Основные положения деятельности естественных монополий и регулируемых рынков в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 21:12, реферат

Краткое описание

Естественная монополия означает такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. В связи с этим, спрос на данные товары в меньшей степени зависит от изменения цены на них, чем спрос на другие виды товаров.

Файлы: 1 файл

реферат - естественныемонопологии.docx

— 111.55 Кб (Скачать)

    - в сфере водохозяйственной и канализационной систем:

  1. услуги водохозяйственной системы:

    а) регулирование  поверхностного стока при помощи подпорных гидротехнических сооружений;

    б) подача воды по магистральным трубопроводам;

    в) подача воды по распределительным сетям;

    г) подача воды по каналам;

  1. услуги канализационной системы:

        а) отвод сточных вод;

        б) очистка сточных вод.

    - в сфере услуг почтовой связи:(общедоступные услуги почтовой связи)

  1. пересылка простых писем;
  2. пересылка простых почтовых карточек;
  3. пересылка простых бандеролей [8].

    В деятельности субъектов естественных монополий существует ряд ограничений, прописанных в Законе РК «о естественных монополиях и регулируемых рынках».

    Так субъекту естественных монополий запрещается:

  1. оказывать услуги и осуществлять иную деятельность, не относящуюся к сферам естественных монополий, за исключением деятельности:

    а) технологически связанной с регулируемыми услугами (товарами, работами);

    б) установленной  законодательством Республике Казахстан  о почте;

    в) в  случае, когда доходы от оказания регулируемых услуг (товаров, работ), относящихся  к сфере естественной монополии, не превышают одного процента доходов  от всей деятельности субъекта рынка  за один календарный год;

    г) в  случае, когда доходы от иной деятельности не превышают пяти процентов от всей деятельности субъекта естественной монополии  за один календарный год;

    д) в случае невозможности организационного и территориального обособления структурного подразделения, оказывающего услуги (товары, работы) в сфере естественной монополии;

  1. иметь на праве собственности и (или) хозяйственного ведения имущество, не связанное с производством и предоставлением регулируемых услуг (товаров, работ) субъектом естественной монополии, а также с осуществлением деятельности, разрешенной для субъекта естественной монополии в соответствии с настоящим Законом;
  2. владеть акциями (долями) или иным образом участвовать в деятельности коммерческих организаций, кроме негосударственных накопительных пенсионных фондов, специальных финансовых компаний, а также иных организаций, осуществляющих деятельность, разрешенную для субъекта естественной монополии настоящим Законом;
  3. взимать за регулируемые услуги (товары, работы) плату, превышающую размер, установленный уполномоченным органом;
  4. взимать дополнительную плату, не предусмотренную настоящим Законом, или иным образом навязывать дополнительные обязательства, которые по своему содержанию не касаются предмета оказываемых регулируемых услуг (передача финансовых средств и иного имущества, имущественных прав и других);
  5. допускать превышение средств, предусмотренных статьями тарифной сметы, утвержденной уполномоченным органом, более чем на пять процентов, за исключением случаев увеличения расходов на используемые стратегические товары, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  6. навязывать условия доступа к регулируемым услугам (товарам, работам) субъектов естественных монополий или совершать иные действия, ведущие к дискриминации потребителей;
  7. передавать принадлежащее на праве собственности или ином законном основании имущество, используемое в технологическом цикле при производстве и (или) предоставлении регулируемых услуг (товаров, работ), в доверительное управление, имущественный найм (аренду), включая лизинг;
  8. уступать право требования, связанное с предоставляемыми регулируемыми услугами (товарами, работами), за исключением уступки права требования специальной финансовой компании по сделкам секьюритизации, при условии, что это не приведет к повышению тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии;
  9. отказывать в предоставлении регулируемых услуг (товаров, работ) добросовестным потребителям в связи с неоплатой недобросовестными потребителями использованного объема регулируемых услуг (товаров, работ);
  10. включать в тарифы (цены, ставки сборов) или их предельные уровни на регулируемые услуги (товары, работы) затраты, не связанные с их предоставлением;
  11. допускать нецелевое использование средств, предусмотренных в инвестиционных программах (проектах), утвержденных в установленном порядке;
  12. требовать оплаты предоставленных регулируемых услуг (товаров, работ), не соответствующих требованиям к качеству регулируемых услуг (товаров, работ), установленным государственными органами в пределах их компетенции;
  13. признавать коммерческой тайной информацию:

    а) содержащуюся в тарифной смете;

    б) о  затратах на приобретение и установку  приборов учета регулируемых коммунальных услуг и механизме взимания платы, приобретении и установке приборов учета регулируемых коммунальных услуг;

    в) о  предоставляемых регулируемых коммунальных услугах (товарах, работах) [2].

