Естественные монополии в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:55, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данной курсовой работы состоит в изучении монопольной власти.
В соответствии с целью курсовой работы в задачи входит рассмотрение следующих вопросов:
- рынок монополии и его особенности;
- государственная антимонопольная политика.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ РЫНКА МОНОПОЛИИ 5
1.1. Понятие рыночной структуры 5
1.2. Характеристика монополии 9
1.3. Признаки естественной монополии 11
2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАК МЕХАНИЗМ ПРЕОДОЛЕНИЯ МОНОПОЛИЗМА 14
2.1. Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь 14
2.2. Антимонопольное регулирование ценообразования в Республике Беларусь 21
2.3. Выявление и пресечение установления монопольных цен 24
2.4. Выявление и пресечение антиконкурентных ценовых соглашений 26
3. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ – МИРОВОЙ ОПЫТ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Файлы: 1 файл

Естественные монополии в РБ Гос. регул. ест. монол.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

При доказательстве выявленных ценовых соглашений в первую очередь обращается внимание на документальное подтверждение сговора. Такие подтверждения можно получить на основании анализа условий контрактов, договоров, счетов, накладных, прейскурантов и т.д.

Прямые доказательства ценовых соглашений чаще могут быть найдены при вертикальных соглашениях, т.к. различные ограничительные положения  иногда включаются в договоры, заключаемые изготовителем продукции и торгово-посреднической организацией (работы и услуги по ремонту по высокой цене, произвольное установление надбавок и скидок, навязывание дополнительных условий).

При доказательстве ценовых  соглашений следует учитывать, что не всякое согласованное действие может квалифицироваться как антиконкурентное соглашение.

В случае подтверждения  факта запрещенных ценовых соглашений органы по антимонопольной политике имеют право выдавать предприятиям обязательные для исполнения предписания о прекращении незаконных соглашений, восстановлении уровня цен и тарифов, действовавших до вступления в силу антиконкурентного соглашения, с учетом уровня инфляции, о расторжении или изменении договоров, противоречащих закону, а также налагать штрафы на хозяйствующие субъекты и должностных лиц, виновных в нарушении антимонопольного законодательства [13, c.180].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ – МИРОВОЙ ОПЫТ

 

Рассмотрим, каким образом организована антимонопольная политика в развитых странах, как те или иные государственные мероприятия по контролю рыночных структур и поведения фирм осуществляются в экономиках с разными традициями.

Антимонопольная политика в США

Цель антимонопольной  политики в США заключается в  том, чтобы определять допустимость той или иной практики экономических агентов с точки зрения ее воздействия на конкуренцию.

Антимонопольную политику в данной стране проводят федеральные и местные суды; антитрестовский отдел Министерства юстиции (главный законодательный орган); Федеральная торговая комиссия (главная исполнительная власть).

К основным законодательным  документам, принятым в США, относятся:

Акт Шермана (1890), который  предполагает запрет трестов, запрет практики монополизации торговли между штатами. Антиконкурентные действия фирм трактуются в качестве объекта уголовного преступления, что предусматривает наказание в виде тюремного заключения сроком до 3 лет; штрафа до 1 млн. долл. для компаний и до 100 тыс. долл. для частного лица или расформирование компании. Монополия здесь понимается как доминирующее положение фирмы на рынке [19, c.264].

Акт Клейтона (1914), который  делает акцент на поддержку конкурентной ситуации в целом. Он запрещает слияния при угрозе конкуренции и направлен главным образом против горизонтальных слияний.

Акт Робинсона-Пэтмана (1936), который предполагает запрет ценовой  дискриминации и уголовную ответственность  за политику хищнических (грабительских) цен - установление цены ниже уровня средних/предельных издержек с целью вытеснения конкурента с рынка.

Согласно законодательной  классификации США, выделяют следующие виды антиконкурентных действий фирм:

1) незаконные как таковые  (по сути, на основании буквы  закона). Эти действия не обладают  какими-либо достоинствами, позволяющими компенсировать их антиконкурентное воздействие;

2) незаконные на основании  правила разумности (духа закона). Решения суда по данным действиям  принимаются на основе сравнения и сопоставления положительных и отрицательных последствий антиконкурентного действия.

