Естественные монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы – исследование явления естественной монополии в России. Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
а) определить сущность понятия естественная монополии в рамках современной теории
б) определить роль естественной монополии в экономике
в) проследить ретроспективу естественной монополии в России и перспективы развития
г) рассмотреть реформирование естественной монополии на примере газовой отрасли.

Оглавление

Введение

Глава 1. Естественные монополии и их функционирование

1.1. Понятие и причины возникновения естественных монополий

1.2. Признаки естественной монополии. Потенциальные сферы существования естественных монополий 7

1.3. Роль естественной монополии в экономике 9

1.4. Государственное регулирование и контроль в сферах естественных монополий 13

Глава 2. Естественные монополии в России 16

2.1. История возникновения и развития естественных монополий 16

2.2. Способы эффективного регулирования и перспективы развития естественных монополий 24

2.3. Реформирование и перспективы развития газовой отрасли 29

Заключение 33

Список литературы 35

Файлы: 1 файл

Курсовая Микроэкономика.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

Реализуемая в настоящее время стратегия реформирования ОАО “Газпром” характеризуется определенной спецификой. Прежде всего, речь идет о политике консолидации значительных по масштабам энергетических и нефтяных активов. В 2004-2005 гг. “Газпром” активизировал скупку акций РАО “ЕЭС России” и его дочерних структур, и теперь ему принадлежат 10.5% акций энергохолдинга. Видимая цель – существенное увеличение размера пакета газового монополиста в капитале энергетически компаний. В этом случае в ходе предстоящего обмена оптовых генерирующих компаний (ОГК0 на акции РАО ЕЭС “Газпром”, по мнению экспертов, сможет реально претендовать по крайней мере на две тепловые ОГК. Возможность поставлять на входящие в ОГК электростанции газ по ценам ниже рыночных обеспечит ему лидирующее положение на энергетическом рынке. Стратегия развития “Газпрома” на период до 2010 г. предусматривает его превращение в крупнейшую газоэнергетическую компанию.

Возникают вполне оправданные опасения по поводу возможных последствий указанных процессов для российской экономики. Во-первых, помимо электроэнергетики в стратегии “Газпрома” в качестве отраслей, представляющих интерес для компании, упоминаются еще и металлургия, химия, нефтехимия, производство удобрений и стройматериалов. Логично предположить, что со временем газовый монополист попытается принять участие в переделе активов и в этих отраслях. Какой “монстр” в результате может получиться – трудно даже представить. Во-вторых, вхождение ставшего в 2005 г. de jure государственным “Газпрома” в формирующийся электроэнергетический рынок в условиях, когда и крупнейшая ОГК – гидроэнергетическая – также будет сохранена в госсобственности, серьезно подорвет позиции частных генерирующих компаний. В-третьих, возможен рост выручки “Газпрома” за счет использования схемы давальческого сырья. Наконец, в-четвертых, все указанные преимущества специфического рыночного позиционирования “Газпрома” имеют смысл только в том случае, если газовый монополист сохранится в сегодняшнем нерасчлененном виде, Поэтому следует ожидать, что его реформирование, предусматривающее организационное выделение естественно монопольной составляющей (то есть “трубы”), скорее всего будет отложено на долее отдаленный срок (по меньшей мере за пределы 2010 г.).

Второй специфический элемент стратегии развития “Газпрома” – возможное превращение газового монополиста в крупнейшею нефтегазовую компанию. Еще до приобретения “Сибнефти” у “Газпрома” был весьма существенный по объемам собственный нефтяной бизнес. Теперь же компания становится важным участником нефтяного рынка. Принятые в конце 2005 г.решения о либерализации рынка акций газового монополиста еще больше укрепят его позиции.

Сохранение “Газпрома” в форме вертикально интегрированной единой госкорпорации принципиально для решения одной из важнейших проблем реформирования газовой отрасли – либерализации рынка газа по схеме, близкой к уже практикуемой на рынке электроэнергии. Население и бюджетные организации продолжат покупать газ по фиксированным ценам. С промышленными потребителями вопрос сложнее. Металлургические, химические и энергетические компании стремятся сохранить для себя поставки газа по низким государственным тарифам, что в корне подрывает саму идею предполагаемого перехода на систему биржевых торгов. Поэтому движение от централизованных тарифов к рыночным будет постепенным, Сначала промышленные потребители получат нормативы газоснабжения по гостарифам, а сверх нормативное количество газа они будут покупать по более высокой биржевой цене. Предполагается, что такая система запустит механизм энергоснабжения.

