Основные положения деятельности естественных монополий и регулируемых рынков в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 21:12, реферат

Краткое описание

Естественная монополия означает такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. В связи с этим, спрос на данные товары в меньшей степени зависит от изменения цены на них, чем спрос на другие виды товаров.

Файлы: 1 файл

реферат - естественныемонопологии.docx

— 111.55 Кб (Скачать)

    В случаях принятия к рассмотрению заявок на изменение действующих  тарифов  или их предельных уровней и тарифных смет уполномоченный орган проводит их экспертиз, для проведения которой привлекаются независимые эксперты, государственные органы, потребители и их общественные объединения, субъекты естественных монополий, представившие проект [2].

    Информацию  о дате и месте проведения слушаний уполномоченный орган обязан опубликовать в периодических печатных изданиях:

  1. при утверждении тарифов или их предельных уровней на регулируемые услуги субъекта естественной монополии в общем порядке – не позднее, чем за пятнадцать дней;
  2. при утверждении тарифов на регулируемые услуги субъекта естественной монополии в упрощенном порядке – не позднее, чем за семь дней.

    Публичные слушания проводятся при утверждении:

  1. предельных уровней тарифов на регулируемые услуги субъекта естественной монополии не позднее, чем за тридцать дней до принятия решения об их утверждении;
  2. тарифов   на регулируемые услуги субъекта естественной монополии не позднее, чем за пятнадцать дней до принятия решения об их утверждении;
  3. тарифов  на регулируемые услуги субъекта естественной монополии в соответствии с упрощенным порядком – не позднее, чем за семь дней до принятия решения об их утверждении;
  4. тарифов на регулируемые услуги   субъекта естественной монополии малой мощности не позднее чем за один день до принятия решения об их утверждении.

      После опубликования информации о дате проведения публичных слушаний субъект естественной монополии обязан предоставить по требованию участников публичных слушаний проекты тарифных смет, тарифов или их предельных уровней, а также информацию о причинах повышения тарифов или их предельных уровней с экономически обоснованными расчетами.

    Проекты тарифов  на регулируемые услуги субъектов естественных монополий рассматриваются уполномоченным органом в течение пятидесяти пяти дней, а в случае утверждения предельного уровня тарифов – в течение ста шестидесяти пяти дней при условии представления экономически обоснованных расчетов в соответствии с требованиями уполномоченного органа. Срок рассмотрения проектов тарифов или их предельных уровней исчисляется с момента подачи заявки. Проекты тарифов субъекта естественной монополии малой мощности рассматриваются в течение десяти дней.

    Решение об утверждении тарифов  или их предельных уровней и тарифных смет на регулируемые услуги субъекта естественной монополии направляются ему не позднее тридцати пяти дней до момента введения их в действие, а субъекту естественной монополии малой мощности – не позднее десяти дней.

    Утверждение тарифов или их предельных уровней  и тарифных смет может производиться  не чаще одного раза в год, за исключением утверждения их в качестве чрезвычайной регулирующей меры. А их введение в действие производится с первого числа второго месяца, следующего за месяцем утверждения тарифов. Введение в действие тарифов на регулируемые услуги субъекта естественной монополии малой мощности осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем утверждения тарифов, а в качестве чрезвычайной регулирующей меры – с даты, определяемой уполномоченным органом [2].

    Субъект естественной монополии обязан довести  до сведения потребителя информацию об изменении тарифов или их предельных уровней не позднее, чем за тридцать дней до введения их в действие, а  субъект естественной монополии  малой мощности – не позднее, чем за три дня до введения их в действие.

    Процедура утверждения тарифов и тарифных смет в упрощенном порядке производится на:

  1. регулируемые услуги вновь созданного субъекта естественной монополии;
  2. впервые включенные в Закон виды регулируемых услуг;
  3. новые виды регулируемых услуг, оказываемые субъектом естественной монополии, уже включенным в Государственный регистр субъектов естественных монополий по иным видам регулируемых услуг;
  4. новые объекты и участки, если действующие тарифы на регулируемые услуги утверждены раздельно по объектам и участкам.

    В случае завышения тарифов (цен, ставок сборов), утвержденных в упрощенном порядке, уполномоченный орган обязан одновременно с введением новых  тарифов (цен, ставок сборов) принять  решение о компенсации потребителям причиненных убытков [17].

