Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 15:58, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить проблему значения и критериев выбора местоположения предприятий торговли.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить особенности размещения предприятий торговли.
2. Изучить факторы, влияющие на местоположение предприятий розничной торговли .
3. Исследовать законодательно-правовую базу и требования к размещению предприятий торговли.
4. Изучить основные методы размещения предприятий розничной торговли.
Решаясь на организацию торговли в таком центре в качестве арендатора, предприниматель должен учесть и возможные минусы выбора данного варианта. Для этого необходимы маркетинговые исследования, определение собственного товарного ассортимента, изучение конкурентов, которые могут располагаться в том же центре.
Следует рассчитать объем продаж, определить предполагаемые цены и спрогнозировать размер прибыли. Несмотря на многие описанные преимущества торговли в крупном центре, дислоцированном в месте скопления больших масс покупателей, может оказаться, что выбор торгового центра для размещения конкретного магазина экономически не оправдан.
Экономические расчеты при выборе торгового центра в качестве места дислокации предприятия предполагают учет нескольких групп расходов: текущих и единовременных. К первым относится арендная плата. Принципы ее установления различны: в процентах к общему объему продаж; как фиксированной величины в расчете за 1 м2 арендуемой площади и т.д. От общего объема продаж размер арендной платы составляет 5—10%. Уровень арендной платы зависит от многих факторов: характера, месторасположения и репутации центра, вида продаваемых товаров. В состав текущих затрат могут также входить ежегодные платежи на общие потребности торгового центра, иногда плата за электроэнергию и теплоснабжение.
Вторая группа — единовременные затраты — включает разовые вложения на приобретение торгового оборудования, электро и обогревательного оборудования и т.п.
Следующий вид торговых пространств — это торговые артерии, которые также являются выгодным местом расположения розничных предприятий. В зависимости от значимости торговых артерий и интенсивности покупательских потоков различают такие их виды, как главная торговая артерия, торговые артерии вдоль автотранспортных магистралей, торговые артерии местного значения.
Особой разновидностью торговых пространств являются специализированные торговые центры (ареалы). Как правило, здесь нет единого арендодателя, имеется большее количество независимых торговцев, значительное скопление обслуживающих и продовольственных предприятий. Покупатели несут значительно меньшие издержки потребления.
Рассмотрим дополнительные факторы, определяющие выбор месторасположения розничного торгового предприятия. Наряду со специализацией и размером торгового предприятия на выбор места его дислокации оказывают влияние:
Уже на раннем этапе развития капитализма в России при размещении торговых предприятий важным фактором являлись типы товарных групп. Такой подход имеет место и в настоящее время в практике стран с развитой рыночной экономикой. Обычно товары делятся на три основные группы: товары повседневного спроса, крупные дорогие вещи и предметы роскоши.
Товары повседневного спроса — это дешевые, регулярно покупаемые товары, отличающиеся высокой устойчивостью спроса, продать которые не составляет особого труда. Они входят в обязательную потребительскую корзину, покупаются, как правило, по привычке и продаются в многочисленных торговых точках. В качестве примера можно назвать молоко, хлеб и хлебобулочные изделия, конфеты, сигареты.
В России определен состав продуктов питания, входящих в так называемую потребительскую корзину, которая включает наиболее существенную часть товаров повседневного спроса. К ним относятся: хлеб ржано-пшеничный; хлеб пшеничный; пшено; вермишель; картофель; капуста свежая; лук репчатый; яблоки; сахар; говядина; колбаса вареная; колбаса полукопченая; молоко; сметана; масло животное; сыр; яйца; масло растительное; мука пшеничная; творог; маргарин; рыба мороженая; птица; морковь.
Магазины повседневного спроса лучше располагать на перекрестках, где интенсивны потоки покупателей и транспорта. Эффективность их работы будет ниже в случае расположения в центре жилого района. Однако фактор приближения к покупателям, проживающим в данном районе, также чрезвычайно важен.
