Особенности размещения предприятий розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить проблему значения и критериев выбора местоположения предприятий торговли.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить особенности размещения предприятий торговли.
2. Изучить факторы, влияющие на местоположение предприятий розничной торговли .
3. Исследовать законодательно-правовую базу и требования к размещению предприятий торговли.
4. Изучить основные методы размещения предприятий розничной торговли.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 962.00 Кб (Скачать)

Таблица.3. Соотношение торговой площади между  магазинами городского значения и жилой  зоны, %.

 

Размещая  торговые предприятия в сельской местности и определяя их мощность, необходимо учитывать, что на селе средний размер магазина меньше, а издержки обращения содержат «более дорогую» транспортную составляющую.

Исследуя  издержки потребления, очень важно  сопоставить их с логистическими издержками. Однако, прежде всего необходимо ответить на вопрос: «Может ли процесс розничной торговли быть предметом логистической науки и практики?» На этот счет существует две точки зрения.

Многие  ученые считают, что движение товаров  после осуществления акта их продажи  розничным торговым предприятием покупателю не может рассматриваться как предмет логистики. Мотивируется это тем, что эффективность данного процесса зависит в основном от факторов, лежащих за пределами логистики, например, от знания психологии покупателей, от умения оформить торговый зал, организовать рекламу и т.п. Рациональная организация потоков в процессе розничной продажи, конечно, необходима, считают сторонники данной точки зрения. Но здесь значимость ее гораздо ниже, чем на более ранних стадиях движения материального потока. Большинству научных публикаций по проблемам товародвижения и логистики свойственно невнимание к домашним хозяйствам.

Другие  в качестве замыкающих звеньев в  составе логистических цепей  рассматривают домашние хозяйства. Данная позиция представляется совершенно справедливой.

Методически такая задача сопоставления логистических и потребительских издержек не отработана. Проблема заключается в неоднозначности трактовки состава издержек потребления и сложности их приведения к сопоставимому виду с точки зрения используемых единиц измерения. Между тем, и те, и другие издержки (и их размер) оказывают большое влияние на выбор предпринимателем места дислокации торгового предприятия и покупателем — магазина, в котором лучше приобрести товар.

Если  логистические издержки измеряются в стоимостном выражении, то издержки потребления в одной части измеряются временем, затрачиваемым на приобретение товаров, в другой — деньгами, израсходованными на дорогу в магазин и обратно, стоимостью упакованных материалов. Однако привести полностью издержки потребления к стоимостной оценке трудно, поскольку главными компонентами издержек потребления следует считать затраты времени на приобретение товаров.

Если  выбирать те или иные издержки в  качестве критерия для обоснования  местоположения розничного предприятия и его размера, то нужно обязательно учитывать рассмотренные типы товарных групп. Для товаров повседневного спроса, безусловно, более предпочтительным является критерий минимизации издержек потребления. Покупатель, как показали результаты проведенного опроса, вероятнее пойдет за ними в ближайший магазин. А критерием для дорогостоящих товаров и предметов роскоши лучше считать минимизацию логистических издержек. Покупатель, не считаясь со временем, пойдет приобретать такие товары скорее всего в крупные центральные магазины.

Выбирая в качестве критерия для обоснования  места размещения и мощности розничного торгового предприятия издержки, полезно провести репрезентативный опрос потенциальных покупателей  различных социальных и половозрастных групп. Такие опросы должны быть максимально дифференцированы в разрезе конкретных товаров, торговлей которых вы намерены заняться. Целью опроса является выяснение мнения покупателей, где они больше хотели бы приобретать конкретный товар: вблизи дома, на мини-рынке, в районном торговом центре, на оптовом рынке и т.д.

Если  проведенные маркетинговые исследования показали, что покупатель считает  предпочтительным приобретать конкретный товар в крупном магазине, расположенном  в центральных районах с повышенной коммерческой активностью, то может оказаться целесообразным использовать в качестве критерия оптимальности максимум прибыли от продаж. Возможность такого подхода заложена в существовании известной зависимости между абсолютной величиной издержек( И), валовых доходов (Д) и прибыли (П):

П = Д - И

Максимизация  прибыли (доходов, оборотов) розничного торгового предприятия может  рассматриваться как более значимый критерий по двум причинам:

  1. произошло фактическое разгосударствление формы собственности торговых предприятий;
  2. предприятия розничной торговли, и прежде всего характер их размещения на территории города (района), в значительно большей степени реагируют на размер прибыли (рентабельности), чем оптовые предприятия.

