Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:28, курсовая работа
Целью данной курсовой работы – исследование явления естественной монополии в России. Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
а) определить сущность понятия естественная монополии в рамках современной теории
б) определить роль естественной монополии в экономике
в) проследить ретроспективу естественной монополии в России и перспективы развития
г) рассмотреть реформирование естественной монополии на примере газовой отрасли.
Введение
Глава 1. Естественные монополии и их функционирование
1.1. Понятие и причины возникновения естественных монополий
1.2. Признаки естественной монополии. Потенциальные сферы существования естественных монополий 7
1.3. Роль естественной монополии в экономике 9
1.4. Государственное регулирование и контроль в сферах естественных монополий 13
Глава 2. Естественные монополии в России 16
2.1. История возникновения и развития естественных монополий 16
2.2. Способы эффективного регулирования и перспективы развития естественных монополий 24
2.3. Реформирование и перспективы развития газовой отрасли 29
Заключение 33
Список литературы 35
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Естественные монополии и их функционирование
1.1. Понятие и причины возникновения естественных монополий
1.2. Признаки естественной монополии. Потенциальные сферы существования естественных монополий 7
1.3. Роль естественной монополии в экономике 9
1.4. Государственное регулирование и контроль в сферах естественных монополий 13
Глава 2. Естественные монополии в России 16
2.1. История возникновения и развития естественных монополий 16
2.2. Способы эффективного регулирования и перспективы развития естественных монополий 24
2.3. Реформирование и перспективы развития газовой отрасли 29
Заключение 33
Список литературы 35
ВВЕДЕНИЕ
В независимости от того, является ли предприятие – монополист естественной или искусственной, каждое из таких предприятий обладает монопольной властью, то есть способностью регулировать цену на производимый товар через ограничение предложения. Зачастую монополисты злоупотребляют этой властью, пытаясь ограничить конкуренцию, и таким образом причиняют ущерб потребителям. Такое явление называется монополистической деятельностью, и проявляется эта деятельность в форме ценовых злоупотреблений. Предприятия монополисты злоупотребляют своим особым положениям, устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены.
Естественные монополии существуют преимущественно в отраслях коммунального обслуживания. В большинстве стран эти отрасли либо являются регулируемыми, либо находятся в государственной собственности и управляются государством с целью помешать им, воспользоваться монопольной властью.
Бесконтрольное функционирование и развитие естественных монополий может привести к ряду неблагоприятных последствий, таких как: завышение тарифов, нарушение прав потребителей, ухудшение экономического состояния страны, потому с точки зрения государственных интересов естественные монополии рассматриваются как важнейший бюджетообразующий и структурообразующий фактор развития экономики.
Целью данной курсовой работы – исследование явления естественной монополии в России. Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
а) определить сущность понятия естественная монополии в рамках современной теории
б) определить роль естественной монополии в экономике
в) проследить ретроспективу естественной монополии в России и перспективы развития
г) рассмотреть реформирование естественной монополии на примере газовой отрасли.
ГЛАВА 1. ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ И ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
1.1. Понятие и причины возникновения естественных монополий
Существует множество определений естественной монополии. Мы остановимся на двух, чтобы более полно охарактеризовать это экономическое понятие.
Естественная монополия – сфера производства или отрасль народного хозяйства, характер производства в которой обеспечивает столь высокую экономию за счет роста его масштабов, что продукт (услуга) могут быть произведены одним предприятием при более низких затратах, чем если бы его изготовлением занималось множество предприятий.
Естественная монополия – это такое состояние определённого рынка, при котором определённого рода товар (услуга) или их серия выпускаются только одним продавцом в силу того, что наличие двух или более продавцов на данном рынке, представляющих аналогичный товар, невозможно или экономически (социально) неоправданно по причинам объективного (естественного) характера [17, с 427]
В данных определениях естественная монополия рассматривается с разных позиций, которые равноправны между собой.
Представление о естественных монополиях, связанное с экономией масштаба, сформировалось в западной экономической науке в 40-е гг. XX в., прочно вошло в фундаментальные учебники по теории естественных монополий и не подвергалось сомнению на протяжении многих десятилетий. При наличии экономии от масштаба производства у фирмы является нисходящей. Источник экономии – постоянные издержки, которые в естественно-монопольных отраслях очень велики. С увеличением объема выпуска они распределяются на большее количество товара и, следовательно, средние издержки снижаются.
