Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:28, научная работа
Автомобильная промышленность является ведущей отраслью отечественного машиностроения, определяющей экономический
и социальный уровень развития страны.
Ситуацию в российской автомобильной промышленности
в последние несколько лет можно охарактеризовать как неоднозначную.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Отраслевая структура экономики и место рынка легковых автомобилей в национальной экономике
2. «Отрасль» и «рынок»: их сущность, общее и различие
3. Фирма, предприятие и организация. Границы рынка
4. Типы рынка
5. Рейтинг рынка легковых автомобилей
6. Барьеры входа - выхода фирм на отраслевой рынок.
7. Ценовая дискриминация
8. Информация на рынке легковых автомобилей
9. Государственная отраслевая и антимонопольная политика
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
5
При анализе отраслевой структуры рынка особое значение имеет степень концентрации на нём продавцов (производителей) и покупателей (потребителей). С помощью рыночной концентрации продавцов можно установить долю крупных фирм, доминирующих на данном отраслевом рынке, оценить их объём продаж.
Определим уровень концентрации на рынке легковых автомобилей в России. Для этого необходимо рассчитать индекс концентрации. Для расчета возьмем показатель, характеризующий размер фирмы относительно размера рынка – это объём продаж (шт.) компаний за 2008, 2009 и 2010 годы в шт.
1. Индекс концентрации (CRк):
Он характеризует отношение величины суммы рыночных долей нескольких крупнейших фирм в отрасли к общему объёму реализации товара всеми фирмами, действующими на данном отраслевом рынке:
где Qi – объём реализации товара на данном отраслевом рынке i-ой фирмой;
Qобщ. – общий объём реализации товара на данном отраслевом рынке.
Индекс концентрации может принимать значения в интервале 0-1. Для рынка совершенной конкуренции он равен нулю, для монополии – единице. Его значение монотонно возрастает по мере увеличения числа учитываемых крупнейших фирм. Чем больше значение индекса концентрации для заданного числа крупнейших фирм, тем менее конкурентным является данный отраслевой рынок.
Таблица 1. Расчёт индекса концентрации по 9 крупнейшим фирмам
Годы | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
Индекс концентрации (CR) | 0,85068 (85,068%) | 0,77664 (77,664%) | 0,79104 (79,104%) |
Вывод: Концентрация на рынке в 2009 году снизилась по сравнению с 2008 годом на 7, 404%. Это произошло за счёт снижения числа крупнейших фирм. Кроме того, в связи с кризисом банки перестали выдавать кредиты, следовательно, это привело к уменьшению покупательской способности автомобилей в России, т.е. к сокращению объёмов продаж.
В 2010 году ситуация немного изменилась на рынке легковых автомобилей, и индекс концентрации увеличился по сравнению с 2009 годом на 1,44%. Судя по росту индекса концентрации в отчётном году, можно сказать о снижении конкуренции фирм на данном рынке.
Таблица 2. Данные для расчётов индекса концентрации
№ | Наименование фирмы | Продажа легковых автомобилей крупных компаний | ||
2008 г. | 2009 г. | 2010г. | ||
1 | АВТОВАЗ/RENAULT – NISSAN | 622504 | 489366 | 697197 |
2 | TOYOTA Group | 204762 | 75128 | 90296 |
3 | GM Group | 198765 | 141695 | 159376 |
4 | VW Group | 131017 | 94018 | 131312 |
5 | KIA | 88152 | 70088 | 104235 |
6 | FORD | 186828 | 82083 | 90166 |
7 | HYUNDAI | 111567 | 74607 | 87081 |
8 | Группа ГАЗ | 131003 | 58205 | 76646 |
9 | DAEWOO | 95510 | 51414 | 74419 |
ИТОГО | 1770108 | 1136604 | 1510728 |
Таблица 3. Общий объём продаж легковых автомобилей по России с 2008 -2010 гг.