К первому виду относятся  следующие виды взаимодействий фирм:

- горизонтальное фиксирование цен;

- горизонтальный сговор о доле рынка;

- групповой бойкот (согласованный отказ фирм торговать с третьей фирмой с целью ее вытеснения с рынка);

- договоренность о взаимных продажах и закупках;

- связанные продажи;

- неправильная информация о товаре.

Ко второму виду можно  отнести такие действия, как:

- регулирование цен в рамках вертикальных контрактов;

- отказ в поставках со стороны одной отдельной фирмы;

- исключительное право покупки или продажи [19, c.265].

Особой сферой действия отраслевой политики США является регулирование  слияний и поглощений фирм - определение  критериев, при которых подобное взаимодействие фирм не допускается.

Другим направлением государственной политики служит регулирование  информационного обеспечения рынка. Подобная проблема возникает в связи  с наличием у фирм стимулов к искажению  информации в тех случаях, когда  трудно проверить качество товара; фирмы выпускают экспериментальные товары; происходят одноразовые продажи изделия или совершаются спекулятивные операции краткосрочного характера. Во всех подобных ситуациях органы регулирования - государственные (федеральная комиссия по качеству товаров и по стандартам; комиссии по качеству лекарственных препаратов; по безопасности товаров); потребителей (общества потребителей; журналы потребителей) и производителей (объединения производителей высококачественных товаров) оказывают влияние на параметры поведения фирмы - объекты регулирования:

- на стандарты качества (обязательное установление, в частности, для пищевых продуктов и лекарств);

- на стандарты упаковки: требования маркировки товара (обязательное указание ингредиентов изделия);

- на гарантии бесперебойного срока службы (устанавливаются для товаров длительного пользования);

- на стандарты использования товара (обязательное приложение инструкции по пользованию товаром повышенной сложности с указанием того, что потребитель может и чего не должен делать с продуктом).

Антимонопольная политика в Западной Европе

К особенностям государственного регулирования отраслевых структур экономик Западной Европы следует отнести  следующие общие характеристики:

1) запрет монополий  в Европе мало распространен; 

2) в основном происходит регулирование монополий и доминирующих фирм. Монополия рассматривается в качестве другой формы конкуренции; прогресс в монополии идет через совершенствование методов производства и дифференцирование товара, что расширяет возможности потребительского выбора и указывает новые направления технологических поисков;

3) при проведении отраслевой  политики активно используется  концепция «эффективной конкуренции» - конкуренции, которая способствует структурной перестройке национальной экономики [8, c.151].

Основой регулирующих мероприятий  стран-членов Европейского Сообщества является Римский договор, который (ст. 85) запрещает картели и другие ограничительные соглашения между  фирмами; (ст. 86) осуждает злоупотребления  доминирующим положением на рынке; предусматривает регулирование слияний, запрет слияний, которые могут создать доминирующее положение для данной фирмы; (ст. 92) запрещает государственную помощь фирмам, которая искажает торговлю между странами. Исключения предусматриваются в тех случаях, когда картели и доминирующие фирмы способствуют техническому или экономическому прогрессу в интересах покупателей (например, в случае кооперации в сфере НИОКР).

В Германии к органам проведения отраслевой политики относятся Министерство экономики (осуществляет общее руководство), Федеральный орган по картелям (разбирает конкретные дела), Антимонопольный комитет (комитет экспертов, дающих советы по выработке конкурентной политики, действует как консультативный орган).

Здесь контролю подвергаются:

- приобретения активов предприятия полностью;

- приобретение долей  25, 50 и более процентов акций  фирмы, 

- любая сделка, в результате  которой фирма приобретает прямой  или косвенный контроль над  предприятием;

- любая сделка, включая  приобретение менее 25 процентов  акций предприятия, если это дает возможность фирме-покупателю влиять на конкурентное поведение другой фирмы [8, c.152].

Антимонопольный закон Германии включает рассмотрение дел о создании холдинга или кооператива из других предприятий (при условии координации поведения фирмы-матери и фирмы-дочери). При этом используются такие критерии оценки фирмы, как создание или усиление доминирующего положения. Доминирующее положение фирмы представляет собой ситуацию на рынке, когда у фирмы нет конкурентов или сильных конкурентов; когда фирма располагает большей властью на рынке по сравнению со своими конкурентами. План анализа фирмы с точки зрения ее доминирующего положения включает следующие факторы:

- доля рынка; 

- финансовые показатели (прибыль, выручка, затраты);

- доступ к каналам  распределения; 

- связи с другими  предприятиями; 

- барьеры входа на  рынок; 

- наличие товаров-субститутов; 

- возможность обращения  клиентов к другим поставщикам. 