Согласно теории, отраслевой рынок можно отнести к сфере естественной монополии только тогда, когда для любых допустимых объемов выпусков, на которые имеется спрос, величина совокупных издержек, рассчитываемая при оптимальных режимах использования ресурсов, минимальна в том случае, когда отрасль состоит из одной - единственной фирмы.
Причинами возникновения и существования естественной монополии могут быть [6, с.3]:
особенности технологии, обладающей положительным эффектом масштаба при любом объеме выпуска;
экономия на разнообразии у многопродуктовой фирмы, выпускающей различную продукцию на одних и тех же производственных мощностях;
недостаточная ёмкость рынка, не обеспечивающая даже минимально эффективный выпуск продукции.
Главной причиной совокупности факторов является то, что размер предприятия может быть оптимальным лишь при очень крупных единовременных вложениях капитала. Ограничения в этом случае создают особенности технологии производства, позволяющие варьировать масштаб производства в соответствии с размерами рынка
1.2. Признаки естественной монополии. Потенциальные сферы существования естественных монополий
Попытка сформулировать признаки естественной монополии приводит к необходимости эмпирически установить перечень потенциальных сфер существования естественных монополий. Ориентировочно естественные монополии формируются в следующих сегментах рынка [17, с.426]:
1) крупномасштабные предприятия, монопольное положение которых обусловлено высокими экономическими барьерами;
2) территориально отдаленные локальные рынки товаров (услуг) с неэластичным спросом, на которых конкуренция нерациональна;
3) монополия производителя, основанная на использовании уникального ресурса;
4) монополии, лидирующие на тех или иных направлениях современного научно-технического прогресса;
5) монополия федеральных (региональных, муниципальных) органов власти на те или иные продукты (услуги) с неэластичным спросом, которые составляют неотъемлемую часть любого потребительского набора;
6) монополия, приобретенная на рынке контрактов.
Все приведенные сферы характеризуются определенной, в частности экономической, спецификой.
К основным признакам естественных монополий относятся [1, с.275]:
1) резко выраженная экономия на масштабах производства и сбыта в длительном периоде: снижение затрат на производство и сбыт с увеличением объема производства, а также экономия от разнообразия или экономия от охвата производства;
2) свойство субаддитивности издержек. Функция издержек обладает свойствами естественной монополии, если фирма с этой функцией имеет более низкие издержки, чем, если бы общий выпуск был распределен между двумя или более фирмами (это и именуют субаддитивностью издержек);
3) экономическая эффективность естественной монополии. При этом под эффективностью структуры рынка понимается эффективное число фирм на рынке (в случае монополии оно равно единице);
4) высокие барьеры входа на рынок. Постоянные издержки столь высоки, что создание подобной параллельной системы вряд ли окупится;
5) низкая эластичность спроса. Спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции, поскольку продукция, производимая субъектами естественных монополий, не может быть заменена в потреблении другими товарами;
6) сетевой характер организации рынка. Наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, в том числе организованной сети, требует диспетчирования из единого центра в реальном масштабе времени.
К естественным монополиям обычно относят производство, транспортировку и распределение электрической и тепловой энергии, газа, нефти, железнодорожный транспорт, телефонную связь. Локальные естественные монополии это услуги водопроводно-канализационного хозяйства, почтовой связи, морских, речных и авиапортов, городской пассажирский и электрический транспорт, метрополитен [1, с.275].
1.3. Роль естественной монополии в экономике
В силу своего огромного значения для экономики в целом постоянное внимание привлекают три главные естественные монополии – «Газпром», «ЕЭС России» и МПС.
На деле они не вполне естественные монополии, поскольку рождены из советских ведомств, а МПС и сейчас еще таковым является, и включают, поэтому множество бизнесов (предприятий), которые могли бы нормально действовать на рынке в конкурентной среде. Кроме того, имеется еще ряд национальных монополий близкого класса, таких как «Транснефть», Минатом, а также Сбербанк, но они не так часто привлекают интерес. И еще локальные монополии составляют важную часть государственного сектора и всей российской экономики. Хотя формально « Газпром» - акционерное общество, в котором доля государства всего 38%, тем не менее реально его следует включать в госсектор. О роли этих организаций в экономике свидетельствуют данные таблицы №1.
Таблица №1. Крупнейшие естественные монополии в экономике России в 2000 г.
