В
случаях принятия к рассмотрению
заявок на изменение действующих
тарифов или их предельных уровней
и тарифных смет уполномоченный орган
проводит их экспертиз, для проведения
которой привлекаются независимые эксперты,
государственные органы, потребители
и их общественные объединения, субъекты
естественных монополий, представившие
проект [2].
Информацию
о дате и месте проведения слушаний
уполномоченный орган обязан опубликовать
в периодических печатных изданиях:
- при утверждении
тарифов или их предельных уровней на
регулируемые услуги субъекта естественной
монополии в общем порядке – не позднее,
чем за пятнадцать дней;
- при утверждении
тарифов на регулируемые услуги субъекта
естественной монополии в упрощенном
порядке – не позднее, чем за семь дней.
Публичные
слушания проводятся при утверждении:
- предельных
уровней тарифов на регулируемые услуги
субъекта естественной монополии не позднее,
чем за тридцать дней до принятия решения
об их утверждении;
- тарифов
на регулируемые услуги субъекта естественной
монополии не позднее, чем за пятнадцать
дней до принятия решения об их утверждении;
- тарифов
на регулируемые услуги субъекта естественной
монополии в соответствии с упрощенным
порядком – не позднее, чем за семь дней
до принятия решения об их утверждении;
- тарифов
на регулируемые услуги субъекта естественной
монополии малой мощности не позднее чем
за один день до принятия решения об их
утверждении.
После опубликования информации о дате
проведения публичных слушаний субъект
естественной монополии обязан предоставить
по требованию участников публичных слушаний
проекты тарифных смет, тарифов или их
предельных уровней, а также информацию
о причинах повышения тарифов или их предельных
уровней с экономически обоснованными
расчетами.
Проекты
тарифов на регулируемые услуги субъектов
естественных монополий рассматриваются
уполномоченным органом в течение пятидесяти
пяти дней, а в случае утверждения предельного
уровня тарифов – в течение ста шестидесяти
пяти дней при условии представления экономически
обоснованных расчетов в соответствии
с требованиями уполномоченного органа.
Срок рассмотрения проектов тарифов или
их предельных уровней исчисляется с момента
подачи заявки. Проекты тарифов субъекта
естественной монополии малой мощности
рассматриваются в течение десяти дней.
Решение
об утверждении тарифов или их предельных
уровней и тарифных смет на регулируемые
услуги субъекта естественной монополии
направляются ему не позднее тридцати
пяти дней до момента введения их в действие,
а субъекту естественной монополии малой
мощности – не позднее десяти дней.
Утверждение
тарифов или их предельных уровней
и тарифных смет может производиться
не чаще одного раза в год, за исключением
утверждения их в качестве чрезвычайной
регулирующей меры. А их введение в действие
производится с первого числа второго
месяца, следующего за месяцем утверждения
тарифов. Введение в действие тарифов
на регулируемые услуги субъекта естественной
монополии малой мощности осуществляется
с первого числа месяца, следующего за
месяцем утверждения тарифов, а в качестве
чрезвычайной регулирующей меры – с даты,
определяемой уполномоченным органом
[2].
Субъект
естественной монополии обязан довести
до сведения потребителя информацию
об изменении тарифов или их предельных
уровней не позднее, чем за тридцать
дней до введения их в действие, а
субъект естественной монополии
малой мощности – не позднее, чем за
три дня до введения их в действие.
Процедура
утверждения тарифов и тарифных смет
в упрощенном порядке производится на:
- регулируемые
услуги вновь созданного субъекта естественной
монополии;
- впервые включенные
в Закон виды регулируемых услуг;
- новые виды
регулируемых услуг, оказываемые субъектом
естественной монополии, уже включенным
в Государственный регистр субъектов
естественных монополий по иным видам
регулируемых услуг;
- новые объекты
и участки, если действующие тарифы на
регулируемые услуги утверждены раздельно
по объектам и участкам.
В
случае завышения тарифов (цен, ставок
сборов), утвержденных в упрощенном
порядке, уполномоченный орган обязан
одновременно с введением новых
тарифов (цен, ставок сборов) принять
решение о компенсации потребителям
причиненных убытков [17].
Субъект
естественной монополии, активы которого
поступили в его собственность
в результате заключенной сделки
или реализации конкурсной массы должника
– субъекта естественной монополии, признанного
банкротом, предоставляет потребителям
регулируемые услуги по ранее утвержденным
тарифам или их предельным уровням и тарифным
сметам до представления заявки на их
утверждение, но не более чем на шесть
месяцев.
При
утверждении уполномоченным органом
предельного уровня тарифа устанавливаются
сроки действия определенной величины
тарифа.
II.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА, РЕГУЛИРУЮЩАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕСТЕСТВЕННЫ МОНОПОЛИЙ И
РЕГУЛИРУЕМЫХ РЫНКОВ
2.1
Контроль над деятельностью естественных
монополий и регулируемых рынков
Контроль
над деятельностью естественных монополий
и регулируемых рынков осуществляется
по средствам государственного регулирования
деятельности, в частности ценообразования.