№ | Наименование фирмы | 2008 г. | 2009 г. | 2010г. |
1 | АВТОВАЗ/RENAULT – NISSAN | 622504 | 489366 | 697197 |
2 | GM Group | 198765 | 141695 | 159376 |
3 | VW Group | 131017 | 94018 | 131312 |
4 | KIA | 88152 | 70088 | 104235 |
5 | TOYOTA Group | 204762 | 75128 | 90296 |
6 | FORD | 186828 | 82083 | 90166 |
7 | HYUNDAI | 111567 | 74607 | 87081 |
8 | Группа ГАЗ | 131003 | 58205 | 76646 |
9 | DAEWOO | 95510 | 51414 | 74419 |
10 | PSA PEUGEOT CITROEN | 60330 | 42136 | 53153 |
11 | УАЗ | 73271 | 34660 | 49043 |
12 | MITSUBISHI | 50523 | 41354 | 45538 |
13 | SUZUKI | 38314 | 25335 | 28690 |
14 | MAZDA | 73271 | 30643 | 24926 |
15 | FIAT GROUP | 27227 | 18830 | 23172 |
16 | MERCEDES-BENZ | 19827 | 13435 | 21848 |
17 | BMW Group | 19236 | 17036 | 21335 |
18 | HONDA | 17076 | 23222 | 18159 |
19 | CHANCE | 16764 | 7344 | 17541 |
20 | SSANGYONG | 14796 | 9020 | 12526 |
21 | JAGUAR LAND ROVER | 22122 | 10208 | 10828 |
22 | VOLVO | 21041 | 6894 | 10650 |
23 | VORTEX | 8324 | 5922 | 10100 |
24 | CHERY | 5341 | 4922 | 8909 |
25 | SUBARU | 4755 | 9598 | 8552 |
26 | LIFAN | 4473 | 2673 | 7700 |
27 | БОГДАН | 3780 | 0 | 7612 |
28 | ТАГАЗ | 3063 | 5187 | 7284 |
29 | GREAT WALL | 2007 | 2490 | 3637 |
30 | ИЖ (вкл. ВАЗ 2104) | 1940 | 5735 | 2755 |
31 | GEELY | 1643 | 7681 | 1944 |
32 | PORSCHE | 1596 | 1264 | 1572 |
33 | CHRYSLER Group | - | 1203 | 1260 |
34 | ISUZU | - | 86 | 330 |
Итого | 2200828 | 1463482 | 1909792 |
Общий объём продаж легковых автомобилей по маркам
№ | Марка | 2008 | 2009 | 2010 | % к пр.2009/2008 | % к пр.2010/2009 |
1 | Lada | 235 466 | 349490 | 517147 | 148,424 | 147,972 |
2 | Chevrolet | 192 719 | 104398 | 116233 | 54,171 | 111,336 |
3 | KIA* | 189 966 | 70088 | 104235 | 36,895 | 148,720 |
4 | Renault* | 186 828 | 72284 | 96466 | 38,690 | 133,454 |
5 | Ford* | 146 547 | 82083 | 90166 | 56,011 | 109,847 |
6 | Hyundai* | 111 567 | 74607 | 87081 | 66,872 | 116,720 |
7 | Nissan | 108 070 | 64221 | 79614 | 59,425 | 123,969 |
8 | Toyota* | 98 800 | 68728 | 79315 | 69,563 | 115,404 |
9 | ГАЗ* | 95 510 | 58205 | 76646 | 60,941 | 131,683 |
10 | Daewoo | 89 152 | 51414 | 74419 | 57,670 | 144,745 |
11 | Volkswagen | 88 152 | 39488 | 58989 | 44,795 | 149,385 |
12 | УАЗ* | 73 271 | 34660 | 49043 | 47,304 | 141,497 |
13 | Skoda* | 50 733 | 33 002 | 45631 | 65,050 | 138,267 |
14 | Mitsubishi* | 50 523 | 41354 | 45538 | 81,852 | 110,118 |
15 | Opel* | 48 085 | 34277 | 40875 | 71,284 | 119,249 |
16 | Peugeot* | 38 314 | 29748 | 35734 | 77,643 | 120,122 |
17 | Suzuki | 33 329 | 25335 | 28690 | 76,015 | 113,243 |
18 | Mazda* | 21 780 | 30643 | 24926 | 140,693 | 81,343 |
19 | FIAT* | 21 041 | 18100 | 21943 | 86,023 | 121,232 |
20 | BMW | 20 443 | 16350 | 20584 | 79,978 | 125,896 |
21 | Mercedes-Benz | 18 383 | 12050 | 19724 | 65,550 | 163,685 |
22 | Audi | 17 837 | 15009 | 18510 | 84,145 | 123,326 |
23 | Honda | 17 076 | 23222 | 18159 | 135,992 | 78,197 |
24 | Chance | 16 764 | 7344 | 17541 | 43,808 | 238,848 |
25 | Citroen* | 15 728 | 12388 | 17419 | 78,764 | 140,612 |
26 | SsangYong | 14 796 | 9020 | 12526 | 60,962 | 138,869 |
27 | Lexus | 12 245 | 6400 | 10981 | 52,266 | #ЗНАЧ! |
28 | Volvo | 10 501 | 6894 | 10650 | 65,651 | 154,482 |
