Особенности информационных систем в региональном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является характеристика информационных технологий в региональном управлении. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Обобщить и проанализировать научную литературу по данному вопросу;
2) Рассмотреть информационно-вычислительные и ситуационные центры в государственном и региональном управлении;
3) Провести анализ и прогнозирование бюджетных и социально-экономических процессов региона.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...………………3
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В УПРАВЛЕНИИ………………………………………………………...5
1.1. Информационно-вычислительные и ситуационные центры в государственном и региональном управлении………………………………….5
1.2. Региональная эколого-экономическая система…………………………...11
1.3. Маркетинговая информационная система………………………………..12
ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕГИОНЕ..16
2.1. Структура интегрированной системы………………………………..……16
2.2. Анализ и прогноз бюджетных и социально-экономических процессов региона……………………………………………………………………...…….19
2.3. Регионально-отраслевое управление с использованием специализированного программно-модельного комплекса…………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………....33

Файлы: 1 файл

Особенности информационных систем в региональном управлении.doc

— 477.50 Кб (Скачать)

 

 

Рис. 2.1. Фрагмент программы

Аналитические расчеты ориентированы на оценку уровня отклонения текущего социально-экономического положения региона от социальных стандартов или других нормативных показателей. Результаты аналитической оценки текущей социально-экономической ситуации в регионе могут являться, наряду с другими соображениями, основой для формирования сценариев при проведении ситуационного анализа и прогнозных расчетов.

АБД позволяет формировать стандартные аналитические отчеты, отвечающие требованиям регламента работы соответствующих подразделений администрации области.

Система моделей.

Система моделей предназначена для решения следующих задач[8]:

·анализ финансово-бюджетных процессов региона;

·оценка влияния структуры (региональной) экономики области на доходную часть бюджета;

·прогноз поступлений по отдельным видам налогов, сборов, пошлин и других платежей;

·прогноз расходной части бюджета при различных вариантах социальной политики;

·вариантные расчеты доходов и расходов бюджета.

Прогнозная оценка и комплексный анализ осуществляются на основе разработанной динамической модели (регионального) бюджета области.

Модель представляет собой развернутое математическое описание основных финансовых, производственных, материальных и других процессов в регионе, позволяющих связать текущее состояние объекта и сценарии управленческих решений с будущим прогнозируемым состоянием. Отвечая на вопрос «Что будет, если..?», модель позволяет оценить последствия принимаемых решений, а отвечая на вопрос «Что нужно, чтобы..?», - позволяет определить необходимый уровень ресурсов для достижения заданных (желаемых) целей.

Логически модель включает следующие основные взаимосвязанные и взаимодополняющие блоки: блок доходов бюджета, блок расходов бюджета, блок внебюджетных фондов и блок бюджетного регулирования.

Модели для прогнозирования доходов бюджета позволяют оценивать общий потенциал доходов в плановом периоде, рассчитывать объемы поступлений в доходную часть бюджета по отдельным видам налогов, сборов, пошлин и других платежей. На основе моделей расходной части бюджета рассчитываются плановые (прогнозируемые) объемы финансирования для отраслей социальной сферы, определяются объемы бюджетного финансирования отраслей народного хозяйства.

Система моделей позволяет оперативно выполнить прогнозные вариантные расчеты при различных значениях сценарных (управляющих) параметров, в качестве которых выступают ставки налогов, минимальная заработная плата, нормативы уровня жизни и другие параметры.
Программные средства обеспечивают возможность визуального сравнения результатов расчетов, полученных при разных сценариях, изменения состава статей доходов и расходов и т.д.

Рис. 2.2. Фрагмент программы

Интервал планирования произвольно определяется пользователем. Результаты оформляются в виде разнообразных табличных и графических отчетов.

Данная программа представляет собой демонстрационную версию  программного комплекса «Анализ и прогноз бюджетных и социально-экономических процессов в регионе», разрабатываемого Владимирским  государственным  университетом  совместно со Счетной Палатой Владимирской области.

 

2.3. Регионально-отраслевое управление с использованием специализированного программно-модельного комплекса

 

Решение задачи планирования и развития системы регионов и отраслей напрямую связано с грамотной аналитико-прогностической работой по комплексу взаимосвязанных участников рынка (хозяйствующих субъектов) и их ключевых социально-экономических показателей. Это обусловлено структурой модели ана­лиза территориальных межотраслевых объектов (модели АТМО) и базой данных, обеспечивающей модель информацией.

