Естественные монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Проблема регулирования естественных монополий является одной из наиболее актуальных тем, особенно в условиях финансово‒экономического кризиса. Естественные монополии образуются в отраслях, в которых невозможна конкуренция по каким–либо причинам. Такими причинами могут быть, например, использование редких ресурсов при производстве товара, или необходимость иметь определённую лицензию на данный вид деятельности. К естественным монополиям относят предприятия, в которых размеры начальных вложений очень велики, поэтому другой фирме просто невыгодно вступать в конкурентные отношения.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………….4
1. Сущность естественных монополий………………………………………………..6
1.1. Понятие монополии……………………………………………………...………...6
1.2. Возникновение и сущность естественных монополий………………..………..10
1.3. Признаки и границы естественных монополий………………………..14
2. Регулирование естественных монополий………………………………….27
2.1. Методы регулирования………………………………………………….27
Заключение (основные выводы)…………

Файлы: 1 файл

экономика - копия.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ: 
 

Введение ……………………………………………………………………………….4

1. Сущность естественных монополий………………………………………………..6

1.1. Понятие монополии……………………………………………………...………...6

1.2. Возникновение и сущность естественных монополий………………..………..10

1.3. Признаки и границы естественных монополий………………………..14

2. Регулирование естественных монополий………………………………….27

2.1. Методы регулирования………………………………………………….27

Заключение (основные выводы)…………………………………………..37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

     Проблема регулирования естественных монополий является одной из наиболее актуальных тем, особенно в условиях финансово‒экономического кризиса. Естественные монополии образуются в отраслях, в которых невозможна конкуренция по каким–либо причинам. Такими причинами могут быть, например, использование редких ресурсов при производстве товара, или необходимость иметь определённую лицензию на данный вид деятельности. К естественным монополиям относят предприятия, в которых размеры начальных вложений очень велики, поэтому другой фирме просто невыгодно вступать в конкурентные отношения. Естественные монополии – это отрасли, рассчитанные на большую часть населения, поэтому такие отрасли нуждаются в государственном регулировании для поддержания интересов не только самих монополистов, но и всего населения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Сущность естественных монополий.

     1.1. Понятие монополии

     Для того чтобы понять сущность и способы  регулирования естественных монополий, необходимо, для начала, разобраться  с понятием монополии в целом. Монополии бывают разных типов и видов, и существует множество различных определений этого понятия, вот некоторые из них:

    «Монополия  – это исключительное право в  определённой сфере деятельности государства, организации, фирмы и т.п., прежде всего на производство или продажу чего‒либо».

    «Монополия  – тип структуры рынка, в котором  существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определённого  товара, не имеющего близкого заменителя».

    «Монополия  – это исключительное право на какое‒либо дело, вид деятельности, мероприятие. Это право предоставляется определённому лицу, группе лиц или государству. Монополия характерна для следующих видов деятельности – производства, промысла, применения, использования определённых материальных ценностей, продуктов».

    Но  на практике этот термин не столь однозначен. Практически невозможно найти экономику, на рынке которой существовал бы только один монополист в определённой отрасли, то есть это означает, что практически невозможно найти чистую абсолютную монополию. Это сравнимо с рынком совершенной конкуренции, ситуация, к которой стремятся, но достичь которую очень трудно. Исходя из этого, можно утверждать, что совершенная конкуренция и чистая абсолютная монополия – это два логических предела рынка. «… монополии есть прямая противоположность свободной конкуренции…». Монополия в отличие от совершенной конкуренции не использует кривую издержек для определения оптимального производства. Максимальная прибыль зависит от кривой спроса. При росте спроса увеличивается не только объём продукции, но и цена, несмотря на сокращение издержек. Монополия продаёт товар по завышенной цене и производит меньше, чем при свободной конкуренции. Существование монополий невозможно представить без препятствий для входа на рынок.

    Монополии делятся на три основные типа:

    ‒ Монополистическая конкуренция – тип монополии, на котором имеется достаточно большое количество фирм, продаётся дифференцированная продукция и происходит некоторый контроль над ценой в узких рамках. Небольшие препятствия для входа на рынок.

    ‒ Олигополия – тип отраслевого рынка, на котором имеется несколько фирм, происходит частичный контроль над ценой, существуют большие препятствия для входа на рынок.

    ‒ Чистая монополия – тип отраслевого рынка, на котором имеется единственный продавец товара, который влияет на общий объём предложения и на цену товара, отсутствуют близкие заменители этого товара, и существуют высокие барьеры для входа на рынок.

    Первые  в России монополии появились  в 80-х годах 19 века. Отрасли, которые  имели особое значение для государства, находились под строгим контролем государственных органов. К таким отраслям можно отнести: металлургию, транспорт, машиностроение и др. Монополии чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов. В то время ещё отсутствовали какие‒либо законодательные и административные нормы, которые должны регулировать деятельность монополий.  Из‒за этого распространялись официально нерегистрируемые монополии. 1910‒1913 года – это период промышленного подъёма. В это время резко выросло и число монополий.

    Можно выделить формы монополий по историческому  критерию:

    ‒ Простейшие объединения: конвенции, пулы, ринги, концерны. Признаком таких объединений является временное соглашение о ценах.

    ‒ Картели – монополистические объединения фирм одной отрасли, в которых существует соглашение между этими предприятиями по некоторым вопросам, но при этом фирмы остаются самостоятельными.

    ‒ Синдикаты ‒ объединения предприятий одной отрасли, которые лишаются своей самостоятельности.

    ‒ Тресты – объединения предприятий одной или нескольких отраслей с полной потерей их самостоятельности во всех отношениях.

