Информационные системы в стратегическом управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 10:21, реферат

Краткое описание

Начало развития информационных технологий приходится на 60-е годы XX века, вместе с появлением и развитием первых информационных систем (ИС). Инвестиции в инфраструктуру и сервисы Интернет в конце 90-х годов XX века вызвали бурный рост отрасли информационных технологий.

Файлы: 1 файл

страт.мен..docx

— 46.74 Кб (Скачать)

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Стратегический менеджмент»

 

ТЕМА: «Информационные системы в стратегическом управлении»

 

 

 

 

 

Курс  5

Москва-2012 г


 

ВВЕДЕНИЕ

Начало развития информационных технологий приходится на 60-е годы XX века, вместе с появлением и развитием первых информационных систем (ИС). Инвестиции в инфраструктуру и сервисы Интернет в конце 90-х  годов XX века вызвали бурный рост отрасли  информационных технологий.

Специфика современных ИТ заключается в том, что они проникают прежде всего в сферу интеллектуального труда.

Возникновение современных ИТ имеет своим последствием создание интеллектуальной технологии, обеспечивающих рождение принципиально  нового феномена в истории мировых  цивилизаций и культур. Этот феномен  состоит в возможности продуцирования, трансформации, сверхскоростной передачи и реализации информации не только с помощью человеческого мозга  и традиционных средств связи, но и с помощью совершенно новых  технических устройств, заложивших материальную базу информационного общества.

С точки зрения интересов компаний ИТ являются основным средством глобализации, инноваций  в области производства и обслуживания и оказывают влияние на стратегические вопросы.

Объединение вычислений с использованием изображения, телекоммуникаций с использованием видео, систем распознавания речи, искусственного интеллекта и виртуальной реальности изменяет границы всего современного бизнеса.

Поэтому, хотим  мы того или нет, но информационные технологии не просто все больше заставляют о себе говорить, они становятся неотъемлемой частью бизнеса, и главное - залогом эффективности работы предприятия.

 

 

 

 

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

 

Один из наиболее важных вопросов бизнеса в наши дни: каким образом стратегия организации  влияет на выбор информационных технологий и систем, которые приобретаются  и внедряются в этой организации? И наоборот, каково влияние информационных систем организации на ее стратегию?

Менеджмент  предприятия, рассматривая информационные технологии через призму автоматизации  существующих процессов - видит их миссию в выполнении обслуживающих функций.

Стратегический  же менеджмент понимает миссию информационных технологий иначе. Он считает, что главной  задачей информационных технологий является формирование конкурентоспособного бизнеса.

Эффективный стратегический менеджмент может быть построен только на основе информационных технологий. В стратегическом менеджменте  информационно-технологические ресурсы  предприятия должны использоваться для создания, поддержания и углубления устойчивого конкурентного превосходства  предприятия.

Каждая компания действует на основании своей  теории бизнеса, т.е. ряда представлений  о том, каковы ее цели и задачи, в  чем заключается ее бизнес и каковы ее результаты (продукты), а также, кто  является потребителем, что он ценит  и за что намерен платить. Квинтэссенцией и одновременно декларативной частью этой теории, как правило, направленной во внешнее окружение, является миссия компании. Стратегия есть способ реализации теории бизнеса (миссии компании) в  практической деятельности.

Цель практической деятельности − обеспечение возможности  достижения желаемых результатов в  неконтролируемой среде, так как  стратегия позволяет компании осознанно  искать и использовать себе во благо  благоприятные стечения обстоятельств. Если нет стратегии, то и не существует способа определить, какие действия и решения компании способствуют достижению желаемых результатов, а  какие ведут в ложном направлении  и только распыляют ресурсы.

Цель стратегии  − разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности компании над уровнем конкурентов.

Реализация  стратегии − это рутинная работа по прохождению стратегических траекторий: улучшение качества, повышение компетенций, снижение издержек, выход на новые  рынки и обретение новых партнеров.

Формирование  стратегических целей является наиболее ответственной частью стратегии. Нечеткие или ложные цели никогда не могут  привести к укреплению и реализации долгосрочных конкурентных преимуществ  − смысла любой стратегии. Достижение поставленных целей в условиях реального  бизнеса происходит путем разработки и реализации стратегических программ (наборов осмысленных действий, нацеленных на определенный результат). Приоритеты в разработке и реализации программ должны соответствовать приоритетам в самой стратегии.