Показатели | Ед. изм. | «Газпром» | РАО «ЕЭС» России | МПС | Всего три монополии | Всего экономика | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Всего | Доля в экон. % | Всего | Доля в экон. % | Всего | Доля в экон. % | Всего | Доля в экон. % | |||
Количество занятых | Тыс. чел | 306,3 | 0,5 | 681 | 1,1 | 1605 | 2,5 | 2592 | 4,0 | 64300 | |
Валовой выпуск | Млрд. руб. | 647,9 | 5,2 | 351,6 | 2,8 | 246,8 | 2,0 | 1240 | 10,0 | 12420 | |
Валовая добавленная стоимость | Млрд. руб. | 497,3 | 7,0 | 232,1 | 3,3 | 226,4 | 3,2 | 956 | 13,5 | 70634,4 | |
Основные средства | Млрд. руб. | 1117,5 | 7,0 | 1873,2 | 11,7 | 1486,2 | 9,3 | 4477 | 27,9 | 16042,3 | |
Капитальные вложения | Млрд. руб. | 99,7 | 8,6 | 39,2 | 3,4 | 100,8 | 8,7 | 240 | 20,6 | 1165,2 | |
Прибыль (сальдирован финансовый результат по РФ) | Млрд. руб. | 125,2 | 10,5 | 22,6 | 1,9 | 44,9 | 3,8 | 193 | 16,2 | 1190,6 | |
Налоги | Млрд. руб. | 207,8 | 12,2 | 45,6 | 2,7 | 64,2 | 3,8 | 318 | 18,6 | 1707,6 | |
Экспорт | Млрд. руб. | 16,1 | 15,6 | 0,3 | 0,2 | - | - | 16 | 15,9 | 103,0 |
Занимая всего 4% рабочих и служащих, эти три монополии дают 13,5% ВВП, 20,6% инвестиций, 16,2 прибыли, 18,6% налоговых доходов консолидированного бюджета РФ. Особенно велика роль «Газпрома» вследствие его экспортного потенциала: добавленной стоимости он дает больше, чем РАО «ЕЭС» и МПС вместе взятые, занимая всего 300 тыс. работников, а прибыли и налогов – вдвое больше чем они. Очевидно, это следствие извлечения значительной природной ренты, которая здесь еще недооценена из-за заниженных цен на газ. При повышении этих цен в 3 раза, - тогда они были бы все равно вдвое ниже экспортной цены на основном европейском рынке, - валовая добавленная стоимость «Газпрома» составила бы в 2000 г. Примерно 1 трлн. руб., т.е. вдвое выше отчетного показателя, а прибыль – около 300 – 350 млрд. руб., в т.ч. рента – около 70%.
В настоящее время часть ренты перераспределяется через заниженные цены в другие отрасли, прежде всего в электроэнергетику, позволяя поддерживать заниженные тарифы на энергию и тепло, а также населению, через удешевленные коммунальные услуги. При этом удерживается низкая заработная плата бюджетников и пенсии, усиливая дифференциацию населения по денежным доходам. Роль «Газпрома» в современной российской экономике, таким образом, уникальна, особенно в искажении относительных цен, подающих неверные сигналы агентам рынка.
Между тем, существует также распространенное мнение, что естественные монополии завышают цены, пользуясь своим монопольным положением и непрозрачностью. Их издержки высоки и потребители вынуждены их оплачивать. Что касается непрозрачности и издержек это совершенно верно, хотя цены реально завышались только в отдельные периоды, например, в энергетике до 1995 года, а в МПС – на перевозку отдельных видов грузов, например, на экспортные товары.
Учитывая огромную роль естественных монополий в экономике и госсекторе, представляется вполне оправданным рассмотрение и утверждение их инвестиционных программ в парламенте совместно с федеральным бюджетом, а текущих издержек - в правительстве с выдачей соответствующих директив представителям государства в этих компаниях.
Вместе с тем рассмотрение их положения должно быть непредвзятым, освобожденным от лоббистских интересов других компаний, заинтересованных в низких ценах на газ, энергию, железнодорожные перевозки. Это означает существование значительного нерыночного сектора в российской экономике, искажение относительных цен, отсутствие реальных стимулов энергосбережения и технического прогресса в этой сфере. Обрабатывающие отрасли, вопреки иллюзиям, практически ничего не выигрывают на этом, поскольку дешевые ресурсы просто транжирятся. Населению тоже лучше повысить зарплату и пенсии, с тем, чтобы оно в свою очередь оплачивало услуги по полной стоимости и могло бы выбирать – больше тратить энергии или лучше экономить, чтобы приобрести другие товары и услуги.