29 | Vortex | 8324 | 5922 | 10100 | 71,144 | 170,550 |
30 | Land Rover | 7793 | 9275 | 9970 | 119,017 | 107,493 |
31 | Chery | 5341 | 4922 | 8909 | 92,155 | 181,004 |
32 | Subaru | 4755 | 9598 | 8552 | 201,851 | 89,102 |
33 | Lifan | 4473 | 2673 | 7700 | 59,759 | 288,066 |
34 | Богдан** | 3780 | 0 | 7612 | - | - |
35 | ТагАЗ | 3063 | 5187 | 7284 | 169,344 | 140,428 |
36 | Volkswagen** | 2901 | 5650 | 7227 | 194,760 | 127,912 |
37 | Infiniti | 2182 | 4630 | 4674 | 212,191 | 100,950 |
38 | Great Wall | 2007 | 2490 | 3637 | 124,066 | 146,064 |
39 | Иж (вкл. ВАЗ 2104) | 1940 | 5735 | 2755 | 295,619 | 48,038 |
40 | Mercedes-Benz** | 1689 | 1385 | 2124 | 82,001 | 153,357 |
41 | Geely | 1643 | 7681 | 1944 | 467,498 | 25,309 |
42 | Porsche | 1596 | 1264 | 1572 | 79,198 | 124,367 |
43 | Cadillac | 1425 | 1529 | 1459 | 107,298 | 95,422 |
44 | Iveco** | 1269 | 626 | 1173 | 49,330 | 187,380 |
45 | SEAT | 853 | 869 | 955 | 101,876 | 109,896 |
46 | Jaguar | 679 | 933 | 858 | 137,408 | 91,961 |
47 | Jeep | 530 | 416 | 809 | 78,491 | 194,471 |
48 | MINI | 512 | 686 | 751 | 133,984 | 109,475 |
49 | Hummer (продажи остановлены в декабре) | 321 | 1123 | 612 | 349,844 | 54,497 |
50 | Isuzu* | 126 | 86 | 330 | 68,254 | 383,721 |
ИТОГО | 2 200 828 | 1 463 482 | 1 909 792 |
|
|
Концентрация в 2008 году:
CR = 1770108/2 080 828 = 0,85068 или (85,068%)
Концентрация в 2009 году:
CR = 1136604/1 463 482= 0,77664 или (77,664%)
Концентрация в 2010 году:
CR = 1 909 792/1510728 = 0,79104 или (79,104%)
Недостаточность индекса концентрации для характеристики потенциала рыночной власти фирм объясняется тем, что он не отражает распределения долей как внутри группы крупнейших фирм, так и за ее пределами - между фирмами-аутсайдерами.
Большое распространение при исследовании концентрации на отраслевых рынках получил показатель, который называется по имени предложивших его авторов:
2) индекс Херфиндаля – Хиршмана (HHI). Значение этого индекса определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на отраслевом рынке. Индекс HHI лишён недостатков вышеприведённого индекса концентрации, так как при его вычислении учитываются доли всех фирм на рынке:
где i – доля i-ой фирмы на данном отраслевом рынке, т.е. Qi:Qобщ.;
n – число фирм на данном отраслевом рынке.
Гипотетический случай, когда значение HHI стремится к нулю, соответствует идеальному рынку совершенной конкуренции. Случай, когда HHI стремится к единице, соответствует рынку монополии.
Чем больше значение индекса HHI, тем выше уровень концентрации фирм на рынке. Основным достоинством данного показателя является то, что он весьма чувствителен к изменению долей фирм на рынке. Это обусловлено тем, что величины долей фирм возводятся во вторую степень.
Этот показатель концентрации является наиболее широко известным. Он характеризует не долю рынка, контролируемую несколькими крупнейшими предприятиями, а распределение «рыночной власти» между всеми субъектами данного рынка.
Таблица 4. Расчёт индекса Херфиндаля-Хиршмана
Годы | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
Индекс Херфиндаля- Хиршмана (HHI) | 0,11791 | 0,14264 | 0,16082 |
Информация о работе Анализ рынка легковых автомобилей России