Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:18, курсовая работа
Целью курсовой работы является характеристика информационных технологий в региональном управлении. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Обобщить и проанализировать научную литературу по данному вопросу;
2) Рассмотреть информационно-вычислительные и ситуационные центры в государственном и региональном управлении;
3) Провести анализ и прогнозирование бюджетных и социально-экономических процессов региона.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...………………3
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В УПРАВЛЕНИИ………………………………………………………...5
1.1. Информационно-вычислительные и ситуационные центры в государственном и региональном управлении………………………………….5
1.2. Региональная эколого-экономическая система…………………………...11
1.3. Маркетинговая информационная система………………………………..12
ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕГИОНЕ..16
2.1. Структура интегрированной системы………………………………..……16
2.2. Анализ и прогноз бюджетных и социально-экономических процессов региона……………………………………………………………………...…….19
2.3. Регионально-отраслевое управление с использованием специализированного программно-модельного комплекса…………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………....33
Оглавление
Введение……………………………………………………..
Глава 1. Информационные системы в управлении……………………………………………………
1.1. Информационно-вычислительные и ситуационные центры в государственном и региональном управлении………………………………….5
1.2. Региональная эколого-экономическая система…………………………...11
1.3. Маркетинговая информационная система………………………………..12
Глава 2. Информационные технологии в регионе..16
2.1. Структура интегрированной системы………………………………..……16
2.2. Анализ и прогноз бюджетных и социально-экономических процессов региона……………………………………………………………
2.3. Регионально-отраслевое управление с использованием специализированного программно-модельного комплекса…………………..24
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………....33
Введение
Современный этап развития общества характеризуется интенсивной информатизацией всех сфер его жизнедеятельности. Развитие и широкое применение информационных технологий является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий.
Использование информационных технологий имеет огромное значение для повышения конкурентоспособности экономики и повышения эффективности работы органов государственного управления и местного самоуправления. Поэтому информатизация органов государственной и муниципальной власти, сегодня является одной из приоритетных задач руководства нашей страны.
Несмотря на высокие темпы развития информационных технологий в последнее десятилетие, Россия не смогла сократить отставание от промышленно развитых стран в уровне информатизации экономики и общества. Отчасти это вызвано экономическим отставанием от развитых стран. К тому же недостаточное развитие информационных технологий в России усугубляется несовершенством нормативно-правовой базы в сфере информатизации, низким уровнем подготовки кадров в области создания и использования информационных технологий и множеством других факторов.
Целью курсовой работы является характеристика информационных технологий в региональном управлении. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Обобщить и проанализировать научную литературу по данному вопросу;
2) Рассмотреть информационно-вычислительные и ситуационные центры в государственном и региональном управлении;
3) Провести анализ и прогнозирование бюджетных и социально-экономических процессов региона.
Объект работы – информационные системы регионального управления.
Предметом работы являются проблемы реализации информационных
систем в региональном управлении
Информационно-аналитические автоматизированные системы включают: автоматизированные справочно-информационные системы (АСИС), базы данных (БД), экспертные системы (ЭС), статистические информационные системы (СтИС) и т.п. Примером экономических систем могут служить автоматизированные системы управления (АСУ), бухгалтерские информационные системы (БУ-ИС), банковские информационные системы (БИС), биржевые информационные системы (БИС), маркетинговые информационные системы (МИС) и др. Особенностью ГИС как интегрированной системы является то, что она интегрирует технологии трех перечисленных выше классов систем: технических, информационно-аналитических и экономических.
Информационные технологии становятся одним из необходимых условий и инструментов модернизации региональной экономики. Возможности и направления модернизации зависят от характера информатизации общества и эффективности функционирования системы регионального коммуникационного пространства. Таким образом, эффективность развития рынка информационных технологий в значительной степени определяется степенью развития регионального инфокоммуникационного комплекса (рынка).
Глава 1. Информационные системы в управлении
1.1. Информационно-вычислительные и ситуационные центры в государственном и региональном управлении
Переход страны к рыночной экономике потребовал от государственных органов управления не только коренных изменений в функциональном и организационно-правовом отношениях, но и новых подходов к вопросам информационной и информационно-аналитической поддержки принимаемых решений. Актуальность проблемы подтверждается федеральным законом №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.06 г.[1], частью четвертой Гражданского кодекса РФ и рядом других основополагающих документов, что активизировало процессы создания и внедрения информационных систем и информационных технологий в сфере государственно-
Большое значение придается созданию систем нормативной правовой информации, содержащей эталонные и интегрированные банки нормативных и правовых документов законодательной и исполнительной власти РФ, высших судебных органов. Функции по реализации таких многоуровневых систем возложены на Федеральную службу по техническому и экспортному контролю Российской Федерации. Виды и способы информационного обслуживания, его формы и содержание строятся на одних системно-технологических принципах, достаточно близких программно-технических решениях и, как правило, на общих источниках информации.
Эффективность информационных систем органов государственного и регионального управления и, как следствие, качество принимаемых управленческих решений в основном определяют[2]:
единство концепции построения и функционирования информационных систем и служб как по вертикали – на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, так и по горизонтали – на каждом уровне иерархии;
полноту и комплексность информационной поддержки всех контуров управления в соответствии со структурой объектов государственного регулирования, а также всех этапов разрешения проблем управления – от анализа проблемных ситуаций до реализации, контроля исполнения и оценки эффективности принимаемых решений;
скоординированность процессов создания, внедрения, эксплуатации и развития информационных систем.
Поэтому процесс создания информационных систем для органов государственного управления координируется на всех уровнях органов власти, имеет единую методологическую базу разработки и внедрения, основывается на широком применении новых аппаратных платформ с использованием соответствующих системных и прикладных программных продуктов, а также внедряет современные методы и средства организации и функционирования баз данных.