Характерно, что сам “Газпром” выступает за полную либерализацию рынка с 2006 г., а независимые газопроизводители уже сейчас поставляют объемы газа по свободным ценам («Сургутнефтегаз», «Итера»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог сказанному, следует отметить, что естественная монополия-это довольно-таки  устойчивая  форма хозяйствования, и вряд ли он изживёт себя, пока существуют отрасли, потребность населения в продукции которых столь велика, и пока существует дифференциация общества. Существует много споров о способах  регулирования  естественных монополий, и это понятно, ведь, и потребители, и монополисты, и сами комиссии по регулированию стремятся получить максимальную прибыль. Однако это не единственная причина  разногласий, ведь  на самом деле систем  регулирования естественных монополий  далеко не совершенна. Поэтому, вероятнее  всего, что методы  государственного  регулирования  естественных монополий будут постоянно совершенствоваться, хотя вряд ли подобного род  перемены смогут удовлетворить  всех, следовательно, этот  вопрос будет одним из основных  в  поисковом плане, и  интерес  общества к нему никогда не угаснет.

     Нашу экономическую политику все время кидает из административного произвола по управлению производством к стихии самостоятельности хозяйственных ячеек. Но в первом случае обнаруживается ущемление местных интересов, а во втором – несогласованность работы. Идеальное решение не в том кому предоставлять право решать, а в обеспечении должной направленности этой деятельности, достигаемой путем более тщательной экономической и правовой регулировки. Необходимы соответствующие законодательные, прежде всего антимонопольные, меры, адекватные производственной базе и хозяйственным отношениям. Таким образом, государственное регулирование естественных монополий является одним из главных факторов обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Если предприятие не находится в государственной собственности, то его регулирование сводится к следующему: либо цены устанавливаются на уровне средних издержек монополии, либо применяются двух компонентные тарифы, предусматривающие отдельную и фиксированную плату за доступ к получению услуг, а также оплату каждой единицы оплаченных услуг.

Законодательство, регулирующее деятельность естественных монополий должно быть разумным и продуманным, т. к. чрезмерно жесткое применение методов регулирования может привести к дисбалансу сформировавшихся рыночных отношений и вызвать недовольство со стороны работников крупных организаций.

Законы, регулирующие деятельность естественных монополий, имеют важное значение для современной России, но их реальное применение сталкивается с определенными трудностями и проблемами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Астапов К. О государственном регулировании естественных монополий // Общество и экономика.-2003.-№4/5.-С.274-287

2. Астапов К. Реформирование электроэнергетики в РФ // Проблемы теории и практики управления.-2003.-№6.-С.45-49

3. Белоусова Н. И. Реформирование естественных монополий в России: теоретический аспект / Н. Белоусова, Е.Васильева, В. Лившиц // ЭКО.-1999.-№4.-С.85-100

4. Белоусова Н. О регулировании естественных монополий в экономике России / Н. Белоусова, Е.Васильева, В. Лившиц // Общество и экономика.-2002.-№1.-С.21-45

5. Большая книга по экономике / Пер. с нем. В. Гофрида /.- М.: «Терра».- 1997.- 736с.

6. Бутыркин А. Проблемы реформирования естественных монополий // МЭ и МО.-2003.-№12.-С.3-11

7. Варламова А. Н. Реформирование электроэнергетики как естественной монополии // Законодательство.-2004.-№3.-С.22-26

8. Вильсон Дж. Естественные монополии в России / Дж. Вильсон, В. Цапелик // Вопросы экономики.-1995.-№11.-С.80-87

9. Волков Э. П. Управление развитием и функционированием электроэнергетики в современных условиях / Э. П. Волков, В. А. Баринов // Вести в электроэнергетике.-2002.-№1.-С.3-7

10. Галушко Е. Самый дорогой киловатт России // Дальневосточный капитвл.-2002.-№11.-С.12-20

11. Дубинин С. К. Новые возможности привлечения инвестиций в отрасль // Энергетик.-2002.-№11.-С.2-3

12. Ершов Ю. А. Энергетическая стратегия России на период до 2002 года: плюсы и минусы новой энергетической политики РФ // Внешнеэкономический бюллетень.-2004.-№5.-С.35-43

13. Киселев В. Антимонопольное регулирование в энергетике // Закон.-2003.-№10.-С.120-122

14. Курс экономической теории: Учебник / под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. - Киров: «АСА».-2004.-832с.

15. Кутовой Г. П. Государственное регулирование естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в РФ // Вопросы электроэнергетики.-2002.-№1.-С.8-12

16. Макконнелл К. Р. Экономикс / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. -М.: «Республика».-1993.-т.2.-538с.

17. Нельговский И. Е. Экономические основы понятия естественной монополии // Черные дыры в Российском законодательстве.-2004.-№4.-С.420-429

18. О естественных монополиях: Федер. закон Рос. Федерации от 17 августа 1995 г. № 147 – ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации.- 1995.-№34, ст.3426. - С.6400 - 6412

19. Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий: Указ Президента Рос. Федерации от 28 апреля 1997 г. № 426 // Собрание законодательства Рос. Федерации 1997.- №18,ст.2132.- С.3451 - 3464

20. Учебник по основам экономической теории /Камаев и др./ М.: «Владос».-1996.-384с.

21. Цветков В. Вопросы интеграции обрабатывающей индустрии // Экономист.-2004.-№12.-С.14,20-22

22. Экономика: Школьный справочник / А. И. Василевский.- Ярославль: «Академия развития».-1997.-158с.

 

35

 



Информация о работе Естественные монополии