Особенности информационных систем в региональном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является характеристика информационных технологий в региональном управлении. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Обобщить и проанализировать научную литературу по данному вопросу;
2) Рассмотреть информационно-вычислительные и ситуационные центры в государственном и региональном управлении;
3) Провести анализ и прогнозирование бюджетных и социально-экономических процессов региона.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...………………3
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В УПРАВЛЕНИИ………………………………………………………...5
1.1. Информационно-вычислительные и ситуационные центры в государственном и региональном управлении………………………………….5
1.2. Региональная эколого-экономическая система…………………………...11
1.3. Маркетинговая информационная система………………………………..12
ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕГИОНЕ..16
2.1. Структура интегрированной системы………………………………..……16
2.2. Анализ и прогноз бюджетных и социально-экономических процессов региона……………………………………………………………………...…….19
2.3. Регионально-отраслевое управление с использованием специализированного программно-модельного комплекса…………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………....33

Файлы: 1 файл

Особенности информационных систем в региональном управлении.doc

— 477.50 Кб (Скачать)

В рамках Общегосударственной программы информатизации России на уровне муниципалитетов стали создаваться городские информационные центры, которые взяли на себя функции по дальнейшей разработке, расширению и сопровождению муниципальной информационной системы, а также по решению задач информатизации города.

В основу положен методологический подход, который заключается в поэтапной разработке и вводе в эксплуатацию АРМ, размещенных в городских службах. Таким образом, решаются проблемы сбора, накопления первичной обработки городской информации, ее интеграции в базах и хранилищах данных, а также организационно-технологические вопросы постепенного подключения отдельных локально-вычислительных сетей предприятий и организаций к вычислительному центру для создания корпоративной, разветвленной, многоуровневой информационно-вычислительной сети, обеспечивающей информационное обслуживание управленческих процессов администрации муниципалитета.

 

 

1.2. Региональная эколого-экономическая система

 

Региональной эколого-экономической системой (РЭЭС) называют информационную систему, организованную на основе устойчивых управленческих, технических, экономических, биологических и других типов связей, между предприятиями, относящихся к данному региону. Целью функционирования РЭЭС является гармоничное развитие региона с сохранением его экологического баланса. Достижение этой цели осуществляется путем сбора, обработки, хранения и анализа информации об эколого-экономической ситуации в данном регионе. Таким образом, масштаб действия данной системы ограничен регионом. Данные, собираемые и хранимые в системе, включают три обобщающих группы характеристик: «место», «время», «тема». В отличие от статистической информационной системы в РЭЭС осуществляет не только сбор и анализ данных, но и выработка управляющих решений для гармонизации эколого-экономической ситуации. Другим отличием от СтИС, в которых по мере повышения уровня анализа все большее место отводилось задачам обобщения, в РЭЭС является наличие задач анализа и дифференциации. В качестве одного из методов дифференциации используется сегментация, как отдельных задач, так и региона. Сегментация региона означает деление его на более мелкие части на основе выбираемых признаков. Региональная сегментация, включающая экономическое, политическое и другое деление на основе поведенческих и психологических особенностей покупателей, а также сегментация по разности конечных потребителей образуют сложную систему региона. В отличие от СтИС эти системы не только являются звеном обратной связи в системе управления, но и включают в себя звено управления. Кроме того, в них основными являются не только задачи обобщения данных, но и противоположные задачи дифференциации. В отличие от СтИС, имеющих разные уровни управления и масштабы сбора данных, в РЭЭС фиксирован уровень управления и масштаб собираемых данных. В качестве третьего вида системы, работающей с пространственно локализованными данными, рассмотрим маркетинговую информационную систему (МИС). В современном маркетинге маркетинговая информация собирается, анализируется и распределяется в рамках маркетинговой информационной системы.

 

1.3. Маркетинговая информационная система

 

