Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:55, курсовая работа
Основная цель данной курсовой работы состоит в изучении монопольной власти.
В соответствии с целью курсовой работы в задачи входит рассмотрение следующих вопросов:
- рынок монополии и его особенности;
- государственная антимонопольная политика.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ РЫНКА МОНОПОЛИИ 5
1.1. Понятие рыночной структуры 5
1.2. Характеристика монополии 9
1.3. Признаки естественной монополии 11
2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАК МЕХАНИЗМ ПРЕОДОЛЕНИЯ МОНОПОЛИЗМА 14
2.1. Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь 14
2.2. Антимонопольное регулирование ценообразования в Республике Беларусь 21
2.3. Выявление и пресечение установления монопольных цен 24
2.4. Выявление и пресечение антиконкурентных ценовых соглашений 26
3. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ – МИРОВОЙ ОПЫТ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Экономисты не сходятся во мнении относительно того, насколько чистая монополия способствует научно-техническому прогрессу. Одни полагают, что чистая монополия более прогрессивна, чем чистая конкуренция. Ее способность реализовать экономическую прибыль обеспечивает финансирование научно-исследовательских работ. Другие, наоборот, доказывают, что отсутствие конкурентных фирм и желание монополиста полностью использовать свое существующее оборудование ослабляют стимул монополиста осуществлять нововведения [8, c.138].
Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном рынке на товары, производимые субъектами.
В случае естественной монополии эффект масштаба позволяет одному монополисту обслуживать весь рынок имея издержки ниже, чем при наличии двух или более конкурирующих хозяйствующих субъектов на данном рынке. Такой монополист использует ресурсы наиболее эффективно, т.к. он является крупным предприятием (раз обеспечивает весь рынок), а значит и обладает высокой технической оснащенностью и большой мощностью; последние факторы ведут к повышению производительности труда и снижению издержек на единицу продукции. Благодаря наименьшей из возможных себестоимости производства данного товара, естественная монополия является желаемым явлением для общества. В противном случае вмешивается государство с целью регуляции деятельности монополиста.
К естественной монополии фактически приводит наличие у хозяйствующего субъекта уникального имущества (энергосистемы, трубопроводный и ж.-д. транспорт, уникальные природные ресурсы, почта), то есть необходимого для отраслей, где долгосрочные средние издержки минимальны только в том случае, если рынок обслуживает один производитель [6, c.37].
Способами регулирования естественной монополии являются:
- прямое государственное регулирование (возможности и границы);
- торги за франшизу (возможность использования и эффективность в различных условиях);
- ценовая дискриминация (организационный и экономический аспекты).
Чаще всего механизм и границы государственного регулирования определяются национальными законодательными актами. Считается, что прямое государственное регулирование посредством определения тарифов или решающего влияния на них естественных монополистов достаточно простой и понятный способ, позволяющий снизить роль негативных факторов, существующих в их деятельности. В частности, в российском законодательстве данному способу уделяется первостепенное внимание.
При реализации данного
подхода возникают сразу же несколько
проблем: 1) необходимость создания
органа государственного контроля за
деятельностью естественного
Создание любого государственного органа несет в себе угрозу подмены общественных интересов интересами правящих групп, не говоря уже о соответствующих затратах на содержание госчиновников. Если вспомнить, что в крупнейших российских предприятиях - естественных монополистах государству принадлежит либо контрольный пакет акций, либо близкий к нему по размерам, то становится очевидным, что ожидать высокой общественной эффективности от такого органа не приходится [6, c.38].
Можно с достаточно большой долей уверенности утверждать, что вторая проблема также не разрешена в Российской Федерации. Нетрудно убедиться, что именно предприятия - естественные монополисты ростом тарифов на собственную продукцию вызывают инфляцию издержек в народном хозяйстве.
С другой стороны, хорошо известны “расточительные нравы” таких предприятий. Рядовой гражданин (потребитель) в конечном итоге и оплачивает это чрезмерное потребление предприятий - естественных монополистов.
Другой способ регулирования естественной монополии связан с использованием механизма экономической организации. Это - торги за франшизу (право на ведение такой деятельности).
В первом случае - частная нерегулируемая монополия с установлением монопольно-высокой цены, которую приходится оплачивать обществу в целом (имеем дело с прямым общественным вредом монополии).
Во втором случае - проявляются все недостатки административной, а не экономической системы, где происходят процессы политизации решения проблемы естественной монополии (в интересах государства и правящих элит, но не в интересах общества в целом).
Естественные монополии достаточно часто прибегают к практике ценовых дискриминаций для максимизации своего чистого дохода. Для этого они сегментируют рынок. Примером такого подхода может быть практика установления более высоких тарифов на электроэнергию, газ, услуги связи, коммунальные услуги для предприятий и организаций и, соответственно, пониженных тарифов - для граждан.
Возможно также применение
множественных тарифов в
Однако этот же механизм может быть задействован не только естественным монополистом, но и обществом, которое стремится облегчить бремя, связанное с монополией. Оно может устанавливать понижающиеся тарифы для социально незащищенных групп населения (пенсионеров, инвалидов и др.). Например, широко применяемая практика льготных тарифов на различные виды услуг, предоставляемых естественными монополистами [7, c.211].