Государственное
регулирование цен распространяется
на товары (работы, услуги) субъектов
регулируемого рынка в области
железнодорожного транспорта, электро-
и теплоэнергетики, нефтепродуктов и газа,
транспортировки нефти, гражданской авиации,
портовой деятельности, телекоммуникаций
и почтовой связи. Правительство Республики
Казахстан по предложению антимонопольного
и уполномоченного органов устанавливает
номенклатуру продукции, товаров и услуг,
на которые применяются регулируемые
государством цены на товарных рынках
[2].
Уполномоченный
орган осуществляет анализ сфер естественных
монополий на предмет отнесения предоставляемых
субъектами услуг в рамках данных сфер
к регулируемым. Перечень регулируемых
услуг утверждается Правительством Республики
Казахстан по предоставлению уполномоченного
органа. По результатам проведенного анализа
сфер естественных монополий субъекты
подлежат включению в республиканский
раздел Государственного регистра субъектов
естественных монополий, с указанием конкретных
видов предоставляемых регулируемых услуг.
Государственное
регулирование деятельности субъектов
осуществляется:
- утверждением
тарифа;
- утверждением
предельного уровня тарифа;
- утверждением
инвестиционного тарифа;
- утверждением
тарифной сметы;
- утверждением
временного понижающего коэффициента;
- утверждением
особого порядка формирования затрат;
- утверждением
порядка ведения раздельного учета доходов,
затрат и задействованных активов по каждому
виду регулируемых услуг и в целом по иной
деятельности;
- согласованием
учетной политики;
- утверждением
временного компенсирующего тарифа.
Государственное
регулирование деятельности субъекта
естественной монополии, производящего
тепловую энергию на станциях с комбинированным
типом производства, осуществляется
на основе комплексного подхода с
учетом особенностей технологических
режимов выработки тепловой и
электрической энергии и формирования
цены на электрическую энергию на
конкурентном рынке.
К
деятельности субъектов естественных
монополий малой мощности применяется
упрощенный порядок государственного
регулирования, утверждаемый Правительством
Республики Казахстан [2].
К
методам регулирования субъектов естественных
монополий и регулируемых рынков можно
отнести следующее:
- ценовое регулирование,
осуществляемое посредством определения
(установления) цен (тарифов) или их предельного
уровня;
- определение
потребителей, подлежащих обязательному
обслуживанию, и (или) установление
минимального уровня их обеспечения
в случае невозможности удовлетворения
в полном объеме потребностей в товаре
производимом (реализуемом) субъектом
естественной монополии, с учетом необходимости
защиты прав и законных интересов граждан,
обеспечения безопасности государства,
охраны природы и культурных ценностей.
Существует
несколько причин экономического регулирования.
Во-первых,
обеспечение баланса интересов потребителей
(доступные цены) и регулируемых предприятий
(финансовые результаты, привлекательные
для кредиторов и новых инвесторов).
Во-вторых,
определение структуры тарифов на основе
принципов справедливого и эффективного
отнесения издержек на тарифы для различных
типов потребителей.
В-третьих,
стимулирование предприятий к сокращению
издержек и излишней занятости, улучшению
качества облуживания, повышению эффективности
инвестиций и т.д.
И
в-четвертых, создание условий для развития
конкуренции (например, обеспечение открытого
равного доступа конкурентов к информационным
сетям) [33,с.162].
Уполномоченный
орган, то есть Агентство Республики
Казахстан по регулированию естественных
монополий и его территориальные
подразделения, имеет ряд контролирующих
функций:
- осуществляет
контроль и регулирование деятельности
субъектов естественных монополий;
- осуществляет
государственное регулирование и контроль
над ценообразованием субъектами регулируемого
рынка;
- формирует
и ведет государственный регистр субъектов
естественных монополий;
- разрабатывает
и утверждает нормативные правовые акты
, обязательные для исполнения государственными
органами и субъектами естественных монополий;
- разрабатывает
и утверждает формы ведомственной статистической
отчетности, проверочных листов, критерии
оценки степени риска, ежегодные планы
проверок в соответствии с Законом Республики
Казахстан "О частном предпринимательстве";
- разрабатывает,
утверждает и применяет недискриминационные
методики расчета тарифов (цен, ставок
сборов) или их предельных уровней на регулируемые
услуги (товары, работы) субъектов естественных
монополий;
- обобщает
практику применения законодательства
Республики Казахстан о естественных
монополиях, вырабатывает на этой основе
методические рекомендации;
- технические
потери субъекта естественной монополии;
- технические
и технологические нормы расхода сырья,
материалов, топлива, энергии субъектов
естественных монополий;
- нормативную
численность персонала субъекта естественной
монополии;
- согласовывает
в порядке, установленном им, штатные расписания
субъектов естественных монополий:
- с участием
государства в уставном капитале;
- аффилиированных
с юридическими лицами с участием государства
в уставном капитале;
- согласовывает
в порядке, установленном им, предельный
уровень оплаты труда руководящих работников
административного персонала субъектов
естественных монополий:
- с участием
государства в уставном капитале;
- аффилиированных
с юридическими лицами с участием государства
в уставном капитале;
- согласовывает
годовую смету затрат, направленных на
текущий и капитальный ремонт и другие
ремонтно-восстановительные работы, не
приводящие к росту стоимости основных
средств, субъектов естественных монополий;
- определяет
технические условия недискриминационного
доступа в области железнодорожного транспорта,
электро- и теплоэнергетики, гражданской
авиации, портовой деятельности;
- осуществляет
лицензирование в соответствии с законодательством
Республики Казахстан о лицензировании
[2].