До  сих пор мы рассматривали методические подходы по выбору оптимального варианта исходя лишь из экономии на текущих расходах и увеличения годовой прибыли. Между тем большое значение для решения поставленной задачи имеет также учет характера изменения инвестиций в зависимости от размера и месторасположения предприятий. Методическое построение расчетов в этом случае имеет большое сходство с проведением расчетов по инвестированию оптовых предприятий. Инвестирование крупного торгового предприятия по сравнению с несколькими мелкими той же суммарной мощности, как правило, экономически выгоднее как в смысле строительства (приобретения), реконструкции магазина, так и в смысле эффективности использования товарных запасов.

Вместе  с тем следует обратить внимание на две особенности. Первая состоит  в том, что большую роль играют различия в ценах на помещения, включая бывшее жилье, расположенное на первых этажах и в полуподвалах домов, в зависимости от района. Помещение в центре города будет стоить намного дороже, чем в окраинном районе, и это также необходимо учитывать в расчетах. Данный фактор может оказаться решающим в связи с отсутствием у предпринимателя необходимых средств, поэтому начинать расчеты по выбору потенциальных мест дислокации торговых предприятий лучше именно с оценки собственных инвестиционных возможностей.

Вторая  особенность связана с более широкой практической возможностью для предпринимателей, занимающихся розничной торговлей, по сравнению со специализирующимися на оптовой торговле использовать аренду торговых помещений, вместо того чтобы приобретать их в собственность, изыскивая для этого значительные финансовые средства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Размещение торговых предприятий в г.Кемерово

2.1 Анализ  размещений предприятий  торговли

 

Потребительский рынок – один из важнейших сегментов  жизнеобеспечения города, участвует в формировании основ экономической стабильности. Является одним из источников пополнения бюджета города.

Сферу потребительского рынка  центрального района  представляют 1551 объектов, из них: 941 - розничной  торговой сети, 37 - оптовой  торговли, 573 - общественного питания.

 

Рисунок 1. Потребительский рынок центрального р-на г.Кемерово

 

В структуре оборота  розничной торговли крупных и средних предприятий всех видов деятельности: продовольственные товары, включая напитки, а также и табачные изделия составили 39,8%, непродовольственные – 60,2%.

 

В среднем оборот розничной торговли за 2011 год составляет 4792 млн. руб., что в сопоставимых ценах на 8,5% больше соответствующего периода прошлого года. 95% оборота розничной торговли формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети и 5% - за счет продажи товаров на розничных рынках и ярмарках.

В центральном районе  осуществляют деятельность такие крупные  торговые продовольственные системы, как: ООО «КОРА-ТК», ООО «Система Чибис»,ООО «Экономька», ООО «Аквамаркет», ООО «Пенсионер», а также не кузбасские ретейлеры: сеть магазинов «Мария-Ра» (г.Барнаул), магазин «Континент вкуса» (г.Новокузнецк).

В районе действуют  такие предприятия оптовой торговли продуктами питания, как ООО «Стиль+», ООО ТК «Стрэйт», торгующие мясо- и рыбопродуктами; ООО «Юнивест-Кемерово», ООО «Сибсеть»,  ООО «Аста», торгующие широким ассортиментом товаров и многие другие.

Развитие  оптовой торговли района осуществляется во многом за счет строительства крупных торговых центров для мелкооптовых покупателей, работающих по технологии самообслуживания (cash&carry). Сегодня формату мелкооптовой торговли отвечают такие предприятия, как «Терем», «Палата», «Поляна», «Китат», а также предприятия, торгующие непродовольственной группой товаров «Безант-К», гипермаркет «Доминго», «Упакцентр», «Волна К» и др.

В 2011 году в г.Кемерово открылся новый гипермаркет мелкооптовой торговли ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» по продаже продовольственных и непродовольственных групп товаров.

За 2011 -2012 гг. было введено 114 объектов торговой сети (в том числе вновь открытые 8, после реконструкции 106). Торговая площадь введенных в эксплуатацию объектов составила 19044,2 кв.м., при этом создано 504 рабочих места.

Для поддержки малообеспеченных слоев населения  в центральном  районе имеется 3 магазинов  со статусом «Губернский» и 1 губернский сельский рынок. Цены в таких  предприятиях торговли на основные группы продовольственных  товаров, входящих в потребительскую корзину, ниже сложившихся в розничной торговле города.