    Субъект естественной монополии, активы которого поступили в его собственность  в результате заключенной сделки или реализации конкурсной массы должника – субъекта естественной монополии, признанного банкротом, предоставляет потребителям регулируемые услуги по ранее утвержденным тарифам или их предельным уровням и тарифным сметам до представления заявки на их утверждение, но не более чем на шесть месяцев.

    При утверждении уполномоченным органом  предельного уровня тарифа   устанавливаются сроки действия определенной величины тарифа.  
 
 

    II. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА, РЕГУЛИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕСТЕСТВЕННЫ МОНОПОЛИЙ И РЕГУЛИРУЕМЫХ РЫНКОВ 

    2.1 Контроль над деятельностью естественных монополий и регулируемых рынков 

    Контроль над деятельностью естественных монополий и регулируемых рынков осуществляется по средствам государственного регулирования деятельности, в частности ценообразования.

    Государственное регулирование цен распространяется на товары (работы, услуги) субъектов  регулируемого рынка в области  железнодорожного транспорта, электро- и теплоэнергетики, нефтепродуктов и газа, транспортировки нефти, гражданской авиации, портовой деятельности, телекоммуникаций и почтовой связи. Правительство Республики Казахстан по предложению антимонопольного и уполномоченного органов устанавливает номенклатуру продукции, товаров и услуг, на которые применяются регулируемые государством цены на товарных рынках [2].

    Уполномоченный орган осуществляет анализ сфер естественных монополий на  предмет отнесения предоставляемых субъектами услуг в рамках данных сфер к регулируемым. Перечень регулируемых услуг утверждается Правительством Республики Казахстан по предоставлению уполномоченного органа. По результатам проведенного анализа сфер естественных монополий субъекты подлежат включению в республиканский раздел Государственного регистра субъектов естественных монополий, с указанием конкретных видов предоставляемых регулируемых услуг.

    Государственное регулирование деятельности субъектов  осуществляется:

  1. утверждением тарифа;
  2. утверждением предельного уровня тарифа;
  3. утверждением инвестиционного тарифа;    
  4. утверждением тарифной сметы;
  5. утверждением временного понижающего коэффициента;
  6. утверждением особого порядка формирования затрат;
  7. утверждением порядка ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг и в целом по иной деятельности;
  8. согласованием учетной политики;
  9. утверждением временного компенсирующего тарифа.

    Государственное регулирование деятельности субъекта естественной монополии, производящего  тепловую энергию на станциях с комбинированным  типом производства, осуществляется на основе комплексного подхода с  учетом особенностей технологических  режимов выработки тепловой и  электрической энергии и формирования цены на электрическую энергию на конкурентном рынке.

    К деятельности субъектов естественных монополий малой мощности применяется  упрощенный порядок государственного регулирования, утверждаемый Правительством Республики Казахстан [2].

    К методам регулирования субъектов естественных монополий и регулируемых рынков можно отнести следующее:

    1. ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;
    2. определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и  (или) установление минимального уровня их обеспечения  в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

    Существует  несколько причин экономического регулирования.

    Во-первых, обеспечение баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и новых инвесторов).

    Во-вторых, определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей.

    В-третьих, стимулирование предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества облуживания, повышению эффективности инвестиций и т.д.

    И в-четвертых, создание условий для развития конкуренции (например, обеспечение открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям) [33,с.162].

    Уполномоченный  орган, то есть Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и его территориальные  подразделения, имеет ряд контролирующих функций:

    1. осуществляет контроль и регулирование деятельности субъектов естественных монополий;
    2. осуществляет государственное регулирование и контроль над ценообразованием субъектами регулируемого рынка;
    3. формирует и ведет государственный регистр субъектов естественных монополий;
    4. разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты , обязательные для исполнения государственными органами и субъектами естественных монополий;
    5. разрабатывает и утверждает формы ведомственной статистической отчетности, проверочных листов, критерии оценки степени риска, ежегодные планы проверок в соответствии с Законом Республики Казахстан "О частном предпринимательстве";
    6. разрабатывает, утверждает и применяет недискриминационные методики расчета тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий;
    7. обобщает практику применения законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях, вырабатывает на этой основе методические рекомендации;
    8. технические потери субъекта естественной монополии;
    9. технические и технологические нормы расхода сырья, материалов, топлива, энергии субъектов естественных монополий;
    10. нормативную численность персонала субъекта естественной монополии;
    11. согласовывает в порядке, установленном им, штатные расписания субъектов естественных монополий:
    1. с участием государства в уставном капитале;
    2. аффилиированных с юридическими лицами с участием государства в уставном капитале;
    1. согласовывает в порядке, установленном им, предельный уровень оплаты труда руководящих работников административного персонала субъектов естественных монополий:
    1. с участием государства в уставном капитале;
    2. аффилиированных с юридическими лицами с участием государства в уставном капитале;
    1. согласовывает годовую смету затрат, направленных на текущий и капитальный ремонт и другие ремонтно-восстановительные работы, не приводящие к росту стоимости основных средств, субъектов естественных монополий;
    1. определяет технические условия недискриминационного доступа в области железнодорожного транспорта, электро- и теплоэнергетики, гражданской авиации, портовой деятельности;
    2. осуществляет лицензирование в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании [2].

