Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:28, научная работа
Автомобильная промышленность является ведущей отраслью отечественного машиностроения, определяющей экономический
и социальный уровень развития страны.
Ситуацию в российской автомобильной промышленности
в последние несколько лет можно охарактеризовать как неоднозначную.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Отраслевая структура экономики и место рынка легковых автомобилей в национальной экономике
2. «Отрасль» и «рынок»: их сущность, общее и различие
3. Фирма, предприятие и организация. Границы рынка
4. Типы рынка
5. Рейтинг рынка легковых автомобилей
6. Барьеры входа - выхода фирм на отраслевой рынок.
7. Ценовая дискриминация
8. Информация на рынке легковых автомобилей
9. Государственная отраслевая и антимонопольная политика
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
5
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра математических методов, статистики и информационных технологий в экономике
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Экономика отраслевых рынков
На тему: «Анализ рынка легковых автомобилей России»
Выполнила:
студентка 4 курса,
группа 25э803
Какосян Ф.М.
Проверил:
к.э.н., доцент
Юшков О.А.
Тюмень 2011
СОДЕРЖАНИЕ
1. Отраслевая структура экономики и место рынка легковых автомобилей в национальной экономике
2. «Отрасль» и «рынок»: их сущность, общее и различие
3. Фирма, предприятие и организация. Границы рынка
4. Типы рынка
5. Рейтинг рынка легковых автомобилей
6. Барьеры входа - выхода фирм на отраслевой рынок.
7. Ценовая дискриминация
8. Информация на рынке легковых автомобилей
9. Государственная отраслевая и антимонопольная политика
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Автомобильная промышленность является ведущей отраслью отечественного машиностроения, определяющей экономический
и социальный уровень развития страны.
Ситуацию в российской автомобильной промышленности
в последние несколько лет можно охарактеризовать как неоднозначную.
С одной стороны, происходил бурный рост рынка, вызванный, в том числе, ростом покупательской способности населения, развитием потребительского кредитования и укреплением национальной валюты.
С другой стороны, постоянно сокращалась доля отечественных производителей на автомобильном рынке при одновременном усилении конкуренции внутри ценовых сегментов.
Прогнозируя рост автомобильного рынка и изменение предпочтений потребителей, в Российской Федерации с 2005 года для привлечения инвестиций иностранных автопроизводителей был введен режим «промышленной сборки», предусматривающий поэтапную локализацию производства автомобильной техники и компонентов на территории России. В результате часть прямого импорта автомобильной техники была замещена продукцией, произведенной в Российской Федерации.
Российский рынок легковых автомобилей отличается высоким уровнем фрагментации по моделям, что характеризует относительную развитость рынка, но создает проблемы конкурентоспособности по масштабам производства. Основным традиционным производителем легковых автомобилей в России является ОАО «АВТОВАЗ», производственные мощности которого составляют около 1 млн. шт. в год. При этом подавляющее большинство иных автопроизводителей в России производят в среднем значительно менее 100 тыс. легковых автомобилей.
Развитие автомобильной промышленности страны происходило под активным воздействием со стороны государства, приняты законы и нормативные акты, существенно повлиявшие на структуру первичного рынка легковых автомобилей в России (новые автомобили, а также бывшие в употреблении, ввезенные в страну в отчетном периоде). Помимо этого на изменение структуры рынка повлияли такие макроэкономические и рыночные факторы как рост доходов населения, развитие системы автокредитования, расширение географии дилерской и сервисной сетей ведущими иностранными производителями. Действия этих факторов, в совокупности с отмеченной активностью государства, привели к структурным изменениям первичного рынка легковых автомобилей в России: быстрый рост объема рынка в целом; быстрый рост доли новых иномарок (в т.ч. собираемых в России); резкое сокращение доли новых отечественных автомобилей.
Однако количество работ, посвященных российскому рынку легковых автомобилей, а тем более учитывавших его быстрый рост в последние годы, весьма ограничено. Большинство из них содержат общие обзоры рынка или рассмотрение деятельности отдельных компаний-производителей.
В настоящий момент автомобильная промышленность Российской Федерации создает порядка 1% ВВП, обеспечивая около 400 тыс. рабочих мест непосредственно в компаниях-производителях автомобилей и комплектующих. Кроме того, отрасль создает около 1 000 000 рабочих мест в зависимых и дилерских компаниях.
Производство автомобильной техники осуществляется в тесной кооперации с предприятиями электротехнической, металлургической, химической, электронной, легкой и других отраслей промышленности. Благодаря мультипликативному эффекту автомобилестроение обеспечивает в смежных отраслях дополнительную занятость в экономике страны около 4,5 млн. человек
2009 год стал одним из наиболее сложных в современной истории российской автомобильной промышленности. Российский автомобильный рынок, который до середины 2008 года был одним из самых быстрорастущих и динамичных в мире, утратил свои позиции. Устойчивые темпы роста ранее поддерживались за счет низкого уровня безработицы, конкурентных процентных ставок и широкого доступа к кредитованию.
►По итогам 2009 года темп роста безработицы превысил 8%, а объем ВВП сократился на 7,9%. Снижение уверенности потребителей, заработной платы и доступа к кредитованию — все эти факторы обусловили падение спроса.
►Объем продаж легковых автомобилей снизился почти на 50% по отношению к 2008 году, однако ряд факторов, включая улучшение условий кредитования и начало реализации государственной программы по утилизации старых автомобилей, позволяют с оптимизмом смотреть в будущее. Все это способствовало смене тенденции и положило начало росту рынка уже в 2010 году, где объём продаж увеличился по сравнению с 2009 г. на 446310 штук и составил 1909 792шт.
Распределение ресурсов в рыночной экономике осуществляется с помощью рынка. Рынок – это экономический механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей.