Реализация задачи может состоять из двух этапов:

1)                 формирование экономического объекта планиро­вания;

2)                 определение состава входных и выходных пара­метров и времени их мониторинга.

В рамках первого этапа определяется географиче­ский, а посредством этого - и промышленный масштаб планирования. Это объекты, формируемые по следующим двум направлениям:             

1)                 территория - регион(ы), при необходимости так­же районы;

2)                 сектор(ы) экономики — отрасль, отрасли (и круп­ные корпорации, в них присутствующие).

Все остальные отрасли и регионы не исключаются из рассмотрения, они становятся внешней средой.

Формирование подобного объекта позволяет пла­нировать объёмы промышленных и связанных с ними денежных потоков сначала в каждом регионе, а потом и между регионами.

Подобное планирование осуществимо не только на регионально-отраслевом уровне, но и для предприятий и корпораций, расположенных в муниципальных районах и городских округах. Это более низкий уровень иерархии планирования.

Таким образом, получаем два уровня иерархии пла­нирования[9]:

-территориальный, родительский — отражает влия­ние внешней среды на деятельность всех отраслей во всех регионах на терретории выбранного эко­номического объекта;

-локальный, порождённый — представляет коммерческие и социальные процессы, в рамках отраслей региона.

На территориальном уровне планируются спрос (региональный, внерегиональный. экспортный) на продукцию отраслей, объёмы производства, ввоза, вывоза и импорта продукции, а также финансовые и иные характеристики, сопровождающие деятельность отраслей в регионах. По этим данным, на локальном уровне планируются показателе предприятий, крупных корпораций, а также социальные последствия их роста и па­дения д ля населения районов. Далее можно составить бизнес-планы по предприятиям корпорации и свести их в единый баланс.

В рамках второго этапа осуществляется выбор задачи планирования для этого объекта выбором исходных показателей как заданных параметров и результирующих как искомых. Здесь, планируя деятельность отраслей и предприятий корпораций в и составе, параллельно решают круг задач, связанных с производственно-финансовой деятельностью, состоящих в поиске:

-доли госзаказа в закупках промышленной продукции, стимулирующих рост потребления;

-выпуска продукции, полученного за счёт технологических изменений;

-необходимого объёма финансовых средств на новые разработки;

-желаемого объёма налоговых преференций для отраслей и корпораций;

-цен на собственную продукции и ввозимую продукцию;

-оптимального размера процентной ставки по кредитам;

-объёма выпуска продукции, полученного за счёт технологических изменении;

оптимального объёма финансовых выплат, осуществляемых отраслями и кор­порациями;

-необходимых соотношений между отечественной и импортной продукцией

-технологических сдвигов в производстве через призму коэффициентов прямы: затрат;

-изменения структуры поставок в другие регионы.

Модельно-программный комплекс состоит из следующих частей[10]:

интерфейса, позволяющего выбрать задачу и показать результаты и этапы решения;

базы данных, поддерживающей данные для решения задачи;

вычислительного блока, производящего необходимые расчёты.

Работу программной системы можно представить следующей схемой (рис. 2.3.).

В основе вычислительного блока лежит модель АТМО, которая содержит:

-для каждого региона:

-блок межотраслевого материального баланса;

-блок межотраслевого финансового баланса;

        для каждой отрасли:

-блок межрегионального торгового баланса;

-блок межрегионального уточняющего баланса.

Блок межотраслевого материального баланса для каждого интересующего региона даёт возможность найти величины выпуска и ввоза продукции для всех отраслей, главк образом это объём поставок другим потребителям. Желательно, чтоб величины были оптимальны в преодолении конфликта отраслей при конкуренции за сырьевые ресурсы.

Блок межотраслевого финансового баланса даёт финансовые ограничения на величины выпуска и вывоза, а также значение нераспределённой прибыли.

 

 

Рис 2.3.   Модель программной системы

 

После задействования вышеуказанных блоков для каждого из включённых в задачу регионов производятся вычисления по двум другим блокам для каждой отрасли  с учётом всех регионов.

Блок межрегионального торгового баланса даёт инфраструктурные ограничения на поставки по вывозу и импорту, а также значение излишков продукции в отраслях среди всех регионов.