Основная роль в информационном обслуживании структур органов государственной власти отводится информационным и информационно-аналитическим центрам, которые составляют, как правило, ядро информационной системы организационного управления. Поэтому в настоящее время во всех регионах РФ работают, модернизируются и вновь создаются информационные, информационно-аналитические, ситуационные центры, которые решают широкий спектр задач социально-экономического, аналитического и организационно-управленческого характера. В некоторых случаях они являются интегрированными, замкнутыми от федерального до регионального уровня системами.
Ведущее место в информационном обслуживании органов государственного управления по-прежнему занимает информационная телекоммуникационная система Федеральной службы государственной статистики РФ (ФСГС РФ). Она решает задачи комплексной автоматизации статистических работ, включающие сбор, обработку, хранение, накопление, актуализацию, анализ и представление статистической информации на федеральном, региональном и местном уровнях. Федеральный уровень включает вычислительный центр и локальные вычислительные сети ФСГС России, которые обеспечивают разработку статистической информации, ведение баз данных и регистров предприятий и организаций на федеральном уровне. Локальные вычислительные сети подведомственных организаций обеспечивают разработку и поддержку методических и программно-технологических решений, электронная почта статистики осуществляет объединение информационно-вычислительных систем статистики федерального, регионального и местного уровней. Этим же средством обеспечивается также подключение различных категорий пользователей.
Кроме того, расширяется и совершенствуется применение системы автоматизированных банков экономической информации и электронных форм документов, современной информационно-
Одним из наиболее компьютеризированных ведомств Российской Федерации является Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС), в котором на основе современных информационных технологий реализована концепция ситуационных центров, позволяющая оперативно решать задачи прогнозирования и оценки последствий возможных чрезвычайных ситуаций. Под ситуационным центром понимается пункт сосредоточения видеоинформационной технологии, коммуникационных средств, необходимых условий применения математических методов и моделей в режиме реального времени для обработки информации и выработки коллективом специалистов научно обоснованных решений, направленных на предотвращение рисков, повышение эффективности работы аналитических органов государственной власти различного уровня (федеральной, региональной, местной).
В отличие от обычных информационных и информационно-вычислительных центров ситуационные центры оснащаются современными аудио- и видеосредствами, технологиями для проведения телеконференций, совещаний, залами и лабораториями со специализированными автоматизированными рабочими местами (АРМ) для формирования групповых, кооперативных и коллегиальных решений.
В настоящее время на федеральном уровне управления действуют ситуационные центры Президента России, Совета Безопасности, центральных органах федеральной исполнительной власти.
Ситуационный центр МЧС России является составной частью информационно-управляющей подсистемы Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Основными задачами РСЧС являются: сбор, обработка и анализ данных о состоянии природной среды и потенциально опасных объектов, фактах возникновения чрезвычайных ситуаций; данных о развитии обстановки в районе чрезвычайных ситуаций; прогнозирование и оценка изменения состояния природной среды и потенциально-опасных объектов, масштабов чрезвычайных ситуаций; выработка предложений по предупреждению чрезвычайных ситуаций, их локализация и ликвидация и т.п.
В функции специалистов ситуационного центра входит[3]:
подготовка и представление руководству МЧС РФ соответствующих докладов об обстановке и предложений по защите населения и природной среды, о требуемых для этого материальных, технических, продовольственных, медицинских и финансовых ресурсах;
обеспечение необходимой информацией и расчетными сведениями органов управления, которые являются абонентами информационно-управляющей системы РСЧС;
передача с использованием телекоммуникационных и видеосредств ситуационного центра распоряжений МЧС РФ и вышестоящих органов государственного управления, а также проведение оперативного контроля за исполнением распоряжений.
В зависимости от складывающейся обстановки ситуационный центр МЧС может вести работу в трех режимах:
1) режиме повседневной деятельности,
2) режиме повышенной готовности,
3) чрезвычайном режиме.
Для реализации работы в чрезвычайном режиме в составе автоматизированной информационно-управляющей системы МЧС включаются в работу мобильные ситуационные центры, которые могут базироваться на различных транспортных средствах (автомобиле, вертолете, самолете), оснащенных вычислительной техникой, средствами мобильной связи и способных оперативно получать, обрабатывать и передавать информацию о сложившейся в регионе чрезвычайной ситуации, осуществлять поддержку решений, принимаемых соответствующими органами управления.
Укомплектованные высококвалифицированными кадрами специалистов, вычислительные и ситуационные центры регионов представляют собой комплексы вычислительных и телекоммуникационных сетевых средств, общего и специального программного обеспечения, объединенных в единый комплекс для автоматизации сбора и хранения информации от внешних абонентов вне зависимости от их удаленности от вычислительного или ситуационного центра. Наличие необходимых справочных, нормативных, правовых информационных фондов, баз и хранилищ данных позволяет администрациям и всем другим пользователям региональных информационных систем обеспечивать информационную поддержку повседневного управления и координации социально-экономических процессов в регионах, а также поддержку принятия коллективных решений при рассмотрении сложных проблем и чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с функциональной структурой административного регионального управления вычислительные центры автоматизируют решение широкого круга задач, которые могут быть объединены в следующие важнейшие комплексы: административно-правовой, организационный, аграрно-промышленный, торгово-бытовой, строительный, социально-культурный и др. Многофункциональные ситуационные центры осуществляют государственно-правовую информационную и интеллектуальную поддержку при принятии коллективных решений по комплексным проблемам и таким важным направлениям деятельности администрации регионов, как экономика, чрезвычайные ситуации, внешние связи, управление финансовой политикой и т.п.
Информация о работе Особенности информационных систем в региональном управлении