характеристиками рынка являются:

1)                 Число продавцов;

2)                 Уровень концентрации долей рынков;

3)                 Эластичность спроса и предложения;

4)                 Условия вхождения на рынок, условия выхода с рынка;

5)                 Информированность участников рынка;

6)                 Мобильность агентов рынка;

7)                 Природа продукта и природа производственного процесса.

Основными функциями рынка являются:

                  информационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;

                  посредническая — рынок выступает посредником между производителем и приобретателем;

                  ценообразующая — стоимость складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;

                  регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение;

                  стимулирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими издержками и получать достаточную выгода.

По степени локализации торговых сделок рынки делятся на глобальные, региональные, локальные или местные. Здесь решающую роль играет географический фактор. В зависимости от масштабов торговли – оптовый рынок и розничный рынок.

Отраслевые рынки также различаются по стадиям их зрелости: пионерные, растущие, зрелые, или развитые, затухающие, или сжимающиеся.

Отрасль - это совокупность однородных предприятий, характеризующихся единством потребительского или экономического назначения производимой продукции, общностью перерабатываемого сырья, используемой материально-технической базы и профессионального состава кадров.

Существенными признаками отрасли, таким образом, являются следующие.

1.Наличие определенного числа самостоятельных однородных предприятий.

2.Единство потребительского или экономического назначения производимого в отрасли продукта (пищевой продукт, машины, в совокупности продукт группы «А» или «Б»).

3. Определенная однородность перерабатываемого исходного сырья.

4.Единая, специфическая для данной отрасли, материально-техническая база, специализированная в виде определенной системы машин и способная осуществить заданную технологию изготовления конкретного продукта отрасли.

5.Своеобразный состав кадров, персонала, сформированного требованиями вышеизложенных признаков - кадры пищевиков, машиностроителей, металлургов и т.д.

Согласно теории отраслевой организации рынок представляет собой явление, анализируемое с позиции спроса.

Отрасль же рассматривается с позиции предложения товаров на рынке. Она представляет собой совокупность фирм, производящих продукты, вошедшие в границы отраслевого рынка, на базе сложных ресурсов и аналогичных технологий.

Различия между отраслевым рынком и отраслью основаны на том, что рынок объединён удовлетворяемой потребностью, а отрасль – характером используемых активов. Отождествление отрасли и рынка непродуктивно. Товары, реализуемые предприятиями отрасли, могут быть более или менее близкими заменителями либо совершенно независимыми товарами. Насколько верно определён круг предприятий, действующих на выделенном рынке, обычно проверяется с помощью показателей специализации и охвата. Точное определение этих показателей имеет существенное значение для корректного исследования структуры отраслевого рынка и получения качественных результатов.

3.      Фирма, предприятие и организация. Границы рынка

 

«Предприятие» и «фирма» — различные экономические категории, хотя в обыденной действительности и зачастую в литературе эти понятия рассматриваются как синонимичные, как некоторая форма организации производственной деятельности и прочих видов предпринимательской активности.

В строгом смысле слова под предприятием следует понимать совокупность факторов производства, расположенных в одном месте и связанных единым технологическим процессом, т. е. форму производственной деятельности. Иными словами, предприятие — обо­собленная хозяйственная единица, осуществляющая производство товаров и услуг в любой отрасли экономики. Предприятием является и крупный металлургический завод, и обувная фабрика, ателье, косметический салон, магазины тоже являются предприятиями.

Предприятие - это самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный учредителями (собственниками имущества) – предпринимателями, объединением предпринимателей, уполномоченным органом государства, трудовым коллективом в процессе приватизации для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг для удовлетворения общественных потребностей с целью получения прибыли в долгосрочном периоде.

Предприятие имеет законченную (завершенную) систему учета и отчетности, самостоятельный баланс, банковский расчетный счет, печать с собственным названием, а в отдельных случаях и товарный знак.

Под фирмой обычно понимают все или почти все формы организации предпринимательской деятельности. Фирма — единица предпринимательства, понятие это более широкое, чем «предприятие». Предпринимательская фирма представляет собой организацию, осуществляющую хозяйственную деятельность на одном или более предприятиях, т. е. фирма может включать в себя несколько обособленных хозяйственных единиц.

Понятия «фирма» и «предприятие» будут идентичны в том случае, если фирма включает одно производственное предприятие. Современные фирмы обычно объединяют предприятия в группу. Есте­ственно, что рамки предприятия не совпадут в этом случае с ор­ганизационными рамками фирмы. Именно фирма, а не предприятия выступает на рынке как хозяйственный субъект, участвующий в конкурентной борьбе, осуществляющий научно-техническую и ценовую политику, распределение прибыли.

Фирмы на отраслевом рынке неоднородны по природе и играют на нём неодинаковую роль. Это означает, что вся совокупность агентов рынка может быть разделена на две группы: предприятия, поведение которых полностью зависит от ситуации на отраслевом рынке, т.е. обычные фирмы, и активные фирмы, которые способны оказывать влияние и на структуру рынка, и на поведение конкурентов, и на потребителей.

Информация о работе Анализ рынка легковых автомобилей России