Блок межрегионального уточняющего баланса для каждой отрасли позволяет найти объёмы взаимных поставок вывоза и импорта между всеми регионами. Эти величины должы также обеспечить нужные значения ряду макроэкономических показателей, основной из них — это чистая прибыль. Искомые величины находятся таким образом, чтобы отвечать условиям оптимальности как наилучших в условиях конфликта за торговые ресурсы, то есть потоки продукции каждой отрасли, циркулирующие между регионами, в рамках осуществляемых ими вывоза и импорта.

Общий алгоритм решения задачи выглядит следующим образом. Предполага­ется, что вне зависимости от конфигурации задачи, определяемой пользователем программно-модельного комплекса, обязательно находится ряд величин, являющих­ся важнейшими отраслевыми и корпоративными характеристиками. Эти показатели можно разделить на три группы[11]:

              регулируемые параметры (относительные величины): технологический коэффициент (поставки продукции отрасли другим от­раслям к их выпуску):

-  торговый коэффициент (поставки продукции отрасли другим отраслям к их ввозу);

- коэффициент вывоза (вывоз региона в другие регионы ко всему вывозу); коэффициент импорта (транзитный1 импорт региона в другие регионы к всему импорту);

              эндогенные параметры: выпуск (объём производства продукции отраслью, содержащей промыш­ленные предприятия):

- ввоз (обьём закупок продукции отраслью, содержащей торговые пред­приятия);

-вывоз (обьём поставок собственной продукции отраслью в другие регионы и на экспорт);

-импорт (обьём импортированной отраслью продукции);

              индикаторы:

-поставки другим потребителям (обьём продукции, идущей непроизвод­ственному сектору);

-нераспределённая прибыль (обьём финансовых средств у отрасли до вы­платы налогов);

-излишки продукции (обьём продукции, оставшийся на складах у пред­приятий отрасли);

-чистая прибыль (обьём финансовых средств у отрасли после выплаты на­логов и прочих выплат).

Здесь эндогенные параметры выступают средством достижения оптимальных значений индикаторов при условии, что регулируемые параметры позволят это сделать.

Учитывая рыночную среду, в которой действуют отрасли и корпорации, под опти­мальным в данном случае понимается не получение показателей, максимальных при технологических и ряде других ограничений, но получение наилучших показателей при наихудшем состоянии внешней, прежде всего социально-экономической, среды. Эта сре­да, воздействуя на результаты планирования, проявляет себя в виде следующих факторов[12]:

- риска (некоторые показатели многовариантны, что определяется своими вероятностями);

- неопределённости (ряд показателей могут быть различными с неизвестными вероятностями);

- конфликта (показатели субъектов рынка взаимодействуют между собой, влияя на результат).

В случае риска или (и) неопределённости части показателей при работе с программно-модельным комплексом пользователь должен просто задать вероятности «рискованных» величин, как правило, в виде «сценариев» (обычно 5-7). Это все воз­можные и наиболее вероятные значения для набора всех показателей, чьи значения определены неоднозначно. Часть из них имеет вероятности, часть — нет. В результате будет произведен расчёт по каждому сценарию, а значения планируемых показателей будут агрегированы исходя из последовательного применения минимаксного (наи­лучшее из наихудшего) и байесовского (средневзвешенное матожидание) критериев принятия решений.

Одной же из основных проблем планирования, решаемых программно-модельным комплексом, является учёт факторов конфликта, источник которого — конкуренция отраслей и регионов соответственно за[13]:

-сырьевые ресурсы (продукция, используемая как сырье и материалы другими отраслями);

-торговые ресурсы (продукция, поставляемая из региона выпуска в другие регионы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Информационные технологии все больше и больше вторгаются в нашу жизнь, проникают во все процессы (социальные, экономические, политические), подменяя их, помогая им развиваться, являются сопутствующим и одновременно неотъемлемым средством предоставления и анализа информации.

В условиях интегрированной архитектуры информационной модели управления все сведения и службы могут быть организованы исходя из конкретных интересов граждан и представлены в соответствии с жизненными ситуациями или по тематическим областям (например, смена адреса местожительства, вступление в брак, рождение ребенка, потеря работы, создание компании и т.п.). В конечном итоге люди должны иметь возможность настроить портал государственных служб согласно собственным потребностям, добавляя, обновляя и удаляя ссылки на конкретные службы.

Информация о работе Особенности информационных систем в региональном управлении