Магазины, торгующие дорогими товарами и предметами роскоши, лучше размещать в центральных районах, куда покупатели поедут более охотно, чем за товарами повседневного спроса или лекарствами.
1. 3 Методы размещения предприятий
Размещение отраслевых комплексов, социальной инфраструктуры, а также хозяйства экономических районов характеризует систему территориальной организации народного хозяйства. Размещение предприятий является объектом территориального планирования, которое предусматривает разработку схем развития и размещение отраслей хозяйства, предприятий областей и экономических районов. На основе отраслевых и территориальных схем составляют генеральную схему размещения предприятий.
В научных исследованиях территориальной организации народного хозяйства используется широкий спектр методов, среди которых ведущим является системный анализ. С его помощью можно сравнивать различные варианты решений проблем с усовершенствованием размещения торговли и выбирать для практического использования лучшие в интересах регионов и государства, в целом.
Системный анализ делает возможным рациональное использование различной информации, даёт возможность чётко определить каждую проблему, выявить цель и выбрать наиболее эффективные методы её решения. Научная разработка экономико-математических методов не только расширила применение системного анализа размещения предприятий, но и придала целенаправленный и вариантный характер экономическим расчётам.
В проектных разработках, при обосновании размещения предприятий наиболее распространенными являются экономические методы. Несложные балансовые расчёты производства и потребления товаров в районах принадлежат к приближённым методам, которые ещё называют традиционными.
Наиболее распространенным в планировании территориального хозяйства является балансовый метод. В предплановых исследованиях широко используется система материальных, финансовых и других балансов. Разрабатываются балансы трудовых ресурсов, денежных доходов и расходов населения, которые согласуются с товарными фондами, территориальные балансы мощностей строительных организаций, балансы местных строительных материалов, изделий металлообрабатывающей промышленности межотраслевого использования и др. Балансы подразделяют на отчётные и плановые. Научно-исследовательские учреждения постоянно проводят специальные исследования по совершенствованию региональной системы балансов. Особое значение имеют разработки отчётных межотраслевых балансов производства, распределения и потребления товаров в областях и экономических районах.
Технико-экономические расчёты в основном применяются на проектной стадии обоснования размещения предприятий и территориального развития производства. Сравнительную эффективность разных вариантов районного размещения предприятий и комплексов определяют на основе расчёта поточных (себестоимости) и сравнения одноразовых (капитальных) затрат. При выборе мест размещения учитывают показатели материало-, энерго-, фондо- и трудоёмкости товаров. Особую роль играют показатели водоёмкости и транспортабельности товаров.
При определении эффективности функционирования хозяйства предприятия используют систему стоимостных показателей: валовую и товарную продукцию, численность работников, производительность труда, стоимость основных производственных фондов, материальные затраты и капитальные вложения.
1. 4 Критерии и принципы размещения предприятий розничной торговли.
Среди основных критериев выбора оптимальных мест дислокации и размера розничных предприятий можно назвать два: минимум издержек потребления покупателей и максимум прибыли (продаж) организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю.
В
конечном счете, коммерческий успех
торгового предприятия
T = tn + to
где T — общее время, затрачиваемое покупателем на совершение покупки;
tn — время в пути (до магазина и обратно);
to — время торгового обслуживания (или время нахождения внутри магазина).
Следует отметить, что часть затрат времени на совершение покупки (время в пути) в ряде случаев можно измерить и в стоимостном выражении. В последнее время в странах с развитой рыночной экономикой во все большей степени получают развитие различные формы послепродажного обслуживания покупателей, к которым относится и доставка приобретенных товаров на дом. Покупатель может доставить товар традиционным способом, т.е. самостоятельно, или получить его дома при доставке транспортом продавца. При этом оплата доставки товара включается в его цену. В сущности, в данном случае действуют два вида цен: FOB (покупатель сам доставляет приобретенный им товар) и CIF (стоимость доставки включена в цену товара). К товарам, которые могут доставляться на дом, относятся пицца, вода, лекарственные средства и др.