    Для более полного и четкого понимания сфер деятельности естественных монополий и регулируемых рынках необходимо раскрыть понятия услуг, относящихся к данным сферам деятельности.

    Коммунальные услугиэлектроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, канализование, а также услуги по удалению мусора и обслуживанию лифтами, предоставляемые гражданам в квартирах, индивидуальных жилых домах, а также для нужд приусадебных участков, гаражей, потребителям, занимающимся индивидуальным предпринимательством по месту жительства, и объектам кондоминиума.

    Предоставление  услуг производится на основании  индивидуального договора между  Услугодателем и Потребителем. В лице потребителя может выступать КСК (кооператив собственников квартир) или юридическое, физическое лица, которым делегированы права по заключению данного договора.

      Потребительские свойства и режим предоставления услуг должны соответствовать требованиям, установленным нормативно-технической документацией:

  1. по теплоснабжению – санитарным нормам, определяющим температуру воздуха в жилых помещениях - круглосуточно в течение отопительного сезона;
  2. по электроснабжению – параметрам электрической энергии по действующему стандарту - круглосуточно в течение года;
  3. по холодному и горячему водоснабжению – гигиеническим требованиям по составу, свойствам и температуре нагрева подаваемой воды, а также расчетного расхода воды в точке разбора – круглосуточно в течение года;
  4. по канализованию – обеспечению полн$ого отведения сточных вод круглосуточно в течение года;
  5. по обслуживанию лифтами – безопасному пользованию лифтами - круглосуточно в течение года, или на основании договора;
  6. по удалению мусора – полному удалению мусора, отвечающему санитарно-эпидемиологическим требованиям.

    Оплата за услуги, подлежащие регулированию в соответствии с действующим законодательством, производится по тарифам, утверждаемым уполномоченным государственным органом  в установленном порядке [18].

    Авиационные услуги – это услуги гражданской  авиации, связанные с организацией и обеспечением воздушных перевозок  пассажиров, багажа, грузов и почты  и выполнением авиационных работ.

    В данном случае под гражданской авиацией понимается авиация, используемая в  целях:

  1. перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты (воздушные перевозки);
  2. выполнения авиационных работ;
  3. проведения учебных, спортивных, культурно-просветительных мероприятий, развития технического творчества;
  4. удовлетворения личных потребностей эксплуатанта воздушного судна;
  5. проведения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ, оказания помощи в случае стихийных бедствий.

    Авиакомпании, осуществляющие перевозку пассажиров, багажа, грузов и почты и (или) выполняющие  авиационные работы гражданскими воздушными судами, создаются только в форме  акционерного общества в порядке, установленном  законодательными актами Республики Казахстан, с учетом особенностей, предусмотренных  настоящим Законом, за исключением  авиакомпаний, осуществляющих авиационные  работы, согласно перечню, определяемому  Правительством Республики Казахстан.

    Официальный статус авиакомпании определяется государственной  регистрацией юридического лица в органах  юстиции, наличием сертификата эксплуатанта аэропорта, выдаваемого уполномоченным органом. Юридическое лицо, не имеющее официального статуса авиакомпании, не может именоваться "авиакомпанией" или характеризовать себя как осуществляющее авиационные услуги и (или) работы [6].

    Услуги  железнодорожных путей с объектами  железнодорожного транспорта по договорам  концессии – это услуги по предоставлению в пользование железнодорожных  путей с объектами железнодорожного транспорта, построенных и эксплуатируемых  по договору концессии, и организации  пропуска подвижного состава по ним.

    Услуги  подъездных путей – это услуги по предоставлению в пользование подъездных путей.

    Услуги  локомотивной тяги – это услуги по перемещению подвижного состава  тяговым транспортным средством (локомотивом) по железнодорожным путям.

    Услуги  магистральной железнодорожной  сети – это услуги по предоставлению в пользование магистральной  железнодорожной сети и организации  пропуска подвижного состава по ней.