Большой вклад в формирование потребительского рынка  вносят местные производители. На территории города действует 73 цеха малой  мощности (мясная, рыбная продукция, макаронные, кондитерские изделия, повидло, салаты, квас, пиво, б/алкольные напитки, минеральная вода) и 43 мини-пекарни, которые предлагают для потребителей широкий ассортимент продуктов питания.

Несмотря  на сложное положение, в котором  находится сейчас российская экономика, потребительский рынок процветает, в особенности розничная торговля.

Проанализировав размещение торговых предприятий в центральном районе г. Кемерово можно сделать вывод, что в данном районе из всех подотраслей торговли преобладает розничная торговля, что составляет 53% от всего потребительского рынка.   

 

2.2 Анализ  места расположения  розничного торгового  предприятия «Созвездие»

 

Организационно-правовая форма: ИП

Род деятельности: мелкорозничная продажа кондитерских изделий

Юридический адрес: ул. В.Волошина,5

Фактический адрес: ул.Дарвина,3.Кондитерский дом «Созвездие», главный офис.т.75-16-97.

Учредители: ИП Кротова. Г.Б.

Год учреждения предприятия г.Кемерово: 2000 год.

Часы  работы: c 10.00 -19.00 ч.

Кондитерский  дом «Созвездие»  был основан в 2000 году. За 12 лет работы стал одним из главных производителей кремовых кондитерских изделий в г.Кемерово.

«Созвездие» выпускает более  сорока видов кондитерских изделий: торты, пирожные, рулеты, профитроли, тарталетки, сладкие  пироги, изделия из слоеного теста и многое другое.

Также Созвездие предлагает изготовление тортов по заказу – к  определенному сроку и с учетом специфики праздника: день рождения, свадьба или корпоративная вечеринка.

При цехе есть своя кондитерская – кулинария, где принимаются  заказы, причем на любые виды изделия. А так же изготавливают выпечку разной национальной кухни: русской, еврейской, украинской, армянской.

Достижения

 

За  время работы кондитерский дом «Созвездие»  неоднократно принимал участие в городских  конкурсах, выставках, дегустациях и был по достоинству оценен.

По  итогам 2009 года кондитерский цех  «Созвездие»  признан победителем  в городском конкурсе «Лучшее предприятие  года в сфере потребительского рынка» и коллектив  цеха награждён дипломом и денежной премией. 
Также в 2009 году в отборочном этапе Международного конкурса «Лучшие товары и услуги Евразии — Гемма», проводимого при поддержке полномочного представителя Президента России в Сибирском округе и поддержке Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», продукция кондитерского дома «Созвездие» была рекомендована в номинации «Производство кондитерских изделий». Результаты экспертизы показали высокое качество изделий, производимых цехом.

По  результатам независимой  экспертной комиссии продукция кондитерского  дома «Созвездие» получила наивысшую оценку и награждена золотой медалью и золотой статуэткой «ГЕММА 2009» за высокое качество выпускаемой продукции.

28 апреля 2012 года в  большом зале Правительства  Новосибирской области  состоялась десятая  юбилейная торжественная  церемония награждения лауреатов финального этапа Международного конкурса «Лучшие товары и услуги Евразии — ГЕММА», на которой кондитерский дом «Созвездие» во второй раз был оценен по наивысшим критериям и награжден золотой медалью и золотой статуэткой «ГЕММА 2011»
За время работы кондитерский дом «Созвездие» неоднократно оказывал спонсорскую помощь пенсионерам, детям-инвалидам, детям сиротам, ветеранам войн.

Кондитерский Дом оставляет  за собой право изменять цены, в связи с наценкой сырьевой базы и упаковочного материала. 
А также производить скидки постоянным клиентам и по заказам в интернете.

Кондитерский  цех расположен в центральном районе по адресу ул.Дарвина,3. Магазин находится во дворе, проходимость людей средняя, но за 12 лет работы предприятие приобрело большое количество постоянных покупателей, местные жители ежедневно посещают магазин и   приобретают продукцию. Также каждый день в цех поступают в среднем по 3-6  заказов на изготовление тортов на любой праздник: свадьба, день рождения.

В среднем дневная выручка от реализации продукции в цеху составляет  15-20 тыс.рублей.

Рисунок 2. Место расположения кондитерского цеха «Созвездие»

 

Осенью 2012 года состоялось открытие фирменных отделов по адресам: пр.Шахтеров,85. и  б-р. Строителей,44.Предприятие заключило договор на аренду помещения  в магазинах Соседка-конфетка, которые предлагают разнообразный ассортимент конфет и кондитерских изделий.

Информация о работе Особенности размещения предприятий розничной торговли