Маркетинговой информационной системой (МИС) называют систему, содержащую комплекс процедур и методов, предназначенный для сбора, обработки и анализа информации, необходимой для поддержки или принятия маркетинговых решений. Современные маркетинговые системы должны хранить большой объем информации. Для этой цели применяют встроенные или внешние базы данных. База данных маркетинговой информационной системы должна содержать информацию: о размещении объектов; о транспортных потоках и сетях перемещения товара или продукта; о финансовом положении клиента или посредника; о конкурентах их сфере деятельности; о структуре рынка и размещении потенциальных потребителей; о динамике спроса и предложения; о состоянии курсов валют и др. Можно свести эти параметры к трем группам характеристик: «время», «место», ценность («тема»)[4]. Кроме базы данных для обработки и анализа, данных маркетинговая информационная система должна содержать банк моделей и банк методов статистических исследований. Банк методов статистических исследований - совокупность современных методик статистической обработки информации, позволяющих наиболее полно вскрыть взаимозависимости в рамках подборки данных и установить степень их статистической надежности. Банк моделей - набор экономике - математических моделей, способствующих принятию более оптимальных маркетинговых решений. МИС трансформирует данные, полученные из внутренних и внешних источников, в информацию, необходимую для руководителей и специалистов маркетинговых служб, принимающих соответствующие решения. Данные из внешних источников получаются на основе проведения маркетинговой разведки и маркетинговых исследований. Маркетинговая разведка - сбор текущей информации на основе использования разнообразных процедур и источников информации об изменении внешней среды маркетинга. Она необходима как для разработки, так и корректировки маркетинговых планов. Маркетинговые исследования в отличие от маркетинговой разведки предполагают тематический сбор и анализ данных по конкретным маркетинговым ситуациям, с которыми столкнулось предприятие. В МИС входит подсистема поддержки маркетинговых решений, в которой с помощью определенных методов (например, моделей корреляционного анализа, расчета точки безубыточности) на основе созданной базы маркетинговых данных осуществляется доступ к информации, необходимой руководителям для принятия решений, а также ее анализ в заданном направлении. В подсистему поддержки маркетинговых решений может входить набор процедур и логических алгоритмов, основанных на опыте экспертов и называемых экспертными системами. Современные экспертные системы способны давать советы в таких различных областях знаний, как диагностика заболеваний, геологоразведка, уплата подоходного налога, проблемы маркетинга. В каждой из этих областей приходится иметь дело с информацией, которая не отличается строгостью, чрезвычайно сложна, что затрудняет использование обычного программного обеспечения; однако экспертные системы справляются с ней зачастую лучше чисто формализованных систем. Знания, используемые в каждой такой системе, были получены от специалистов данной области в виде правил, обычно многих из сотен, которые в совокупности создают «базу знаний» компьютера. Экспертная система состоит из базы знаний и механизма «вывода» - программы, которая способна находить логические следствия из всей совокупности имеющихся в системе правил. Действуя в соответствии с заложенными в базе знаний правилами, компьютер запрашивает у пользователя необходимую информацию, а затем сообщает свои выводы и рекомендации. Таким образом, этот тип информационной системы, работающей с пространственно локализованными данными, также включает три группы данных: «место», «время», «тема».

Особенностью этих систем является то, что они могут рассматриваться как системы поддержки принятия решений. Это обусловлено их спецификой, поскольку одной из типовых задач маркетинговых исследований является подготовка набора альтернатив для принятия решений в зависимости от возможной ситуации. Кроме того, особенностью этих систем является решение прогнозных задач. В свою очередь, решение прогнозных задач требует проведения исследований не только объекта управления, но и среды, в которой он находится. Необходимость прогнозирования требует построения моделей объекта исследования и внешней среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Информационные технологии в регионе

 

2.1. Структура интегрированной системы

Современные автоматизированные интегрированные информационные системы имеют качественное отличие от специализированных автоматизированных информационных систем существовавших ранее. Десять - пятнадцать лет назад существовало два вида систем, которые отличались друг от друга. Первый класс образовывали системы, предназначенные для обработки данных: системы обработки данных (СОД), автоматизированные системы управления (АСУ). Впоследствии эти системы были интегрированы в единый класс систем обработки данных и управления (СОДУ) Другой класс образовывали специализированные системы, предназначенные, преимущественно, для хранения информации. Первоначально эти системы были не автоматизированы, и их целью было создание картотек и упорядочение большого объема информации содержащейся в архивах. Первые "информационные системы" - (ИС) - были полуавтоматизированы. Развитие компьютерной технологии и вычислительной техники привело к созданию автоматизированных информационных систем (АИС), основными функциями которых были организация хранения информации и организация эффективных запросов к хранимой информации. Архивы дальнейшее развитие автоматизированных технологий привело к появлению баз данных (БД) и экспертных систем (ЭС), которые стали составными частями АИС.В настоящее время базы данных служат основой хранения информации во многих автоматизированных информационных системах и в первую очередь в интегрированных. Развитие технологий искусственного интеллекта и интеллектуальной обработки данных, привело к появлению "экспертных систем" - (ЭС). Главное отличие ЭС от БД - заключается в способности принимать решения несанкционированное пользователем. Современные автоматизированные интегрированные информационные системы (АИИС) должны обладать свойствами систем двух вышерассмот-ренных классов, т.е. они должны обладать возможностью обработки данных и методами ее эффективного хранения. Элементом (системы) называют простейшую структурную составляющую системы, которая в рамках данной системы не структуризуется. Любая современная автоматизированная интегрированная информационная система (ГИС в частности) в обязательном порядке включает совокупность подсистем, соответствующих обычным специализированным автоматизированным информационным системам (АИС) или системам обработки данных и управления (СОДУ). Типовая интегрированная информационная система включает следующие подсистемы[5]:

-подсистему сбора;

-подсистему хранения данных (чаще всего это база данных или экспертная система);

-подсистему обработки данных (моделирования); подсистему представления информации;

-телекоммуникационную подсистему.

Наличие этих подсистем определяет различные аспекты интеграции данных и методов обработки. Это - интеграция исходных данных, интеграция технологий сбора, интеграция данных для хранения и моделирования, интеграция технологий обработки, интеграция технологий хранения, интеграция данных для представления и передачи, интеграция технологий представления информации. Интеграцией (в системе или систем) называют восстановление и (или) повышение качественного уровня взаимосвязей между элементами системы, а также процесс создания из нескольких разнородных систем единой системы, с целью исключения (до технически необходимого минимума) функциональной и структурной избыточности и повышения общей эффективности функционирования. В современных АИИС следует различать два дополняющих друг друга вида интегрирования:

-интеграцию технологий;

-интеграцию данных.