При этом фирмы могут  рассматриваться как находящиеся  в состоянии коллективного доминирования, если конкуренция между ними незначима или если у них есть сильная власть над третьей стороной на рынке.

Количественные показатели, при которых фирма (или группа фирм) рассматривается как доминирующая на рынке (или обладающая излишней рыночной властью), характеризуются следующим образом:

- 1/3 рынка для одной фирмы;

- не менее 50 процентов рынка для трех фирм;

- не менее 2/3 рынка для пяти фирм [14, c.77].

В Великобритании органами контроля при проведении антимонопольной  политики являются Министерство торговли и промышленности; Комитет по слияниям и монополиям (консультативный орган); Комитет по свободной торговле (наблюдает за проведением конкурентной политики, проводит предварительное расследование) Критерием доминирования на рынке служит доля фирмы в 25 процентов рынка.

При рассмотрении антиконкурентных дел принимаются во внимание следующие  практические соображения:

- влияние данного мероприятия на платежный баланс страны;

- влияние государственной отраслевой политики на занятость в Великобритании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

С развитием  технического прогресса и потребностей людей происходит укрупнение масштабов  производства и увеличение разнообразия потребительских благ. То и другое создает возможность полного  удовлетворения спроса на конкретное благо одной фирмой. Если в этих условиях фирма может экономическими или административными средствами воспрепятствовать появлению конкурентов, то она становится монополистом.

Особенность положения  монополии на рынке проявляется  в том, что кривая отраслевого спроса становится кривой спроса на продукцию фирмы. Поэтому, определяя объем выпуска, монополия одновременно определяет цену реализации. В таких условиях равновесная цена зависит от рыночной стратегии фирмы: изменение ее цели сопровождается изменением сочетания цена - выпуск. При стремлении монополии к максимуму прибыли цена будет выше, чем при стремлении к максимуму выручки, а при максимизации нормы прибыли цена превышает цену, максимизирующую прибыль.

Положение единственного  продавца позволяет монополии при определенных условиях проводить ценовую дискриминацию. Продажа гомогенного блага по разным ценам увеличивает как объем предложения монополии за счет расширения контингента покупателей, так и ее прибыль за счет сокращения потребительского излишков покупателей. Ценовая дискриминация первой и второй степеней ведет к повышению общественной эффективности использования факторов производства, а ценовая дискриминация третьей степени может сопровождаться экономическими потерями для общества.

Поскольку условием максимизации прибыли монополии является равенство предельных затрат предельной выручке, а предельная выручка при любом объеме выпуска меньше цены спроса, то стремящаяся к максимуму прибыли монополия не доводит выпуск до оптимального с позиций общества объема. Для предотвращения связанных с этим экономических потерь общества используется антимонопольное законодательство, запрещающее монополизацию отраслевого сбыта, и устанавливаются правила государственного регулирования естественных монополий. Государственное регулирование цен продукции естественных монополий может сопровождаться необходимостью их субсидирования.

В отличие от рынка совершенной конкуренции  на монополизированном рынке государственное  регулирование деятельности фирмы  может привести к повышению эффективности использования факторов производства.

Обще признано, что несущей конструкцией социально ориентированной рыночной экономики является конкуренция. Поскольку спонтанное развитие рынка и отношений собственности ведет к ликвидации последней, концентрации производства и монополизму, первейшей задачей государства становится формирование и поддержание конкурентной среды в экономике. Только оно в состоянии нейтрализовать пагубные последствия экономического господства монополий. Для решения проблемы нужна целеобусловленная комплексность использования соответствующих методов.

Антимонопольное регулирование выступает как совокупность экономических, законодательных и административных действий, направленных на развитие свободной конкуренции и недопущение тенденций, предполагающих эксплуатацию рыночного спроса и необоснованное получение дополнительного дохода.

Информация о работе Естественные монополии в РБ