Стратегия в  области информационных технологий является неотъемлемым элементом общей  стратегии компании, а программы  по ее реализации тесно переплетаются  со стратегическими программами  в других областях. На протяжении 50 лет в центре внимания создателей информационных технологий были сбор и хранение данных, их передача и  предоставление. Информационная революция  привела к кардинальному изменению  задач.

В 50-е , 60-е годы появились первые стратегические информационные системы. Они создавались с целью обеспечить себе преимущество в конкурентной борьбе. Классическим примером является создание и развитие автоматизированной системы бронирования и продажи авиабилетов SABRE. Система бронирования SABRE была создана авиакомпанией American Airlines в 1964 г. Штаб-квартира SABRE расположена в США. Автоматизированная система функционировала и развивалась, под различными марками распространялась в других регионах. В дальнейшем стратегические информационные системы бронирования авиабилетов получили свое развитие, превратившись в информационные системы туристического бизнеса.

Так, что же все-таки представляет собой стратегическая информационная система?

Стратегическая  информационная система (СИС) – компьютерная информационная система, обеспечивающая поддержку принятия решений по реализации перспективных стратегических целей развития организации.

Стратегические информационные системы предназначены в первую очередь для решения неструктурированных задач, осуществления долгосрочного планирования и использования руководителями высшего ранга без посредников. Очень часто стратегические ИС разрабатываются и внедряются как неотъемлемая часть корпоративных информационных систем (КИС), поскольку невозможно осуществлять долгосрочное планирование, если отсутствует полная информация о деятельности предприятия.

Основная задача информационных систем стратегического уровня – сравнение происходящих во внешнем окружении изменений с существующим потенциалом фирмы. Они призваны создать общую среду компьютерной телекоммуникационной поддержки решений в неожиданно возникающих ситуациях. Используя самые совершенные программы, эти системы способны в любой момент предоставить информацию из многих источников. Для некоторых стратегических систем характерны ограниченные аналитические возможности.

Фундаментом построения такой информационной системы является ИТ-стратегия, сформированная в рамках и на основании общей стратегии развития компании и направленная на реализацию ее стратегических целей и миссии.

В условиях постоянно меняющегося  окружения ИТ-стратегия компании должна быть чрезвычайно гибкой, мобильной, постоянно направленной на достижение целей бизнеса.

ИТ-стратегии  тесно связаны со стратегиями  бизнеса и относятся к стратегическому  менеджменту. Соответственно, когда  говорят, что ИТ-стратегия состоит  только в увеличении производительности технических средств на 25% каждый год, то с позиций стратегического  менеджмента это не является стратегией.

Что входит в основные задачи стратегического менеджмента:

  • определение миссии (что компания намерена делать и чем стать через 5-10 лет);
  • определение целей;
  • разработка стратегии;
  • внедрение и осуществление стратегического плана;
  • оценка деятельности.

Как показывает анализ российской компьютерной прессы, под «ИТ-стратегией» понимают весьма разные вещи. Большинство авторов  под ИТ-стратегией понимают долговременный план действий по информационному обеспечению  предприятия.

В общем случае в ИТ-стратегию могут быть включены следующие составляющие:

- информационные  системы: собственно, прикладное  программное обеспечение типа  «делопроизводство», «бухучет» и  др., ради чего собственно пользователи  и используют компьютеры;

- ИТ-инфраструктура: компьютеры, телекоммуникации, системное  программное обеспечение;

- ИТ-служба  и управление ей: цели и задачи  ИТ-службы (служб), оргструктура, методы  управления персоналом и др.

С точки зрения предприятия, ИТ-стратегия является частью корпоративной стратегии, в  одном ряду со стратегиями маркетинга, закупок и др.

Таким образом, ИТ-стратегия компании требует выполнения нескольких этапов, позволяющих собрать и структуризировать информацию по используемым технологиям, а также и оценить потенциал использования ресурсов компании.

Этап 1.