Другая составляющая издержек потребления может быть измерена в стоимостном выражении (затраты на общественный и личный транспорт, затраты на упаковочные материалы и т.п.).
Таким образом, для покупателя полная цена товара включает в себя расходы на передвижение от места проживания (работы) до магазина и затраты его времени. Кроме того, привлечение в магазин максимума покупателей зависит от качества обслуживания.
Расположение магазина относительно места жительства покупателей зависит от частоты покупок товара. Наиболее близко должен быть расположен магазин, торгующий товарами повседневного спроса. Так, магазин продовольственных товаров не должен располагаться далее 500 м (8—12 мин ходьбы в два конца при скорости 5—7 км/ч, или 85—115 м/мин); при большей удаленности должны быть удобные транспортные коммуникации.
При планировании размещения торговых предприятий важное значение имеют принципы равномерности и группового расположения. Принцип равномерности размещения состоит в одинаковом размещении магазинов одного профиля в соответствии с плотностью населения. Принцип группового размещения торговых предприятий состоит в территориальном приближении нескольких магазинов различного профиля, товары которых вместе образуют группу комплексного спроса.
В городах Российской Федерации в советский период функционирования отечественной экономики сложилась функциональная система размещения розничных торговых предприятий.
Суть такой системы в выделении двух групп магазинов:
1) общегородского назначения;
2) жилой застройки.
Последние получили широкое распространение в новых микрорайонах, окружающих любой город. Численность такого микрорайона может составлять 4—20 тыс. чел., жилого района — 25-80 тыс. чел. Основной тип магазина жилой застройки — универсам. Типичные представители магазинов общегородского значения — магазины «Гастроном», специализированные продовольственные и непродовольственные магазины. Примерное распределение торговой площади между магазинами общегородского назначения и жилой застройки в разрезе товарных групп к началу 90-х годов отражено в табл.3. Эти данные представляют интерес и в настоящее время.
Товарные группы |
Магазины городского значения |
Магазины жилой зоны | |
1 |
2 |
3 | |
Продовольственные товары | |||
Вся торговая площадь в том числе: хлеб и хлебобулочные изделия бакалейные товары кондитерские изделия |
20-25
15-20 10-15 30-35 |
75-80
80-85 85-90 65-70 | |
молоко и молочные продукты |
20-25 |
75-80 | |
гастрономические товары |
25-30 |
70 - 75 | |
винно-водочные изделия, пиво, безалкогольные напитки, мороженое |
25-30 |
70 - 75 | |
мясо |
10-15 |
85-90 | |
рыба |
20-25 |
75-80 | |
овощи |
10-15 |
85-90 | |
фрукты |
30-35 |
65-70 | |
площадь
для дополнительного |
20-25 |
75-80 | |
Непродовольственные товары | |||
Вся торговая площадь |
75-80 |
20 -25 | |
в том числе: |
|||
ткани |
100 |
— | |
одежда |
100 |
— | |
головные уборы |
100 |
— | |
белье |
55-60 |
40-45 | |
обувь |
90-95 |
5-10 | |
трикотаж |
60-65 |
35-40 | |
1 |
2 |
3 | |
галантерея, парфюмерия |
25-30 |
70-75 | |
посудохозяйственные товары |
30-35 |
65-70 | |
электротовары |
65-70 |
30-35 | |
строительные товары |
100 |
— | |
канцелярские товары |
20-25 |
75-80 | |
радиотовары |
100 |
— | |
музыкальные товары |
100 |
— | |
игрушки |
35-40 |
60-65 | |
часы, ювелирные изделия и прочие кулытовары |
70-75 |
25-30 | |
спорттовары |
75-80 |
20-25 | |
печатные изделия |
95-100 |
5 | |
мебель |
100 |
— | |
автомобили |
100 |
— | |
прочие непродовольственные товары |
90-95 |
5-10 | |
площадь
для дополнительного |
50-55 |
45-50 |
Информация о работе Особенности размещения предприятий розничной торговли