Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:55, курсовая работа
Основная цель данной курсовой работы состоит в изучении монопольной власти.
В соответствии с целью курсовой работы в задачи входит рассмотрение следующих вопросов:
- рынок монополии и его особенности;
- государственная антимонопольная политика.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ РЫНКА МОНОПОЛИИ 5
1.1. Понятие рыночной структуры 5
1.2. Характеристика монополии 9
1.3. Признаки естественной монополии 11
2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАК МЕХАНИЗМ ПРЕОДОЛЕНИЯ МОНОПОЛИЗМА 14
2.1. Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь 14
2.2. Антимонопольное регулирование ценообразования в Республике Беларусь 21
2.3. Выявление и пресечение установления монопольных цен 24
2.4. Выявление и пресечение антиконкурентных ценовых соглашений 26
3. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ – МИРОВОЙ ОПЫТ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Как единственный производитель товара монополист находится в уникальном положении. Если монополист решает повысить цену продукта, ему не приходится беспокоиться о конкурентах, которые, назначая более низкую цену, захватят большую часть рынка. Монополист удерживает рынок в своей власти и полностью контролирует объем выпуска продукции, предназначенной для продажи. Но это не означает, что монополист может назначить любую сколь угодно высокую цену, какую захочет, по крайней мере если его целью является максимизация прибыли.
Так как монополист является единственным производителем товара, то кривая рыночного спроса дает цену, получаемую монополистом за предлагаемое к продаже количество товара. Монополист может выиграть от своего контроля над ценами на монопольном рынке и на рынке свободной конкуренции. Предложение у монополиста будет меньше, чем предложение в условиях свободной конкуренции, а цена больше, чем конкурентная цена (и больше, чем предельные издержки). Это связано с определенными издержками для общества, так как меньше потребителей покупают продукт, а те, кто покупают, платят за него больше. Именно поэтому антитрестовские законы запрещают фирмам монополизацию большинства рынков. Когда положительный эффект масштаба делает монополию желательной, государство может максимизировать общественное благосостояние регулированием монопольных цен.
Монополия в чистом виде - явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Взаимодействие фирм на таких рынках может быть сложным и нередко связанным с различными аспектами конкурентной стратегии. Однако фирмы могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек. У таких фирм есть монопольная власть.
Основная цель данной курсовой работы состоит в изучении монопольной власти.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что при монопольной власти, продукцию, не имеющую близких заменителей, множеству покупателей предлагает один продавец из-за того, что для других продавцов вход на данный рынок закрыт. Закрытость рынка может определяться как законодательным запретом на отдельные виды экономической деятельности (запатентованные технологии изготовления продукции, государственная монополия на спиртные напитки или игорный бизнес), так и необходимостью осуществлять большие единовременные вложения в основной капитал, которые нельзя вернуть в случае неудачной попытки «войти» в отрасль (затраты на создание узкоспециализированного оборудования).
В соответствии с целью курсовой работы в задачи входит рассмотрение следующих вопросов:
- рынок монополии и его особенности;
- государственная антимонопольная политика.
В ходе написания курсовой работы использовались учебные пособия таких авторов как: Н.И. Базылев, В.Д. Камаев, М.Г. Муталимов и др.
Рынок как социально-экономический институт обеспечивает возможность продавцам и покупателям вступать в контакт друг с другом с целью осуществления взаимовыгодных торговых сделок. Существуют различия по объектам сделок и условиям их реализации в каждом конкретном случае.
Обращающиеся на каждом конкретном рынке блага могут быть совершенно или частично взаимозаменяемыми. В первом случае функционирует рынок гомогенного блага, во втором — рынок гетерогенного блага. Различаются рынки и по условиям их функционирования. На организованных рынках равновесие устанавливается при помощи специальных агентов, на неорганизованных спрос и предложение уравновешиваются стихийно. В зависимости от того, насколько каждому отдельному продавцу или покупателю доступно участие в рыночных операциях, рынки делятся на открытые и закрытые. Одни сделки возникают на «точечном» рынке, т.е. продавцы и покупатели встречаются в установленное время и в установленном месте, другие - на «пространственном» рынке, где товар реализуется в разный временной отрезок в неустановленном месте.
В экономической литературе рассматриваются четыре основные, теоретически возможные рыночные структуры [11, c.201]:
1) совершенная конкуренция;
2) монополия;
3) монополистическая конкуренция;
4) олигополия.
При совершенной, или чистой, конкуренции на рынке присутствуют одновременно множество фирм; ни одна фирма не занимает значительной доли рынка; продукция является однородной, вход и выход из отрасли не связаны с какими-либо трудностями; покупатели и продавцы имеют равный доступ к информации. Равный доступ к информации означает, что все покупатели и продавцы имеют полную информацию о ценах на товары и на все виды затрат, необходимых для их производства. Покупатели знают все о характеристике продукта, производители располагают информацией о производственной технологии.
Под монополией понимается рынок, где одна фирма является единственным продавцом продукта или услуги. Проникновение в отрасль дополнительных фирм заблокировано, так что фирма представляет собой всю отрасль. Поскольку существует только один продукт, очевидно, что отсутствует дифференциация продукции.
Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят дифференцированные продукты (женскую одежду, мебель, книги). Дифференциация является основой для создания благоприятных условий для продажи и обновления продукции. Вхождение в отрасль с монополистической конкуренцией - дело легкое [11, c.202].