Понять возможности  ИТ-отдела компании. Потенциал и  опыт сотрудников работающих в компании, позволит сократить издержки на внедрение  новых решений и на реализацию новых проектов. Но необходимо реально  оценивать возможности специалистов и их потенциал, учитывая сильные  и слабые стороны. Менеджмент должен проанализировать выгоды и риски  текущей структуры организации  отдела.

Этап 2.

Изучить тенденции  рынка информационных технологий, применительно  к сфере бизнеса. Оценка и обзор  информационных решений применяемых  в конкретной области, позволит сузить круг рассматриваемых систем, и остановить свой выбор на тех из них, которые  уже имеют положительный опыт использования в бизнесе компаний. Собираясь внедрять систему и  проводя реструктуризацию, необходимо оценить потенциально интересные решения, которые уже используются, оценив влияние данной модели на компанию. Производя подобную оценку, ориентируйтесь на требования бизнеса, а не ИТ-компании, интеграторов и технических специалистов.

Этап 3.

Оптимизировать  управление отделом. Политика управления ИТ-отделом должна сочетаться с умелым использованием и консолидацией всех ресурсов. Менеджмент должен постоянно производить оценку реализации любых проектов с различных точек зрения: время, деньги, качество, влияние на капитализацию бизнеса – все это должно приниматься во внимание.

Модель управления, конечно различна для всех компаний, но это основополагающие принципы, которые позволяют работать эффективно и результативно.

Таким образом, построение эффективной ИТ-стратегии позволит компаниям приобрести новое конкурентное преимущество на рынке.

 

ПОЛУЧЕНИЕ КОНКУРЕНТНОГО  ПРЕИМУЩЕСТВА

СИС используется для получения конкурентного преимущества. Организация использует информационные системы для изменения баланса власти между конкурентами, поставщиками, фирмами, производящими товары-заменители.

Рис. 1. Внешние факторы, воздействующие на деятельность фирмы

Рассмотрим качество информационной системы как стратегического  средства деятельности любой организации  на примере фирмы, выпускающей продукцию, аналогичную уже имеющейся на потребительском рынке. В этих условиях необходимо выдержать конкуренцию  с другими фирмами. Что может  принести использование информационной системы в этой ситуации?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять взаимосвязь фирмы  с ее внешним окружением. На рис. 1 показано воздействие на фирму  внешних факторов:

  • конкурентов, проводящих на рынке свою политику;
  • покупателей, обладающих разными возможностями по приобретению товаров и услуг;
  • поставщиков, которые проводят свою ценовую политику.

Фирма может обеспечить себе конкурентное преимущество, если будет  учитывать эти факторы и придерживаться следующих стратегий:

  1. создание новых товаров и услуг, которые выгодно отличаются от аналогичных;
  2. отыскание рынков, где товары и услуги фирмы обладают рядом отличительных признаков по сравнению с уже имеющимися там аналогами;
  3. создание таких связей, которые закрепляют покупателей и поставщиков за данной фирмой и делают невыгодным обращение к другой;
  4. снижение стоимости продукции без ущерба качества.

 

ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО  УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Сегодня инвестиции в системы  и технологию внешними группами, такими, как покупатели, поставщики или конкуренты, требуют от организации изменения  подхода к управлению ИС/ИТ для  того, чтобы избежать значительных деловых рисков и недостатков. Недостаток последовательной стратегии ИС может привести к любому количеству перечисленных ниже проблем:

  1. Конкуренты, поставщики и покупатели могут получить преимущества над организацией.
  2. Цели могут стать недостижимыми из-за ограничений систем.
  3. Системы не являются интегрированными, что влечет за собой удвоение затрат, небрежность, провалы и скудость управленческой информации.
  4. Запоздалое введение систем не приносит предполагаемой прибыли из-за слабой ориентации на ключевые цели.
  5. Приоритеты и планы постоянно меняются, что порождает конфликты между пользователями и персоналом ИС, уменьшая тем самым производительность.
  6. Выбранные технологии не объединяют, а даже скорее разъединяют в бизнес.
  7. Не существует средств для создания подходящих ИС/ИТ уровней ресурсов, чтобы оценить вложения и создать постоянство приоритетов.

Информация о работе Информационные системы в стратегическом управлении