Анализ рынка легковых автомобилей России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:28, научная работа

Краткое описание

Автомобильная промышленность является ведущей отраслью отечественного машиностроения, определяющей экономический
и социальный уровень развития страны.
Ситуацию в российской автомобильной промышленности
в последние несколько лет можно охарактеризовать как неоднозначную.

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ
1. Отраслевая структура экономики и место рынка легковых автомобилей в национальной экономике
2. «Отрасль» и «рынок»: их сущность, общее и различие
3. Фирма, предприятие и организация. Границы рынка
4. Типы рынка
5. Рейтинг рынка легковых автомобилей
6. Барьеры входа - выхода фирм на отраслевой рынок.
7. Ценовая дискриминация
8. Информация на рынке легковых автомобилей
9. Государственная отраслевая и антимонопольная политика
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

История-Бердска.doc

— 821.00 Кб (Скачать)


5

 

При анализе отраслевой структуры рынка особое значение имеет степень концентрации на нём продавцов (производителей) и покупателей (потребителей). С помощью рыночной концентрации продавцов можно установить долю крупных фирм, доминирующих на данном отраслевом рынке, оценить их объём продаж.

Определим уровень концентрации на рынке легковых автомобилей в России. Для этого необходимо рассчитать индекс концентрации. Для расчета возьмем показатель, характеризующий размер фирмы относительно размера рынка – это объём продаж (шт.) компаний за 2008, 2009 и 2010 годы в шт.

1.      Индекс концентрации (CRк):

Он характеризует отношение величины суммы рыночных долей нескольких крупнейших фирм в отрасли к общему объёму реализации товара всеми фирмами, действующими на данном отраслевом рынке:

где Qi – объём реализации товара на данном отраслевом рынке i-ой фирмой;

Qобщ. – общий объём реализации товара на данном отраслевом рынке.

Индекс концентрации может принимать значения в интервале 0-1. Для рынка совершенной конкуренции он равен нулю, для монополии – единице. Его значение монотонно возрастает по мере увеличения числа учитываемых крупнейших фирм. Чем больше значение индекса концентрации для заданного числа крупнейших фирм, тем менее конкурентным является данный отраслевой рынок.

Таблица 1. Расчёт индекса концентрации по 9 крупнейшим фирмам

 

Годы

2008 год

2009 год

2010 год

Индекс концентрации (CR)

0,85068

(85,068%)

0,77664

(77,664%)

0,79104

(79,104%)

 

Вывод: Концентрация на рынке в 2009 году снизилась по сравнению с 2008 годом на 7, 404%. Это произошло за счёт снижения числа крупнейших фирм. Кроме того, в связи с кризисом банки перестали выдавать кредиты, следовательно, это привело к уменьшению покупательской способности автомобилей в России, т.е. к сокращению объёмов продаж.

В 2010 году ситуация немного изменилась на рынке легковых автомобилей, и индекс концентрации увеличился по сравнению с 2009 годом на 1,44%. Судя по росту индекса концентрации в отчётном году, можно сказать о снижении конкуренции фирм на данном рынке.

Таблица 2. Данные для расчётов индекса концентрации

Наименование фирмы

Продажа легковых автомобилей крупных компаний

2008 г.

2009 г.

2010г.

1

АВТОВАЗ/RENAULT – NISSAN

622504

489366

697197

2

TOYOTA Group

204762

75128

90296

3

GM Group

198765

141695

159376

4

VW Group

131017

94018

131312

5

KIA

88152

70088

104235

6

FORD

186828

82083

90166

7

HYUNDAI

111567

74607

87081

8

Группа ГАЗ

131003

58205

76646

9

DAEWOO

95510

51414

74419

ИТОГО

1770108

1136604

1510728


 

 

Таблица 3. Общий объём продаж легковых автомобилей  по России с 2008 -2010 гг.

Наименование фирмы

2008 г.

2009 г.

2010г.

1

АВТОВАЗ/RENAULT – NISSAN

622504

489366

697197

2

GM Group

198765

141695

159376

3

VW Group

131017

94018

131312

4

KIA

88152

70088

104235

5

TOYOTA Group

204762

75128

90296

6

FORD

186828

82083

90166

7

HYUNDAI

111567

74607

87081

8

Группа ГАЗ

131003

58205

76646

9

DAEWOO

95510

51414

74419

10

PSA PEUGEOT CITROEN

60330

42136

53153

11

УАЗ

73271

34660

49043

12

MITSUBISHI

50523

41354

45538

13

SUZUKI

38314

25335

28690

14

MAZDA

73271

30643

24926

15

FIAT GROUP

27227

18830

23172

16

MERCEDES-BENZ

19827

13435

21848

17

BMW Group

19236

17036

21335

18

HONDA

17076

23222

18159

19

CHANCE

16764

7344

17541

20

SSANGYONG

14796

9020

12526

21

JAGUAR LAND ROVER

22122

10208

10828

22

VOLVO

21041

6894

10650

23

VORTEX

8324

5922

10100

24

CHERY

5341

4922

8909

25

SUBARU

4755

9598

8552

26

LIFAN

4473

2673

7700

27

БОГДАН

3780

0

7612

28

ТАГАЗ

3063

5187

7284

29

GREAT WALL

2007

2490

3637

30

ИЖ (вкл. ВАЗ 2104)

1940

5735

2755

31

GEELY

1643

7681

1944

32

PORSCHE

1596

1264

1572

33

CHRYSLER Group

-

1203

1260

34

ISUZU

-

86

330

Итого

2200828

1463482

1909792

 