    ‒ Комбинаты – объединения предприятий, связанных друг с другом.

    ‒ Концерны – объединения предприятий разных отраслей, установления полного финансового контроля, путём скупки акций.

    Экономистам удалось определить четыре основных фактора, отличающим монопольную фирму:

    1. Строгий контроль над факторами производства, используемыми в  отрасли. Это значит, что монопольная фирма контролирует исключительность, подлинность и уникальность вводимых факторов.

    2. Экономия из‒за роста масштабов производства. Предположим, что цены на ресурсы остаются неизменными, фиксированными. Если кривая долгосрочных издержек является нисходящей кривой, тогда удовлетворить потребности общества можно, сконцентрировав производство данного продукта в рамках одной фирмы.

    3. Патенты. Это исключительное право получения выгоды на всех стадиях использования данного изобретения. Но, как правило, выгода не бывает без каких-либо издержек. Монополия обычно устанавливает свои более высокие цены, тем самым, стараясь избежать больших потерь. Если у фирмы не получилось продать товар по своей цене, соответственно, не получилось возместить издержки, то у неё пропадает стимул проведения дальнейших исследований.

    4. Государственные лицензии и привилегии. Существуют рынки, на которых нельзя заниматься бизнесом без государственных лицензий. Нередко государственные лицензии содержат в себе перечень правил, которые чётко разъясняют, какие права и гарантии даёт данная лицензия. Иногда государство устанавливает достаточно высокую плату за лицензию, тем самым, вынуждая повышать цены.

    Монополист  вправе оказывать влияние на конкуренцию, изменять цены и объём производства, затруднять доступ на рынок. Таким образом, монополист перераспределяет спрос, получая при этом наиболее высокую для себя прибыль.

    Монополия – это крайняя форма несовершенной  конкуренции. Если продавец может повышать цену при уменьшении объёма выпуска, то такой продавец обладает монопольной  властью. Монополия порождает такое явление как ценовая дискриминация: фирма продаёт один и тот же товар разным потребителям по разным ценам. Любой новый продавец не может проникнуть на монопольный рынок, так как существуют барьеры вхождения. Препятствия бывают естественные и искусственно созданные. Самый главный естественный барьер – это технические преимущества при крупном масштабе производства. Искусственные барьеры – это законодательные ограничения, такие как: патенты, лицензии  на предпринимательскую деятельность и др.

    Существует три вида монополий:

     ‒Закрытая монополия. Она полностью защищена и отграничена от

конкуренции.

     ‒ Открытая монополия. Эта фирма не защищена полностью от конкуренции, но на какое то определённое время всё-таки является единственным поставщиком продукта.

     ‒ Естественная монополия. Если фирма обслуживает весь рынок, тогда долгосрочные издержки достигают своего минимума. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Возникновение и сущность естественных монополий.

    По  мнению многих учёных и политиков, конкурентный рынок является наиболее эффективной организацией экономики. Но совершенная конкуренция – это не естественное состояние рынка из-за многих социальных и экономических факторов.  Некоторые рынки вообще не могут функционировать на конкурентной основе. Для них характерна и естественна высокая степень монополизации.

     Иногда  монопольное производство в целом  намного лучше и эффективнее  для общества, чем предприятия, которые  конкурируют между собой. Это  и есть случай естественной монополии. На определение естественных монополий существуют две противоположные точки зрения. Некоторые считают, что естественной монополии вообще не существует. Другие убеждены в том, что естественные монополии существуют и их обязательно необходимо поддерживать. Для начала рассмотрим точку зрения, доказывающую существование естественных монополий.

    «В  ряде отраслей народного хозяйства  объективна экономия, обусловленная  ростом масштаба производства, особенно резко выражена, а конкуренция фактически просто неосуществима или максимально затруднена. Такие отрасли и являются отраслями естественных монополий (или в них существует естественная монополия как объективное явление)»

    «Естественная монополия ‒ состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции».

    «Естественная монополия – признанная государством монополия на производство и продажу товаров и услуг. Возникает там, где монополизм естественно обусловлен, выгоден государству и всему населению или вызван соображениями общественной безопасности».

    «Естественная монополия ‒ состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров».

    Естественная  монополия наблюдается в отраслях, где долгосрочные средние издержки будут минимальными, только если на рынке выступает один продавец в  отрасли. Товар выгоднее производить одной фирме, даже не смотря на её выпуск, чем двум и более. «Одна фирма может удовлетворить весь рыночный спрос на товар с меньшими средними затратами, чем те, которые были бы возможны, если бы две или несколько конкурирующих фирм поставляли точно такое же количество товара». Это значит, что для других фирм на рынке данного товара не остаётся места, следовательно, для них вход в эту отрасль закрыт, так как появление на рынке новых продавцов ведёт к росту затрат.

    Большие предприятия лучше оснащены с точки зрения техники. Так же они обладают большей мощностью. Благодаря этому, производительность труда повышается при одновременном снижении издержек на единицу продукции. Это значит, что ресурсы, которые используются в производстве, расходуются наиболее эффективно. В этом и заключается естественная для общества ситуация на рынке.

    Естественные  монополии бывают временными и постоянными. Признаком постоянной естественной монополии является растущая отдача от масштаба при любом объёме производства. Одна единственная фирма в отрасли способна удовлетворить величину спроса с минимальными издержками производства. Временные естественные монополии отличаются от постоянных тем, что они пользуются преимуществами отдачи от масштаба только при определённом объёме спроса. В этом случае в какой‒то момент монополия перестаёт быть естественной, барьер для входа в отрасль новых фирм снижается, постепенно начинает развиваться конкуренция. 

Информация о работе Естественные монополии