Естественные монополии в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:55, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данной курсовой работы состоит в изучении монопольной власти.
В соответствии с целью курсовой работы в задачи входит рассмотрение следующих вопросов:
- рынок монополии и его особенности;
- государственная антимонопольная политика.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ РЫНКА МОНОПОЛИИ 5
1.1. Понятие рыночной структуры 5
1.2. Характеристика монополии 9
1.3. Признаки естественной монополии 11
2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАК МЕХАНИЗМ ПРЕОДОЛЕНИЯ МОНОПОЛИЗМА 14
2.1. Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь 14
2.2. Антимонопольное регулирование ценообразования в Республике Беларусь 21
2.3. Выявление и пресечение установления монопольных цен 24
2.4. Выявление и пресечение антиконкурентных ценовых соглашений 26
3. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ – МИРОВОЙ ОПЫТ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Файлы: 1 файл

Естественные монополии в РБ Гос. регул. ест. монол.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

Данный реестр состоит  из трех разделов. В первый раздел включается перечень предприятий, относящихся к естественной монополии, цена на продукцию и услуги которых устанавливаются государственными органами. Во второй раздел входят субъекты хозяйствования, за деятельностью которых ведется наблюдение со стороны государственных антимонопольных органов. Если предприятием, включенным в этот раздел, будет допущено злоупотребление доминирующим положением, то оно исключается из второго раздела и включается в третий. Третий раздел состоит из предприятий, в отношении которых применяются государственный контроль и регулирование отдельных параметров деятельности, в т.ч. ценовых. Каждый из разделов содержит два подраздела: республиканский, включающий предприятия — монополисты на республиканском товарном рынке, и местный, состоящий из предприятий — монополистов на местных товарных рынках (в пределах границ административно-территориальных единиц, населенных пунктов) [10, c.178].

В зависимости от вида и назначения товара (услуги), выпускаемого предприятиями-монополистами, используются следующие методы ценового регулирования:

- установление предельного норматива рентабельности;

- установление предельного  уровня цен (тарифов);

- декларирование цен  (тарифов) в органах ценообразования на основе представляемых предприятием детальных обоснований (подробное обоснование цен с представлением калькуляций, пояснительной записки, расчетами прибыли, налогов).

Субъекты хозяйствования при формировании отпускных цен имеют право дифференцировать рентабельность в разрезе наименований одной товарной позиции, при этом в целом по этой позиции ее размер не должен превышать установленного предельного уровня.

В соответствии с Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22 апреля 1999 г. № 43, с последующими изменениями и дополнениями регулирование отпускных цен (тарифов) на продукцию (товары, работы, услуги) предприятий-монополистов осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. № 2034-ХН «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь и Комитета цен при Министерстве экономики Республики Беларусь, принимаемыми последними исходя из предоставленных им полномочий.

Предприятия-изготовители, декларирующие отпускные цены на вырабатываемую продукцию, реализуют ее по ценам, не превышающим зарегистрированных органами ценообразования [10, c.179].

Субъекты хозяйствования, включенные в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, а также выпускающие продукцию для строек (объектов), финансируемых за счет средств бюджета, внебюджетных фондов, создаваемых по решению Национального собрания Республики Беларусь, кредитов, при формировании отпускных цен включают прибыль в размерах, не превышающих предельных уровней рентабельности, установленных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2003 г. № 273 «Об уровне рентабельности товаров (работ, услуг) организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках», с последующими изменениями и дополнениями.

Субъекты хозяйствования при формировании отпускных цен имеют право дифференцировать рентабельность в разрезе наименований одной товарной позиции, при этом в целом по этой позиции ее размер не должен превышать установленного предельного уровня.

К злоупотреблениям доминирующим положением на рынке относятся установление монопольных цен и заключение антиконкурентных соглашений [10, c.180].