Олигополия - рынок нескольких фирм. Небольшое число продавцов означает, что решения об определении цен и объемов производства являются взаимозависимыми. Каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами, и должна учитывать эти решения при ценообразовании и определений объема производства. Продукты при олигополии могут быть стандартизированы (такие, как сталь или алюминий) или дифференцированы (автомобили или пишущие машинки). Как правило, вступление в олигополистские отрасли - дело очень сложное. Покупатели и продавцы далеко не всегда имеют равный доступ к информации.
В заключение нужно указать, что рыночная структура характеризуется условиями, в которых образующие ее фирмы конкурируют между собой. К числу этих условий относятся: количество и размеры фирм, характер продукции, свобода входа и выхода, доступность информации. Совершенная конкуренция и монополия представляют собой «идеальные» (абстрактные) типы рыночных структур. Рынков, полностью соответствующих параметрам этих структур, в реальной действительности просто не существует. Что же касается монополистической конкуренции и олигополии, то эти структуры характерны для большинства рынков.
Характеристики названных
Рыночные структуры [11, с.203]
Рыночные структуры |
Количество и размеры фирм |
Характер продукции |
Условия входа и выхода |
Доступность информации |
Совершенная конкуренция |
Множество мелких фирм |
Однородная продукция |
Никаких затруднений |
Равный доступ ко всем видам информации |
Монополия |
Одна фирма |
Уникальная продукция |
Практически непреодолимы барьеры на входе |
Некоторые ограничения |
Монополистическая конкуренция |
Множество мелких фирм |
Разнородная продукция |
Никаких затруднений |
Некоторые ограничения |
Олигополия |
Число фирм невелико, есть крупные фирмы |
Разнородная или однородная продукция |
Возможны отдельные препятствия |
Некоторые ограничения |
Совершенная конкуренция представляет собой идеальный рынок, но его анализ имеет большое значение. Во-первых, существуют еще отрасли, структура которых близка к условиям совершенной конкуренции. Во-вторых, изучение этого рынка позволяет легче разобраться с реально существующими рыночными структурами: монополистической конкуренцией и олигополией. В-третьих, совершенная конкуренция - это оптимальный рынок, с ее помощью может быть оценена эффективность реальной экономики.
При совершенной конкуренции фирма не может повлиять на рыночную цену, она руководствуется рыночной ценой, т.е. прайс-тейкером. При уменьшении производства и при повышении его объема цена остается прежней. Поэтому для отдельной фирмы предельный доход равен цене, так как все единицы продукции она продает по одной цене. В силу этого кривая спроса будет совпадать с кривой ее предельного дохода. Поскольку цена на единицу продукции постоянна, то общий доход все время по мере продажи каждой единицы продукции растет на постоянную величину. Так, цена равна 50 ед., то валовой доход будет: 0,50,100,150 и т.д. Средний доход совпадает с ценой продукции и, следовательно, с предельным доходом.
Далее следует показать, что отдельная фирма определяет тот объем производства продукции, при котором она получит максимум прибыли или минимальные убытки в краткосрочном периоде. В этом периоде при изменении объема производства постоянные издержки неизменны (количество оборудования не изменяется). Зато переменные издержки изменяются вместе с объемом производства. Следовательно, изменение общих издержек вызывается изменением переменных [14, c.145].
Существуют два подхода
к определению того объема производства,
при котором фирма будет
Монополия - это исключительное право в какой-либо среде деятельности. Фирма, являющаяся единственным производителем продукции и контролирующая выпуск продукции всей отрасли, называется монополистом.
Следует указать, что
особенности хозяйствования в условиях
чистой монополии связаны с
Затем необходимо подчеркнуть, что монополия стремится к максимуму совокупной прибыли, а не к максимуму прибыли на единицу продукции. Монополия, как и другая фирма, может оказаться не в состоянии получать прибыль в краткосрочном периоде. Тогда она ставит задачу минимизировать убытки. Как обычная фирма, она будет производить продукцию до тех пор, пока цена продукции будет больше средних переменных издержек. Если же цена не только не покрывает средние общие издержки, но и даже средние переменные издержки, то фирма прекратит выпуск продукции [8, c.137].
В долгосрочном периоде монополия, не сталкивающаяся с конкуренцией, максимизирует прибыль, выпуская такой объем продукции, при котором долгосрочные предельные издержки равны долгосрочному предельному доходу. Причем, цена, максимизирующая прибыль, в долгосрочном периоде может быть ниже цены максимизирующей прибыль в краткосрочном периоде. Это стратегия лимитирующего ценообразования. Заниженная цена уменьшает вероятность появления конкурентов на рынке.
Монополия не гарантирует экономическую прибыль (сверх нормальной прибыли). Однако вероятность их получения для монополии больше, чем для конкурентов. При совершенной конкуренции в долгосрочном периоде высокие прибыли привлекут в отрасль новые фирмы, увеличивая предложение продукции, понизив цену. В условиях монополии барьеры не дают проникнуть в отрасль другим фирмам. Поэтому монополисты могут удержать экономическую прибыль и в долгосрочном периоде.
Характеризуя равновесие в долгосрочном периоде, следует указать, что оно достигается при таком уровне выпуска, когда предельные издержки равны предельному доходу. В этой ситуации фирма безубыточна. В противном случае она покидает рынок, будучи не в состоянии компенсировать свои долгосрочные средние издержки,
Мы рассмотрели монополию при условии, когда все единицы продукции реализуются по одной цене. Однако есть фирмы, которые устанавливают разную цену для разных покупателей, т.е. осуществляют ценовую дискриминацию. Это способствует увеличению прибыли и производимой продукции.