Общий объём продаж легковых автомобилей по маркам

Марка

2008

2009

2010

% к пр.2009/2008

% к пр.2010/2009

1

Lada

235 466

349490

517147

148,424

147,972

2

Chevrolet

192 719

104398

116233

54,171

111,336

3

KIA*

189 966

70088

104235

36,895

148,720

4

Renault*

186 828

72284

96466

38,690

133,454

5

Ford*

146 547

82083

90166

56,011

109,847

6

Hyundai*

111 567

74607

87081

66,872

116,720

7

Nissan

108 070

64221

79614

59,425

123,969

8

Toyota*

98 800

68728

79315

69,563

115,404

9

ГАЗ*

95 510

58205

76646

60,941

131,683

10

Daewoo

89 152

51414

74419

57,670

144,745

11

Volkswagen

88 152

39488

58989

44,795

149,385

12

УАЗ*

73 271

34660

49043

47,304

141,497

13

Skoda*

50 733

33 002

45631

65,050

138,267

14

Mitsubishi*

50 523

41354

45538

81,852

110,118

15

Opel*

48 085

34277

40875

71,284

119,249

16

Peugeot*

38 314

29748

35734

77,643

120,122

17

Suzuki

33 329

25335

28690

76,015

113,243

18

Mazda*

21 780

30643

24926

140,693

81,343

19

FIAT*

21 041

18100

21943

86,023

121,232

20

BMW

20 443

16350

20584

79,978

125,896

21

Mercedes-Benz

18 383

12050

19724

65,550

163,685

22

Audi

17 837

15009

18510

84,145

123,326

23

Honda

17 076

23222

18159

135,992

78,197

24

Chance

16 764

7344

17541

43,808

238,848

25

Citroen*

15 728

12388

17419

78,764

140,612

26

SsangYong

14 796

9020

12526

60,962

138,869

27

Lexus

12 245

6400

10981

52,266

#ЗНАЧ!

28

Volvo

10 501

6894

10650

65,651

154,482

29

Vortex

8324

5922

10100

71,144

170,550

30

Land Rover

7793

9275

9970

119,017

107,493

31

Chery

5341

4922

8909

92,155

181,004

32

Subaru

4755

9598

8552

201,851

89,102

33

Lifan

4473

2673

7700

59,759

288,066

34

Богдан**

3780

0

7612

-

-

35

ТагАЗ

3063

5187

7284

169,344

140,428

36

Volkswagen**

2901

5650

7227

194,760

127,912

37

Infiniti

2182

4630

4674

212,191

100,950

38

Great Wall

2007

2490

3637

124,066

146,064

39

Иж (вкл. ВАЗ 2104)

1940

5735

2755

295,619

48,038

40

Mercedes-Benz**

1689

1385

2124

82,001

153,357

41

Geely

1643

7681

1944

467,498

25,309

42

Porsche

1596

1264

1572

79,198

124,367

43

Cadillac

1425

1529

1459

107,298

95,422

44

Iveco**

1269

626

1173

49,330

187,380

45

SEAT

853

869

955

101,876

109,896

46

Jaguar

679

933

858

137,408

91,961

47

Jeep

530

416

809

78,491

194,471

48

MINI

512

686

751

133,984

109,475

49

Hummer (продажи остановлены в декабре)

321

1123

612

349,844

54,497

50

Isuzu*

126

86

330

68,254

383,721

ИТОГО

2 200 828

1 463 482

1 909 792

 

 


 

 

Концентрация в 2008 году:

CR = 1770108/2 080 828 = 0,85068  или              (85,068%)

Концентрация в 2009 году:

CR =              1136604/1 463 482= 0,77664 или (77,664%)

Концентрация в 2010 году:

CR = 1 909 792/1510728 = 0,79104 или (79,104%)

Недостаточность индекса концентрации для характеристики потенциала рыночной власти фирм объясняется тем, что он не отражает распределения долей как внутри группы крупнейших фирм, так и за ее пределами - между фирмами-аутсайдерами.

Большое распространение при исследовании концентрации на отраслевых рынках получил показатель, который называется по имени предложивших его авторов:

2) индекс Херфиндаля – Хиршмана (HHI). Значение этого индекса определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на отраслевом рынке. Индекс HHI лишён недостатков вышеприведённого индекса концентрации, так как при его вычислении учитываются доли всех фирм на рынке:

где i – доля i-ой фирмы на данном отраслевом рынке, т.е. Qi:Qобщ.;

n – число фирм на данном отраслевом рынке.

Гипотетический случай, когда значение HHI стремится к нулю, соответствует идеальному рынку совершенной конкуренции. Случай, когда HHI стремится к единице, соответствует рынку монополии.

Чем больше значение индекса HHI, тем выше уровень концентрации фирм на рынке. Основным достоинством данного показателя является то, что он весьма чувствителен к изменению долей фирм на рынке. Это обусловлено тем, что величины долей фирм возводятся во вторую степень.

Этот показатель концентрации является наиболее широко известным. Он характеризует не долю рынка, контролируемую несколькими крупнейшими предприятиями, а распределение «рыночной власти» между всеми субъектами данного рынка.

Таблица 4. Расчёт индекса Херфиндаля-Хиршмана

             

Годы

2008 год

2009 год

2010 год

Индекс Херфиндаля- Хиршмана (HHI)

0,11791

0,14264

0,16082

Информация о работе Анализ рынка легковых автомобилей России