Рынок базируется на трех основных элементах:
1) цене;
2) спросе и предложении;
3) конкуренции.
Он имеет сложную структуру. Существуют рынки различных типов, но все они тесно связаны между собой.
Рис.1 Структура рынка
Есть и другие классификации рынков. Так, например, в зависимости от особенностей ценообразования и характера конкуренции можно выделить следующие типы рынка:
1) рынок совершенной конкуренции (много продавцов и много покупателей);
2) монопольный рынок (один продавец и много покупателей);
3) рынок олигополии (мало продавцов и много покупателей);
4) рынок монополистической конкуренции (рынок, сочетающий элементы монополии и совершенной конкуренции);
5) рынок монопсонии (много продавцов и один покупатель).
Ключевыми характеристиками рынка являются:
1) Число продавцов;
2) Уровень концентрации долей рынков;
3) Эластичность спроса и предложения;
4) Условия вхождения на рынок, условия выхода с рынка;
5) Информированность участников рынка;
6) Мобильность агентов рынка;
7) Природа продукта и природа производственного процесса.
Основными функциями рынка являются:
информационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
посредническая — рынок выступает посредником между производителем и приобретателем;
ценообразующая — стоимость скл
регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение;
стимулирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими издержками и получать достаточную выгода.
По степени локализации торговых сделок рынки делятся на глобальные, региональные, локальные или местные. Здесь решающую роль играет географический фактор. В зависимости от масштабов торговли – оптовый рынок и розничный рынок.
Отраслевые рынки также различаются по стадиям их зрелости: пионерные, растущие, зрелые, или развитые, затухающие, или сжимающиеся.
Отрасль - это совокупность однородных предприятий, характеризующихся единством потребительского или экономического назначения производимой продукции, общностью перерабатываемого сырья, используемой материально-технической базы и профессионального состава кадров.
Существенными признаками отрасли, таким образом, являются следующие.
1.Наличие определенного числа самостоятельных однородных предприятий.
2.Единство потребительского или экономического назначения производимого в отрасли продукта (пищевой продукт, машины, в совокупности продукт группы «А» или «Б»).
3. Определенная однородность перерабатываемого исходного сырья.
4.Единая, специфическая для данной отрасли, материально-техническая база, специализированная в виде определенной системы машин и способная осуществить заданную технологию изготовления конкретного продукта отрасли.
5.Своеобразный состав кадров, персонала, сформированного требованиями вышеизложенных признаков - кадры пищевиков, машиностроителей, металлургов и т.д.
Согласно теории отраслевой организации рынок представляет собой явление, анализируемое с позиции спроса.
Отрасль же рассматривается с позиции предложения товаров на рынке. Она представляет собой совокупность фирм, производящих продукты, вошедшие в границы отраслевого рынка, на базе сложных ресурсов и аналогичных технологий.
Различия между отраслевым рынком и отраслью основаны на том, что рынок объединён удовлетворяемой потребностью, а отрасль – характером используемых активов. Отождествление отрасли и рынка непродуктивно. Товары, реализуемые предприятиями отрасли, могут быть более или менее близкими заменителями либо совершенно независимыми товарами. Насколько верно определён круг предприятий, действующих на выделенном рынке, обычно проверяется с помощью показателей специализации и охвата. Точное определение этих показателей имеет существенное значение для корректного исследования структуры отраслевого рынка и получения качественных результатов.
«Предприятие» и «фирма» — различные экономические категории, хотя в обыденной действительности и зачастую в литературе эти понятия рассматриваются как синонимичные, как некоторая форма организации производственной деятельности и прочих видов предпринимательской активности.
В строгом смысле слова под предприятием следует понимать совокупность факторов производства, расположенных в одном месте и связанных единым технологическим процессом, т. е. форму производственной деятельности. Иными словами, предприятие — обособленная хозяйственная единица, осуществляющая производство товаров и услуг в любой отрасли экономики. Предприятием является и крупный металлургический завод, и обувная фабрика, ателье, косметический салон, магазины тоже являются предприятиями.
Предприятие - это самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный учредителями (собственниками имущества) – предпринимателями, объединением предпринимателей, уполномоченным органом государства, трудовым коллективом в процессе приватизации для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг для удовлетворения общественных потребностей с целью получения прибыли в долгосрочном периоде.
Предприятие имеет законченную (завершенную) систему учета и отчетности, самостоятельный баланс, банковский расчетный счет, печать с собственным названием, а в отдельных случаях и товарный знак.
Под фирмой обычно понимают все или почти все формы организации предпринимательской деятельности. Фирма — единица предпринимательства, понятие это более широкое, чем «предприятие». Предпринимательская фирма представляет собой организацию, осуществляющую хозяйственную деятельность на одном или более предприятиях, т. е. фирма может включать в себя несколько обособленных хозяйственных единиц.
Понятия «фирма» и «предприятие» будут идентичны в том случае, если фирма включает одно производственное предприятие. Современные фирмы обычно объединяют предприятия в группу. Естественно, что рамки предприятия не совпадут в этом случае с организационными рамками фирмы. Именно фирма, а не предприятия выступает на рынке как хозяйственный субъект, участвующий в конкурентной борьбе, осуществляющий научно-техническую и ценовую политику, распределение прибыли.
Фирмы на отраслевом рынке неоднородны по природе и играют на нём неодинаковую роль. Это означает, что вся совокупность агентов рынка может быть разделена на две группы: предприятия, поведение которых полностью зависит от ситуации на отраслевом рынке, т.е. обычные фирмы, и активные фирмы, которые способны оказывать влияние и на структуру рынка, и на поведение конкурентов, и на потребителей.
Информация о работе Анализ рынка легковых автомобилей России