Антимонопольное законодательство можно определить как систему нормативных правовых актов, содержащую правила регулирования воспроизводства и содействия добросовестной конкуренции, предотвращения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Акты антимонопольного законодательства Республики Беларусь действуют в соответствии с вертикальной иерархией норм о конкуренции и ограничении монополистической деятельности. Первое место в этой иерархии занимает Конституция Республики Беларусь, имеющая высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Беларуси.
Конституция ориентирует законодателя, что законом может быть запрещена социально опасная деятельность, в т.ч. экономическая деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Но этот общий конституционный принцип здесь не конкретизирован.
Запрет конкретной экономической
деятельности, которая направлена на
монополизацию и
Деятельность хозяйствующих субъектов Республики Беларусь, занимающих доминирующее положение на товарных рынках других государств (групп государств, международных организаций), а также хозяйствующих субъектов других государств, осуществляющих монополистическую деятельность на товарных рынках или в отношении потребителей, хозяйствующих субъектов Республики Беларусь, регулируется на основании норм национального права, а также норм международного права.
Доминирующее положение хозяйствующих субъектов Республики Беларусь на товарных рынках других государств (групп государств, международных организаций) и хозяйствующих субъектов других государств на товарных рынках Республики Беларусь определяется в соответствии с нормами международных договоров, действующих для Республики Беларусь, и иными нормами международного права.
Следующими после норм Гражданского кодекса в иерархии национального антимонопольного законодательства стоят названные выше Закон о противодействии монополистической деятельности и Закон «О естественных монополиях».
Закон о противодействии монополистической деятельности является первым белорусским антимонопольным законодательным актом. В нем содержится понятийный аппарат антимонопольного законодательства; положения о функциях и компетенции антимонопольных органов; характеризуются основные виды монополистической деятельности и признаки составов нарушений антимонопольного законодательства; приводится система предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; а также положения о принятии, обжаловании и исполнении решений и предписаний антимонопольных органов [14, c.122].
Закон о противодействии монополистической деятельности содержит элементы как европейской модели антимонопольного законодательства (основополагающий принцип контроля за злоупотреблениями рыночной властью), так и американской системы антитрестового законодательства (принцип запрета монополий). Так, в ст. 9 данного Закона установлено, что в случае когда положение на товарном рынке хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов признается доминирующим, устанавливается специальный государственный контроль за объемом производства и качеством товаров, уровнем цен и иными показателями деятельности данного хозяйствующего субъекта (субъектов) с целью установления факта злоупотребления таким положением.
Товарные рынки, функционирующие в условиях естественной монополии, также регулируются специальным законодательством, и прежде всего Законом «О естественных монополиях». Поэтому для целей эффективного применения антимонопольного законодательства необходимо определить соотношение Закона о противодействии монополистической деятельности и Закона «О естественных монополиях».
В Законе о противодействии монополистической деятельности нет установок на то, что он не распространяется на отношения с участием субъектов естественных монополий. В то же время экономическая природа естественных монополий такова, что ее субъекты заведомо доминируют на соответствующем товарном рынке. В ст. 1 Закона «О естественных монополиях» указано, что естественная монополия — система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары [17, c.52].
Следовательно, запреты
Закона о противодействии
Существует и определенная общность форм и методов правового регулирования в этих законах.
Нельзя не заметить такое достоинство Закона «О естественных монополиях», как установление судебного разрешения конфликтов между антимонопольным государственным органом и субъектами естественных монополий.
С одной стороны, Закон «О естественных монополиях» устанавливает возможность принудительного исполнения решения антимонопольного государственного органа в судебном порядке. В случае неисполнения субъектом естественной монополии решения органа регулирования его деятельности этот орган вправе предъявить в суд иск о понуждении субъекта естественной монополии исполнить решение, если иной порядок исполнения решений не установлен законодательством (ч. 2 ст. 19 Закона «О естественных монополиях»), С другой стороны, устанавливается возможность обжалования в судебном порядке решений этого органа. Решения, иные действия (бездействие) органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий могут быть обжалованы субъектами естественных монополий, республиканскими органами государственного управления, государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, потребителями, общественными организациями (объединениями) потребителей, иными юридическими и физическими лицами в судебном порядке [17, c.53].
Цель антимонопольного законодательства заключается в обеспечении доступности для потребителей товаров (услуг) субъектов хозяйствования монополий за счет определения экономически обоснованных цен, позволяющих осуществлять развитие самих субъектов естественных монополий.
В Республике Беларусь используется система регулирования цен на продукцию предприятий, злоупотребляющих своим доминирующим (монопольным) положением на рынке. При этом доминирующее положение означает исключительное положение субъекта хозяйствования на рынке, которое позволяет ему диктовать свои условия потребителям и конкурентам, затруднять доступ на рынок другим предприятиям или иными способами ограничивать конкуренцию. Факт доминирования устанавливается подоле рынка, которой обладает предприятие. Если, например, одно предприятие владеет более чем 30 %, а два — более чем 54 % рынка, то эти предприятия признаются монополистами и включаются в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.