Интеграция технологий означает разработку комплекса технологий сложной на основе некой базовой технологии. Интеграция данных означает создание информационной основы с комплексным согласованием всех данных для оптимального использования. Интеграция данных означает также, что для создания информационной основы выбирают определенный класс данных, а все остальные типы или классы данных преобразуются применительно к свойствам этого класса. Таким образом, интеграция данных требует предварительной классификации данных и разработки системы классификаторов.

Дадим понятия основных частей информационной интегрированной системы. Верхним уровнем понятий в интегрированной среде является «Интегрированная система». Она представляет собой независимый комплекс, в котором осуществляются все процессы обработки, обмена и представления информации. Схема системы включает в себя системные уровни, подсистемы, процессы, задачи. Более низким уровнем по отношению к «Системе» является Системный уровень. Этим термином определим часть системы, объединяющую подсистемы и процессы обработки по функциональным и технологическим признакам. Еще более мелким уровнем является Подсистема. Подсистему определим как часть системы, объединенную по функциональным методам обработки данных, включающих разные алгоритмы и методы моделирования. Подсистема может быть локальной или распределенной. Системный уровень может включать от одной до нескольких подсистем. Распределенной называют подсистему, состоящую из частей, расположенных на различных узлах сети, которые могут обслуживаться различными системами управления и допускают участие в работе нескольких пользователей из разных узлов сети. Локальная подсистема, в отличие от распределенной, сгруппирована в одной точке сети и, как правило, обслуживается одним пользователем. В подсистему входит как более мелкая часть процесс обработки данных. Процесс определим как совокупность методов, обеспечивающих peaлизацию алгоритма обработки или одного метода моделирования, решающего одну или несколько задач обработки данных. Он подразделяется на: локальный, системный, распределенный. Значение терминов локальный и распределенный аналогично значению их для подсистем. Системный процесс предназначен для обслуживания системы и, как правило, он является «прозрачным» (т.е. незаметным) для пользователя. Наконец, самым мелким элементом системы является задача. С технологических позиций задача как элемент системы определяется простейшим технологическим циклом обработки типизированных данных. Системный уровень является описательным понятием, т.е. имеет технологическое назначение и логическое описание. Задача может быть связана с вычислениями или с технологическими процессами типа: ввода данных, формирования данных, визуального контроля данных и т.п. Следует подчеркнуть разницу между системным уровнем и подсистемой. Подсистема имеет всегда технологическое назначение, логическое описание и физическую реализацию. Так подсистема семантического моделирования может быть реализована как составная часть технологии сбора информации или как самостоятельная технология, например при формировании графических моделей. Физическая реализация АИИС осуществляется обычно на уровне подсистемы.

 

2.2. Анализ и прогноз бюджетных и социально-экономических процессов региона

 

Составной частью комплексных мер для обеспечения стабилизации социально-экономического положения региона и исполнения бюджета области обязательно должна стать аналитическая проработка принимаемых решений. При этом основное внимание следует уделять системному анализу и многовариантному прогнозированию бюджетных и социально-экономических процессов в области в реальном времени во взаимосвязи с внешними факторами на базе современных информационных технологий. Для решения этой задачи предназначен программно-аналитический комплекс «Анализ и прогноз бюджетных и социально-экономических процессов региона».

Основной целью комплекса является создание единой системы контроля, анализа и прогноза бюджетных и социально-экономических процессов на уровне области. Данное комплексное решение призвано улучшить подходы к пониманию и осмыслению формирования бюджета области, принятию обоснованных решений и, в результате, к обеспечению стабилизации социально-экономического положения региона.

Основная цель комплекса реализуется путем выделения и поддержки следующих функций[6]:

·накопление, статистическая обработка и представление финансово-экономической информации в табличной и графической формах;

·анализ и прогноз влияния макроэкономических и региональных факторов на развитие производственной, социальной, финансовой ситуации в регионе;

·выполнение многовариантных сценарных и целевых расчетов динамики отдельных отраслей регионального хозяйства, бюджета в целом, осуществление комплексных расчетов.

Структура и функции отдельных блоков комплекса.

Комплекс включает следующие функциональные блоки:

Аналитическая база данных.

Система моделей социально-экономического и финансового развития региона.

Аналитическая база данных.

Аналитическая база данных (АБД) решает следующие задачи[7]:

·первичный анализ, накопление, систематизация и предварительная обработка областных (региональных) статистических данных в разрезе перечня социально-экономических показателей;

·проведение аналитических расчетов по оценке текущей социально – экономической ситуации в регионе; формирование аналитических отчетов;

·подготовка и предоставление информации для системы моделей.

АБД включает данные, подробно описывающие все сферы хозяйственной деятельности региона, предоставляет их в необходимой для анализа временной, пространственной, объектной и уровневой ретроспективе с заданной степенью детализации.

Информация о работе Особенности информационных систем в региональном управлении