    Условия перевозок, порядок использования  транспортных средств, обеспечения  безопасности в области технического регулирования (далее - безопасность) транспортных средств и процессов их жизненного цикла для жизни и здоровья человека и окружающей среды определяются нормативными актами, действующими на соответствующих видах транспорта, утверждаемыми в установленном  порядке и являющимися обязательными  для всех участников транспортных отношений.

    Магистральные железнодорожные сети, автомобильные  дороги общего пользования, судоходные водные пути, маяки, устройства и навигационные  знаки, регулирующие и гарантирующие  безопасность судоходства, аэронавигационные  устройства системы управления воздушным  движением, сети телекоммуникаций, инженерные сети, связанные с обеспечением безопасности полетов воздушных судов, а также  метрополитен являются государственной  собственностью.

    Подъездные  пути и узкоколейные линии, а также  автомобильные дороги могут находиться как в государственной, так и в частной собственности [5].    

    Передача тепловой энергии – услуга по транспортировке тепловой энергии по тепловым сетям, оказываемая энергопередающими организациями в соответствии с заключенными договорами.

    Вспомогательные услуги – услуги, приобретаемые системным оператором у субъектов оптового рынка электрической энергии для обеспечения готовности необходимых объемов и структуры оперативных резервов электрической мощности, регулирования активной и реактивной мощностей, по запуску энергосистемы из обесточенного состояния [20].

    Системные услуги – услуги, оказываемые системным оператором субъектам оптового рынка электрической энергии по передаче электрической энергии, технической диспетчеризации, регулированию и резервированию мощности, организации балансирования производства-потребления электрической энергии.

    Организационные мероприятия при эксплуатации электрического оборудования, электрических и тепловых сетей, установок потребителей должны обеспечивать безопасность для жизни  и здоровья человека и окружающей среды.

      Из выше изложенного видно, что перечень услуг, относящийся к сфере деятельности субъектов естественных монополий и регулируемых рынков довольно широк, но является исчерпывающим.

     

    1. Финансово – экономический аспект деятельности естественных монополий и регулируемых рынков в РК
 

    К финансово – экономической стороне  деятельности естественных монополий  и регулируемых рынков можно отнести: производственные издержки, затраты, прибыль, сверхприбыль, формирование и утверждение  тарифов (цены, ставки сборов) (далее - тарифы), государственные закупки.

    Тарифы  или их предельные уровни на регулируемые услуги (товары, работы) (далее - услуги) субъекта естественной монополии, утверждаемые уполномоченным органом, должны быть не ниже стоимости затрат, необходимых для предоставления регулируемых услуг, и учитывать возможность получения прибыли, обеспечивающей эффективное функционирование субъекта естественной монополии [2].

    При утверждении тарифа или его предельного  уровня  применяется особый порядок формирования затрат, предусматривающий следующие положения:

  1. регулирование затрат, включаемых в тариф (цену, ставку сбора) или его предельный уровень;
  2. ограничение статей расходов субъекта естественной монополии в пределах технических и технологических норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, а также нормативных технических потерь;
  3. установление перечня расходов, не учитываемых при формировании тарифа (цены, ставки сбора) или его предельного уровня;
  4. ограничение прибыли, включаемой в тариф (цену, ставку сбора) или его предельный уровень;
  5. согласование применяемых методов начисления износа основных средств;
  6. согласование переоценки основных средств и направлений использования средств амортизационных отчислений, предусматриваемых тарифной сметой субъекта естественной монополии.

    При необходимости утверждения тарифов  или их предельных уровней субъект естественной монополии должен представить в уполномоченный орган заявку. Вместе с заявкой предоставляются проекты тарифных смет и тарифов на регулируемые услуги, а также инвестиционная программа (проект), утвержденная в установленном порядке (за исключением субъектов естественных монополий малой мощности), и при наличии сверхнормативных потерь план мероприятий по их ликвидации не позднее, чем за девяносто дней до введения их в действие.

    Далее, в случае утверждения предельного уровня тарифа субъект представляет в уполномоченный орган заявку на рассмотрение тарифа за сто восемьдесят дней до введения его в действие. В случае пересмотра тарифов или их предельных уровней и тарифных смет по инициативе уполномоченного органа субъект естественной монополии обязан в месячный срок предоставить экономически обоснованные расчеты и иную информацию в том же объеме, что и при подаче заявки для утверждения нового тарифа.

Информация о работе Основные положения деятельности естественных монополий и регулируемых рынков в РК