2.3. Выявление и пресечение установления монопольных цен

 

Монопольно высокие  цены можно выявить по ряду признаков. Порядок выявления монопольных  цен осуществляется в соответствии с Инструкцией по выявлению монопольных цен, утвержденной постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28 апреля 2000 г. № 10, с последующими изменениями и дополнениями. Например, повышение цены для компенсации необоснованных затрат или получения сверхприбыли в результате преднамеренного явного или скрытого сокращения объемов производства (снижение качества продукции при формально неизменном выпуске), скрытого повышения цены (неизменность цены при снижении качества товара) и др. Признаками монопольно или монопсонически низких цен могут быть создание на рынке ситуации, при которой приобретение товара у других предприятий становится экономически невыгодным, покупка продукции по ценам ниже того уровня, который сложился бы на конкурентных рынках, и др.

Обнаружение признаков  монопольной цены еще не является доказательством злоупотребления предприятием доминирующим положением на рынке. Необходим комплексный экономический анализ, включающий уточнение границ товарного рынка, на котором предприятие реализует свою продукцию, исследование динамики цен, себестоимости, прибыли и рентабельности, объемов производства и средней заработной платы на рассматриваемом предприятии.

Опережение темпами  роста цен на продукцию темпов изменения объема производства, т.е. спад производства по сравнению с отраслевыми показателями, является свидетельством наличия монопольного эффекта.

Необходимую информацию также может дать анализ структуры  цен на анализируемую продукцию  в динамике. При этом о злоупотреблении  доминирующим положением на рынке свидетельствуют  опережающий рост прибыли в структуре цены проверяемой продукции по сравнению с темпами роста прибыли по отрасли, региону, республике; значительное повышение темпов роста заработной платы на предприятии над среднеотраслевыми показателями; превышение фактической рентабельности продукции соответствующих среднеотраслевых показателей. При сопоставлении в качестве конкурентной может рассматриваться цена, сложившаяся на данном или соседнем конкурентном рынке, или сконструированная {базовая) цена, рассчитанная на основе цены проверяемого предприятия за предшествующий период с учетом отраслевого (или регионального) индекса цен и реально складывающегося соотношения спроса и предложения [3, c.28].

О необоснованности затрат в составе себестоимости или необоснованном использовании прибыли свидетельствуют факты уменьшения объемов производства при сохранении того же количества рабочего и управленческого персонала предприятия; неэффективное использование дорогостоящего оборудования; отнесение на себестоимость затрат или расходования прибыли по направлениям, не связанным с производством конкретной продукции; значительное превышение уровнем материальных затрат и заработной платы на предприятии соответствующего среднеотраслевого уровня.

При установлении факта  монопольной цены в результате проведенного анализа антимонопольные органы могут выдавать предписания или требования на снижение (повышение) цены до уровня конкурентной; увеличение объемов производства (при необоснованном его сокращении и при наличии потребности в продукции); реализацию излишков продукции; снижение расходов на заработную плату или увеличение объемов производства в соответствии с численностью работающих. Антимонопольные органы могут также дополнительно обязать предприятие информировать обо всех случаях повышения (снижения) цен.

Рассмотрение дел, решение  вопросов о применении штрафных санкций за установление монопольных цен осуществляется в соответствии с Положением о порядке рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденного государственными органами по антимонопольной политике [3, c.29].

2.4. Выявление и пресечение антиконкурентных ценовых соглашений

 

К ограничению конкуренции  на рынке могут привести различные ценовые соглашения, которые в Республике Беларусь запрещены. Выявление и пресечение антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах осуществляются в соответствии с Инструкцией по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий), утвержденной постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28 апреля 2000 г. № 9, с последующими изменениями и дополнениями.

Антиконкурентные ценовые  соглашения можно условно разделить  на горизонтальные и вертикальные.

Горизонтальные  соглашения заключаются в любой форме и имеют целью или результатом необоснованное повышение, снижение или поддержание определенного уровня цен, в т.ч. на торгах и аукционах. В случае поддержания чрезмерно высоких цен результатом будет получение максимальной прибыли, а в случае поддержания чрезмерно низких цен — ограничение доступа на рынок новых субъектов.