    Осуществляя свои функции, уполномоченный орган  вправе:

  1. разрабатывать типовые договоры, заключаемые субъектами естественных монополий с потребителями регулируемых услуг, и представлять их на утверждение в Правительство Республики Казахстан;
  2. принимать решения о включении субъектов, осуществляющих деятельность в сферах естественных монополий, в государственный регистр субъектов естественных монополий либо об исключении из него;
  3. принимать обязательные для субъектов естественных монополий решения о ведении, изменении или прекращении государственного регулирования и контроля;
  4. принимать решения, регулирующие и контролирующие деятельность субъектов естественных монополий, в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;
  5. принимать в пределах своей компетенции решения по фактам нарушений Закона о пресечении нарушений и устранении их последствий в сферах естественных монополий;
  6. вносить субъектам естественных монополий в случаях, установленных законодательными актами Республики Казахстан, обязательные для исполнения предписания о заключении договоров на услуги субъектов естественных монополий с потребителями, внесении изменений в заключенные договоры;
  7. вносить субъектам регулируемого рынка обязательные для исполнения предписания об исполнении ими обязательств;
  8. вносить субъектам естественных монополий, государственным органам в случаях нарушения ими законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях обязательные для исполнения предписания, в том числе предписания о реорганизации субъектов естественных монополий и (или) об отчуждении имущества;
  9. обращаться в суд в случаях нарушения законности;
  10. запрашивать и получать информацию, необходимую для осуществления своих полномочий, от физических и юридических лиц, в том числе государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, с соблюдением установленных законодательными актами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
  11. возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях, а также налагать административные взыскания в порядке, установленном Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях;
  12. инициировать изменение тарифов на регулируемые услуги субъектов естественных монополий или их предельных уровней и тарифных смет субъектов естественных монополий в установленном им порядке;
  13. устанавливать субъектам естественных монополий сроки и величину снижения нормативных технических потерь;
  14. осуществлять мониторинг ценообразования субъектов регулируемых рынков;
  15. регулировать цены на товары, реализуемые субъектами регулируемого рынка;
  16. осуществлять контроль за соблюдением субъектами регулируемых рынков порядка ценообразования;
  17. устанавливать срок действия тарифов на регулируемые услуги субъекта естественной монополии не менее чем на двенадцать месяцев;
  18. утверждать порядок ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг и в целом по иной деятельности;
  19. согласовывать кандидатуру назначаемого реабилитационного управляющего и план реабилитации субъекта естественной монополии;
  20. утверждать тарифы или их предельные уровни на регулируемые услуги субъекта естественной монополии с учетом требований к качеству, установленных государственными органами в пределах их компетенции;
  21. согласовывать размер и механизм взимания платы за приобретение и установку приборов учета регулируемых коммунальных услуг в соответствии с порядком, установленным им;
  22. утверждать размер платы за регулируемые коммунальные услуги для потребителей, не имеющих приборов учета регулируемых коммунальных услуг;
  23. согласовывать методики ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по видам регулируемых услуг субъектов естественных монополий в установленном им порядке;
  24. согласовывать планы развития тепловых, электрических, газораспределительных сетей, а также сетей водоснабжения и канализации городов, районов и областей;
  25. утверждать по согласованию с уполномоченным органом в области оценочной деятельности порядок и условия проведения переоценки основных средств субъекта естественной монополии;
  26. утверждать совместно с соответствующим государственным органом, осуществляющим руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления инвестиционные программы и (или) инвестиционные проекты, учитываемые при утверждении тарифов или их предельных уровней, тарифных смет, а также утверждать порядок осуществления мониторинга эффективности реализации инвестиционных программ и инвестиционных проектов субъектов естественных монополий;
  27. давать разъяснения по вопросам законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях [2].

Информация о работе Основные положения деятельности естественных монополий и регулируемых рынков в РК