Осуществляя
свои функции, уполномоченный орган
вправе:
- разрабатывать
типовые договоры, заключаемые субъектами
естественных монополий с потребителями
регулируемых услуг, и представлять их
на утверждение в Правительство Республики
Казахстан;
- принимать
решения о включении субъектов, осуществляющих
деятельность в сферах естественных монополий,
в государственный регистр субъектов
естественных монополий либо об исключении
из него;
- принимать
обязательные для субъектов естественных
монополий решения о ведении, изменении
или прекращении государственного регулирования
и контроля;
- принимать
решения, регулирующие и контролирующие
деятельность субъектов естественных
монополий, в соответствии с законодательными
актами Республики Казахстан;
- принимать
в пределах своей компетенции решения
по фактам нарушений Закона о пресечении
нарушений и устранении их последствий
в сферах естественных монополий;
- вносить субъектам
естественных монополий в случаях, установленных
законодательными актами Республики Казахстан,
обязательные для исполнения предписания
о заключении договоров на услуги субъектов
естественных монополий с потребителями,
внесении изменений в заключенные договоры;
- вносить субъектам
регулируемого рынка обязательные для
исполнения предписания об исполнении
ими обязательств;
- вносить субъектам
естественных монополий, государственным
органам в случаях нарушения ими законодательства
Республики Казахстан о естественных
монополиях обязательные для исполнения
предписания, в том числе предписания
о реорганизации субъектов естественных
монополий и (или) об отчуждении имущества;
- обращаться
в суд в случаях нарушения законности;
- запрашивать
и получать информацию, необходимую для
осуществления своих полномочий, от физических
и юридических лиц, в том числе государственных
органов, органов местного самоуправления,
а также их должностных лиц, с соблюдением
установленных законодательными актами
Республики Казахстан требований к разглашению
сведений, составляющих коммерческую
и иную охраняемую законом тайну;
- возбуждать
и рассматривать дела об административных
правонарушениях, а также налагать административные
взыскания в порядке, установленном Кодексом
Республики Казахстан об административных
правонарушениях;
- инициировать
изменение тарифов на регулируемые услуги
субъектов естественных монополий или
их предельных уровней и тарифных смет
субъектов естественных монополий в установленном
им порядке;
- устанавливать
субъектам естественных монополий сроки
и величину снижения нормативных технических
потерь;
- осуществлять
мониторинг ценообразования субъектов
регулируемых рынков;
- регулировать
цены на товары, реализуемые субъектами
регулируемого рынка;
- осуществлять
контроль за соблюдением субъектами регулируемых
рынков порядка ценообразования;
- устанавливать
срок действия тарифов на регулируемые
услуги субъекта естественной монополии
не менее чем на двенадцать месяцев;
- утверждать
порядок ведения раздельного учета доходов,
затрат и задействованных активов по каждому
виду регулируемых услуг и в целом по иной
деятельности;
- согласовывать
кандидатуру назначаемого реабилитационного
управляющего и план реабилитации субъекта
естественной монополии;
- утверждать
тарифы или их предельные уровни на регулируемые
услуги субъекта естественной монополии
с учетом требований к качеству, установленных
государственными органами в пределах
их компетенции;
- согласовывать
размер и механизм взимания платы за приобретение
и установку приборов учета регулируемых
коммунальных услуг в соответствии с порядком,
установленным им;
- утверждать
размер платы за регулируемые коммунальные
услуги для потребителей, не имеющих приборов
учета регулируемых коммунальных услуг;
- согласовывать
методики ведения раздельного учета доходов,
затрат и задействованных активов по видам
регулируемых услуг субъектов естественных
монополий в установленном им порядке;
- согласовывать
планы развития тепловых, электрических,
газораспределительных сетей, а также
сетей водоснабжения и канализации городов,
районов и областей;
- утверждать
по согласованию с уполномоченным органом
в области оценочной деятельности порядок
и условия проведения переоценки основных
средств субъекта естественной монополии;
- утверждать
совместно с соответствующим государственным
органом, осуществляющим руководство
соответствующей отраслью (сферой) государственного
управления инвестиционные программы
и (или) инвестиционные проекты, учитываемые
при утверждении тарифов или их предельных
уровней, тарифных смет, а также утверждать
порядок осуществления мониторинга эффективности
реализации инвестиционных программ и
инвестиционных проектов субъектов естественных
монополий;
- давать разъяснения
по вопросам законодательства Республики
Казахстан о естественных монополиях
[2].