Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 21:12, реферат
Естественная монополия означает такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. В связи с этим, спрос на данные товары в меньшей степени зависит от изменения цены на них, чем спрос на другие виды товаров.
I.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ
МОНОПОЛИЙ И РЕГУЛИРУЕМЫХ РЫНКОВ В РК
Начало
экономических реформ в Казахстане
связывалось с максимальным сокращением
присутствия государства в
Естественная монополия (в переводе с греческого – «один продаю») – вид монополий, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы).
Чаще всего, естественные
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе – особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна.
Приведем основные признаки естественной монополии:
Согласно Закону РК «О
Субъект
естественной монополии – индивидуальный
предприниматель или
Также существует такое понятие, как субъект естественной монополии малой мощности. В эту категорию можно отнести субъектов, оказывающих услуги:
Монополия
представляет собой сложное, многоплановое
явление, поэтому при ее определении
целесообразно применять
В
конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые
за свою многовековую историю развития
столкнулся со сложными проблемами. Возникла
реальная угроза для функционирования
конкуренции – этого
История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873г. Взаимосвязанность явлений — кризисов и монополий — указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название «детей кризиса» [37,с.47].
Понятие «естественная монополия» впервые было применено к ситуации установления контроля над использованием природных (естественных) ресурсов. Это явление исследовал в 1838 году А. Курно, приведший пример собственника источника, способного контролировать потребление воды населением, живущим ниже по течению[28,c.92].
Через десять лет в 1848 году Дж. Миль определил разницу между искусственной и естественной монополией: первая создается государством, статус закрепляется законодательными актами, а ее возможное упразднение будет способствовать росту национального богатства. В отличие от данного естественная монополия существует вне зависимости от усилий государства и закона [28,с.259.]
С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р. Шмалензи, указывая, что если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. Другими словами, естественная монополия существует, когда эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имел бы ряд конкурирующих фирм. Крупные предприятия обладают лучшей технической оснащенностью и большей мощностью, за счет чего происходит повышение производительности труда и понижение издержек на единицу продукции, что означает более эффективное использование ресурсов. В связи с этим естественная монополия становится желаемым явлением для общества, хотя монопольная природа все равно вынуждает регулировать их деятельность [27,с.83].
Еще одной особенностью естественных монополий является существование очень высоких входных барьеров в отрасль. Наличие единственного производителя, у которого эффект от масштаба производства слишком велик, определяет тот размер капитала, который нужен для вхождения в отрасль. Общество чаще всего просто не может выдержать второго такого производителя (значительны постоянные затраты). Для данных видов деятельности размер эффективного предприятия, как правило, равен или максимально близок к 100% от объема внутреннего потребления данных благ, что соответствует как раз одному эффективному производителю в отрасли.
Естественной монополией обладают собственники и иные хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки, пригодные для возделывания и выращивания на них чая, виноградников). Также сюда относятся целые отрасли инфраструктуры, которым свойственны особо важное и стратегическое значение для всего общества: коммуникации, линии электропередач, нефте- и газопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация, военно-промышленный комплекс и т.п. Как правило, подобные естественные монополии находятся в собственности государства или действуют под его контролем.
Отличительной чертой присущей почти всем естественным монополиям является их явно выраженный территориальный характер, привязка к конкретной местности либо по условиям функционирования (морские и речные порты, аэропорты), либо к основным потребителям услуг (операторы телефонной связи, водоканалы, метрополитены), либо для соединения различных территорий (железнодорожные магистрали, линии электропередач, трубопроводы, паромные переправы) [34,с.274].
Если
обратить внимание на промышленное производство,
то это отдельные крупные
Государство, опираясь на общее понятие естественных монополий, само решает, какие конкретно отрасли народного хозяйства или виды отдельные виды хозяйственной деятельности надлежит отнести к естественным монополиям [33,с.217].
Естественная монополия означает такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. В связи с этим, спрос на данные товары в меньшей степени зависит от изменения цены на них, чем спрос на другие виды товаров.
Основные
характеристики рынка естественной
монополии заключаются в
Неэластичность спроса можно проиллюстрировать на следующем примере. При существенном увеличении цены на сливочное масло потребители могут использовать заменитель этого товара – масло растительное. Это приведет к резкому падению спроса на сливочное масло. При значительном повышении цены на электроэнергию потребители могут уменьшить объем ее потребления, но незначительно. Это обусловлено тем, что электроэнергия является практически безальтернативным источником энергии.
Для некоторых сфер естественных монополий характерен также сетевой характер организации рынка. Он означает, что монополией является не вся отрасль экономики, а лишь ее передающие сети. Например, сеть железных дорог, сеть трубопроводов, сеть линий электропередач, система теплоснабжения [31,с.173].
К отраслям, в которых действуют естественные монополии можно отнести большинство предприятий, так называемого общественного пользования, осуществляющих коммунальное обслуживание, предприятия телефонной связи, железнодорожного, трубопроводного транспорта, кабельное телевидение и т.п.
Естественные
монополии порождаются в тех
отраслях, где используется значительный
объем постоянного компонента издержек
производства, что сопровождается существенной
экономией на масштабах выпуска.
Разделение производства между 2-3 или
большим количеством фирм нецелесообразно
и приведет к тому, что масштабы
производства каждой будут неэффективно
малы и наличие более чем одного
продавца приведет к росту издержек.
Конкуренция здесь невозможна и
в силу того, что самая крупная
фирма всегда обладает преимуществами
в части издержек над своими соперниками,
а мелкие фирмы в этих условиях,
по-видимому, не способны выдержать
конкуренции и будут вытеснены
с рынка. Крупные компании легко
могут расширить число своих
потребителей в обслуживаемом регионе.
Создание же новой дополнительной компании,
выполняющей аналогичные