Вертикальные  соглашения представляют собой соглашения неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем. Поставщик при этом применяет метод поддержания перепродажной цены, суть которого состоит в установлении минимальной цены, по которой продукция должна быть реализована потребителям, и осуществлении поставщиком контроля над рынком определенной продукции. Следствием подобных действий является ограничение конкуренции на рынке, установление возможности для конкурентов свободно маневрировать ценами и завышение цен [7, c.91].

Формы ценовых соглашений могут быть различными. В их число входит сговор по определению цен на товары и оказываемые услуги, устанавливаемый в устном или письменном виде и касающийся непосредственно определения цен.

Предметом ценовых соглашений могут быть условия, влияющие на установление цен.

Разновидностью ценовых  соглашений является также обмен информацией в области цен (в т.ч. и будущих цен), в первую очередь на рынках, имеющих монополистическую структуру.

Ценовые соглашения выявляются в ходе поэтапного проведения экспертизы. На первом этапе устанавливается круг предприятий, участвующих в соглашении, определяется соответствующий товарный рынок и проводится его анализ (выяснение географических границ рынка, долей рынка, приходящихся на участников соглашения, исследование эластичности спроса (при низкой эластичности хозяйствующие субъекты скорее могут прийти к ценовому соглашению), изучение возможности доступа на рынок новым предприятиям). В процессе анализа выявляются параметры, по которым могут конкурировать предприятия, и место, которое среди них занимает цена. В ходе экспертизы выясняется также наличие ассоциации или иных объединений в отрасли, которые могут представлять базу для координирования экономической деятельности и обмена информацией, что способствует возможности заключения антиконкурентных соглашений, а также контроля над поставщиками или потребителями со стороны других предприятий путем владения контрольными пакетами акций, ценными бумагами и т.п.

Обнаружение признаков монопольной  цены еще не является доказательством  злоупотребления предприятием доминирующим положением на рынке. Необходим комплексный экономический анализ, включающий уточнение границ товарного рынка, на котором предприятие реализует свою продукцию, исследование, динамики цен, себестоимости, прибыли и рентабельности, объемов производства и средней заработной платы на рассматриваемом предприятии [7, c.92].

Кроме анализа рынка на первом этапе проводится анализ особенностей товара, в ходе которого устанавливаются:

- виды потребления товара и связанные с ним типы потребителей. Дифференциация потребителей товара по видам потребления может являться причиной разницы в ценах на поставляемый товар, что затрудняет заключение ценового соглашения;

- степень однородности  товаров у разных поставщиков.  По однородным товарам, с одной  стороны, другие виды конкуренции (кроме ценовой) затруднены, а с другой — облегчена возможность согласования цены;

- наличие взаимозаменяемых товаров. В случае когда товары взаимозаменяемы, ценовой сговор практически не имеет смысла;

- степень схожести условий производства товаров у различных производителей. Схожесть условий производства и сопоставимость издержек способствует установлению близких по уровню цен и заключению соглашения;

- размер доли постоянных  издержек в стоимости товара. Высокая их доля затрудняет возможность маневрирования ценами в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры. В таких случаях угроза войны цен, приводящей к существенным потерям для поставщиков, стимулирует их к заключению соглашений по поддержанию цен;

- особенности системы  налогообложения для производителей и посредников товаров. Разница в количестве и величине налогов может являться причиной разного уровня цен, а также разного уровня доходов и способствует появлению соглашений вертикального типа.

На втором этапе экспертизы определяется, способен ли кто-либо из участников соглашения в отдельности или все вместе путем согласованных действий ограничивать конкуренцию. Критерием ограничения или препятствия для развития конкуренции может служить влияние соглашения на независимость принятия экономических решений предприятий, на предложение и соотношение спроса и предложения товаров на рынке [7, c.95].

Если хотя бы один из этих критериев выполняется, следует  рассматривать соглашение как ограничивающее конкуренцию. Если же выясняется, что участники соглашения не в состоянии оказывать решающее влияние на конкуренцию, то экспертиза прекращается.

Информация о работе Естественные монополии в РБ